Цифровые аудиоплееры для серьезного звука
В сфере воспроизведения музыки будущее определенно принадлежит цифровым форматам и соответствующим устройствам.

 

Появление таких звуковых форматов, как WAV, AIFF, FLAC, ALAC и некоторые другие, позволило сохранять музыку без потерь на жестких дисках, а развитие компьютерных технологий значительно усилило интерес производителей аудиотехники к полностью цифровым источникам, где в качестве транспорта используется программно-аппаратный модуль, воспроизводящий аудиофайлы. Особенно значительный прогресс в этой области наметился в последние пару лет.

Предыстория lossless

Рассуждая о компьютерах, нельзя не вспомнить ведущих производителей операционных систем - Microsoft и Apple. Именно им мы обязаны появлением качественных цифровых ау-диостандартов. Еще в 1988 году был разработан формат RIFF (Resource Interchange File Format), ставший основой для Waveform Audio File Format (он же WAV) и использовавшийся Microsoft и IBM. Тогда же Apple на основе RIFF придумала свой формат, аналогичный WAV, - AIFF (Apple Interchange File Format). Оба они давали возможность сделать цифровую копию с аудиоСй. В те времена бытовое использование этих протоколов было ограничено отсутствием носителей большой емкости (напомним, что копия 74-минутного CD имеет размер около 700 Мбайт). Поэтому основным носителем музыкальной информации по-прежнему оставались компакт-диски. В 2001 году появился формат FLAC (Free Lossless Audio Codec), который позволял уменьшить размер файла в 1,5 раза по сравнению WAV при полном сохранении всей информации, обеспечивая так называемое сжатие без потерь - lossless. Параллельно с FLAC в жизнь вошел и еще один lossless-формат - Monkey Audio (АРЕ). Оба они были созданы под Windows и, по большому счету, представляли собой архиваторы наподобие RAR или ZIP, только приспособленные для воспроизведения файла программными аудиопле-ерами. Аналогичный эппловский формат ALAC появился только в 2004 году. К тому времени жесткие диски стали более емкими и дешевыми, развивалось и программное обеспечение для воспроизведения аудио с компьютера. Видимо, этот период и стоит считать отправной точкой в деле активного использования качественных компьютерных аудиоформатов.


Цифровые аудиоплееры для серьезного звука


Аппаратное обеспечение

Первым полностью цифровым аудиотранспор-том был самый обычный компьютер, оснащенный звуковой картой с аналоговым или цифровым выходом. Хотя в том или ином виде все текущие цифровые аудиосистемы являются компьютерами, производители решили делать такие источники похожими на традиционные Hi-Fi-компоненты. В нашем тесте будут присутствуют модели Naimnet, Olive и NuForce - фактически полные компьютеры со специализированным программным обеспечением и встроенным хранилищем. Сетевые плееры Linn и Logitech уже требуют управления извне и внешнего хранилища данных. И в качестве альтернативы двум предыдущим типам мы решили использовать внешний ЦАП с USB от компании PS Audio в паре с компьютером. Каждая фирма предложила свои оригинальные аппаратные и программные решения для достижения оптимального звучания, поскольку в немалой степени от работы программно-аппаратного модуля зависит качественное воспроизведение файла.

Источники контента

Как ни странно, самым распространенным источником для получения цифрового аудиофайла по-прежнему является CD, поскольку на данном носителе наиболее широко представлены все музыкальные стили. При наличии встроенного привода, как у Nairn, Olive или NuForce, копию можно сделать с помощью плеера. В остальных случаях для этого используется программа ЕАС (Exact Audio Сору), ставшая стандартом де-факто в этой области. Полученный в итоге файл с параметрами 16 бит/44 кГц сохраняется в формате FLAC. В отличие от несжатого WAV, он, как и прочие lossless-форматы, позволяет прописывать так называемые теги - сведения об альбоме, жанре, исполнителе, присваивать им изображение обложки. Все это совсем не обязательно вбивать вручную - базы с готовыми данными легко загружаются из Интернета.


Цифровые аудиоплееры для серьезного звука


Также, кроме сделанных в домашних условиях CD-копий, уже вполне официально начинает предлагаться полностью цифровой контент, в том числе с параметрами вплоть до 24 бит/192 кГц. Среди первых его распространителей - такие компании, как Linn Records, Naim Label, HDtracks и ряд других. Пока ассортимент записей не особо велик и больше тяготеет к классике и джазу, но процесс развития подобных ресурсов продолжается - доступны уже тысячи альбомов. Владельцы грампластинок могут при желании освоить изготовление ри-пов и с них, но это сложнее, чем в случае с CD, к тому же тут как минимум нужна классная ау-диокарта для оцифровки. Хотя если хочется сохранить запись с редкого диска, который жалко регулярно проигрывать, то научиться не так уж и трудно. Копия, особенно с характеристиками 24 бит/96 кГц, получается вполне высокого качества. Фанаты HD-звука овладели и навыками копирования с SACD и DVD-Audio. Правда, SACD оцифровывается также, как и винил, - через аналоговый выход, ведь в отличие от DVD-Audio соответствующих SACD-приводов для компьютеров не предусмотрено, поэтому вне компьютерного интерфейса невозможно применить к DSD-потоку программу взлома защиты. Но в любом случае создать обширную и качественную цифровую коллекцию сегодня относительно несложно.


Цифровые аудиоплееры для серьезного звука


И кто же будет лучший?

Здесь ситуация довольно интересная, поскольку в тесте принимают участие устройства разной стоимости - от чуть больше 2000 и почти до 10000 долларов. Конечно, максимум, что требуется от цифрового аудиоплеера, - выдать качественный звук и при этом обеспечить удобство работы с аудиофайлами и стабильно функционировать. Но если со звуком и стабильностью определиться достаточно просто, то удобство - вещь субъективная, и тут нужно разбираться особо.


 Naimnet NS03 Naimnet NS03
Logitech Transporter Network Music Player  Logitech Transporter
 PS Audio PerfectWave DAC PS Audio PerfectWave DAC
 Linn Akurate DS  Linn Akurate DS
 Olive Opus 4 Olive Opus 4
 NuForce MSR-1 NuForce MSR-1


Итог

Как и ожидалось, итог получился закономерный и не совсем по ценовому ранжиру. Первое место достается Linn Akurate DS за самый лучший в тесте звук и грамотную реализацию аппаратного и программного обеспечения. На втором месте заслуженно PS Audio PerfectWave DAC за не менее впечатляющий звук. Кстати, у обоих призеров стоят одинаковые ЦАПы WM8741. И возможно с появлением сетевого модуля PS audio сможет и обойти Linn, поскольку даже с сетевой опцией он будет существенно дешевле. На третьем месте самый дорогой участник теста NaimNet NS03, который по звуку приближается к победителям, но дороже и нуждается в доработке программного обеспечения. У Logitech, несмотря на отсутствие аппаратных проблем, качество аналоговых выходов подвело, да и купить его непоредственно в России непросто. Olive Opus 4, мы надеемся, еще сможет заявить о себе после исправления найденных недостатков. Nuforce MSR-1 продемонстрировал очень приличный звук на цифровом выходе, но пока имеет ряд недочетов, правда, многие из них программного типа и мы надеемся на их устранение. Но главным итогом является то, что развитие цифрового направления воспроизведения музыки идет активно и, возможно, скоро мы увидим куда более разумные по цене цифровые плееры для серьезного звука.



Цифровые аудиоплееры для серьезного звука
Большое изображение







По материалам издания DVDXPERT
Автор Владимир Седов







Добавить комментарий


Защитный код
Обновить