Я уже рассказывал, как волей несчастного случая стал обладателем аудиофильского межблочного кабеля. Тогда же я дал обещание заняться изучением этого самого загадочного и таинственного аспекта аудиофилии: влияния шнурков на качество звука. И вот, сдержал обещание.
 
За этот месяц я перелопатил несколько гигабайт аудиофильских сайтов и даже нашел в себе смелость закупиться охапкой русскоязычной hi-fi периодики. И - признаюсь - испытал некое подобие культурного шока. Но давай обо всем по порядку.

Итак пока мы здесь сидим в интернете, никого не трогаем и починяем примус, во всем мире идет жестокая кровопролитная необъявленная война. Тупоконечники против остроконечников. Примерно половина мирового контингента аудиофилов пребывает в глубочайшей уверенности, что качество акустических кабелей (а зачастую и цифровых и сетевых) не только оказывает непосредственное влияние на звук, но может быть ключевым и во многом определяющим элементом общего музыкального баланса. Вроде как, если тебя в корне не устраивает твой домашний звук, и ты уже в отчаянии перебрал миллион колонок, ЦАПов и усилителей, возможно тебе просто достаточно было сменить твой безродный шнур, купленный в киоске мороженого на что-нибудь с логотипом AudioQuest, Atlas, Nordost или Van Den Hul - и весь мир чудесным образом изменится.

Тупоконечникам агрессивно и со зловещим воинственным сарказмом противостоят остроконечники. Эти люди живо доказывают, что провод - существо простое и неодушевленное. Что пара метров обычного медного кабеля в принципе неспособна оказать хоть какое-то влияние на звук, для этого нет никаких физических, акустических и вообще научных обоснований. А маркетинг и продажа кабелей по сотне и тысяче долларов за погонный метр - это самое натуральное очковтирательство и торговля воздухом. Гербалайф для богатых и легковнушаемых слабаков, одним словом.
Тупоконечники обожают публиковать в Сети и прессе статьи и тесты, содержащие следующие тезисы: "кабель XXX порадовал нас ярко выраженным, атакующим басом и превосходной детализацией" или "кабель YYY стоит дорого, но он того стоит - такого стройного эшелонирования и информативной панорамы не часто услышишь в ценовом сегменте до 500 долларов".
Остроконечники тут же вызывают тупоконечников на открытый бой, и уверяют, что в слепом тестировании тупоконечники потерпят полное фиаско. И что эталон мировой звукотехники - профессиональные студии - никогда в своем оборудовании не задействуют особо дорогие кабели. Ибо там работают здравомыслящие образованные инженеры, а не шаманы и спиритисты.
В качестве канонического примера обычно приводится пари звукового эксперта Джеймса Рэнди, который объявил награду в миллион долларов тому, кто научно докажет свою способность различать звук с разными проводниками сигнала. Миллион пока лежит невостребованным.
Правда, на одном из американских форумов я обнаружил фрагмент переписки некоего эксперта с господином Рэнди. Аудиофил ответил на вызов и предложил свое участие в ряде тестов, но организатор пари поставил ему ряд дополнительных и трудноисполнимых условий, фактически на ходу меняя условия пари, что лишало смысла всю затею.
Один из популярнейших российских сетевых ресурсов - сайт www.real-audio.ru - открытым текстом утверждает, что влияние акустических кабелей на звук - ни что иное, как бред сивой кобылы. Правда, этот же сайт на полном серьезе доказывает, что все усилители звучат одинаково, и что любая акустика после доводки параметрическим эквалайзером будет звучать прекрасно. А такие заявления по-моему глубокому убеждению - полнейшая ересь.

Война идет нешуточная. С одной стороны кабельная индустрия - это громадный и прибыльный бизнес (для примера: полный комплект кабелей Nordost для домашнего театра может спокойно потянуть на 60 тысяч долларов). С другой стороны - научный базис кабельной мифологии действительно слабоват и спорен. Не удивительно - на один конец шнура подается электрический импульс, на другом конце - снимается. Высокоточная аппаратура не в состоянии уловить какие бы то ни было флуктуации сигнала. Однако же есть тысячи людей, уверяющих, что слышат разницу, и порой огромную. Кому прикажешь верить, а?

На практике большинство аудиофилов пришли к негласному закону - стоимость кабелей, закупаемых для музыкального или театрального комплекса должна составлять около 10% от стоимости системы. То бишь покупая колонки за 1.000 долларов ты должен быть готов истратить 100 долларов на акустические шнуры. Потратишь меньше - испортишь всю звуковую картину, потратишь больше - не оценишь прироста качества.

Как вообще делаются кабели для hi-end систем? Базовый материал - медь. Но для дорогих шнурков используется медь высокой степени очистки, так называемая безкислородная медь. Параллельно производятся манипуляции с ее кристаллами - их вытягивают чуть ли не в бесконечность. В качестве дополнительных материалов обычно применяются золото, серебро и тефлон. У каждого кабельного бренда есть свои многочисленные ноу-хау, и весьма своеобразные характеристики, вроде скорости прохождения электрического сигнала, влияние которых непосредственно на звук обычно никто объяснить не в состоянии.
В то же время есть информация, что ряд производителей, продающих кабели по 500-600 долларов за метр, на самом деле оптом скупают рулоны обычной медной проволоки где-нибудь в Сингапуре, и заворачивают обрезки в красивую упаковку, после чего они чудесным образом дорожают в несколько тысяч раз.
С другой стороны, про тот же Nordost достоверно известно, что они уже долгие годы обеспечивают уникальной проводкой космические проекты NASA и реально заморачиваются на каких-то футуристических технологиях.

Сама по себе гонка за качеством кабелей началась недавно - в восьмидесятые годы, и многие склонны рассматривать эту эпопею как следствие беззастенчивого меркантильного пиара продавцов воздуха. В то же время даже фирмы с далеко не шарлатанской репутацией не отмалчиваются, например, концерн Sony недавно опубликовал результаты собственных исследований о влиянии припоя на звучание системы.
В общем, ситуация далеко не однозначная, и на фоне всех этих разборок я даже оказался рад, что в моем распоряжении оказался образец, на основании которого я сам попробую разобраться - имеем ли мы дело с гениальным шарлатанством или же метафизика и парапсихология действительно способны работать со звуком.

Позавчера ночью я выудил из шкафа самый обычный безродный RCA-шнур китайского производства, ценой, наверное, в пару долларов, и собрался сравнить его звучание с купленным на Новый Год ленточным кабелем Nordost Blue Heaven - 220 долларов за метровый экземпляр.




Так как в успех затеи я самого начала не верил (я вообще клинический скептик по жизни), первый тест проводился не вслепую. Потому пришлось потратить полчаса на сеанс аутотренинга: "я в сказки не верю, я в сказки не верю, я в сказки не верю, я в сказки не верю".

Конфигурация системы:

Ночью: Lossless файлы -> звуковая карта M-Audio Audiophile -> межблочный кабель -> усилитель Cambridge Azur 640a V2 -> открытые наушники Audio-Technica ATH-AD700
Утром: то же самое, но с напольной трехполосной акустикой Pioneer

В данном случае с кабелем был внушительный оверкилл - он стоит раза в три дороже, чем рекомендуемый стандарт "10% от стоимости системы". Но это как раз не страшно.

Начал я, как водится, с джаза. Проблема была в том, что я не знал, где именно мне надо искать разницу в звуке. Если бы я четко знал, например, что у меня должны лучше играть высокие частоты или должен уплотниться бас, я бы сконцентрировал внимание именно на них, послушал, и довольный пошел спать. Но за отсутствием ориентиров пришлось просто расслабиться и слушать все как есть.
За первый час многочисленных прогонов ничего интересного обнаружить не удалось. Если я вдруг и начинал ощущать какие-то сдвиги (например, мне иногда начинало казаться, что с дешевым кабелем саксофон Орнета Коулмана немного режет слух, а с дорогим кабелем все ОК), эта разница мне не казалась настолько очевидной, чтобы ее нельзя было записать на счет самовнушения.
Странный эффект был замечен на записи Билла Фризелла - когда я слушал вполне спокойный и тихий трек "Good Old People" на дорогом кабеле, все время почему-то хотелось приплясывать. С обычным кабелем этого желания не возникало ни разу. Я поставил галочку, но скорее для проформы - это может быть элементарным плацебо.

В общем, все джазовое тестирование не сдвинуло меня с мертвой точки, и я решил перейти на рок. Впрочем, был уверен, что раз уж на джазе разницы никакой, то на рок-музыке и подавно. И вот тут я ошибался.



Первым рок-треком в тесте значилась назубок знакомая песня "Sensation" The Who. И мгновенно меня напрочь сразил поразительный феномен. Когда звук шел через безродный китайский кабель, мне чисто инстинктивно хотелось биться головой об стену, прыгать, скакать и оголтело рубиться по полной. Шел мощный рокерский драйв. Как только начинал слушать то же самое через Nordost - все точно наоборот, хотелось расслабиться, понежиться, послушать, посмаковать. На организм накатывала какая-то эротическая сладость. Повторил эксперимент попеременно раз 20-30 - и всегда один и тот же результат. Начал анализировать, и пришел к выводу, что Nordost смягчает всю картину - убирает жесткость, резкость и агрессию, наделяет звучание нежностью.
Заинтригованный, прошелся по ряду хард-роковых и металлических треков - везде аналогичный эффект. То-то я удивлялся последний месяц - почему все самые залихватские гаражные и трэш-металлические записи (даже 'Raw Power' The Stooges!!) у меня звучат изящно, мило и беспечно.
С утра на свежую голову повторил все то же уже на напольной акустике - так и есть. Оказывается бархатистый привкус, который я весь последний месяц считал следствием красивого характера нового усилителя в реальности был порождением именно межблочного кабеля. Стали заметны и другие эффекты: в песне "My Sweet Lord" (юбилейное японское издание 'All Things Must Pass' Джорджа Харрисона) с китайским кабелем, если напрячь слух в стене гитарного звука можно различить отдельные перезвон и шероховатости струн. С кабелем Nordost напрягать слух даже не надо - все эти нюансы видны как на ладони.
Поняв, в чем фишка, вернулся обратно к джазу, и уже на альбоме Артуро Сандоваля ('Rumba Palace', 2007, Telarc Records) обнаружил, как массивная духовая секция расслаивается на слаженный оркестровый конструктор, а не звенит как монолитный духовой массив.




Как уже говорилось выше, я не делал слепого тестирования, ибо не ожидал каких-то реальных результатов. Но раз уж они проявились (и куда как сильнее всех моих ожиданий), для очистки совести мне теперь необходимо провести второй тур тестирования. Иначе я буду чувствовать себя полным шизофреником.
Думаю, что проделаю это, как только в моем распоряжении окажется еще один кабель какого-либо соответствующего бренда. Тогда вслепую при содействии своего верного семейства я протестирую сразу три различных образца, после чего уже можно будет ставить точку в этой мистической теме.







Автор: Олег Бочаров






 

Добавить комментарий