All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере
USB-ЦАПы
В нашем исследовании будут представлены «простые» ЦАПы с интерфейсом USB, не отягощенные никакими другими функциями, звуковой USB-интерфейс, который может заодно использоваться для записи и оцифровки музыки, а также CD-проигрыватель и пара усилителей - их можно подключать непосредственно к компьютеру посредством все того же USB.
 

Терабайт (Тбайт, Тб) - единица измерения количества информации, равная 1 099 511 627 776 (2 в степени 40) стандартным (8-битным) байтам или 1024 гигабайтам. Применяется для указания объёма памяти в различных электронных устройствах.

Из «Википедии»,свободной энциклопедии


Название «терабайт» на самом деле является ошибочным, поскольку приставка «тера» означает умножение на 1 000 000 000 000. Для числа 2 в 40-й степени правильной являемся двоичная приставка «теби». Об этом тоже написано в «Википедии». Но раз уж в обиход вошел «терабайт», с этим приходится мириться - массовое употребление сильнее математики. Кстати, не все чисто и с названием популярного детского фильма «Мост в Терабитию». Книга Кэтрин Патерсон, по которой снята картина, называется в оригинале «Bridge to Terabithia», что затрудняет какие-либо компьютерные ассоциации, а первое издание сказки на русском языке называлось «Мост в Терабифию» - вероятно, чтобы еще дальше уйти от нежелательных параллелей. А вот прокатчикам они были, видимо, только на руку. Кстати, после выхода фильма на наши экраны книжку переиздали с «правильным» названием. Мой же заголовок свершенно однозначен и не допускает лукавых толкований: «Терабайтия» - это RAID-массив емкостью 3,5 Тб, на котором храню музыкальную коллекцию. В данном случае «мост» - некое устройство, позволяющее воспроизводить эти файлы на аудиосистеме с большими напольными колонками и мощным усилителем, которые расположены в другой комнате.


USB-ЦАПы


Конечно, в моей системе работает не «некое», а совершенно конкретное устройство, а точнее - целая группа: компактный компьютер-плеер, подключенный к RAID-массиву по Интернету; установленный в нем звуковой PCI-интерфейс с оптическим выходом (карта ESI Juli@) - с него цифровой сигнал поступает на внешний ЦАП, а оттуда - уже в аналоге - на усилитель. К этой архитектуре я шел несколько лет, тем не менее не считаю ее не только единственно возможной, но и оптимальной. Начиналось все, между прочим, с простейшего интерфейса USB-Optical ценой порядка $6 (серая пластиковая коробочка, похожая на компьютерную мышку), а вся музыка хранилась на HDD в самом компьютере-плеере. RAID-массив появился после того, как у меня «помер» один из дисков и я лишился половины коллекции. К счастью, оригиналы на компактах еще не успели разойтись по друзьям, и потому все удалось восстановить. Именно тогда обнаружил, что музыка из удаленного хранилища играет значительно интереснее (как-то естественнее и плотнее), чем та, что содержится на собственном HDD воспроизводящей машины. Чуть позже мы убедимся, что это открытие довелось совершить не мне одному.

Вынести дисковое хранилище в соседнюю комнату пришлось по самому банальному поводу - но невыносимо шумное. Давно уже собираюсь заняться его усмирением, но все никак руки не доходят. Вот допишу этот материал и точно сделаю - не столько по необходимости, сколько из любви к искусству.


USB-ЦАПы


От интерфейса USB-Optical пришлось избавиться по банальной причине - играл он весьма посредственно. То ли сам USB «сажал» звук, то ли преобразователи TOSLINK были никудышными - не знаю, но переход на PCI-карту позволил подняться на новый качественный уровень. Суммарные затраты на создание связующего звена между компьютерным хранилищем и аудиосистемой в итоге оказались больше, чем хотелось, не говоря уж о времени, которое, как известно, тоже денег стоит.

Самый простой, практичный и потому привлекательный для многих вариант «моста в Терабайтию» - это внешний ЦАП со встроенным интерфейсом USB. В отличие от моей системы они не нуждаются в цифровом оптическом кабеле, который, само собой, должен отвечать определенным требованиям, а потому тоже не дармовой. И портит звук. По письмам знаю, что наши читатели живо интересуются такими устройствами, и поэтому возникла необходимость познакомиться с теми из них, что доступны на российском рынке. Естественно, мы не могли охватить все разнообразие моделей и отобрали лишь возможные варианты их реализации. Так, в нашем исследовании будут представлены «простые» ЦАПы с интерфейсом USB, не отягощенные никакими другими функциями, звуковой USB-интерфейс, который может заодно использоваться для записи и оцифровки музыки, а также CD-проигрыватель и пара усилителей - их можно подключать непосредственно к компьютеру посредством все того же USB. Есть там и весьма оригинальный аппарат- на мой взгляд, он имеет все шансы стать прародителем нового типа цифровой воспроизводящей аппаратуры. При отборе техники мы не ставили каких-либо ценовых ограничений, поэтому в наш обзор попали как относительно доступные, так и довольно дорогие устройства. Но начнем мы, как всегда, с тех, что наименее обременительны для семейного бюджета (один человек, питающий любовь к музыке - это тоже семья). Обратите внимание, что цены - ориентировочные, переведенные из иностранной валюты в рубли по среднему курсу, действовавшему на момент тестирования.

ДОМАШНИЙ ЭТАЛОН

Как полагают некоторые специалисты (и я тоже), качество работы ЦАПов не поддается оценке с помощью инструментальных измерений. Проблема не в том, что нет подходящих приборов или неизвестно, что с ними делать, а в том, что результаты измерений плохо сочетаются со слуховым восприятием. Бывает, что аппараты с «красивыми» данными, по субъективным ощущениям, играют хуже, чем те, что не могут похвалиться образцовыми графиками и осциллограммами. Причем речь идет не о каких-то эзотерических явлениях, а о таких достаточно объективных, на мой взгляд, параметрах, как реалистично выстроенная сцена, правдоподобность слышимых образов и общая комфортность звука, позволяющая слушать музыку долго и с удовольствием. А то ведь бывает, что по техническим характеристикам аппарат чемпион, но уже через 15 минут после начала прослушивания его почему-то хочется выключить.


DAC MARKAN

Впрочем, такие характеристики, как «радует» или «не радует», едва ли уместны в нашем журнале. Чтобы сделать оценку более объективной и аргументированной, приходится прибегать к сравнению с неким «референсом». В роли такого эталона (в сугубо инструментальном смысле) у нас будет выступать мой домашний «мост» между усилителем и RAID-массивом, на котором хранится тестовый материал (музыкальные файлы в формате кодирования без потерь FLAC). В состав этого тракта входит, в частности, внешний ЦАП Markan LegenDA SE. Есть там и сетевой роутер и пара свичей - структура сети у меня разветвленная. Наверное, это не очень хорошо, но так получилось. Не исключено, что в будущем нам придется тестировать разное сетевое оборудование на предмет его влияния на звук. Но я пока к этому морально не готов. Хотя уже имею кое-какой опыт относительно звучания разных сетевых карт.


DAC MARKAN


Как уже говорил выше, цифровой поток от компьютера-плеера подается на преобразователь по оптике. Путь, по которому проходит сигнал у аппаратов, участвующих в нашем обзоре, может быть существенно короче (именно в этом, собственно, и заключается главное достоинство USB-ЦАПов), а потому испытуемые, в принципе, способны превзойти референсный источник. В конечном итоге, конечно, решающее значение для звука имеет сам ЦАП, поэтому нам предстоит сравнение не только нескольких реализаций USB-интерфейсов и DAC, но и разных принципов цифро-аналогового преобразования. Как известно, в современной технике преобладают дельта/сигма-конверторы, часто с передискретизацией и с непременными цифровыми фильтрами. ЦАП Markan LegenDA SE, напротив, основан на принципе параллельного преобразования, который использовался в лучших DAC-чипах, выпускавшихся раньше и давно уже не производящихся. В нем нет цифровых фильтров, и подавление шумов квантования осуществляется в аналоговой части. Естественно, у этой архитектуры есть свои недостатки, иначе дельта/сигма не стала бы доминировать на рынке, и здесь мы имеем возможность понять, в правильном ли направлении пошел технический прогресс. Тем более что в продаже еще осталось некоторое количество параллельных ЦАПов.

Со всеми испытуемыми аппаратами работал один и тот же компьютер-плеер - конфигурацию его железа описывать не буду, поскольку в данном случае она не имеет принципиального значения. Особо отмечу лишь, что на нем установлена операционная система Vista Home Basic (без графического интерфейса Aero) с отключенным файлом подкачки (то есть без виртуальной памяти), все неиспользуемые службы остановлены. Файлы воспроизводились программой-проигрывателем Foobar2000 через драйвер WASAPI - он позволяет обойти в Windows Vista встроенный микшер операционной системы. Но некоторые устройства оказались с ним несовместимы (что, безусловно, идет им в незначительный минус), и потому пришлось использовать штатный драйвер операционной системы.


DAC MARKAN


МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

1. The Dead Weather, «Horehound» - эта пластинка вышла совсем недавно и, как оказалось, прекрасно выявляет характер аппаратуры. Записана в стилистике грязного гаражного рока, но в реальности сделана на хорошей технике грамотными звуковиками. Изобилует разного рода пространственными эффектами, которые отнюдь не одинаково передаются разными ЦАПами.

2. Rebecca Pidgeon, «Retrospective». Сборник лучших песен певицы, выпускавшей свои диски на знаменитом аудиофильском лейбле Chesky Records. Запись сделана по всем канонам на два микрофона и потому обладает чрезвычайно естественной и «воздушной» сценой. Которую способны передать, к сожалению, далеко не все аппараты. Этот релиз имеется у меня в двух вариантах - 16 бит/44 кГц и 24 бита/96 кГц (студийная оцифровка, продается в виде файла для скачивания). Второй, к сожалению, удалось прослушать далеко не на всех из участвовавших в эксперименте моделях, поскольку по USB v1.1 можно передавать цифровой поток звука в разрядности не более 16 бит/48 кГц - таковы ограничения интерфейса. Те же устройства, что были оснащены USB 2.0, могли воспроизводить тестовый материал в полном объеме.

3. Claire Martin, «Тоо Darn Hot». Еще одна аудиофильская дива, но пишется уже на LINN Records - это совершенно иная манера записи, и мне было интересно, как ее передают разные ЦАПы. Также присутствует у меня в двух вариантах - стандартном 16 бит/44,1 кГц и «продвинутом» 24 бита/96 кГц. Кстати, LINN одним из первых стал продавать музыку через Интернет.

4. Patricia Barber, «Monday Night». Живой концерт в Чикаго 20 февраля 2006 года. Также распространятся в виде файлов для скачивания. Довольно странная запись, предъявляющая высокие требования ко всему тракту. На посредственной аппаратуре «сбивается в кучу», на достойной - раскрывается в компактную, но отчетливую сцену.

5. Charlie Winston, «Ноbо». Ненавязчивый камерный рок, представленный у меня в двух форматах - 16 бит/44,1 кГц и 24 бита/48 кГц. Споры о том, что именно надо повышать для лучшего звука - частоту дискретизации или разрядность (или и то и другое), идут до сих пор.

6. Не обошлось и без сборника пьес разных жанров «Burmeister II». Однако в процессе прослушивания эта запись была отложена. Как выяснилось, на аппаратуре выше определенного уровня эта программа звучит неизменно привлекательно, что, в общем-то, не удивительно для диска, который создавался не для того, чтобы выявлять недостатки аппаратуры, а для того, чтобы подчеркивать ее достоинства. Хотя бюджетную технику на этом диске тестировать все же можно - с ней даже безмерная благожелательность оказывается бессильной.


ВЕРСИИ ИНТЕРФЕЙСА USB - В ЧЕМ РАЗНИЦА?

USB1.1

Спецификация выпущена в 1998 году. В ней исправлены ошибки, найденные в интерфейсе 1.0, которому так и не удалось стать массовым. Имеет два режима передачи данных: с высокой пропускной способностью (Full-Speed) - 12 Мбит/с; с низкой пропускной способностью (Low-Speed) - 1,5 Мбит/с. Максимальная длина кабеля для первого режима - 5 м, для второго - 3 м. Рабочий режим определяется не контроллером, установленным в компьютере (он может работать в любом режиме), а самим USB-устройством.


USB-ЦАПы


USB 2.0

Спецификация выпущена в 2000 году. Предусмотрено три режима:

Low-speed - 10 - 1500 Кбит/с (используется для интерактивных устройств

- клавиатуры, мыши, джойстика);

Full-speed - 0,5 -12 Мбит/с (аудио-, видеоустройства); Hi-speed - 25 - 480 Мбит/с (видеоустройства, устройства хранения информации).

В РЕАЛЬНОСТИ ВСЕ НЕСКОЛЬКО СЛОЖНЕЕ.

Максимальная длина кабеля в 3 метра при низкоскоростном режиме USB 1.1

- это вполне возможно, если передаются файлы малого размера. Но перегнать по нему, скажем, образ диска DVD5 размером свыше 4 Гб уже не получится. В моей практике были случаи, когда для передачи файла 3 Гб приходилось укорачивать кабель до 90 см, иначе процесс не мог завершиться. Судя по тому, что у всех представленных у нас аппаратов с интерфейсом 1.1 действует жесткое ограничение на разрядность передаваемого потока в 16 бит/48 кГц, все они работают в режиме Low-Speed. Честно говоря, не встречал еще устройств USB 1.1, которые поддерживали бы скоростной режим 12 Мбит/с - его бы теоретически хватило для 24 бита/96 кГц. Вообще сама спецификация USB, даже старшей версии, представляется мне несколько лукавой. Неслучайно значительна часть устройств версии 2.0 на самом деле не способны работать в режиме Hi-Speed, а потому не сильно отличаются от старых, соответствовавших спецификации 1.1. Наверное, именно поэтому профессионалы звука отдают предпочтение технике с интерфейсом FireWare - там гарантированно имеешь скорость передачи 100 Мбит/с.

Кстати, уже принята спецификация USB 3.0, но я очень сомневаюсь, что мы скоро увидим его реализованным в каком-нибудь USB-ЦАПе.



E-MU Tracker Pre USB  E-MU Tracker Pre USB 2.0
 Musical Fidelity V-DAC Musical Fidelity V-DAC
 Cambrige Audio DacMagic  Cambrige Audio DacMagic
 АМС CD6D АМС CD6D
 Lehmannaudio Black Cube Linear USB Lehmannaudio Black Cube Linear USB
 Blacknote DSS 30 Blacknote DSS 30 Tube
 Perreaux Eloquence 150i + eDАС Perreaux Eloquence 150i + eDАС

 

БЕЗОПАСНОЕ ИЗВЛЕЧЕНИЕ УСТРОЙСТВ

В который раз мы с грустью и смирением убеждаемся, что музыкальные способности техники прямо пропорциональны ее стоимости. Как это ни странно, но затраты производителей на «железо» часто бывают не слишком велики - значительно больше в нашем мире ценятся «мозги» - квалификация инженеров, способность их генерировать свежие идеи - то, что иногда называют интеллектуальным капиталом. Сравните, сколько стоит прецизионный CD-загрузчик, выпускаемый мизерными партиями, и USB-интерфейс, тиражируемый миллионами. Добавим сюда столь же массовый и доступный во всех смыслах флэш-накопитель, потратим полчаса на перевод компакт-диска в форму файлов, и всё - практически свободный от джиттера цифровой транспорт готов.



Мои зарубежные коллеги, которым довелось сравнивать Blacknote DSS 30 Tube с многократно более дорогими CD-проигрывателями, безоговорочно отдали предпочтение источнику нового типа. Меня это не удивляет, поскольку в поединке с референсным ЦАПом, работающим от компьютерного транспорта, он также вышел победителем. И, как это ни печально, единственным из всех участников эксперимента. А так хотелось, чтобы победил кто-нибудь более доступный! Но - справедливость превыше всего, а потому DSS 30 Tube получает абсолютно закономерный «Выбор эксперта».

Впрочем, не надо преждевременно хоронить оптические диски и толпами переходить на USB - важен не только принцип, но и его реализация. Ведь аппарат Blacknote оказался у нас лучшим не потому, что его создатели догадались вставить в него флэшку, а потому, что сделали качественный во всех отношениях тракт - с музыкальным и одновременно точным ЦАПом, правильно организованным питанием и грамотным ламповым выходом.

Любую, даже самую замечательную идею можно угробить. Мою не самую оригинальную мысль о важности реализации подтверждает и CD-проигрыватель АМС CD6d - он замечательно играет компакт-диски, подтверждая вторую мою мысль о том, что не следует преждевременно отправлять формат CD Audio на свалку истории. А вот интерфейс USB оказался реализован не самым удачным образом, поэтому проигрывает оптическому дисководу. Очевидно, разработчики сочли его чем-то не слишком существенным. К сожалению, такое пренебрежительное отношение проявили и создатели большинства других USB-ЦАПов в нашем обзоре. К примеру, V-DAC от Musical Fidelity по оптике играет значительно интереснее. Лишь два аппарата оснащены интерфейсом USB версии 2.0 - Blacknote DSS 30 Tube и E-MU Tracker Pre. He думаю, что разработчики стремились во что бы то ни стало сэкономить полцента, скорее всего, они использовали интегрированное решение, где ЦАП и USB располагаются на одном кристалле. Так удобнее и проще. Опять же исходили, наверное, из сугубо арифметических соображений: поток 16 бит/48 кГц пропускает? Годится, полезай в кузов. Обидно, когда такое «недоразумение» оказывается в составе весьма достойных моделей - не только CD-проигрывателя АМС CD6d, но и усилителя для наушников Lehmannaudio Black Cube Linear USB, а также интегральника Perreaux Eloquence 150i - каждый из этих аппаратов достоин наград в своих категориях, но - без USB-ЦАПов. Очевидно, сами производители это понимают, раз выпускают версии, избавленные от этих опций.

Однако далеко не каждому по карману творение Blacknote, а музыку хочется слушать вне зависимости от состояния кошелька. Приятно удивил E-MU Tracker Pre - самый доступный участник обзора, оснащенный вдобавок интерфейсом USB 2.0, а также вполне приличным усилителем для головных телефонов и возможностью оцифровки аналога. Кому-то, возможно, пригодятся и микрофонные входы с фантомным питанием. На мой взгляд, это очень «Удачная покупка».

Думаю, Cambrige Audio DacMagic в моих рекомендациях не нуждается - перед этим аккуратно выполненным аппаратом, щедро усыпанным индикаторами и переключателями, не всякий любитель техники сможет устоять. Но интуиция мне подсказывает, что этот ЦАП для многих не будет последним - захочется заменить его чем-то более теплым и уютным. Однако до понимания этой потребности надо еще дорасти. Мой первый ЦАП был полным «отморозком», но я его вспоминаю с благодарностью - он подтолкнул меня к поиску. Чего и нашим читателям искренне желаю.











По материалам издания «Салон AV»
Автор Дмитрий Ловковский














Добавить комментарий