Etymotic Research
Доктор Киллион называет эти первые в истории аудиотехники вставные наушники продуктом "бутлегеровского проекта", когда в 1991 году в свободное от "серьезных" дел время двое инженеров ER адаптировали производимую на тот момент компанией модель аудиологических вставных наушников.
 
Дэвид Кёрквуд, редактор журнала The Hearing Journal, написал о Миде Киллионе следующее: "Все приходящие мне на ум при упоминании имени Мида Киллиона определения - он (как ученый-разработчик) "блестящий", "совершенно оригинальный", "изобретательный", "бескомпромиссный" - кажутся слишком тривиальными. Эти эпитеты, по-видимому, недооценивают реальность. Могу предположить, что пренебрежение всякого рода условностями и сложившимися стереотипами, которые сдерживают большинство из нас, делает Мида настолько свободным в его устремлениях, что он может на все 100% сконцентрироваться на поисках наилучших решений не только для слабослышаших, но и для всех остальных, кто нуждается в его работе".
Я оказался среди этих "всех остальных" с тех пор, как в 1994 году купил свою первую пару наушников Etymotic Research ER-4S (и нахожусь "там" до сих пор...). Сам доктор Киллион называет эти первые в истории аудиотехники вставные наушники продуктом "бутлегеровского проекта", когда в 1991 году в свободное от "серьезных" дел время двое инженеров ER адаптировали производимую на тот момент компанией модель аудиологических вставных наушников для исследования человеческого слуха и разработали первый в мире изолированный от внешнего шума высококачественный вставной "в-ушник", таким образом создав последнюю крупную инновацию в аналоговой потребительской аудиотехнике за всю ее многолетнюю историю.
С тех пор только ленивый не стал производить балансных арматурных вставных наушников: от Apple Computers и Klipsch до Monster Cable и Shure... Но несмотря на то, что самих Etymotic Research от этого бизнеса, исчисляющегося сейчас не менее, чем в сотни (!) миллионов долларов, оттеснили крупные корпорации, их изначальная модель по совокупности звуковых свойств, удобству и цене, на мой взгляд, до сих пор вне конкуренции.

Etymotic Research

АМ: Изменилась ли существенно в лучшую сторону техника снятия измерений за последние 20-30 лет, и позволило ли это увеличить долю объективных измерений по отношению к субъективным при создании новых конструкций?
М.К.: Что касается создания наушников-вкладышей, то примерно 20 лет назад появился стандартный манекен Kemar. Это человеческая "среднестатистическая голова" с внешним ухом и звуковым каналом. Но самое главное, что там есть, - это акустический согласователь Zwislocki Coupler с пятью ответвлениями. Он был создан профессором Джозефом Звислоки в 1971 году на основе измерений акустических свойств барабанной перепонки - в частности, ее акустического сопротивления, и исходя из ее механических свойств, включая механическую упругость, а также частотно-зависимую характеристику поглощения и отражения. Этот элемент был разработан в соответствии с типичными характеристиками среднестатистического человеческого уха и позволил смоделировать с помощью электрических параметров акустическую характеристику человеческого слухового аппарата. Это позволило существенно продвинуться в деле предсказания реальных характеристик слуха в открытом пространстве - и вместо того, чтобы делать измерения на десятках и сотнях испытуемых, мы получили модель, которая значительно облегчила разработку новых достоверных конструкций. Так был создан наш первый вкладной наушник ER1.
АМ: Что на основании этого метода можно сказать о прогрессе качества вкладных наушников последнего поколения по отношению к первым разработкам?
М.К.: Не хочу заниматься саморекламой, но единственный наушник с коэффициентом достоверности более 80% - это ER4 (фактически он равен 92%). Коэффициент достоверности других моделей, измеренный нашим методом,- и я могу это доказать - находится где-то в пределах 30-50%.
АМ: А если говорить о наушниках в целом, а не только о балансно-арматурных?
М.К.: На самом деле существуют великолепные наушники и у других производителей, например Sennheiser  HD 414 (открытого дизайна с желтыми поролоновыми "ушами"), которые в 1968 году были в стадии разработки. За исключением нескольких электростатических моделей, это были лучшие наушники своего времени, да и по популярности они стояли на первом месте. В том году я делал в Нью-Йорке доклад по слуховым аппаратам, а глава Sennheiser - по наушникам. И мы пришли в наших исследованиях к одной и той же амплитудно-частотной характеристике: +15 дБ на басах и +10 дБ на ВЧ. Однако этот подъем по басу и верхам, измеренный на поверхности телефонов, не означает, что наушники не могут давать очень правильную, соответствующую диффузному полю характеристику непосредственно на барабанной перепонке. Еще одна замечательная модель наушников Sennheiser - это Orpheus стоимостью $15000 (в комплекте с РАС'ом и ламповым усилителем для наушников). Я долго слушал эти прекрасные наушники и в конце концов сказал, что не слышу большой разницы между ними и ER4 - за исключением, возможно, пары децибел на 5 кГц, после чего представитель Sennheiser показал мне характеристику, снятую с помощью манекена Kemar. Когда мы сравнили ее с характеристикой ER4, эта разница составляла именно 2 дБ на 5 кГц! Не думаю, что подобный фокус мне еще когда-нибудь удастся в моей жизни, но в тот раз я попал в точку. Существует много компаний, которые знают, что они делают, и Sennheiser знает это явно не хуже других.
АМ: Когда лет десять назад я пытался продавать Etymotic Research в России, то обычно привозил по пять пар наушников, три из которых продавал, а одну мне возвращали под предлогом якобы "отсутствия баса". Я не мог предположить, что через несколько лет возникнет лавинный спрос на подобную продукцию, и практически все основные производители потребительской электроники начнут выпускать аналогичные изделия. Понятно, что им необходимо конкурировать между собой, и не только по цене. С вашей точки зрения - как создателя самого принципа, лежащего в основе такой конструкции, - в каких направлениях она может быть улучшена? Инженерные решения, новые материалы, оптимизация электрических параметров?
М.К.: Начну издалека. Первые наушники на рынке были именно открытой конструкции. Чтобы "переиграть" внешний шум, производителям ничего не оставалось, как задирать басы, поскольку значительная часть окружающего нас шума сосредоточена в области низких частот (двигатели автомобилей, грохот в общественном транспорте и т.д.). Разработка "закрытых" моделей была попыткой изолировать ухо от внешнего шума. Но эта изоляция оказалась условной, поскольку она страдала от неплотного прилегания амбушюр к голове. Это легко проверить, выключив музыку и услышав в закрытых наушниках внешний шум, спектр которого можно примерно оценить. Тем не менее, производители сохранили этот подъем по басу, исходя из конкуренции с "открытыми" моделями. Наши работы над созданием специальных ушных "затычек" для музыкантов и людей других профессий, связанных с внешним шумом, дали нам возможность изучить и разработать соответствующие подходы с целью защиты от шума.
С другой стороны, исследования человеческого слуха в лабораторных условиях и попытки повысить коэффициент достоверности четко указывают на то, что типичного для обычных наушников подъема по басу быть не должно. Т.е. в итоге мы имеем необходимость максимально точно следовать характеристике человеческого слуха. Как ни странно это звучит, но обе эти задачи предполагают решение крайне важного вопроса плотной посадки наушников в ушном канале, а по сути сводятся к правильному подбору наконечника (форма и материал). В 1979 году темой моей диссертации на примере прототипа нашей первой модели приводились изменения параметров звукового сигнала в зависимости от глубины посадки наушников в звуковом канале. Могу сказать, что незначительные перемещения внутри звукового канала (речь идет о миллиметрах) могут привести к снижению коэффициента достоверности с 92% до 80% и ниже.
АМ: А что вы думаете по поводу индивидуальных ушных слепков: насколько это целесообразно, и правда ли, что так можно улучшить результат в случае арматурных наушников?
М.К.: Проблема заключается в том, что в лабораториях, где изготовляют такие слепки, не до конца понимают, как надо это делать. В результате наушник может оказаться на меньшей глубине, чем в случае обычного силиконового наконечника. Вдобавок, проделанный в слепке канал опять же может быть неоптимальной длины и формы.
АМ: Правда ли, что чем ближе излучатель к барабанной перепонке, тем качество звучания однозначно выше?
М.К.: Необязательно, т.к. вопрос не столько в расстоянии до барабанной перепонки, сколько в согласовании параметров наушников с соответствующими параметрами уха. Индуктивные и емкостные составляющие эквивалентных параметров зависят от размещения наушника в слуховом канале. Это подтверждено экспериментально и аналитически, этому вопросу были посвящены многие мои научные статьи.
АМ: Есть ли что-либо особое в вашей процедуре субъективного сравнения разных арматурных наушников Etymotic Research и ваших конкурентов?
М.К.: Мы разработали программу, позволяющую симулировать характеристики других моделей наушников, которые мы можем накладывать на воспроизводимую компьютером фонограмму. Более того, мы оцениваем одно-, двух- и трехкратное воздействие этой характеристики на звук. При трехкратном накладывании специфичное влияние данной модели становится наиболее очевидным [что мне и было продемонстрировано в ходе этого интервью. Коэффициент достоверности испытанных при мне образцов наушников от других производителей составлял от 30 до 56%.- М.Кучеренко]. Мы используем iPod, вставляем наушники в манекен Kemar. Таким образом, получается характеристика, позволяющая отследить все резонансы и синтезировать нужные фильтры. Точно так же мы разрабатывали и ER4S, когда в качестве точки отсчета были классические и джазовые записи, сделанные мной. С их помощью и оптимизировалась конструкция ER4.
АМ: Почему другие производители не выпускают вкладные наушники уровня качества, схожего с вашими?
М.К.: Для большинства производителей такая мелочь, как вкладные наушники, - лишь побочное производство, которому не уделяется должного внимания. Дешевые компоненты и материалы, отсутствие серьезных научных разработок не позволяют получить высокий результат. Для меня же наушники - основное занятие и дело всей жизни. Их конструкция разработана и оптимизирована на основе моих собственных научных исследований, а также работ моих предшественников, изучавших физиологию слуха. Производители, не желающие вникнуть в результаты фундаментальных научных разработок, ориентируются на линейную характеристику излучателя, не учитывая суммарное влияние на звук ушной раковины и слухового канала со всеми сопутствующими резонансами (вот откуда берется подъем 15 дБ). В результате их наушники, помещенные в слуховой канал, подавляют его естественные резонансы просто как инородное тело, ничем не компенсируя данный эффект, и звук получается плоский и невыразительный. Etymotic Research - единственный в мире производитель наушников, гарантирующий близкую к идеальной характеристику звукового давления на барабанной перепонке.
АМ: Над чем вы работаете в настоящий момент?
М.К.: Сейчас я увлечен идеей создания беспроводной системы коммуникаций Companion Mics, которая позволит полноценно общаться друг с другом сразу нескольким слабослышащим в шумной обстановке. Это очень важно для интеграции людей с пониженным слухом в социальную среду. В ближайшем будущем я, несомненно, вернусь к разработкам новых моделей и систем, ориентированных на High End Audio.
АМ: Спасибо!



Комментарий Михаила Кучеренко


Ответ Мида Киллиона на мой вопрос о возможности дальнейшей эволюции их ER4 меня слегка разочаровал: я, конечно, ожидал большего. К сожалению, я увидел в этом (в данном случае) неизбежную ограниченность менталитета аудиологической компании, для которой этот продукт так и остался, несмотря на его феноменальный коммерческий успех, своего рода "незаконнорожденным" дитем. Хотя, может, он и прав на все 100%, понимая, что из электроники уже все "выжато", а мысль ставить на них провода за тысячи долларов ему в принципе не может прийти в голову.
Если бы аудиофильные компании увидели в этих наушниках потенциал на рынке аудиотехники, то, несмотря на то, что улучшить лежащие в основе конструкции излучатели Knowles Acoustics ED29689 от этой многомиллиардной корпорации им явно не по зубам, поизгаляться они там нашли бы над чем. Например, можно изготовить корпус из ценных пород дерева. А что, собственно, мелочиться, при таких размерах можно сделать его и из золота 983 пробы!
И, наверное, сделали бы, если бы не одно но... Несмотря на то, что провода, разъемы и прочее действительно влияет на качество звука этих наушников, наибольшее значение имеет индивидуальная кропотливая работа по их подгонке. К сожалению, кроме самих пользователей, на данный момент эту работу проделать некому. И в этом состоит основное препятствие, так как они к этому не готовы по целому ряду причин.
Ничто не ценится так дешево и не стоит так дорого, как правильная расстановка акустических систем в комнате прослушивания. И как, увы, редко встречаются покупатели аудиотехники, которые это не только понимают, но и действуют в соответствии с этим принципом. Так и в случае арматурных наушников (где все расстояния исчисляются долями миллиметра): их правильное расположение в ушном канале - это основной залог выдающегося успеха.
Можно сказать однозначно, что преодолеть пренебрежительное отношение покупателей к индивидуальной настройке собственных систем хай-эндные компании в целом так и не смогли. Жалкие наборы предлагаемых методов настройки и "аксессуаров" - еще одно этому подтверждение (например, разворот в горизонтальной плоскости пищалки, который позиционируется производителем как панацея от всех акустических бед.).
В случае же с вставными наушниками все и проще, и гораздо сложнее. Проще - так как нет сложного влияния помещения, а так как излучатель, как правило, однополосный, то нет и сложных взаимодействий динамиков и соответствующих разделительных фильтров. Гораздо сложнее же то, что ощущения на 100% переходят в субъективный домен. Кроме самого слушателя, никто не в состоянии сказать, как играют эти "в-ушники", находясь внутри его слухового канала. И, соответственно, специалисту нет никакой объективной возможности понять со стороны, что же происходит на самом деле и как можно еще что-то улучшить (вот где субъективизм - так действительно, субъективизм! Жаль, что пока никак нельзя использовать его в аудиопрессе.). Поэтому все изделия приходят в конструкции арматурных наушников к некому наименьшему общему знаменателю, различающемуся, как правило, только формой и материалами наконечников (по аналогии с расстановкой колонок, оказывается, самая "бесплатная", но и самая важная с точки зрения звука деталь). И именно поэтому Etymotic Research застряли навечно в гениально простой конструкции ER4, сделав пару упрощенных вариаций на ту же тему (ER-6, hf3 и hf5). По этому же пути прошли и все остальные более-менее успешные производители, предпочитая выплатить патентные деньги ER вместо попыток изобрести колесо (хотя и такие попытки были тоже). Я подозреваю, что патент ER в данном случае может быть так же прост, как и дырка "впереди иглы" у Зингера (которую никто из производителей швейных машинок, сколько ни старался, обойти так и не смог). Но они были первыми...

 

Etymotic Research


Я провозился с ER4 много лет и нисколько не жалею о потраченном времени. Кстати, я показал свою последнюю версию (см. прилагаемое фото) Миду во время нашего интервью, и он попросил меня надеть их - после чего с удивлением констатировал, что он никогда не думал, будто его конструкция может так глубоко входить в слуховой канал (индивидуальная настройка, однако!).
Под конец замечу, что, вроде бы, сомнительная фраза о "революционности" возврата к прослушиванию музыки на хороших наушниках все же имеет право на существование. Наушники позволяют использовать технические решения, которые невозможно полноценно реализовать в "традиционном" варианте использования акустических систем в помещении. Очень рекомендую послушать частоты 20 Гц и, скажем, 16 кГц на однополосных (!) ER-4S. Мой же последний портативный (!), бестрансформаторный (!), триодный (!) усилитель для наушников (сконструированный и изготовленный Николаем Пономаревым) имеет всего по одной (!) лампе (!) на канал и работает полностью от аккумуляторов. Его приблизительная стоимость не превышает 500 долларов. Через наушники я слышу музыки не меньше, чем через "большие" системы, - и, самое главное, для этого мне не нужно ни у кого ничего экспроприировать!




Интервью с Мидом Киллионом (Mead Killion), Etymotic Research. Ч.1





По материалам издания «АудиоМагазин»




Добавить комментарий


Защитный код
Обновить