Компьютер+внешний ЦАП против CD-проигрывателя
Споры, какой источник лучше передает музыку, не затихают. Армия винильщиков регулярно пополняется аудиофилами, разочаровавшимися в цифре. Но правильный аналоговый звук тоже получается не у всех. Неужели так и не будет иного выбора, кроме CD и LP? Сегодня мы рассмотрим необычный вариант, у которого есть все шансы стать реальной альтернативой.
 

КОМПОНЕНТЫ

  • Ноутбук Dell Inspiron 6400 80 Gb ($1300).
  • Преобразователь USB — I2S Stereopravda UC601 ($1500).
  • ЦАП с интерфейсом I2S Benchmark Media Systems DAC1 ($1800).
  • Аккумуляторный источник питания для  DAC1 ($1500).
  • CD-проигрыватель Lindemann Audiotechnics D680 ($11000).
  • Предварительный усилитель Manley 300B Neoclassic Preamp ($6600).
  • Усилители мощности Manley Neoclassic 250 Monoblock ($10000 (2 шт.)).
  • Акустические системы Magnepan MG20.1 ($16800).
  • Кабель I2S Revelation Audio Labs Cryo-Silver ($330/м).
  • Кабель USB Kimber Kable Audiophile USB ($120/м)
  • Межкомпонентные кабели Stereovox SEI-600s ($1200/м).
  • Акустический кабель Stereovox LSP-600c ($1200/м).


Компьютер как музыкальный источник используется многими, вот только до аудиофильского уровня ему далековато. Причин тому, на мой взгляд, две — сомнительное с точки зрения Hi-Fi питание и неважное качество цифро-аналогового преобразования. Даже самые продвинутые звуковые карты (если не считать очень дорогие профессиональные) не могут сравниться с ЦАПами — выносными или встроенными в приличные CD-проигрыватели. Зато плюсов здесь гораздо больше. Давайте считать. При воспроизведении музыки с CD неизбежно возникают ошибки считывания — из-за биения диска, царапин, нечеткой фокусировки лазера и т.д. Исправляются они непосредственно во время воспроизведения методом экстраполяции, т.е. подстановкой неких промежуточных, псевдослучайных значений. Много ли ошибок, насколько они серьезны и корректно ли исправлены, узнать невозможно — алгоритм намертво зашит в цифровом тракте проигрывателя и никакому контролю со стороны пользователя не поддается. Если хотите знать мое мнение — качество звучания проигрывателя зависит вовсе не от уровня джиттера, типа цифрового фильтра или ЦАПа, а именно от корректности экстраполяции.


Компьютер+внешний ЦАП против CD-проигрывателя

Несмотря на то, что в компьютере транспорт намного проще, за счет многократного считывания информации ошибок возникает меньше. И исправляются они неспешно в ходе переноса информации на жесткий диск. Продвинутые программы, например Exact Audio Copy, по несколько раз проверяют каждый сектор, показывают количество и уровень сложности исправлений.

Второй заключается в том, что с винчестера данные считываются со 100-процентной точностью, а в выходном сигнале отсутствует джиттер. Чтобы добиться таких результатов в бытовых проигрывателях, некоторые компании, например Meridian, используют буферы огромной емкости, откуда данные извлекаются с временной задержкой и жесткой синхронизацией. В компьютере таким накопителем является жесткий диск, и это намного более дешевое решение.f


Компьютер+внешний ЦАП против CD-проигрывателя

И наконец, не следует забывать о перспективах. Многие производители H-Fi считают (и я с ними совершенно согласен), что годы физических аудионосителей сочтены — будущее за сетевым контентом. Уже сейчас около 70% музыки скачивается из Интернета, а продажи CD постоянно падают. Так что применение компьютера или сервера с HDD большой емкости в домашней аудиосистеме можно считать весьма дальновидным решением. Оно, кстати, избавит интерьер от многочисленных стоек или полок для компакт-дисков — на собственном опыте знаю, насколько это актуально.


Компьютер+внешний ЦАП против CD-проигрывателя

Итак, плюсы компьютерного источника очевидны, но возможно ли добиться от него бескомпромиссного, аудиофильского звучания?  Это попытался сделать Михаил Кучеренко, человек весьма известный и авторитетный в вопросах High End Audio. По его инициативе был изготовлен конвертер Stereopravda UC601, получающий сигнал от компьютера по интерфейсу USB и выдающий его наружу по шине I2S. Последняя содержит пять сигнальных линий, по которым передаются аудиоданные правого и левого каналов,  и и импульсы тактового генератора. Вообще говоря, это стандартный внутренний протокол для передачи данных внутри одного устройства, но некоторые компании (например, Sonic Frontiers) использовали его для соединения транспорта и ЦАПа вместо общепринятого SPDIF, в котором данные и синхронизация передаются по одной линии. При переходе на пятипроводное соединение (пятый контакт — «земля») разница в качестве получается примерно такая же, как между композитным и компонентным сигналами. Единого стандарта I2S выработано не было, поэтому многие устройства, использующие этот интерфейс в качестве внешнего, могут оказаться несовместимыми. Алексей Маланин, разработчик конвертера Stereopravda, взял за основу протокол, принятый фирмами Perpetual Technologies и Camelot Audio. Если продолжать аналогии с видео, то это эквивалентно переходу на компонентный сигнал с апскейлингом — конвертер поднимает разрешение сигнала до 24 бита/88,2 кГц. У него собственное бортовое питание от аккумуляторов с зарядным устройством, входные каскады питаются от компьютера через USB. Первое время конвертер будет продаваться за $1500, что очень близко к его себестоимости.


Компьютер+внешний ЦАП против CD-проигрывателя

Как известно, источники сигнала более других компонентов тракта чувствительны к чистоте питающего напряжения и, как следствие, качеству сетевых шнуров. Рост числа компьютеров и мобильных телефонов со временем только усугубляет эту проблему. Радикально ее можно решить лишь с помощью аккумуляторов, что и было сделано. Источник автономного питания UC601 имеет линейный индикатор состояния батарей и от одной зарядки может работать около суток. Стоит он $1500, но позволяет сэкономить на сетевом кондиционере и дорогом шнуре питания.


Benchmark Media Systems DAC1

С конвертера сигнал подавался на DAC1 американской компании Benchmark Media Systems. Это одна из немногих моделей на рынке, имеющих вход USB. Так что не только в России озабочены качественным мультимедийным воспроизведением. А вот интерфейс I2S специалисты «Стереоправды» встраивают в ЦАП сами. DAC1 поддерживает входные форматы вплоть до 24/192, имеет балансные выходы, а также качественный телефонный усилитель с выходами на два гнезда и регулятором громкости. Схемотехника UltraLock обеспечивает исчезающее малый уровень джиттера, шумов и искажений. Для чистоты эксперимента этот компактный блочок тоже запитывался от аккумуляторного источника.

Среди недостатков компьютера я отмечал грязное питание на внутренних шинах. Но в ноутбуке он сведен к минимуму, а если не работать во время зарядки, получится источник сигнала с полной изоляции от сети. Мы задействовали Dell с винчестером емкостью 80 Гб. Компакт-диски копировались с помощью Exact Audio Copy в несжатом формате WAV. Для непосредственного сравнения диск воспроизводился на референсном CD-проигрывателе Lindemann Audiotechnics D680 стоимостью $11000, и одновременно копия того же самого трека — на компьютере. Но прежде чем я расскажу о результатах, несколько слов об остальном тракте.


Компьютер+внешний ЦАП против CD-проигрывателя

Предусилитель Manley 300B Neoclassic Preamp — действительно ламповая классика. В нем использовано идеальное сочетание триодов 6SN7 и 300B в однотактном включении, кенотронное питание с газовыми стабилитронами и серебряная внутренняя проводка. Пред способен работать как в линию, так и на головные телефоны, поскольку выход у него трансформаторный.

К той же линейке Neoclassic относятся и 250-е моноблоки на тетродах EL34. Это вторая, улучшенная версия, в которой полностью переделан выходной каскад. Для снижения границы воспроизведения и уменьшения искажений были созданы новые выходные трансформаторы — традиционно для Manley на Ш-сердечниках. Мощности 250 Вт на 5 Ом вполне достаточно для любой акустики и любых помещений. Предусмотрено переключение в триодный режим.


Manley Neoclassic 250 Monoblock

Применение в нашей системе Magnepan MG20.1 оправдывалось необходимостью получить максимально высокое разрешение на верхних частотах, а планары по этому показателю вне конкуренции. «Двадцатки» выпускаются более 20 лет, о них уже написано все, что можно, и я не хочу повторяться. Мне они нравятся также ровным балансом вплоть до 30 Гц, прекрасной сценой и слитностью звучания. Кроме того, сочетание планарных излучателей с ламповым усилением при высокой детальности и феноменальном разрешении абсолютно не утомляет слух.

Начинаем с «Лайбаха» [1] — копируем на винчестер «The Final Countdown» (что занимает около четырех минут), после чего диск загружаем в Lindemann. Включаем одновременное воспроизведение и сравниваем. Сначала — компьютер. Верхний регистр немного ярче, чем обычно, в нем масса нюансов, словно возникает отдельный атмосферный слой, состоящий из ревербераций и ранних отражений. Сцена широкая, но не слишком эшелонирована в глубину — перспектива, уходящая за линию колонок, весьма условна. Энергетика передается абсолютно адекватно. Бас точный, глубокий. Общее впечатление слитности, безукоризненного ритма и контрастности. Представьте себе картину, нарисованную плавными линиями, но остро отточенным пером. Теперь CD-проигрыватель. Полупрозрачная дымка в верхней части диапазона, контрастность заметно смягчена. Сцена немного стянута к центру, но уходит далеко вглубь. Картина объемна до голографичности, хотя несколько уступает по масштабу. Звучание в целом более привычно и кажется комфортнее. Но нет былого ощущения слитности, некоторые нюансы как бы выпадают из общей картины. Возможно, это не столь точная копия музыкального события по сравнению с компьютерной, но весьма талантливая интерпретация, созданная проигрывателем Lindemann.


Manley Neoclassic 250 Monoblock

Теперь дуэт Бебо Вальдеса и Диего Эль Сигала [2], гигантов кубинского джаза. Компьютер. Контрабас буквально подхлестывает ритмом, рояль занимает все пространство сцены. В промежутках между отдельными звуками — абсолютная чернота, провал. Из-за этого звучание кажется более рельефным, словно вылепленным в пространстве. Многочисленные акустические реверберации затухают плавно и не отвлекают внимание от главного. Возможно, немного холоднее и отстраненнее, чем требует жанр, но к точности тембральных нюансов придраться решительно невозможно. Странное дело — вроде бы нет ощущения «живого» исполнения, но и не похоже на механическое воспроизведение записи. Слишком ровно, плавно, и все фрагменты идеально состыкованы по времени. Единый идеально организованный поток.

Но в жизни так редко бывает, напоминает CD-проигрыватель. Он звучит немного эмоциональнее, теплее и позволяет себе некоторые вольности в расстановке музыкальных акцентов. В паузах нет черноты, пространство явно «дышит». Слух моментально возвращается к привычному восприятию, идентифицируя источник. В чем дело, ведь тембральный баланс и пространственные координаты на этой записи остались прежними? Очевидно, мозг улавливает девиацию каких-то временных параметров, благодаря чему опытный виниловод уверенно различает на слух проигрыватели с прямым и пассиковым приводом.


Manley 300B Neoclassic Preamp

Для подтверждения этой гипотезы копируем джазовые композиции с весьма причудливой ритмической основой, одну с бутлега Брэндфорда Марсалиса [3], другую — с известного альбома Чика Кориа [4]. Звучание WAV-файлов ничем не отличалось от CD с точки зрения музыкального баланса — мы специально несколько раз чередовали источники — но воспринимались фрагменты, тем не менее, немного по-разному. В первом случае свинг точно соответствовал определению Чика Уэбба: «Неизменный темп, вызывающий ощущение легкости и расслабления, так что кажется, будто плывешь». Компакт-диск был ближе к живому исполнению, хотя в наиболее сложных местах ухо улавливало нечто вроде рассинхронизации инструментов, хотя, конечно, у таких мастеров этого в принципе быть не могло.

Главный вывод, который я бы сделал из описанного выше эксперимента, таков: при грамотном преобразовании сигнала компьютер может потягаться по музыкальности с хай-эндным CD-проигрывателем. В нашем случае выигрыш в цене получился почти трехкратный (я исхожу из того, что ноутбук в доме уже есть), и это при полной развязке источника от питающей сети. Не стану повторяться насчет гибкости системы, возможности ее апгрейда и будущих перспектив. Да, музыка с винчестера звучит немного непривычно, но это не значит, что она звучит хуже. Вполне возможно, что для многих подобный принцип может стать реальной альтернативой в поисках самого музыкального формата. А почему бы, собственно, и нет?

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

1.Laibach, «Anthems». Mute Records, 2004.

2.Bebo & Cigala, «Lagrimas Negras». BMG, 2003.

3.Branford Marsalis Quartet, «Eternal». WB, 2002.

4.Chick Corea, «Rendez Vous in New York». Stretch Records, 2003.







По материалам издания "Салон AV"
Автор Николай ЕФРЕМОВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить