All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

Обзор наушников Audeze EL-8 Open-Back

 
EL-8 лучше всего подходят для домашнего прослушивания простых вокальных композиций, которым тёплая тональная подстройка добавляет изысканности, и композиций с чистыми, объёмными басами - в этом диапазоне частот EL-8 безусловно демонстрируют себя во всей красе.
Наконец-то перед нами наушники Audeze, которые выглядят весьма и весьма привлекательно. Но изменилось ли что-то кроме дизайна, сохранились ли у EL-8 акустические характеристики предшественников?

Конкуренция - мощнейший стимул для развития. И примером тому новые продуманные Audeze EL-8. Конечно же, разработчики Audeze не посвящали меня в свои планы, но можно предположить, что когда полтора года назад компания Oppo вывела на рынок свои первые планарно-магнитные наушники PM-1, а сразу же за ними и более дешёвые PM-2, в штаб-квартире Audeze (город Коста-Меса, штат Калифорния) раздался тревожный звоночек.

Если Oppo - гигант в индустрии электроники, Audeze, скорее, карлик. Наушники Oppo демонстрировали современный, пусть и слегка консервативный, промышленный дизайн, в то время как модели Audeze выглядели нелепо - взять хотя бы выставленные напоказ головки винтов на задней крышке. К гадалке не ходи, Audeze должны были усовершенствовать продукцию, и побыстрее.

НАРОЧИТО ЭЛЕГАНТНЫЙ ДИЗАЙН

Наушники EL-8, доступные в закрытом и открытом вариантах (мы рассмотрим последний) - удачная разработка. Это самая недорогая на настоящий момент модель Audeze: цена - 922 доллара. Благодаря промышленному дизайну от дочки BMW - компании Designworks, одно из отделений которой находится в Лос-Анджелесе, EL-8 настолько же элегантна и современна, насколько её прототип был неуклюж и по-топорному старомоден. Единственная сохранившаяся деталь - отделка деревом вокруг чашек наушников. По словам Designworks, их творение "избавлено от излишеств и прослужит владельцу всю жизнь".

Большой размер и массивность наушников - пустяк на фоне того общего впечатления: они похожи на человека, копающего грядки в костюме с иголочки. Имело бы смысл ориентировать наушники на более аскетичных аудиофилов - для части потенциальных покупателей характеристики внешнего вида малозначимы, в отличие от качества звука.

Отличительная (хотя и не уникальная на сегодняшний день) особенность Audeze - применение планарно-магнитных излучателей вместо широко распространённых динамических головок. Как можно догадаться по названию, плёночная мембрана у них плоская, а не выпуклая - как у электростатических наушников. Вблизи к мембране, с одной или с двух сторон, размещены стержневые неодимовые магниты для создания линейного магнитного поля около плёнки, таким образом, получается что-то вроде плоской "звуковой катушки" на одной или обеих сторонах мембраны.

Когда Wharfedale представили свои оригинальные изодинамические наушники в 1972 году, их целью было создание динамиков, сравнимых по качеству звукопередачи с электростатическими, и в то же время более выносливых и не нуждающихся в высоком напряжении для создания сильного электрического поля и дополнительном усилителе сигнала. Но возникла проблема: изодинамические наушники имели крайне низкую чувствительность (причиной особенности технологии производства металлокерамических магнитов), и это препятствовало получению адекватного уровня громкости.

Но открытие редкоземельного магнитного материала на базе неодим-железо-бор и использование матеметической модели на методе конечных элементов совершили революцию: по чувствительности планарно-магнитные наушники вполне сопоставимы с наушниками на звуковых катушках.

Неприятная особенность новой технологии: требуемые магнитные материалы утяжеляют конструкцию. Улучшив внешний вид наушников, Designworks смогли и немного снизить их вес: фактическая масса EL-8 с кабелем - 530 г (производителем заявлено 460 г) - сравнима с измеренными 645 г у LCD-3 и слегка превышает массу аналогичной модели от Oppo, хотя и очень близка к ней: PM-1 весят 520 г.

К сожалению, чтобы тяжеловесные наушники не свалились с головы, когда пользователь наклонит её или резко повернёт, им требуется надёжная фиксация, и это оборачивается дискомфортом при продолжительном прослушивании. EL-8 удобны настолько, насколько это возможно: тут и большие мягкие подушечки, и качественно обтянутый обод, но самое лучшее - комфортная фиксация - сидя в наушниках, забываешь, как давно их надел. Audeze заявляют, что EL-8 прекрасно работают со смартфонами, планшетами и портативными плеерами. Это в самом деле так, если работать с ними дома, ведь EL-8 явно не лучший спутник для прогулок. Да, чаши наушников разворачиваются в одну плоскость, да, имеется двухметровый Y-образный кабель с мини-джеком на конце, и, да, в комплектацию входит мешочек для переноски. Плюс к этому вы можете воспользоваться дополнительный балансным кабелем, который можно использовать вместе с плеерами Astell & Kern и Pono, портативным усилителем Sony PHA-3, или кабелем со встроенным пультом под устройства Apple iOS. Но большинству пользователей EL-8 покажутся слишком большими и массивными для ношения их во время ходьбы.

ПРИЯТНАЯ ИЗЫСКАННОСТЬ

Прослушивание осуществлялось с помощью усилителя Teac HA-501, аналоговый сигнал на который выводился с цифро-аналогового преобразователя Chord Electronics QuteHD, подключённого по S/PDIF к аудиоинтерфейсу TC Electronic Impact Twin FireWire. Музыка воспроизводилась в программе JRiver Media Center v19 на Mac mini второго поколения с Windows XP.


EL-8 - "старая песня на новый лад". Они внешне совсем не похожи на свой прототип и стоит гораздо дешевле, но звуковой почерк остался прежним. Другими словами, наушники тяготеют скорее к теплому и изысканному звуку, чем к детальному и ясному. Этот факт, конечно, восхитит тех, кто смотрит на Audeze сквозь розовые очки. Однако я с самого начала считаю, что недостаток энергичности в звуке у Audeze - большой промах. Качественный звук скорее бы помог распространению этой модели, чем привлекательный дизайн и сниженная цена. Гладкий звук в EL-8 напоминает идеально отполированную вещь, которую десятилетиями натирали специальным воском, но эта особенность явно не сможет сделать их популярными.

Как и ранее, частотная характеристика тяготеет к нижнему диапазону. И в предыдущих моделях Audeze, и в этой, и вообще во всех планарно-магнитных динамиках, частотная характеристика не скорректирована и простирается до инфразвуковых частот, причём подъем на 2-3 кГц заметно меньше.чем в обычных наушниках, что недостаточно для получения равновесного тонального баланса. Добавив к этому малые значения искажений, обнаружим, что редкая акустическая система может так воспроизводить басы, как EL-8. Конечно, у наушников нет таких огромных НЧ-динамиков, как у акустической системы, но зато отсутствуют проблемы, связанные с передачей и звука в помещении.

Проверка хулиганами из Bonzo

Получается, что до 1 кГц, звук EL-8 тонально нейтральный, без заметных отклонений. Однако выше этой границы он начинает заметно подтормаживать. Этот кажущийся ослабленным сигнал - вызванный такой же, как в LCD-3, коррекцией частотной характеристики- лишает музыку в данном диапазоне ясности и детализации. Некоторые слушатели обрадовались заявлению производителя, что в выходном сигнале не будет ни шероховатостей, ни искажений, если только сам исходник не повреждён. Но, с другой стороны, для тех, кто предпочитает агрессивную музыку слащавой, нейтральный баланс на высоких частотах имеет недостатки - причёсанный сигнал на выходе EL-8 лишает музыку энергии.

Вот вам эксцентричный пример - композиция The Bonzo Dog Band's под названием "Jollity Farm" (запись с трёхдисковой Cornology collection, EMI CDDOG1). Вы может быть думаете, что ни один уважающий себя аудиофил, даже будь он юным поклонником группы Bonzo, не станет использовать их произведения для оценки техники, но это не так.

Да, стереоэффект клонит то влево, то вправо, то задерживается в центре. Но записи лишены прилизанности. И в этом есть очарование: ребята умеют играть и записывать хулиганские запоминающиеся композиции, и если запись воспроизводится без изысканностей и усложнений, она звучит правдиво и очень круто.
Не уверен, что EL-8 поняли фишку этой музыки. Оживлённый ритм и привязчивая мелодичность лишились своих особенностей, и мне не захотелось прослушивать трек ещё раз. Тут подошли бы наушники с более бодрым характером воспроизведения.

ЭФФЕКТ СГЛАЖИВАНИЯ

От дурачеств перейдём к классике в виде 2-й симфонии Шумана в восхитительном исполнении Робина Тиччати (Linn CKD 450, 192кГц/24-бит). Обращу внимание на фрагмент записи, который не может воспроизвести ни одна hi-fi-система - здесь необходима точная передача инструментального тембра и выразительности, которые и делают это исполнение таким необыкновенным. Из-за искривлённого тонального баланса, наушники зачастую с трудом справляются с этим фрагментом, что произошло и с EL-8: заторможенность высоких частот разрушила магию музыки.

Я обнаружил, что EL-8 лучше всего подходят для домашнего прослушивания простых вокальных композиций, которым тёплая тональная подстройка добавляет изысканности, и композиций с чистыми, объёмными басами - в этом диапазоне частот EL-8 безусловно демонстрируют себя во всей красе. EL-8 шутя справляются со всеми моими любимыми треками для проверки на басы - передача глубины, слабые искажения, гармоничные басы, лишённые эффекта переотражения в помещении, дают прикурить новейшим наушникам с функцией выделения низких частот. Друзья, эта функция ни к чему!

Что касается вокальных композиций, песня Евы Кессиди "Songbird" с альбома "Simply Eva" [Blix Street Records G2-10199] - перезапись, подпорченная шероховатостями - выиграла от эффекта сглаживания в EL-8, а голос Эммы Киркби в "Full Fathom Five Thy Father Lies" [BIS-SACD-1505, 88.2кГц/24-бит], потеряв в эффекте присутствия, звучал ясно и звонко, благодаря хорошему контролю над шумами.


МНЕНИЕ HI-FI NEWS

Может быть я звучу, как заезженная пластинка, но то, что Audeze продолжает идти по проторенной колее и нарушает естественный тонального баланс, ограничивая возможности EL-8. Если вам не по душе яркий звук и энергичная передача звук, EL-8, безусловно, вас устроит. Но для выразительной, динамичной и контрастной музыки, EL-8 приспособлен слабо.

Качество звука: 85%.

ОТЧЁТ ОБ ИСПЫТАНИЯХ AUDEZE EL-8 (Открытого типа)

Заявленная Audeze чувствительность: уровень звукового давления - 102 дБ на 1 мВт, что эквивалентно уровню звукового давления 117,2 дБ на 1 В при заданном импедансе 30 Ом. Мы получили 115,2 дБ в среднем для обоих "ушей" на 1 кГц, и это на 2 дБ меньше указанного значения, однако стоит отметить, что по чувствительности EL-8 сравнимы с наушниками на звуковых катушках. Audeze говорят о выполнении "оптимальных требований по мощности" - от 200мВт до 4Вт. Хотя последнее число сложно назвать оптимальным, как выяснилось, 200 мВт хватает (см. наш график чувствительности), чтобы выйти на 123 дБ, которых более чем достаточно для вполне реалистичного воспроизведения многих композиций, включая и передачу кратковременных скачков частоты. Заявленной мощности 15 Вт на 200 мс достаточно для обеспечения свыше 140 дБ и концентрации краткосрочных скачков, напоминающих выстрелы из пистолета! (Если, конечно, ваш усилитель для наушников к такому приспособлен.)
Как и у других планарно-магнитных наушников, импеданс практически не меняется на разных частотах - разница между максимумом и минимумом импеданса (на 20Гц-20кГц) составляет всего 0,6 Ом. В результате этого, разумеется, EL-8 эффективно защищены от изменений частотной характеристики, независимо от того, на какой импеданс рассчитано подключаемое устройство. Также для EL-8, как планарно-магнитных наушников, свойственна работа в широком диапазоне низких частот и исчезающе низкий - 100 Гц - полный коэффициент гармонических искажений при 90 дБ. Нескорректированная частотная характеристика [см. ниже рис.1], полученная на основе замеров сигналов с каждого "уха" прибором для калибровки, показывает, что басы EL-8 значительно протяжённее, чем у большинства акустических систем (не берём в расчёт пространственные эффекты), но, как и свои предшественники, EL-8 показывает меньший максимум на 2-3 кГц, чем требуется для обеспечения ощутимого тонального баланса. Это подтверждается графиком коррекции по диффузному полю [зелёная линия на рис.2] - до 1 кГц наблюдается отличный выходной сигнал, а затем он заметно падает. Предыдущие модели Audeze вели себя аналогично.

Рис.1
Выше: Очень ровная частотная характеристика вплоть до 1 кГц с превосходной протяжённостью басов, но скачки на высоких частотах проработаны плохо (см. зелёную линию на рисунке ниже).

Рис.2
Выше: Частотная характеристика на третьей октаве (красная линия - без коррекции, синяя - скорректированная, зелёная - с коррекцией по диффузному полю).


ХАРАКТЕРИСТИКИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ

Чувствительность (уровень звукового давления на 1 кГц при напряжении 1 В на входе) - 115,2 дБ
Модуль импеданса минимальный/максимальный (20Гц-20кГц) -
31,2 Ом на 12,2 кГц
31,8 Ом на 4,2 кГц
Расхождение в сигналах правого и левого наушников (40Гц -10 кГц) - ±9,2дБ
Искажения 100Гц/1кГц (для чувствительности на 90дБ) - <0.1% / <0.1%
Масса (с учётом кабеля) - 530 г

 

 

УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ТЕХНИКА

В подражание другим производителям наушников, Audeze в EL-8 замахнулись на диапазон частот, захватывающий ультразвуковую область (до 50 кГц). Как бы сильно я не поддерживал применение широкополосного диапазона, сомневаюсь что он на пользу наушникам. Существуют научные исследования, доказывающие, что мы воспринимаем ультразвук, и что определённая его дозировка делает прослушивание музыки приятнее. Выходной сигнал со многих музыкальных инструментов несомненно не ограничивается пределами слышимого диапазона частот (условно принято считать, что его верхняя граница - 20 кГц). Но есть также убедительные доказательства того, что ультразвуковой сигнал достигает внутреннего уха через глаза , а не через наружное/среднее ухо, диапазон которого действительно ограничен двадцатью килогерцами. Вероятно единственный способ передачи ультразвука пользователю наушников - костная звукопроводимость, которая используется в некоторых видах слуховых аппаратов.


По материалам издания Hi-Fi News

Текст Кейт Говард

Комментарии 

0 #2 Анатолик 05.11.2016 05:07
...Другое дело, с чего автор решил, что в подобной связке именно так звучат уши Audeze, а не Teac HA-501 (ну далеко не референсный аппарат) в связке с Chord Electronics QuteHD и TC Electronic Impact Twin FireWire.Послед ний, так вообще, является лишним звеном, учитывая, что "в устройство внедрены программные эффекты TC. Они реализованы прямо в панели управления устройством и представляют собой линейку из четырехполосног о эквалайзера, компрессора и деэссера. Кроме того, имеется шина с эффектом реверберации." Также не понятно, какой способ вывода был применен в JRiver-e - Wasapi, ASIO,,, или "какая разница..?" Вообщем всё это вилами по воде...
+1 #1 Валентин 19.10.2016 20:28
Один из редчайших в современном аудио примеров безпристрастно, без вылизывания известных мест, написанного обзора. Браво!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Шкаф для хранения сумок. Шкафы для сумок: цены. Связанных с металлообработкой. | Обмен недвижимости на сайте