All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере


subwoofer

Современный голливудский блокбастер фактически не оставил людям выбора. Хочешь ощутить всем телом, как взрывается многотонный грузовик или ревут турбины самолета? Купи себе сабвуфер! Именно его работу в комплекте домашнего кинотеатра оценивают восклицанием «Bay!». Правда, опытные ценители музыки обнаружили, что опора в виде сабвуфера совсем не повредит и стереосистеме, играющей классическую музыку. Его присутствие делает звуковую сцену насыщеннее и стабильнее.





1. Букет или нет?

Большинство производителей акустических систем в каждом своем модельном ряду имеют по сабвуферу, а порой и не по одному. Считается, что во время цикла разработки они просчитывают оптимальные параметры и добиваются согласованности комплекта, оттого и рекомендуют приобретать набор целиком. В большинстве случаев так оно и есть. Поэтому в первую очередь следует рассмотреть вариант покупки низкочастотника из той же серии, что и остальные колонки. А если в линейке заявлено несколько моделей, появляется и возможность выбора (в таких случаях аппараты обычно различаются по мощности и габаритам). Однако бывает и так, что «родной» сабвуфер почему-либо не устраивает или же возникает желание приобрести более громоздкую, мощную, музыкальную, красивую и т. п. (ряд можно продолжать до бесконечности) «опору» звука, - вот тогда и начинаются поиски подходящего варианта. И заодно встает проблема согласованности полного набора. Значит, предпочтительнее брать «басовик» с возможностью тонких настроек, чтобы наиболее корректно совместить его со всей системой. Кстати, здесь следует обратить внимание на продукцию фирм, которые занимаются исключительно сабвуферами: они производят универсальные устройства, подходящие практически к любой акустике.

Выбор сабвуфера

2. Актив или пассив?

Активными называются сабвуферы со встроенным усилителем мощности, а пассивными, соответственно, без него. Первые в последнее время получили максимальное распространение (из-за популярности комплектов домашнего кинотеатра). Такая ситуация вполне оправданна, ведь усилитель рассчитывается специально под электроакустические характеристики «саба». Это значит, что он максимально оптимизирован для работы именно с этим басовым модулем, да и место экономится - ведь нужна довольно высокая мощность и, как следствие, объемные системы охлаждения (взгляните на радиатор на задней панели). Однако при этом мы теряем возможность тонкой настройки, не можем использовать усилитель более высокого класса и вынести питание за пределы корпуса. Поэтому нормальные пассивные сабвуферы чаще встречаются в системах класса High End, хотя нельзя сказать, что по качеству звука такое решение обязательно лучше. Гибче - это да.

3. Мощь ли?

Чем больше ватт, тем лучше - так думают некоторые покупатели сабвуферов. Между тем прямой зависимости нет даже между мощностью и размерами комнаты. И не забывайте, что чаще всего указывается пиковая мощность, а эта характеристика говорит лишь о том, что, когда будет достигнута приведенная цифра, диффузор еще не «вылетит в бесконечность», да и то только на протяжении некоторого времени (стандарт - одна секунда). Правильнее смотреть на показатели RMS - они более объективны, хотя указывают, опять же, не на громкость, выдаваемую низкочастотником, а на потребляемое им в среднем количество энергии. Способность озвучить помещение определенного размера складывается из совокупности нескольких параметров - мощности усилителя, чувствительности динамика (ов), диапазона воспроизводимых частот, конструктивных особенностей. Например, если эти характеристики выглядят так: 200Вт (RMS), 92дБ, 30-180ГЦ, фазоинвертор, то перед нами «саб», который в состоянии озвучить комнату до 20 м2. Чем больше чувствительность, тем выше субъективная громкость. Чем шире частотный диапазон, тем значительнее вероятность того, что сабвуфер будет играть тише (т. к. немалая доля энергии уйдет на самую низкую часть спектра), однако это напрямую зависит от качества и, соответственно, цены устройства. Мощность, конечно, тоже влияет, но ее повышение в два раза приведет к увеличению громкости примерно на 30 %.

Выбор сабвуфера

4. С дыркой или без?

Существует два основных типа акустического оформления сабвуферов: фазо-инверсное (с дыркой), и «закрытый корпус». Преимущества первого - мощные басы и развернутый частотный диапазон, а минусы - потеря четкости звука и критичность к месторасположению аппарата. Этот тип чаще используется в кинотеатральных системах, где главное - воссоздать громоподобные эффекты и гулкий рев двигателей. Однако некоторые киноманы правильно отмечают, что звук как бы запаздывает от видеоряда. Закрытый же корпус дарует большую скорость реакции, ровную частотную характеристику, но в то же время - и ранний спад по низам. То есть субнизких нот будет меньше, а четкость и достоверность - выше. Поэтому второй тип акустического оформления предпочитают меломаны. Правда, встречаются «закрытые» сабвуферы с расширенным вниз диапазоном частот, но они (от физики не убежишь!) имеют немалые габариты и соответствующую стоимость.

5. Опять пассив?

Кроме двух вышеупомянутых, есть несколько экзотических типов акустического оформления (к примеру, лабиринт) и ставший популярным в последнее время пассивный радиатор. Он совмещает в себе плюсы и... минусы двух основных вариантов. По внешнему виду узнать сабвуфер, конструктивно выполненный как пассивный радиатор, довольно просто - у него несколько динамиков, и располагаются они на разных сторонах корпуса. Хитрость тут в том, что только один из этого множества диффузоров подключен к усилителю, остальные же представляют собой обычную мембрану, которая под действием давления воздуха также имеет ход и тем самым обеспечивает отвод кинетической энергии. В результате получается довольно-таки универсальный звук - он и в меру громоподобный, и четкость совсем не утеряна. Но, как уже упоминалось, это не идеальная, а лишь идеально усреднен- ная схема. Такой сабвуфер устроит и меломана, и в кинотеатральном комплекте будет смотреться неплохо. Однако при повышении стоимости аппарата подобной конструкции наблюдается резкий (а не пологий, как обычно) скачок качества. Поэтому если вам требуется крепкий и красиво играющий универсал, то рекомендуем присмотреться к моделям от 30000 рублей.

Выбор сабвуфера
[pagebreak]


6. Куда ставить?

Если вы выбрали сабвуфер с фазоинвертором, посмотрите, где находится соответствующий порт. Если на лицевой панели - «басовик» можно придвинуть к стене или поставить в угол. Если порт выведен вниз, то близко к стенам аппарат лучше не размещать (то же относится и к тем моделям, у которых в пол смотрит динамик). Когда порт фазоинвертора расположен сбоку, «саб» можно устанавливать у стены только противоположной стороной. Такого же принципа следует придерживаться применительно к устройствам с пассивным радиатором. Однако у последнего варианта бывают исключения, поэтому изучите рекомендации производителя. Кстати, кроме классических «кубов» встречаются и оригинальные конструкции, например плоские «сабы» для монтажа на стену (такие решения очень нравятся дизайнерам, которые порой не знают, куда спрятать угрюмый ящик) и «моторы» для крепления к кровати или креслу зрителя (позиционируются как наборы для геймера, но нравятся и многим киноманам из-за в буквальном смысле сотрясающих тело басов).

7. От и до?

Считается, что человек способен слышать низкие частоты от 20 Гц, хотя правильнее будет говорить не «слышать», а «ощущать». Сабвуферов, которые могут честно передать столь низкий звук, в мире не так уж и много, в большинстве случаев мы можем наблюдать колебания диафрагмы, а если поднести руку - еще и почувствовать ветерок. Для того чтобы создать звуковую волну длиной порядка 17 м, необходим хороший разгон диффузора, да и он сам должен быть не маленьким, чтобы его колебания были заметны. Фазоинверсное оформление порой помогает достичь практически слышимого уровня, но с очень большими шумами. Поэтому мы рекомендуем не уделять много внимания нижней границе, так как честные 30 Гц гораздо эффектней воспринимаются на слух, нежели «видимая» двадцатка. Верхний порог, доведенный до 300 Гц, - это тоже излишество, нужное лишь в том случае, если у вас стоят маленькие сателлиты недорогого комплекта ДК «в одной коробке».

Выбор сабвуфера

8. Смешать?

Сабвуфер может иметь сразу три варианта подключения к ресиверу/усилителю. Обычный - для канала LFE, один провод которого соединяет его с источником. Это наиболее популярный способ и фактически самый верный для коммутации в домашнем кинотеатре. Но иногда возникает потребность свести еще низкие частоты фронтальных каналов; эту функцию может выполнить и ресивер, хотя совсем необязательно, что конечное качество звука вас устроит. Тогда можно воспользоваться низкоамплитудным стереовходом (если он есть на «сабе» и дополнительный - на ресивере). Это типичный стереовход, обычно выполненный на разъемах RCA. Фильтр обрезает ненужные средние и высокие частоты, а смешанный сигнал подается на усилитель сабвуфера. Таким образом можно достичь хорошей насыщенности баса в стереосистеме. Встречается подключение и по высокоамплитудным входам - когда сигнал с усилителя поступает на сабвуфер, где он фильтруется, а «оставшаяся» часть выводится на фронтальные акустические системы (часто применяется с пассивными «басовиками»). Правда, качество звука при таком способе коммутации спорно: фильтр «саба» крайне редко способен правильно разделить частоты, хотя, впрочем, это и не входит в его обязанности.

9. Регулировать?

Как и любой другой электронный прибор, сабвуферы располагают возможностями по настройке некоторых параметров. В первую очередь смотрим на регулировку частоты среза. Желательно, чтобы она осуществлялась плавно, позволяя тем самым точно откалибровать устройство, чтобы максимально правильно согласовать его с остальной акустикой. Настройка фазы (плавная или переключатель) поможет точно увязать «басовик» уже с акустикой комнаты (расстояние до слушателя, разница между положением фронтов и низкочастотника). В некоторых моделях встречается эквалайзер, и, уверяем, лишним он не будет - вы сможете «заглушить» стоячие волны и устранить паразитные резонансы, что особенно полезно, если сабвуфер настроен высоко. Наконец, еще один регулятор - громкость. Здесь, думаем, все понятно: выкручиваем ручку - и наслаждаемся мощью.

Выбор сабвуфера

10. Дайте два?

Последним шагом при выборе сабвуфера будет определение... их количества. Дело в том, что многие киноманы и ау-диофилы сошлись во мнении - одного басового модуля для озвучивания зала площадью свыше 20 м2 все же маловато. Во-первых, выведенная психоакустиками модель, будто человек не может распознать местоположение источника звука, если он издает только частоты ниже приблизительно 100 Гц, верна лишь в идеальных условиях. В помещении же мы получаем резонансы, гармоники, да и «саб» бывает настроен выше сотни герц, а значит, нам легко понять, что звук исходит именно из того ящика в углу. Естественно, это отнюдь не способствует полному погружению в атмосферу музыки и фильмов. Выход один - ставить два сабвуфера. В соответствии с фронтальной стереосистемой. Тогда басовый удар будет идти спереди, что в большинстве случаев согласуется со звуковой сценой. Наиболее «упертые» фанаты кино покупают четыре сабвуфера и расставляют их по углам. Что ж, тоже интересный вариант.


По материалам DVD EXPERT 01 2007-05-10

Автор Андрей Дементьев

Добавить комментарий