Doctorhead
 

ПРОДАВАТЬ НАУШНИКИ не так просто, как, скажем, акустику. При выборе, кроме звучания, важную роль играет и ощущение комфорта. Поэтому наушники перед покупкой нужно не только слушать, но и примерять, а это подразумевает индивидуальный подход к каждому покупателю. Может, поэтому компаний, подобных Doctorhead, в России так мало?

 


КЛИЕНТ — ВСЕМУ ГОЛОВА

ПРОДАВАТЬ НАУШНИКИ не так просто, как, скажем, акустику. При выборе, кроме звучания, важную роль играет и ощущение комфорта. Поэтому наушники перед покупкой нужно не только слушать, но и примерять, а это подразумевает индивидуальный подход к каждому покупателю. Может, поэтому компаний, подобных Doctorhead, в России так мало? Ей чуть более пяти лет, и выросла она из обычного интернет-магазина. Понимание того, что столь специфический товар заочно продавать невозможно, привело к открытию розничного магазина, куда все желающие могли прийти и послушать любую модель. Постепенно расширялся портфель брэндов и ассортимент изделий. Полтора года назад появился магазин в Санкт-Петербурге, в этом году готовится к открытию магазин в Нижнем Новгороде, а после и в других городах. О тонкостях бизнеса и специфике рынка мы беседуем с генеральным директором Doctorhead Артёмом Подуруевым.

CAV: Артём, сколько брэндов у вас сейчас?

А.П.: Более ста, и ряд брэндов мы завозим сами. Стараемся держать в ассортименте не только широко известные вещи, но и эксклюзивные, если на рынке возникает на них спрос.

CAV: Doctorhead — одна из немногих хай-файных компаний, торгующая отечественными изделиями. Я имею в виду усилители для головных телефонов. Каким критериям они должны отвечать, чтобы попасть к вам на реализацию? Можно даже поставить вопрос шире: как российскому производителю преодолеть этап радиолюбительства и выйти на рынок?

А.П.: Ориентируясь на мнения наших клиентов, можно выделить три важных момента. Если модель выпускается серийно, то все экземпляры должны быть абсолютно идентичны в течение определённого времени. А то часто бывает, что первая партия усилителей (а это порой всего несколько штук) делается на одних элементах, а следующая уже на других и с изменённой схемотехникой. В результате раннюю версию не хотят брать как устаревшую, а новую — потому что в ней не хватает чего-то от старой. Здесь успешность во многом зависит от взаимодействия между клиентами и производителем, где мы выступаем связующим звеном. Второй фактор — внешний вид. Если модель недорогая, некоторые недочёты можно простить, но если она претендует на звание High End, то и выглядеть должна безукоризненно. Как пример можно привести тульские усилители Energy Audio в корпусе из прозрачного акрила — сразу видно, что это хорошо продуманная и изысканная вещь. И, конечно же, внутреннее содержание, которое должно соответствовать форме. У разработчиков зачастую нет крупных измерительных лабораторий для выявления всевозможных багов и проверки усилителя с различными типами наушников — высокоомными и низкоом-ными, динамическими и изодинамическими. Здесь уже обкатка проводится нашими специалистами в собственной лаборатории.

CAV: Насколько оправданно деление головных телефонов на профессиональные и бытовые? Если не брать, конечно, узкоспециализированные.

А.П.: Разница между такими моделями порой не настолько велика, как, например, у акустических систем. В зависимости от назначения наушники могут сильно различаться эргономикой, внешним видом, конструкцией и, конечно же, звучанием. Домашние модели более комфортны счёт легкой посадки, профессиональные же часто сидят на голове как влитые. Разница и в дизайне — например, Denon AH-D7000 отделываются лакированным деревом, но в студии они могут быстро потерять блеск, там нужны очень прочные и износостойкие материалы. У профессиональных, как правило, витой шнур, позволяющий избежать запутанного клубка проводов. Если же говорить о разнице в звучании, то приведу такой пример. Поскольку наушники зачастую обладают меньшими искажениями, чем АС, развивают большее звуковое давление и по-другому воспринимаются субъективно, то порой некоторые отклонения не так хорошо слышны. Многие, слушая Beyerdynamic DT-770 или 990 PRO, иногда жалуются на слишком заметный подъём в области баса, но при этом звукорежиссёру или музыканту легче заметить избыток баса в композиции и при необходимости убавить его. Есть профессиональные модели, называемые сибилятивными — они подчёркивают сибилянты, чтобы при записи этот эффект можно было вовремя заметить и пригасить. Есть специальные модели для концертной работы — с частотной коррекцией для выделения отдельных инструментов или вокала. Кстати, сейчас модно равняться на студийный звук, но это вряд ли правильно, ведь звукорежиссёр чаще всего старается услышать в них совсем другое. Поэтому самое лучшее — это слушать и примерять самостоятельно каждую модель наушников, мы для этого стараемся создать все возможные условия в наших магазинах для взвешенного выбора.

 2.jpg

CAV: Мы сейчас говорим о домашних наушниках, а ведь на мировом рынке самый быстрый рост продаж наблюдается в портативном сегменте благодаря «яблочному» буму. Чувствуете ли вы подобное изменение спроса в России?

А.П.: Да, интерес к портативным наушникам повышается, и, на мой взгляд, связано это с их качественным прогрессом. Раньше были только вкладыши с плохой звукоизоляцией и, как следствие, нехваткой баса. Потом появились конструкции с глубокой и плотной фиксацией в ухе, бас стал лучше, повысился спрос. После того как на рынок вышли серьёзные плееры вроде Cowon, способные, помимо mp3, воспроизводить и несжатые форматы, спрос перераспределился от моделей дешевле 100 долларов к более дорогим, и, соответственно, расширился ассортимент. С выходом HiFiMan, Colorful и портативных усилителей плееры стали обладать и большей мощностью, что позволило слушать их не только через вставные, но и через накладные наушники, включая полноразмерные. Растут продажи моделей с арматурными излучателями, сочетающих высокое сопротивление с высокой чувствительностью, с которыми усилитель плеера зачастую даёт меньше искажений.

CAV: Некоторые зарубежные компании предлагают индивидуальное изготовление вкладышей по слепку ушного канала заказчика. Возможно ли у нас такое?

А.П.: Мы рассматриваем возможность подобного сервиса с компанией Westone. Для этого понадобится оборудование для сканирования слепка, после чего файл отправляется в США, и там делается вкладыш, идеально соответствующий слуховому каналу заказчика.

CAV: Возвращаясь к усилителям: растёт ли интерес к ламповым конструкциям, или это по-прежнему удел узкого круга любителей?

А.П.: Как правило, люди делают выбор либо в пользу детального звучания, когда можно расслышать каждый инструмент, либо, наоборот, предпочитают более цельную и слитную картину. Второй вариант как раз характерен для ламповых усилителей — вы охватываете всю панораму целиком и при этом можете разобрать малейшие нюансы. Звучание транзисторных я бы сравнил со сверхчёткой фотографией, на которой из-за обилия деталей общий замысел может потеряться. Если нужно расслабиться, не отвлекаясь на подробности, ламповый усилитель подойдёт больше. Впрочем, в верхнем ценовом сегменте, от 20 — 30 тыс. руб., эта разница уже практически незаметна. И повторюсь, главное — всё слушать самому, восприятие у всех разное.

CAV: В некоторых дорогих усилителях имеется т.н. crossfeed, т.е. перекрёстное подмешивание сигнала из одного канала в другой. Так делается, чтобы устранить эффект «оркестра внутри головы», но не нарушаем ли мы при этом замысел звукорежиссёра, который тщательно расставил все мнимые источники при записи?

А.П.: Прежде всего, crossfeed делает усилитель более универсальным, поскольку позволяет получить оптимальное звучание с наушниками любого типа. Например, закрытые дают стереопанораму уже, и мы можем её слегка расширить. Кроме того, в дорогих усилителях, помимо микширования, вводятся фазовые сдвиги и задержки по довольно сложному алгоритму, чтобы при подобных регулировках никаких искажений не возникало.

CAV: В вашем магазине на прилавке, помимо всего прочего, я видел ноутбук с АЧХ на экране. Вы делаете какие-то измерения?

А.П.: У нас собственная лаборатория, в которой можно померить реальную АЧХ наушников, усилителей и ЦАПов, а также много других параметров. Когда клиент живёт далеко и не может приехать в магазин и спокойно переслушать всё, что хочет, мы стараемся дать максимально полную информацию, которая позволит сделать взвешенный выбор.

CAV: Какой же смысл исследовать АЧХ наушников, если в них ничего невозможно изменить?

А.П.: На самом деле АЧХ наушников меняется в зависимости от параметров усилителя. И именно это мы тестируем, формируем оптимальные комплекты и даём более точную консультацию. На сайте выложена отдельная база результатов измерений, которая постоянно пополняется.

 3.jpg

 4.jpg

По материалам Салон Audio Video
Автор Николай ЕФРЕМОВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить