Gravis UltraSound
Если обратиться к первоисточнику, то на сайте www.gravisultrasound.net ты на чистом чешском языке прочитаешь «GUS je Legenda». Вопрос - почему на чешском? Достаточно неожиданно, учитывая, что фирма-изготовитель, Advanced Gravis Computer TechnoLogy Ltd. основана в 1982 год в Канаде, а если точнее, то в ее провинции с красивым названием «Британская Колумбия». В Чехии находится некий фан-клуб поклонников GUS (а по-нашему «Гуся») - вот и все, что осталось от легендарного бренда.
 

Чем занималась компания с 1982 года по 1993 год - не то чтобы покрыто мраком и туманом, но нам в настоящий момент совершенно не интересно. Даже если инженеры этой компании в вышеуказанный период изобрели Терминатора - пусть это останется на их совести. Мы же с тобой начнем отсчет с 1992 года, когда компания Advanced Gravis в соавторстве с фирмой Forte разработала сэмплерный синтезатор GF-1 и в 1993 году показала миру свое творение под названием Gravis UltraSound. Подвигом это можно назвать уже потому, что на тот момент компьютеры большинства пользователей воспроизводили звук при помощи компании Creative и ее Sound Blaster'oB. А это значит, что продукт, который был в знак протеста несовместим с этими самыми «Бластерами» по всем параметрам, был однозначно обречен на неудачу. Но, как очень скоро выяснилось, ставка была сделана не только на уникальность и несовместимость.

Козырная карта

На первом месте у компании Gravis стояла новая технология воспроизведения звука, а точнее сказать - модернизированный WaveTable-синтез. Ведь на тот момент (напомню, это был 1993 год!) у фирмы практически не было никаких производственных мощностей для формирования больших партий продукта, но зато у Gravis была замечательная технология Patch Technologies, которую они запатентовали. Инженеры компании сумели создать такое звучание, которое по тем временам (да и сейчас) было по силам только для Yamaha. Вкратце суть новой технологии была такова - сэмплы, называемые фирмой патчами, могли грузиться в локальную динамическую память карты не целиком, а независимыми фрагментами, что давало возможность сэкономить на FM-синтезаторе, а это, в свою очередь, не только улучшало звучание, но и удешевляло карту. Правда, все тут же уперлось в объем памяти на звуковухе, но ее нехватка была устранена при помощи своеобразного алгоритма: сначала при помощи драйвера происходило понижение дискретизации до 22 кГц, потом уменьшалась разрядность с 16 до 8, ну а если и этого не хватало, то патчи в память загружались динамически по мере обращения к ним, что негативно сказывалось на работе железа в целом.

Такая интересная и перспективная технология не могла не заинтересовать тех, кто хотел заработать на ней деньги. И альянс Advanced Gravis Computer Technology, Ltd. и Turtle Beach Systems, а если быть точнее, то с ее предприятием, занимающимся аудиочипами - ICS, состоfялся. С такой маркировкой первое изделие и ушло в массы - ICS&Gravis GF1.



Gravis UltraSound Classic
Gravis UltraSound Classic

Пройдемте в номера!

За первым выпуском последовал второй, за ним - третий... И набралось их целых шесть. Номер первый, как водится, был самым простым, без наворотов - потому и назывался просто Gravis UltraSound Classic. Характеристики карты были достаточно стандартными, частота дискретизации и разрядность - обычными, дружила карта с шиной ISA и совсем не дружила с SoundBlaster'oм. Вид она имела очень красивый - ярко-красный текстолит, поставлялась исключительно в упаковке, имела неплохой набор в комплекте, включая книжку на 300 страниц. Номером вторым шла Gravis UltraSound MAX - отличия заключались в том, что частота дискретизации была увеличена с 44.1 до 48 кГц, а на заводе была предустановленна память в объеме 0.5 Мб (и могла быть расширена до 1 Мб). Уже лучше, но хотелось большего.

Под номером три шла Gravis UltraSound АСЕ. Тут ничего сверхъестественного не появилось, поскольку на тот момент идеи у инженеров кончились, и маркетологи пошли проверенным путем простого расширения аудиокарты. Здесь они сумели сделать первый реверанс в сторону поклонников Creative - это устройство можно было по специальному TableWave-коннектору подключить к любой другой карте и получить совместимость с SoundBlaster'oM. Однако такая вот конструкция очень сильно опустошала бумажник, плюс ко всему любое творение техников теряет в качестве прямо пропорционально количеству излишних соединений. Эта звуковуха не стала исключением из правил - она порождала достаточно много шумов в отличие от своих предшественниц.

Звук от AMD

В1995 году в судьбе фирмы и ее звуковых карт наступил переломный момент-они расторгли договор с Turtle Beach Systems и перешли под крыло Advanced Micro Devices - в обиходе AMD. Компания, всю свою сознательную жизнь выпускавшая центральные процессоры, неожиданно для себя и для других создала аудиопроцессор AMD InterWave. Поскольку он изначально затачивался под Patch Technologies, можно предположить, что решение сменить партнера было не внезапным, а достаточно подготовленным. Процессор от AMD получился неплохим. Проектировщики учли огрехи предыдущего компаньона Gravis и сделали в нем поддержку целых 16 Мб памяти, что дало неплохой прирост в производительности и избавило слабые компьютеры от динамического обращения к патчам.

Первым птенцом гнезда Gravis-AMD была UltraSound Р&Р - по-прежнему красного цвета, ставшего своего рода фирменным знаком Gravis. Кроме общеизвестных и достаточно типичных характеристик (таких, как частота дискретизации 48 кГц, возможность воспроизводить до 32-х каналов одновременно и фирменный WaveTable-синтезатор), в ПЗУ были зашиты 1 Мб патчей (нечто вроде хранилища для сверхбыстрого обращения) и возможность воспроизведения 5 звуковых эффектов - реверберация, фланжер, хор, затухание и эхо. Ну а буквы в названии карты говорили о принадлежности ее к новому классу устройств Plug'n'Play.


Gravis UltraSound P&P
Звуковая карта Gravis UltraSound P&P

Существует еще один достаточно интересный момент - если изучать спецификации карт Gravis с момента их выпуска под эгидой AMD, то можно заметить, что объем памяти там указывается достаточно странным образом, а именно - «Возможность расширения: до 8 Мб (с паяльником в руке до 16 Мб)». Суть проблемы оказалась в том, что, несмотря на наличие в процессоре адресации для подключения 16 мегабайт оперативной памяти, сами карты были оборудованы распайкой, способной вместить только восемь. Ну кого, скажите, такое может устроить? И те, кто дружил с паяльником, заставляли свои карты подключать еще столько же. Следом за Gravis UltraSound P&P была выпущена ее старшая сестренка с приставкой Pro. В комплект был добавлен микрофон, а на борт карты помещены 512 Кб памяти (предыдущая модель интегрированного ОЗУ не имела). Больше - никаких отличий. Достаточно странная карта для всего модельного ряда, но сила маркетинга в том, чтобы продать даже то, в чем нет смысла, поэтому эта звуковуха продавалась тоже достаточно весело.

В целом карты на базе процессоров AMD получились поинтереснее предыдущего поколения с чипом GF-1. Сама Gravis не сидела на месте, старалась выпустить что-то свое, не гибридное, но, похоже, кроме гибридов у нее уже ничего не получалось. Так, например, их GUS Extreme (он же ViperMAX) - карта, имеющая в своей основе сердце GF-1 в сообществе с микшером от ESS 1688, а это сразу же сделало ее совместимой с SoundBlaster Pro на уровне железа и отнимало большую долю индивидуальности.


Gravis UltraSound MAX
Звуковая карта Gravis UltraSound MAX

Подведем итоги

Поистине «звездной железкой» в модельном ряду Gravis оказалась Gravis UltraSound P&P. В пользу этого говорят несколько фактов: 1) именно под нее существует огромное количество работающего софта; 2) именно для этой карты написаны самые удачные драйвера DirectX. И еще один факт (вроде бы косвенный, но при ближайшем рассмотрении достаточно весомый) - дело в том, что чипы InterWave использовались не только в картах от Gravis, но в этих железках не была предусмотрена оперативная память. Делалось это с одной целью: чтобы они своей производительностью не переплюнули Gravis UltraSound P&P.

В настоящий момент карты Advanced Gravis производства 1992-1995 годов стали настоящим раритетом. В России их найти практически невозможно из-за достаточно высокой (на момент выпуска) цены - от 300 до 600 долларов. Думаю, что обнаружить их можно только у коллекционеров железного антиквариата. Но для своего времени карты от Gravis были очень и очень неплохи и составили достойную конкуренцию вечному лидеру Creative.

SoundBlaster 16 Pro PnP

Вечный конкурент Gravis - SoundBlaster 16 Pro PnP







По материалам журнала "Железо"
Автор: Niro






 

Добавить комментарий