All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

В одном из недавних выпусков я говорил, что моими первыми Хай-Энд-наушниками были Koss Pro4AAs, которые я купил в 1972, находясь под впечатлением от обзора, опубликованного в британском журнале «Hi-Fi News». Они были лучшими наушниками из тех, которые мне доводилось слышать – и так было до одного события, имевшего место пару лет спустя, когда играл на басу для продюсера Тони Кокса (Tony Cox). У Тони были электростатические наушники, Koss ESP-6, тяжелые и неуклюжие – но благодаря им мои уши поняли, каким качеством может обладать звук из накладных чашечек. Я и после не слышал ничего подобного до тех пор, пока не переехал в Санта Фе в 1986, где Дж. Гордон Холт (J. Gordon Holt) одолжил мне свой экземпляр Stax SR-Lambda Pros.

Модель Koss ESP-6 давно уже не производятся, но можно достать ее приемника ESP/950, который все еще доступен. Поэтому, когда я услышал, что Shure представила пару электростатических наушников, KSE1500, будьте уверены, что на обзор я их взял не «из-под палки». В спешке я не сразу понял, что KSE1500 являются внутриканальными, а не обычными наушниками. И это не просто наушники – за 2999 долларов покупатель получает не какие-то «внутриканалки», а комплект с многофункциональным усилителем и множество кабельных адаптеров и аксессуаров.

Технология

Как правило, внутриканальные наушники оборудованы арматурными драйверами, которые по сути представляют собой тонкую пластину, зафиксированную с одной стороны и подвижную с другой, которая колеблется под воздействием электромагнитного поля одной или двух звуковых катушек. Но электростатический излучатель? Я мог бы и не удивляться так. Для «внутриканалок» не требуется большая диафрагма; схематично их даже можно представить как емкостные микрофоны, работающие в обратную сторону, а у Shure имеется значительный опыт в разработке профессиональных микрофонов. В качестве примера, их кардиоидный емкостной микрофон SM81 долгое время оставался моим основным микрофоном для записи акустической гитары и пианино.

Тем не менее, в реальности все немного сложнее. Обычно микрофоны используют диафрагму с постоянным зарядом, называемую электретом. В противоположность к этому в излучателях у KSE1500 применены диафрагмы с нулевой массой, удерживаемые между двух пластин, с напряжением поляризации между ними ±200 В. При подаче управляющего напряжения (тоже высокого уровня, порядка 200 В) диафрагма начинает вибрировать, создавая звук, которые передается непосредственно на барабанные перепонки с помощью небольшого звуковода.

Из-за требования наличия как сигнала большого уровня, так и напряжения поляризации, KSE1500 могут использоваться только совместно с собственным усилителем. С помощью покрытого кевларом кабеля с 6-пиновым разъемом Lemo в капсюли передаются и сигнал и опорное напряжение постоянного тока. Сам усилитель помещен в элегантный корпус из черного анодированного метала, слегка уступающего размерами iPhone. В верхней части размещены разъем Lemo, разъем линейного входа, индикатор заряда аккумулятора и регулятор громкости с «утопленной» вглубь рукояткой; с другой стороны находятся разъем micro USB и переключатель между аналоговым входом и USB. USB-вход распознает 16-, 24- и 32-битный сигнал с частотой от 44,1 до 96 кГц; аналоговый сигнал может подключать напрямую к усилителю, или же его можно подвергнуть оцифровке для работы с цифровым эквалайзером, построенном на цифровом сигнальном процессоре (DSP). USB-вход может быть подключен к PC или Apple Mac, а также к устройствам на базе iOS и Android.

Основные события разворачиваются на передней панели усилителя. В обычном режиме на крохотном цветном ЖК-экране отображаются используемый вход, уровни сигнала, уровень заряда – усилитель питается от встроенного перезаряжаемого литий-ионного аккумулятора 3,6 В – и громкость, как в виде числа от 0 до 25, так и в виде цветной шкалы. Двойное нажатие на регулятор громкости открывает доступ к меню, навигация по которому осуществляется с помощью все того же регулятора, а также при помощи одной из двух кнопок, расположенных с левой стороны корпуса (другая кнопка используется для блокировки управляющих элементов).

Первый экран меню предоставляет доступ к режимам Audio, Utilities и Equalizer. В режиме Audio можно выбрать режим аттенюатора 0, -10 или -20dB для аналогового режима, настроить ограничитель аналогового сигнала и посмотреть частоту дискретизации входящего сигнала. В руководстве также указана возможность выставить уровень усиления, но, кажется, что на обозреваемом образце эта функция еще не была доступна. В режиме Utilities предоставляется доступ к информации об аккумуляторе, аппаратной части и о прошивке, а также возможность сброса к заводским настройкам и возможность отключения подзарядки от USB – необходимая возможность для использования вместе с мобильными устройствами (данная настройка сбрасывается при следующем включении усилителя).

В режиме Equalizer доступен четырехполосный эквалайзер с настраиваемыми предустановленными шаблонами - Low Boost, Vocal Boost, Loudness и De-Ess, и четыре четырехполосных параметрических эквалайзера – два для фильтрации пиковых значений, и два – фильтры низких и высоких частот. Предусмотрены настройки центральной частоты/частоты перехода, ширины частотного диапазона/добротности и усиления/ослабления до ±6 дБ. Эквалайзер можно отключить – при неиспользуемом DSP время работы от аккумулятора увеличивается от 7 до 10 часов.

Использование наушников

Подобно остальным «внутриканалкам», капсюли KSE1500 вставляются в уши движением «покрути-и-протолкни», на освоение которого потребуется немного практики (левый и правый капсюли обозначены синей и красной отметкой соответственно). Часть кабеля около наушников имеет гибкие рукава, которые помогают изогнуть провод и пропустить его за ушной раковиной.
Основная проблема с наушниками такого типа может состоять в том, что они могут не обеспечивать плотной посадки в ухе. Я столкнулся с аналогичными проблемами в мае 2004 при написании обзора на внутриканальные наушники E3c от Shure: ни один из амбушюр не подходил к моим ушным каналам, которые были шире, чем среднестатистические. А без хорошего уплотнения между амбушюрами и ушным каналом снижается уровень басов.

KSE1500 поставляются в черной упаковке с отделением для хранения принадлежностей. К числу последних относятся амбушюры из резины Soft Flex размеров small, medium и large, желтые амбушюры Soft Foam и «елочки». На мое счастье мне подошли самые большие из них – с глубиной басов у меня не возникло проблем. Тем не менее, спустя неделю или около того я стал ощущать, что Shure не может снабдить меня басами в той степени, в которой я хотел – в своих воспоминаниях я обнаружил тот факт, что я всегда предпочитал наушники с заниженными частотами по сравнению с естественным звуком, может быть потому, что при использовании наушников грудная клетка совсем не замечала басов, в отличии от использования колонок и естественного звучания. После ряда экспериментов я перенастроил один из шаблонов эквалайзера с подъемом на 3 дБ всех частот ниже 125 Гц.

Запаса в наушниках для увеличения громкости более чем достаточно. Обычно я выставлял ее на значение «14», громкость прослушивания при котором была на комфортном для меня уровне. Утилита Apple USB Prober опознает усилитель KSE1500 как «Shure KSA1500» от «Shure Incorporated» и сообщает, что USB-интерфейс находится в состоянии асинхронного режима, который обеспечивает наилучшее качество звука.

Прослушивание

Поскольку KSE1500 является замкнутой системой, а для выполнения акустических замеров в моем распоряжении отсутствует необходимая в таких случаях искусственная голова, то в данном обзоре будут находиться только мои впечатления от прослушивания. А впечатления эти остались хорошими. Для начала я использовал файлы с тестовыми сигналами, взятых с диска «Editor's Choice». Даже без моего любимого эквалайзера KSE1500 воспроизводили низкочастотные треть-октавные сигналы качающейся частоты чисто и основательно вплоть до 32 Гц. Чуть хуже звучали сигналы 25 Гц, а сигналы 20 Гц были совсем тихими. С внутриканальными наушниками связана общая проблема ограниченного динамического диапазона на низких частотах, но именно тут и блистает Shure – мне так и не удалось расслышать эффект «удвоения» (искажения в виде второй гармоники) на самых низких частотах. Трек с этого же диска с разнесенными на полтона биениями воспроизводился чисто равномерно на протяжении нижнего и среднего диапазонов. Звук моей бас-гитары Fender на фазовом треке и треке Channel ID был мощным и чистым.

Звук наушников обладает ясностью и мощными низкими частотами, которые так подкупили меня при первом знакомстве с продукцией Shure. В каждом сслучае, например, нечеткий звук бас-гитары с овердрайвом от Джека Брюса (Jack Bruce) в его «Spoonful» с альбома «Cream's Fresh Cream» (файл в формате ALAC с CD, Atco), утонченное звучание бас-гитары Джерома Харриса (Jerome Harris) в «Only Then» с его альбома «Rendezvous» (файл в формате ALAC с CD, Stereophile STPH013-2) или же когда Энтони Джэксон (Anthony Jackson) припадает к нижней струне СИ (B) на строчке «negotiations and love songs are often mistaken for one and the same» в композиции «Train in the Distance» с альбома Пола Саймона (Paul Simon) «Hearts and Bones» (файл в формате ALAC с CD, Warner Bros.) – характер инструментов был одновременно понятным и максимально различающимся один от другого. Как человек, играющий на басу Fender могу сказать, что это, конечно, достойно похвалы.

Трек с розовым шумом с диска «Editor's Choice» звучал также ровно, как и через Ultimate Ears 18 Pros, но на частотах ниже 40 Гц Shure были чище при воспроизведении трека с сигналами качающейся частоты. Ни Shure, ни Ultimate не могли сравниться в части басов с накладными наушниками Audeze LCD-X, но и Shure и Audeze были очевидно чуть более энергичным в области высоких частот, чем Ultimate Ears.

Джазовый барабанщик Билли Драммонд (Billy Drummond) является одним из самых изобретательных исполнителей, которые я когда-либо слышал; изменчивый характер звучания его тарелок в барабанном соло в «Followthrough» c альбома Харриса «Rendezvous» выдавались от Shure в изначальном виде, и звук походил на удар по бронзе, а не на набор из белого шума, который характерен для дешевых наушников. Ясность звука передавалась даже на lossless-записях: слабые послезвучия акустической гитары в кавере «Certain Surprise» от Сабрины Динан (Sabrina Dinan) с альбома «Johnny Boy Would Love This: A Tribute to John Martyn (файл в формате AAC качества 256 кбит/с, Liaison) были слышны без усилий.

Было ли это фанковое мультиканальное сопрано Эсперансы Сполдинг (Esperanza Spalding) в композиции «Rest in Pleasure» с ее альбома «Emily's D+Evolution» (24/96 FLAC файл от Pono Music, Concord 723828) или же сладкое мезо-сопрано Лоррейн Хант Либерсон (Lorraine Hunt Lieberson) в песне Брамса (Brahms) «Unbewegte laue Luft» (файл в формате ALAC с CD, Wigmore Hall Live 0013) – оба женских голоса воспроизводились с великолепной естественной тональностью. И повторюсь снова, ясность в звуке Shure впечатляет – я мог проникать глубоко в наслаивающиеся вокальные партии в треке «We've Only Just Begun» дуэта «the Carpenter» на альбоме «Singles 1969–1981» (выгрузка с сайта Acoustic Sounds), не смотря на то, что сервер Antipodes и понижал на ходу качество файла с DSD до 24/88,2 PCM.

Устройство в работе

Я использовал KSE1500 во время своих поездок на метро, подключив его к iPhone 6S при помощи предлагающегося переходника с разъема Micro USB-B на Lightning, закрепив его к телефону при помощи резинового ремня, набор которых также входил в комплект поставки. Звукоизоляция была великолепна, лучше, чем у моих обычных спутников Ultimate Ears 18 Pros. Арт Дадли (Art Dudley) в своем обзоре USB-усилителей для наушников Red и Black от AudioQuest отнесся с неким высокомерием в вопросе использования iPhone в качестве источника звука, но на мой вкус его качество было не сильно хуже, чем то, что я слышал с сервера Antipodes.

Еще я задействовал линейный вход усилителя KSE1500 для подключения своего портативного плеера PonoPlayer. При использовании аналогового сигнала и отключении эквалайзера обработкой сигнала занимается только аналоговый тракт. Теоретически, это должно дать лучшие результаты, чем при использовании настройки эквалайзера с задиранием басов на 3 дБ – о данной настройки я писал ранее – ведь свойственное Pono качество звука поистине потрясающе. Но прагматизм взял верх над идеей: большей частью я оставлял эквалайзер включенным.

Подводя итоги

С усилителем KSE1500 у меня возникло две проблемы. Первая заключалась в расположении входов и выходов на разных сторонах корпуса, что может и логично для расположения цепей, но доставляет неудобство при попытке положить его в карман куртки или рубашки. Вторая проблема заключалась в том, что кабель от наушника до разветвителя был жестче и тяжелее, чем у среднестатистических наушников, при чем, что этот участок кабеля не был не был покрыт оплеткой из кевлара, в отличие от остальной части кабеля.

Даже по прошествии нескольких недель правый наушник, который я всегда вставляю первым, норовил выпасть сам по себе во время надевания левого, даже несмотря на то, что я огибал кабелем ухо. Но когда оба капсюля были установлены, я мог наслаждаться музыкой на протяжении двух-трех часов без малейшего намека на дискомфорт.

Но это все маленькие недоразумения – Shure KSE1500 является наилучшей по звуку системой внутриканальных наушников, с которым мне доводилось иметь дело. За сочетание чистых низов, натурального прозрачного среднего диапазона и – особенно для внутриканальных наушников – расширенного верхнего диапазона ему присуждается звание победителя.

Будет справедливо отметить, что при цене 2999 долларов у системы KSE1500 есть несколько серьезных конкурентов из числа более традиционных. Комплект из планарных наушников Audeze LCD-X (1699 долларов) и усилителя Ayre Acoustics Codex (1795 долларов) выходит не сильно дороже, и хоть я и получил наслаждение от Shure, но для прослушивания дома больше по душе накладные наушники. Но это ни в коей мере не означает, что Shure KSE1500 нельзя включить в первые числа рекомендуемых продуктов. Они несомненно это заслужили.

Характеристики

Описание: наушники вставного типа с электростатическими драйверами, с отдельным усилителем и блоком питания
Напряжение поляризации: ±200 В
Максимальное выходное напряжение: ±200 В
Выходной ток: < 1 мА
Ослабление шумов: <37 дБ
Частотный диапазон: 10 Гц – 50 кГц
Maximum SPL: 113dB (1kHz at 3% THD).
Входы усилителя: USB, линейный вход (3.5 mm).
Выходы усилителя: разъем для наушников Lemo.
Поддерживаемая разрядность: 16, 24, 32.
Поддерживаемая частота дискретизации: 44.1, 48, 88.2, 96 кГц.
Отношение сигнал/шум: <107 дБ, A-weighted.
Регулировка усиления: –40 - +60 дБ.
Функции усилителя: переключаемый аналоговый RMS-ограничитель, 4-полосный параметрический эквалайзер, аттенюатор для линейнго входа (–10 or –20dB).
Питание: 3,6 В Li-Ion аккумулятор.
Время работы: аналоговый вход (эквалайзер отключен), до 10 часов; USB-вход (эквалайзер включен), до 7 часов.
Аксессуары в комплекте: квадратная сумочка на молнии; кожаный кейс для усилителя; набор сменных насадок, USB-кабель Type A to Micro-B, USB-кабель Micro-B to Lightning; два кабеля 6" и 36" 3.5 mm to 3.5 mm, стерео адаптер 6.3mm to 3.5mm; адаптер для самолета; регулятор громкости; резиновые кольца для фиксации усилителя.
Опционально: кабель USB micro to 30-pin
Размеры: усилитель: 111 mm x 59mm x 21mm
Вес: наушники 44 г; усилитель 182 г
Цена: $2999
Производитель: Shure Inc.

Используемое оборудование

Источники: музыкальный сервер Antipodes DX Reference v2.2; PonoPlayer; Apple MacBook Pro running OS 10.11.4, Pure Music 3.0.6, iPhone 6S.
Усилители для наушников: Metric Halo ULN-2, Mytek Brooklyn.
Наушники: Audeze LCD-X, Ultimate Ears 18-Pro.
Кабели: AudioQuest Coffee, USB, FireWire

 

По материалам издания Stereophile
Автор John Atkinson

Добавить комментарий