All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

Не так много людей решиться оспорить, что появление фирмы Sonus faber на рынке наушников ознаменует новый тренд для создания головных телефонов нового классического стиля. Но соответствует ли качество звука этих товаров их роскошному внешнему виду?

Это просто обязано было произойти. Раньше или позже, но Sonus faber – создатель одних из наиболее стильных колонок на планете – должен был последовать по следам остальных производителей динамиков – B&W, KEF, Klipsch, и т.д. – и обратить свое внимание на наушники. Получившиеся Pryma за 380 фунтов интригуют тем, что одновременно могут быть как предсказуемыми, так и восхитительно непредсказуемыми.

О чем можно было предположить сразу, так это о внешнем виде этих полноразмерных наушников закрытого типа: это то, во что влюбляешься сразу, как только встречаешь глазами. Плюс ко всему хорошее качество сборки и безукоризненная отделка – все это так же можно ожидать от Sonus faber.

Затянуть ремень чтобы надеть

Но покажите мне того человека, который мог ожидать примененного здесь механизма крепления капсюлей к оголовью «belt buckle» (пряжка ремня). В плане стилистической оценки это – работа гения, даже если на практике это означает ступенчатую регулировку уровня посадки наушников, вместо обычной плавной системы, а сами шаги регулировки чуть великоваты для точной подгонки под любую голову.

Оригинальное изголовье дополнительно обращает на себя внимание, но, обладает таким недостатком, как передача механических колебаний. Когда только надеваешь наушники, это не бросается в глаза – структура Pryma не дает в отличии от некоторых наушников и намека на это – но при тестировании импеданса (при котором требовалось воспроизведение розового шума только на левом капсюле) я отчетливо слышал переносимый в сторону неактивного правого капсюля звук.

Какое точно последствие это будет иметь для проигрывания музыки пока не совсем ясно, но жаль, что изголовья не предоставляют больший демпферный эффект, несмотря на примененное в нем покрытие из кожи с микрофиброй.

Наушники доступны в пяти различных цветовых схемах. Представленный нам вариант называется «Carbon Marsala», стоит на 30 фунтов дороже стандартной цены и совмещает в себе вкрапления карбонового волокна на задней стороне капсюлей и красновато-коричневое оголовье. В варианте «Pure Black» оголовье и капсюли выполнены в черном цвете, разбавленном алюминиевым рамкой в капсюлях и гладкими пряжками из нержавеющей стали и меди в оголовье. В варианте «Coffee Cream» в оголовье совмещены различные оттенки коричневого с сочетающимися кремового цвета капсюлями.

Вариант «Heavy Gold» предназначен для тех, кто предпочитает носить дорогущие варианты часов Rolex, серебряные элементы из «Pure Black» здесь заменены на золотую броскую отделку. Вариант «Rose Gold & Grey» – разрешите мне называть его женским – меняет черный на темно серый и имеет металлическое обрамление отверстий из розовых материалов. В качестве опций доступны пять различных ремешков, что открывает дополнительные цветовые сочетания.

Удобство использования является ключевым вопросом для любых наушников, но, похоже, что Sonus faber решил сделать исключение для своих наушников. Pryma снабжены коротким, 1,35 метровым кабелем со встроенным микрофоном. Кабель заканчивается разъемом миниджек – других кабелей в комплекте нет, как и нет адаптера для ¼-дюймового джека, но, учитывая, что кабель разделяется и подключается к каждому капсюлю через отдельные мини-джек гнезда, то имеется возможность для его замены.

Притягательный внешний дизайн на практике слегка подводит, по крайней мере, если ориентироваться на мои голову и уши. Для меня сила, с которой наушники прижимаются к голове, и свободное пространство внутри гробообразных амбушюр оказались слишком скромными, чтобы без проблем разместить их в соответствии с ушными впадинами. У обладателей меньших по размеру голов и ушей дела пойдут лучше, в частности – у женской категории покупателей.

В поисках наслаждения

Если говорить о данной категории, то я с удовольствием отмечу, что наличие обзора Pryma в Hi-Fi-журнале во многом связан с женой главного редактора, все время повторяющей, что это большее модный аксессуар, чем серьезный аудиофильский продукт. И как бы ни хотелось клюнуть на эту наживку, но я сомневаюсь, что Паоло Теззон – менеджер по R&D в Sonus faber – одобрил бы это.

Я связался с ним для получения дополнительной справочной информации и тогда он сообщил мне, что был на «сто процентов вовлечен в разработку наушников» и что «нашей целью, очевидно и прежде всего, было достижение лучших показателей звука, держа в уме «семейное звучание» колонок Sonus faber. Но мы также нацелились на наличие комфорного звука в любых ситуациях, держа в уме то, что продукт может быть использован в самых простых ситуациях, например – подключение его напрямую к смартфону»

Во время процесса R&D произошел отказ от коммерческих образцов искусственных голов для бинауральной записи, так они не предоставляли «сколько-нибудь полезной информации», и вместо них были разработаны собственная модель, содержащая «массив абсорбирующего материала размером с человеческую голову, и изготовленные по индивидуальным чертежам встроенные конденсаторные микрофоны». Присутствуют два микрофона, но они задействованы по очереди для измерения параметров АЧХ.

Здесь я углубился в детали процесса разработки не только, чтобы обозначить ложность заявления о модной сути Pryma, но и потому, что это, возможно, объясняет отличительное качество звука, которым эти наушники наделены. Если вы никогда толком не смотрели на результаты наших лабораторных исследований, пробегитесь по скорректированному графику АЧХ Pryma. Я применил три возможные корректировки графика –«free-field» (свободное поле), «diffuse-field» (диффузное поле) и коррекцию Хармана – и в итоге получались разные графики, но в одном они были схожи: у Pryma наблюдается большой провал на частоте выше 1 кГц и вплоть до 7 кГц. Может быть причина в используемой Sonus faber необычной «искусственной голове»? По крайней мере, это кажется одной из возможных причин. Как бы то ни было, уже можно предположить, что в данном диапазоне Pryma не хватает живости, и откуда в музыке возникает ясность, четкость и жизнь.

Вопрос баланса

Так вот как это звучит? Я провел прослушивания на знакомом мне усилителе для наушников Teac HA-501, аналоговый сигнал поступал с ЦАПа Chord Electronics QuteHD, который в свою очередь был подключен через S/PDIF от аудиоинтерфейса FireWire на TC Electronic Impact Twin. Музыка воспроизводилась с компьютера второго поколения Mac mini под управлением Windows XP и JRiver Media Center v19.

Нет, замеры не врали: для получения по-настоящему Hi-F-звука у Pryma определенно не хватало энергетики в нижней части ВЧ-диапазона. Я слышал, что про данный факт говорят как об отражении характерного звучания колонок от Sonus faber, но здесь я протестую: Я некогда не слышал ни об одних колонках итальянского производителя с пустотой вместо целой полосы.

Выражаясь более аккуратно и уместно, я бы сказал, что имеет смысл провести соответствие с ортодинамическими наушниками от Audeze и Oppo, которые хоть и не являются абсолютно идентичными в плане тонального баланса, но имеют похожую провальную корректировку графика АЧХ в районе выше 1 кГц. Если вам по душе тональный баланс продуктов Audeze/Oppo, тогда есть шанс, что вам также понравится и Pryma… и тогда вам следует проигнорировать все, что я скажу далее.

Перед основным прослушиванием я загрузил Pryma розовым шумом на протяжении четырех дней, а следующим шагом был струнный квартет в Ми-миноре Сен-Санса (Saint-Saens) вместе с Fine Arts Quartet [файл в разрешении 44,1 кГц/16 бит; Naxos 8.572454] – тот самый кусочек, который может удивить вас, если знакомство с данным композитором сводится лишь к более простому «Carnival Of The Animals». Скрипка воспроизводит простую вступительную мелодию, в которой упакована энергия решимости и бесстрашия. Ее сопровождаю струнные переборы прочих инструментов. Эффект должен быть бодрящим и заряжающим.

Pryma интерпретировала это тенденциозно, сделав звук обманчиво мягким, но немного ленивым, потеряв при этом важные напор и неугомонность. Если вы слушаете музыку чтобы убить время и изолировать себя во время утренних и вечерних поездок от остальных человеческих особей, то может вам как раз и подойдет смягчающая сущность данных наушников – спокойные начало и завершение рабочего дня. Но это не та характеристика, которая приближает слушателя к душе подобной музыки, которая не предназначена быть легкой.

В поисках соответствия

В противовес вы можете возразить, что адажио Симфонии № 2 Шумана от Робина Тиччати (Robin Ticciati) (Linn Records, файлы в разрешении 192 кГц/24 бит) является успокаивающим бальзамом. Но для полного эффекта требуется четкое представление гармонии струнных и отличное качество скользящих по струнам волос смычка. Большая часть данной информации содержится в указанной полосе, поэтому Pryma не дотягивает и здесь, что ведет к необратимому эффекту угасания всего волшебного, присутствующего в данной записи.

«Silent Promise», заглавный трек со второго альбома Turning Point [Vocalion CDSML 8448], переносит меня прямо в 1980-е с легким заигрыванием с джазз-роком. Торговая марка группы использовала голос Пепи Лемер (Pepi Lemer) скорее как отдельный инструмент, нежели источник текстов и композиция «Silent Promise» является хорошей рекламой концерта. И он соответствует природе Pryma разительно лучше, чем две предыдущие классические вещи.

Бас-гитара и большой барабан выделялись, а тональный баланс смещен в сторону более теплого звука, но, имея ввиду, что в данном отрезке прозрачность ограничена, то указанные изменения можно и поприветствовать.

Но возможно здесь Pryma показали обоснованность перекошенного спектрального цвета – все ради исследований, а не развлечений—я включил «Eisai H Fonh» с альбома Елены Папаризы (Helena Paparizou) «Brisko To Logo Na Zo» [Sony BMG 88697318932]. Это евро-поп высокой степени концентрации, звучание припева которого на наушниках с нейтральной калибровкой было искаженным, а вот из-за некоторого подавления грубости Pryma в нижней части ВЧ-диапазона вместе они звучали более аппетитно.

Богатый, следящий за стилем загородный житель, слушающий современный высококонцентрированный поп по дороге на заработки и обратно? Думаю, что мы определили целевую аудиторию Pryma…

 

Заключение HI-FI NEWS


Можем ли мы увидеть, как Гок Ван (Gok Wan – английский модный консультант) носит Pryma? Думаю, что это возможно представить, т.к. в результате процесса их создания неоспоримо получилась икона стиля – это то, что заставляет прочие дизайнерские «уши» в сравнении выглядеть тупо или просто скучно. Но и среди всех этих разговоров о стиле надо помнить, что основания задача у Pryma – это воспроизводство музыки, и тональный баланс у них слишком тусклый, чтобы по меркам настоящих аудифилов хорошо справляться с данной задачей

Качество звука: 75%


Лабораторные исследования


Sonus faber заявляет для Pryma 01 уровень чувствительности в 118 дБ SPL на 1 мВт, что было бы беспрецедентно, если бы оказалось правдой, ведь это эквивалентно 133 дБ на 1 В при нормальном импедансе 32 Ом. Но сюрприза не состоялось, в реальность Pryma не так чувствительны – наши замеры показали среднее значения для двух капсюлей 123 дБ на 1 В при частоте 1 кГц – но, тем не менее, это уже необычно высокий показатель, различающийся на 6 дБ от показателей, которые мы обычно регистрируем для среднеомных наушников. В этом нет никаких проблем в том смысле, что Pryma способны обеспечивать требуемый уровень звукового давления от любого источника звука.

Реальный уровень импеданса изменялся от 29,2 Ом до 32,9 Ом (20 Гц – 20 кГц) – достаточно узкий коридор для ограничения отклонений АЧХ усилителя для наушников в 0,25 дБ с выходным импедансом 10 Ом или 0,51 дБ при 30 Ом.

Графики АЧХ двух капсюлей без коррекции – для каждого было произведено по 10 измерений, в паузах между которыми наушники снимались и надевались на искусственные уши, и выведено среднее значение – существенно различаются в районе низких частот, скорее всего причина в уплотнении левого капсюля. [серая линия, см. Рис. 1 ниже].
Разница в громкости капсюлей составила в ±7,5 дБ (40 Гц – 10 кГц), что достаточно типично для наушников и большей частью представляет из себя различное взаимодействие между левым и правым искусственными ушными раковинами, которые, как и в случае с живыми ушами, не являются точным отражением друг друга. Предполагая, что график правого капсюля ближе соответствует намереньям Sonus faber, видим на нем бросающийся в глаза провал в районе 360 Гц, и почти полное отсутствие пиковых значений в районе 2-3 кГц, требуемых для достижения необходимого нейтрального тонального баланса. Нет ничего удивительного, что эти особенности прослеживаются и в скорректированных графиках; отсутствующий в 2-3 кГц пик означает, что по результатам трех коррекций – «Free-field», «Diffuse-field» и Хармана [голубая, зеленая и красная линии соответственно, Рис.2 ниже] – результирующие графики имеют огромную дыру в районе свыше 1 кГц.

Неприведенная характеристика (серым/красным – левый/правый, черным – среднее значение для 3-х октавного диапазона) демонстрирует недостаточность в районе 2-3 кГц, который обычно нужен для достижения нейтрального тонального баланса

 



Усредненная по трех-октавным диапазонам АЧХ (красным – корректировка Хармана, голубым – корректировка «Free Field», зеленым – корректировка «Diffuse Field»)

 

 

По материалам издания HI-FI NEWS
Автор Keith Howard

Добавить комментарий