All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

Stax SR-202
Японская электроника настолько прочно вошла в быт, что любая суперновинка уже просто не воспринимается как нечто из ряда вон. Но порой среди привезенных из страны восходящего солнца попадются штучки, способные надолго отвлечь от реалий окружающей жизни.
 

ДЛЯ МЕНЯ ТАКОЙ ШТУЧКОЙ стала невзрачная картонная коробка, на которой крупными буквами было написано «SRS-3010» и совсем мелкими где-то внизу «Stax Ltd».

Это не наушники, как сказали бы многие. Это завершенная звуковоспроизводящая система, составленная из головных электростатических «стереоколонок» SR-202 Basic и специального телефонного усилителя SRM-310, рассчитанного на работу с любым внешним источником. Причем система, можно сказать, бюджетная. В России предлагается за $995. По «наушечным» меркам, конечно, недешево. Но если рассматривать комплект именно как высококлассный тракт, заменяющий усилитель, акустические кабели и пару колонок хай-эндного уровня, то его цена не покажется уж совсем заоблачной.


Stax SR-202
Стереотелефоны SR-202 Basic оказались крупными и довольно увесистыми — впрочем, не настолько, чтобы испытывать дискомфорт. Валики амбушюров сшиты из тонкого практичного кожзаменителя, но я бы предпочел замшевые или хотя бы бархатные — они более комфортны. Продуманной конструкцией отличается и оголовье с широкой регулируемой лентой. Решетки корпуса отлиты из высокопрочного пластика. Сквозь них можно разглядеть электростатический излучающий элемент: овальный, довольно большой площади, окруженный с каждой стороны мелко перфорированными металлическими сетками-электродами.


Stax SR-202

В более дорогих электростатах SR-303 Classic стоит утонченная мембрана (толщиной 1,35 микрона), а также применяется более качественная медь в проводнике — не длиннокристаллическая бескислородная (LC-OFC), а изготовленная из сверхчистой меди по методу непрерывного вытягивания, изобретенному профессором Оно (PC-OCC). Самые дорогие наушники в этой серии — SR-404 Signature, кроме вышеперечисленного, имеют небольшие отличия в конструкции провода и мембраны, цель которых — снизить еще на несколько пикофарад емкость всей электрической системы. Никакой другой разницы, за исключением отделки, между «базовой» и продвинутыми моделями нет, а потому и паспортные характеристики у них идентичны.

Второй компонент системы выглядит уже не так изящно, как наушники, но без него не обойтись — это Driver Unit SRM-310, оборудованный линейными входом и выходом, а также парой специальных шестиконтактных гнезд, к которым и следует подключать наушники. По всем признакам этот «Юнит» можно классифицировать как интегральный усилитель. Он состоит из предварительной секции с регулятором громкости и баланса и оконечника — высоковольтного драйвера. Дело в том, что к электростатическому излучателю необходимо подводить как сам сигнал, так и постоянное напряжение поляризации порядка нескольких сотен вольт). Внутри SRM-310 находится блок питания и несколько каскадов усиления, выполненных на качественных малошумящих операционных усилителях и высоковольтных полевых транзисторах по балансной схемотехнике. А странная на первый взгляд вертикальная форма этому блоку также придана не случайно — он может служить подставкой для наушников.


Stax SR-202

Первое и достаточно неожиданное открытие я сделал, когда закончил разглядывать разложенный на столе комплект и вдруг решил подключить его к компьютеру — наверно, чтобы убедиться, что все работает. Нажал кнопочку Power на лицевой панели, повернул Level и... обомлел! Я никогда не слышал, как звучит нутро моей рабочей машины. Внутренние шумы и наводки, не превышающие на выходе звуковой карты уровня -86 дБ (проверял неоднократно), в наушниках Stax складывались в настолько четкую картину, что, кажется, можно было отследить, как отдельные потоки данных мечутся туда-сюда по шинам, подчиняясь логике процессора. Ничего подобного не было заметно при подключении других наушников — ни с дорогими, ни с дешевыми.

Фантастическое разрешение заинтриговало. Ожидая новых открытий, я перенес стаксовские компоненты к стойке с Hi-Fi-аппаратурой и начал прослушивать компакт-диски.

Звучание первых аккордов насторожило. Верхний диапазон был окрашен — не сильно, но все же достаточно для того, чтобы нельзя было не заметить. А это расходилось с общепринятым мнением идеально ровного тембрального баланса электростатов. Казался каким-то условным и бестелесным бас. И только к середине не было претензий. Я ставил снова и снова седьмой трек с диска [6] и пытался себя убедить в том, что слушаю все-таки запись, а не настоящий аккордеон, который каким-то образом проник в мою голову.



Однако первые впечатления, как водится, обманчивы. Через полчаса я привык к характерному для этих наушников басу и верху. Звучание перестало казаться несбалансированным. Думаю, привыкнет к этому и любой из вас. Так уж устроено слуховое восприятие человека — в голове у нас есть что-то вроде эквалайзера, который приводит все слышимые звуки к одному тембральному знаменателю.

После прослушивания всех нэймовских сэмплов [1] придраться к звучанию Stax я еще мог. Технически все безупречно. Разве что чуть-чуть не хватает живости, эмоциональности, души — того самого, чем и увлекает музыка.

Но когда зазвучал голос Лайзы Джеррард [3], я готов был взять и эти слова обратно. Пусть банально, но это громоздкое устройство на голове оказалось пропуском в мир живой музыки. С удовольствием переслушал всего Питера Хэммила [4], затем — излюбленные треки Тома Уэйтса [5] и опять озадачился: или мне очень приглянулись эти наушники, или их действительно не за что критиковать...

Классика [7] вообще была воспроизведена так, что завертелся вопрос: как из семейного бюджета без риска для здоровья выкроить 995 долларов? В моей личной коллекции симфонической и камерной музыки не так уж и много — от силы наберется десятка три CD, к которым я питаю интерес. Разделив в уме 995 на это несчастное количество, я получил веский аргумент в пользу наушников: тридцать три доллара за пожизненную контрамарку на концерты знаменитостей в лучшие залы.


Stax SR-202

Столько же, кстати, стоил билет в Москве на японских барабанщиков Yamato, диск которых [8] был тут же загружен в проигрыватель. Ах, вот, оказывается, как он должен звучать! Безупречная атака, свойственная только электростатам, помноженная на глубинное звуковое разрешение и динамический рисунок тончайшей выделки — вот из чего складывается прелесть этого японского лакомства.

На несколько часов я стал недоступен для окружающих. Изделие компании, основанной еще в 1938 году главным аудиофилом тех времен — Ноатоке Хаяши, увлекло так, что не слышал ни мобильника, ни насмешек коллег. Критически анализировать звучание наушников, которые производят теперь последователи Хаяши, я смог лишь после того, как наслушался музыки до легкого отупения. А окончательно определиться с оценками помог тестовый диск [2] — тоже, кстати, японский, что даже символично.

В звучании системы SR-202 Basic/SRM-310 есть недочеты. Один уже был упомянут — окраска в верхнем диапазоне. Жаль, что она распространяется и на верхнюю часть среднечастотной полосы и слегка выдает себя как раз в той области, где слух наиболее чувствителен. Не скажу также, что и динамические качества по низам достаточны. Характерные искажения ограниченного хода мембраны нет-нет, да и прослушиваются — на музыкальных программах крайне редко, а при воспроизведении «тяжелых» звуков (например, близкие раскаты грома, взрывы петард) — чаще. Зато с линейностью басов как раз полный порядок — это легко заметить по их беспрецедентной разборчивости. В наушниках вообще сложно получить представление о басе. Ведь часть низкочастотных звуков наш организм в реальной жизни слышит не только ушами, но и «костью», воспринимая их в виде вибраций. А еще настораживали редкие и кратковременные (на долю секунды) выключения звука — даже догадок не было, отчего они возникают.

Но я до сих пор думаю о другом: может, занять у кого-нибудь?..

Музыка, которую мы слушали

1. «NAIM Sampler». Приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003.

2. Technics/Panasonic, «Silence Technology Test Disc». Eastworld, 1990.

3. Dead Can Dance, «Into The Labyrinth». Momentum/Virgin Music, 1993.

4. Van Der Graaf Generator, «Still Life». Charisma Records, 1976.

5. Tom Waits, «Rain Dogs». Island Records, 1985.

6. Original Soundtrack from the Film by Emir Kusturica «Black Cat White Cat». Komuna/Polygram, 1998.

7. Anne-Sophie Mutter, «Romance». Deutsche Grammophon, 1981, 1988, 1993. Polydor, 1978, 1982.

8. Yamato, «The Drummers of Japan». Aozora, 2002.


Заявленные характеристики телефонного усилителя STAX SRM-310

Диапазон воспроизводимых частот, Гц 4 — 70000

Неравномерность АЧХ, дБ -3

Входная чувствительность, В 0,2

Входное сопротивление, кОм 70

Номинальный выходной уровень, В 100

Максимальный выходной уровень, В 350

Постоянное напряжение смещения, В 580

Гармонические искажения, % менее 0,02

Размеры, мм 85 х 275 х 130

Масса, кг 1,7

Заявленные характеристики стереотелефонов STAX SR-202 Basic

Диапазон воспроизводимых частот, Гц 7 — 41000

Электрическая емкость мембраны, пФ 120

Входное сопротивление, кОм 133

Длинна кабеля, м 2,5

Масса (без кабеля), кг 0,295


Тракт, который мы слушали

CD-проигрыватель Cambridge Audio Azur 540C $420

Межблочные соединители Accuphase Super Refined Cable $300

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ

В инструкции к наушникам прилагаются результаты промеров АЧХ, выполненных на искусственной голове. Сам факт, что производитель приводит честную характеристику, уже достоин уважения. А здесь даже больше: нижняя кривая — это уровень второй гармоники, которая слабее основного сигнала на 60 и ниже децибел (в привычных значениях это искажения менее 0,1%).

Stax SR-202

Об электростатических головных телефонах часто пишут, что они обладают абсолютно нейтральным звуком, но на практике такого быть не может — характерная ступенчатость, вызывающая окраску, видная на АЧХ. Это не особенности принципа преобразования — электростататика тут ни при чем. Причина куда банальнее: так влияет акустическое оформление корпусов наушников. На низких частотах оно минимально, а на высоких отражения и резонансы внутри корпуса начинают сказываться прилично. Причем свести вклад этих составляющих к нулю в принципе невозможно. Можете убедиться на собственной голове: наденьте наушники, включите музыку, отодвиньте от лица амбушюр хотя бы на пару миллиметров — изменилось звучание? Кто-то верно подметил, что на линейности АЧХ наушников сказывается даже нелинейность головы. В самом буквальном смысле.








По материалам издания "Салон АВ"
Автор: Артур Соколов





 

Добавить комментарий