Сравнение звука стереоусилителя и 7.1 AV-ресивера.

Еще пару лет назад можно было подумать, что многоканальное аудио окончательно завоевало мир. Продажи стереоаппаратуры стремительно падали, журналисты предрекали скорый ее переход в разряд техники «не для всех», а компании закрывали производство. Но вдруг все изменилось...


Возвращение



Первой ласточкой стала информация о неожиданно возросшем спросе на стереокомпоненты в Европе, пусть небольшом, но значимом для рынка. В прессе появились статьи о неудовлетворенности потребителей звучанием современных AV-peсиверов в стереорежиме, замедлился рост продаж однокоробочных дешевых комплексов. Тут обрел популярность iPod, и покупатели начали не только использовать его для мобильного прослушивания, но и подключать к домашнему комплексу. Музыка вернулась. А с ней вернулось и стерео - формат, в котором музыкальные произведения записывались испокон веков (во всяком случае, более полувека).


Однако одновременно возникла и проблема - за последние годы с полок магазинов пропали стереоусилители и CD-проигрыватели, а те, что остались, отнюдь не дешевы. Но как же тогда быть рядовому потребителю, которому кошелек не позволяет что-нибудь эдакое? Обсуждение этой проблемы в редакции и стало поводом для организации сегодняшнего поединка. Мы решили сравнить, как работают со звуком AV-ресивер и стереоусилитель. Выбрали модели из нижнегfо ценового сегмента, причем выпущенные одной и той же известной японской компанией (так уж получилось, что аппараты примерно равны по стоимости), подключили их к напольной стереопаре и включили музыку...

Два канала



Denon DRA-1000 - это наш стереоагрегат на сегодня. В магазине его можно увидеть примерно за 14000 рублей - достаточно разумная стоимость. Правда, и модель не новая - 2005 года, в связи с чем имеет большой плюс - хорошую реализацию аналоговых входов, о которых современные разработчики чаще всего забывают. В устройство встроен AM/FM-тюнер с поддержкой текстового вещания RDS. Таким образом, корректнее всего называть Denon DRA-1000 ресивером (т. е. «приемником»). Но не более - никаких DSP блоков он не несет и прочими многоканальными фокусами не владеет. Будем считать этот тюнер - форой. Для самого DRA-1000 - форой по части универсальности, а для его соперника по рингу - наличием дополнительного модуля, потенциально способного негативно влиять на звук.


У DRA-1000 имеется семь стереовходов для подключения разных источников (в том числе фонокорректора), темброблок с регулировкой низких и высоких частот, а также необычный регулятор Variable Loudness - он настраивает АЧХ усилителя в зависимости от громкости прослушивания. Иначе говоря, этой ручкой можно устранить недостаток низких и высоких частот, когда компонент работает на малой мощности. Есть две группы - А и В, к которым можно подключить по стереопаре, что очень хорошо - будут играть сразу все четыре колонки, пусть даже при этом мощность, конечно же, слегка упадет. Кстати, заявленная мощность равна 65 Вт на канал (с нагрузкой 8 Ом) или 90 Вт при 40м, а потребляет усилитель 190 Вт. Как видим, цифры адекватные. Что любопытно, эта модель находит большой спрос в системах фонового озвучивания небольших магазинов - именно потому, что допускает подсоединение четырех АС, а это очевидная экономия, да к тому же и качество звука из-за этого не страдает.

Плюс пять



Второй участник поединка, Denon AVR-1507, открывает модельный ряд фирмы, то есть это самый простой и недорогой AV-ресивер этой марки, который легко купить всего за 13 000 рублей. При этом он семиканальный и довольно мощный - 75 Вт на канал (на нагрузке в 80м) или 110Вт (на 60м), однако потребляет всего 400 Вт. Экономия достигнута за счет упрощения функциональности видеочасти - отсутствует какое-либо преобразование сигнала и прочее. Зато аудиоЦАПы на высоте - 24 бит/192 кГц, плюс поддерживаются все распространенные форматы многоканального звука, такие как Dolby Digital EX, DTS-ES, Dolby Pro Logic Их и другие. Есть автонастройка акустики окружающего звука при помощи микрофона - на тот случай, если вы поленитесь вручную забивать все параметры, предварительно прогулявшись по помещению с SPL-метром.

Полигон



В качестве источника мы поставили достаточно дорогой (60000 рублей) аппарат - CD / SACD-проигрыватель Denon DCD-2000AE, имея целью устранить из тестового тракта фактор искажений на первоначальном этапе. Кроме того, и сама модель нам приглянулась. Посудите сами. Для секций CD и SACD здесь предусмотрены раздельные ЦАПы на 24 бит, присутствует оригинальный транспортный механизм, источники электропитания цифровой и аналоговых частей разделены с помощью катушек из бескислородной меди, конструкция плеера защищена от вибраций, а корпус тяжелый, массивный. Но что удивило, нет пульта дистанционного управления - этакая вещь в себе.

[pagebreak]



Mirage OMNI 350
Акустику мы подобрали среднего класса (за 8800 рублей), чтобы партнерство выглядело адекватным. К тому же напольные колонки Mirage OMNI 350 - довольно интересное решение. Они оборудованы высокочастотниками, выполненными по технологии OMNIGUIDE, то есть всенаправленными, излучающими звук на 360 градусов, что достигается за счет специального «блюдца», которое расположено над твитером. Такой вариант позволяет расширить так называемую VIP-зону прослушивания и создать по-настоящему масштабную сцену. Вроде бы подобная функция особенно полезна для киносаунда, однако акустика и в стерео ведет себя очень хорошо, в мельчайших подробностях «показывая» слушателю подробную картинку всех инструментов. Что в данной ценовой категории, надо заметить, крайне редкое явление.

Сравниваем


Несмотря на невысокую цену, играет Denon DRA-1000 хорошо. Он в меру подробен, не скрывает масштаб записи, басовит. Единственный момент, который может не устроить аудиофила, - несколько упрощенное звучание высоких частот. Однако, учитывая его ценовую категорию, такое поведение вполне простительно.


Поле деятельности Denon AVR-1507 - домашние кинотеатры в комнатах малого объема. К нему в партнеры желательна акустика с высокой чувствительностью, сателлиты или полочники. Естественно, усилительный каскад заточен под кинозвук, что делается особенно заметным, когда включаешь классическую музыку. Если у стереоусилителя мы отметили некоторое упрощение высоких частот, то здесь наблюдается упрощение всего диапазона. Впрочем, при сопровождении кинолент ситуация кардинально меняется - вероятно, при создании саунтреков все-таки имеет место иной подход к звукозаписи.


Пути расходятся


ЭКСПЕРТ 1. Конечно, сделать за одну и ту же цену двухканальное устройство и аппарат с семью каналами, видеофункциональностью и процессором, да так, чтобы при этом обе модели были равного качества, просто нереально. Возможно, нам стоило сравнивать дорогой ресивер и меньший по стоимости стереоусилитель, но тогда мы бы нарушили бюджетный характер исследования. Ведь не каждый может себе позволить моментально заплатить несколько десятков тысяч за хорошего универсала с раздельными усилительными каскадами. К тому же при этом потребитель все равно не избавится от главной и, в общем-то, неискоренимой проблемы ресиверов - внутренней «тесноты», а следовательно, и склонности к «ловле» наводок и прочих неприятностей. Мы думаем, что наш выбор оказался весьма показательным. Потому что не пришлось долго вслушиваться, искать плюсы и минусы. Разницу мы ощутили с первых же аккордов. Denon AVR-1507 упрощает звучание. Делает он это элегантно - никаких явных искажений мы не заметили, но богатство, заложенное в произведение музыкантами и звукорежиссерами, пропадает. Остается нормальный такой звук, к которому и претензий-то нет - саунд а-ля МРЗ, где главным принципом является экономия места на диске, а в нашем случае - экономия денежных средств. Хотя мы удивились тому, что в кинотеатральном режиме ресивер выступил очень достойно. Звезд с неба не хватал, но и микродинамику наподобие шелеста листвы, и грохот падающих башен воспроизвел вполне впечатляюще. Кстати, еще я отметил, что на высокой громкости он звучал лучше, нежели на малых мощностях, хотя и там ему были недоступны высоты Denon DRA-1000. Этот усилитель словно вернул меня на десяток лет раньше - когда хорошее стерео было в цене, музыка была музыкой, а главным было не фоновое звучание во время домашних дел, а получение эмоционального заряда от прослушивания любимого исполнителя. Знаете, иногда полезно вернуться чуть назад, чтобы понять, а туда ли мы стремились все эти годы...

ЭКСПЕРТ 2. Ресивер - это компромисс: блок питания один, а каналов много. Не зря идеальным вариантом считается использование моноблоков; другое дело, что и цена подобного оборудования, и порождаемые им чисто бытовые неудобства отталкивают большинство потребителей.
В нашем поединке мои симпатии на стороне Denon DRA-1000. Я не скажу, что это лучший аппарат, услышанный мною в жизни, но в своей категории он очень неплох. Ресивер, конечно, относится к начальному уровню - его способности урезаны по сравнению со старшими собратьями. Однако нас не должно волновать, что именно пришлось оттуда убрать, лишь бы вместиться в необходимый ценовой диапазон, - мы в первую очередь думаем о звуке. И Denon AVR-1507 вполне оправдывает себя в составе домашнего кинотеатра, но, отмечу, исключительно для небольшого помещения, так как мощность его невелика. Хотя даже для кинотеатра я бы предпочел более серьезное решение, которое можно создать... соединением этих двух устройств. На два фронтальных канала поставить усилитель, а за остальное пусть отвечает ресивер. Такой компромисс меня бы устроил.

ЭКСПЕРТ З. Меня заинтересовало, как соперники покажут себя в разных музыкальных жанрах. Не секрет, что апологеты классической музыки зачастую уверены в том, что для попсы качественная техника, в общем-то, и не нужна. Мы, конечно, тоже привыкли к серьезной, а в идеале вообще живой музыке, но сейчас перед нами представители бюджетной категории, то есть массовой, что у нас в стране равнозначно простым танцевальным ритмам. И вот что любопытно. Да, симфоническую или камерную музыку на ресивере может слушать лишь непривередливый меломан, но и в поп-композициях разница оказалась столь же значительной. Такие вещицы стереоусилитель воспроизводил на порядок интереснее, они были эмоциональнее, а пройдя через «многоканалие», теряли свое пусть игривое, но все же очарование. Я уж не говорю о рок-музыке, которую хоть и приравнивают к массовой, но ее звуковая палитра очень сложна и к тому же в большинстве случаев имеет несколько пространственных «блоков», насыщенную партитуру и многообразие тембров. Один хороший человек как-то сказал про различия между дорогой и недорогой аппаратурой: «Вот здесь ты слышишь, как играют пять музыкантов, а подключившись к нормальному аппарату, ты с удивлением узнаешь, что по-настоящему в этой записи играют пятьдесят». Его слова обрели реальность как раз во время сравнения сегодняшних единоборцев.

[pagebreak]

Выбор экспертов


ЭКСПЕРТ 1. Если вы любите музыку и готовы немного потратиться ради хорошего звука, вам обязательно надо приобрести отдельный усилитель для фронтальных каналов. Разница слишком существенна, чтобы игнорировать ее. Для фонового воспроизведения ресивер вполне подойдет, он вас устроит, если вы предпочитаете не морочить себе голову всеми этими аудиофильскими штучками. Но помните, что если в кино ресивер способен дать нормальный звук (а может, просто отвлекает видеоизображение?), то для музыкальных страстей его умения не хватит. А «слегка» холодных эмоций не бывает - это просто отсутствие чувств вообще...


ЭКСПЕРТ 2. У всего есть свое предназначение. Поприще AV-ресивера - кинотеатр, сте-реоусилителя - музыкальная система. Ресивер - место «душное», как правильно высказался на наших страницах Сергей Клобуков, «подобное общежитию», где вынуждены сожительствовать разные элементы. Поэтому ресивер - это всегда компромисс, тут никуда не денешься. Если нет возможностей и желания обзаводиться моноблоками на каждый канал, то наиболее правильный вариант - использование и ресивера, и интегрального усилителя. И волки сыты, и овцы целы. А главное, вполне по карману!


ЭКСПЕРТ З. Особо хочу отметить, что даже для «недорогих» записей желательно использовать более или менее правильные решения. Ведь звукорежиссеры в студиях не работают на плохеньких бумбоксах и закладывают в фонограмму все, что могут дать музыканты, исполнители. Отсюда следует, что понятие «бюджетный» никак нельзя относить к видам музыки, и если вы слушаете электронные биты, то не думайте, будто простенького, но «басящего» устройства вам хватит. Не хватит. А вот для кино, на первоначальном этапе, ресивера невысокой стоимости будет достаточно. Однако для начинающего меломана отсутствие стереоусилителя в системе - это даже не первоначальный этап, а, пожалуй, отсутствие возможности нормально слушать музыку вообще.


Вывод



Вывод вроде бы очевиден. Стереоусилитель выигрывает у ресивера в воспроизведении того, что первому положено исполнять по праву, а для второго является вынужденной опцией. Почему мы назвали ее вынужденной? Да просто потому, что производители не в состоянии запретить потребителям пользоваться ресиверами для прослушивания стереофонограмм. А мы бы запретили - чтобы не терять вкуса к настоящей музыке. Предназначение-то у этих устройств разное...

DENON DCD-2000, DENON DRA-1000, DENON AVR-1507
MIRAGE OMNI 350

Тип -Акустические системы
ЦЕНА - 88оо рублей
Акустическое оформление - фазоинвертор
Количество полос - з

Сопротивление - 8 Ом
Мощность усилителя - 89 Вт
Частотная характеристика - 40-20000 Гц
Габариты - 264x949x179 мм


DENON DCD-2000

Тип - CD/SACD-проигрыватель
ЦЕНА 6о ооо рублей
Частотный диапазон 2 Гц - 20 кГц
АудиоЦАП - 24 бит/192 кГц (Burr Brown PCM1790)
Отношение сигнал/шум 119 дБ
Аудиовыходы - стерео, цифровой оптический и коаксиальный
Габариты - 434х137х335 MM
Масса -13,3 кг


DENON DRA-1000

Тип Стереоресивер
ЦЕНА 14 ооо рублей
Мощность - 2 х 90 Вт (4 Ом)
Аудиовходы - семь стерео
Габариты - 434x134x366 мм
Масса - 8,5 кг

DENON AVR-1507

Тип AV-ресивер
ЦЕНА 13 ооо рублей
Мощность - 2 х 110 Вт; 7 x 75 Вт
Декодирование -до DTS Neo:6
Пространственное разложение сигнала - Dolby Pro Logic IIx
ТНХ-сертифшация - нет
Система автонастройки/автокалибровки - да
Аудиовходы -аналоговые: восемь стерео, многоканальный 7.1; mini jack 3.5 мм. цифровые: два оптических, два коаксиальных
Аудиовыходы -многоканальный аналоговый 7.1
Видеовходы - пять композитных, три S-Vieteo, три компонентных, три HDMI
Видеовыходы - один S-Video; один компонентный
Габариты - 434x147x417 мм


РЕФЕРИ НА РИНГЕ - Ярослав Годына
ЭКСПЕРТ 1 - Юрий Пеньков
ЭКСПЕРТ 2 - Сергей Судов
ЭКСПЕРТ З - Андрей Дементьев


По материалам журнала DVDEXPERT 4 2007

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить