All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере
Empirical Audio
Беседа с г-м Ньюджентом, владельцем американской компании Empirical Audio, завершает (надеемся!) "антикризисную" серию интервью, опубликованных в этом непростом году в АМ.
 

В предыдущих номерах журнала мы представили ряд нетрадиционных подходов при создании и развитии высококаче­ственных аудиосистем. В условиях полного отсутствия банковских кредитов такие решения, как арматурные наушники от Etymotic Research либо (вос)созданные планарные колонки Apogee Acoustics или, наконец, техника Empirical Audio позволяют не только не терять время, но и, создавая новые устройства, расширять сложившиеся возможности бескомпромиссного воспроизведения любимой музыки.

С 1996 года Стив Ньюджент реализует модель прямых про­даж изделий собственной конструкции и изготовления через свой сайт в Интернете. Такой подход позволяет покупателю из­бежать, по крайней мере, двух-, а то и трехкратного увеличения цены за счет отсутствия дистрибьюторских и дилерских наценок. Учитывая уникальность его квалификации и опыта, а также демократичность цен на номенклатуру изделий Empirical Audio, мы сочли интервью с ним более чем уместным в контексте как происходящего в мире глобального экономического спада, так и смены парадигмы в High End Audio.


Empirical Audio


М.К.: Обычно я начинаю беседу с предыстории: образования моего собеседника, увлечений, карьеры. Но мне бы не хотелось заставлять вас повторять то, что уже есть в ваших многочисленных интервью, доступных в Интернете. Поэтому я зайду с другой стороны... Скажите, на ваш взгляд, много ли инженеров в области High End Audio обладают достаточной профессиональной подготовкой?

С.Н.: Судите сами: сделать большие деньги на ниве High End Audio достаточно сложно. Если вы блестяще окончили колледж - вам предстоит выбор места работы. С одной стороны, вас зовут в Intel, Apple или Microsoft, где платят хорошую зарплату и где вы сможете научиться многому, чего не успели узнать в школе и колледже. С другой - небольшие компании со скромным бюджетом, малым штатом сотрудников, предлагаю­щие маленькую зарплату и не обещающие никакого карьерного роста. Какой путь вы бы выбрали? Вот вам и ответ на вопрос.

Потому-то в аудиоиндустрии так мало качественных разработок в области цифровых технологий. Изучая оборудование разных производителей, я не раз натыкался на одни и те же огрехи в программировании. Очевидно, что разные компании копируют чужие идеи, толком не разобравшись и будучи не в состоянии исправить ошибки проектировщика. Похоже, только автор этих решений понимал, что делает, хотя и часто ошибался, остальные же просто бездумно пользуются готовым интеллектуальным продуктом. Точнее, его полуфабрикатом.

Если говорить об аналоговом проектировании, особенно ламповом, то следует признать, что по-настоящему талантливые инженеры в аудио все-таки есть. Многие из них сделали карьеру совсем в другой области, немало преуспев и в своем аудиохобби. Но, наряду с ними, есть и масса таких, которые не представляют себе глубинной физики процессов. Например, слишком упрощенно и поверхностно подходят к проблемам электропитания мощных цепей, и по этой причине их творения звучат с типично "ламповой" окраской, с огромными искажениями в высокочастотной области и зажатой динамикой.


Empirical Audio


М.К.: Но, если говорить о выдающихся производителях High End Audio, я лично знаю несколько человек, которые, на первый взгляд, просто случайные люди в этой области. Так, основатель Apogee Acoustics, создавший чрезвычайно иннова­ционные и качественные акустические системы, - бывший торговец антиквариатом. Или взять производителей дорогих кабелей - например, компанию Stereovox, кабели которой я считаю настоящим шедевром. Крис Соммовиго, ее владелец и единственный разработчик, не имеет формального техниче­ского образования. Даже столь старая и уважаемая компания, как Audio Research, была основана не дипломированными инженерами в области электроники, а просто любителями музыки. Получается, что чем меньше официальных регалий у инженера, тем больший интерес к себе и уважение он может снискать в среде аудиофилов. И наоборот. Подходящий пример - Марк Левинсон против Стива Ньюджента.

С.Н.: Совершенно верно. Среди мастеров кабельных дел полным-полно бывших страховых агентов. И отсюда проблема: потребитель не знает, кому он может довериться. Компании нанимают ретивых рекламистов, которые начинают популяри­зовать технический продукт в лучших традициях желтого пиара, и это сильно бьет по авторитету индустрии High End в целом. Она все чаще воспринимается аудиторией скептически, как какой-нибудь Гербалайф. Именно по этой причине я продаю сейчас мой кабельный бизнес.


Empirical Audio


Разуверившись в "легитимных" источниках информации, аудиофилы замыкаются на разных интернетовских форумах, пытаясь разобраться в проблемах своих систем и отделить правду от лжи на основе сведений, полученных от других участников форума. К сожалению, далеко не все из них достигают такого уровня познаний, чтобы давать дельные советы другим. И здесь возникает та же проблема: кому верить?

Разработчики, не имеющие фундаментального профильного образования и опыта, даже если поначалу у них что-то получается, рано или поздно упираются в стену и начинают искать помощи со стороны более продвинутых. Вообще, в одиночку сегодня невозможно добиться многого, поскольку для этого нужно охватить колоссальный объем информации и набраться опыта в различных сферах. Даже я, профессионал с инженерным образованием, специалист в области компьютерных технологий, программист и электронщик, не могу похвастаться, что одинаково хорошо владею этими тремя специальностями.


Empirical Audio


Л.К.: Вы 25 лет проработали в компьютерной индустрии, из которых 16 лет - на Intel. Вас окружали лучшие в мире инженеры и программисты. Вы защитили множество патентов на Intel, но еще больше - а именно 22 - вы защитили после то­го, как открыли свою компанию Empirical Audio в 1994 году. И именно по кабельной тематике! Я хочу сказать, что во всем мире очень немного инженеров вашего уровня, разрабатывающих компьютерные аудиоинтерфейсы. Меня впечатлила та глу­бина понимания проблем, которая явствует из ваших ответов на "Десять вопросов о компьютерном аудио" (см. Positive Feedback Online, Issue # 41). Ответы других экспертов, принявших участие в этом опросе, показались мне гораздо более поверхностными. В связи с этим мне очень интересно было бы узнать, как вы пришли к своему теперешнему занятию - проектированию, изготовлению и совершенствованию нетривиального аудиооборудования (а также к научным изысканиям, касающимся этого оборудования). И почему не так много выдающихся инженеров (например, ваших бывших коллег из Intel) занимаются серьезным аудио в наше время? Неужели все дело только в материальном аспекте?


Empirical Audio


С.Н.: Материальная сторона, несомненно, важна. Но не только. В маленькой аудиокомпании вряд ли можно научиться чему-то новому, да и особо не от кого. Хороший инженер постигает опыт и знания старших коллег в создаваемой ими творческой атмосфере. Обучение и инженерный диплом - это только первая ступень карьеры.

М.К.: Приведу ваше высказывание: "Мы предлагаем нашим клиентам новую модель ведения бизнеса, в которой мы активно привлекаемся к решению их проблем, локализации и устранению слабых звеньев их систем. Наши услуги становятся все более востребованными по мере того, как времена аудиофильских салонов уходят в прошлое. Мы стремимся также помочь людям сделать правильный выбор в процессе поиска компонентов их будущих систем".

Возможность вашей компании, занимающейся прямыми продажами оборудования конечному пользователю, существовать за счет этих продаж, определяется временем, которое вы должны тратить на ваших клиентов и которое, как всегда, жестко лимитировано. Вы действительно уверены в том, что дни аудиофильских салонов сочтены?


Empirical Audio


С.Н.: Целиком и полностью. По крайней мере, в штате, где я живу, они исчезли полностью. На смену им пришли магазины домашних кинотеатров, в качестве побочного продукта пред­лагающие пару-тройку стереосистем.

М.К.: И, поскольку ваше время лимитировано, что будет, если у вас появится слишком много клиентов, больше, чем вы в состоянии будете обслужить?

С.Н.: Я убежден, что естественное развитие аудио пойдет по пути от CD- и DVD-плейеров к компьютерным технологиям досту­па к контенту и его воспроизведения. Новое поколение любите­лей музыки ориентировано на такие вещи, как iPod. И достаточно образовано по части компьютеров. Многие из них, поняв, что iPod не дает достаточно высокого качества звука, захотят чего-то получше. И с такими клиентами будет гораздо меньше хлопот, чем с аудиофилами в традиционном понимании этого слова. Молодежь знает, как подключить к компьютеру не только принтер, но и другую периферию. Они знают, что такое iTunes, как это работает, как можно скачивать музыку из сети. Поэтому не так уж и много времени придется тратить на клиентов "нового типа".

А чтобы справиться с возросшими объемами, мы воспользуемся аутсорсингом. Передадим такие операции, как, например, сборку плат, сторонним компаниям, которые специализи­руются именно на этом и обладают автоматическими сборочными линиями. За собой мы оставим окончательную комплектацию, настройку и испытания готовой продукции. Все это позволит, если того потребует рынок, выпускать в 10 раз больше изделий, чем рутинным способом, когда все делается своими руками.


Empirical Audio


М.К.: В одном из ваших интервью, говоря о системном подходе, вы подчеркнули, что для того чтобы понять, что в системе не так, и исправить это, требуется много усилий, времени и знаний. Когда вы продаете клиенту свое изделие, будь то кабель или компьютерный аудиокомпонент, это изделие вно­сится в законченную систему. Случается ли в вашей практике такое, что клиент, воодушевленный положительным эффектом, решается на более кардинальный шаг - замену какого-либо из "исторически сложившихся" компонентов своей систе­мы на более качественный? Предположим, купив у вас некое изделие, он вдруг обнаружил в своей системе дефект, который раньше просто не замечал? И если такое случается, доверяют ли ваши клиенты вашим мнениям и рекомендациям настолько, чтобы решиться продать что-то и купить именно то, что вы по­советуете?

С.Н.: Некоторые действительно меняют компоненты или кабели, полагаясь на мой совет Другие этого не делают. Приведу такой пример. Один клиент, приобретя мой Overdrive DAC, так и продолжал слушать его через свой предусилитель, хотя я, как мог, старался убедить его, что даже лучший в мире пре­дусилитель не может быть лучше прямого подключения DAC'a к усилителю. Правда, тут решающим фактором было удобство пользования пультом дистанционного управления громкостью, которого он лишался в случае исключения предусилителя из тракта. Тем не менее, спустя несколько недель с момента приобретения DAC'a ради любопытства была сделана попытка подключить его напрямую к усилителю, и предусилитель все же получил отставку. Затем на форуме я прочел "отчет" о дан­ном эксперименте. Владелец DAC'a писал, что разница огромная, это день и ночь, и что теперь он слушает музыку только так.

По-настоящему высококачественная система - результат осмысленных усилий, преследующих целью выкинуть из нее посредственные компоненты и кабели и заменить их на лучшие. Это не поиски совместимости компонентов. Совмести­мость играет роль только в связке "усилитель - колонки". И кабели не должны и не могут выполнять функцию темброблока, делая звучание системы более благозвучным.


Empirical Audio


М.К.: А мой личный опыт общения с клиентами прямо противоположный. Все они уверены, что купленные ими компоненты близки к идеалу, и если предложенная мной единица оборудования оказывается не в состоянии улучшить звучание их системы - как правило, довольно посредственное, - то винят они в этом меня. И даже если звук улучшается (по моему скромному мнению), большинство клиентов не замечает этого улучшения в силу недостатка опыта или из-за недостаточно высокого разрешения системы, которое требуется для того, чтобы изменение было более очевидным.

С.Н.: Да, часто убедить клиента в полезности предлагаемого ему оборудования, кабеля или компьютерной программы оказывается очень нелегко. В звучании их систем иногда настолько много шумов и искажений, что прирост качества получается не столь ощутимым. Возникает подчас и побочный эффект: отчаявшись, клиенты возвращают или продают по-настоящему полезное оборудование и возвращаются к рутинным попыткам что-то улучшить в своих "идеальных" системах "аудиофильским методом". И, так и не получив желаемого разрешения, продолжают носиться с бесполезными "примочками". Аудиофилы - сложные клиенты. И они не знают, кому верить, каким экспертам.


Empirical Audio


М.К.: Продавая в салоне именно системы, а не отдельные разрозненные компоненты (именно так, по моему мнению, и должно быть, но, к сожалению, этого не происходит), я имею возможность убедительной демонстрации влияния на систему тех или иных предлагаемых мной опций. И тем самым доказы­вать свою правоту. А что происходит в случае, когда компании, торгующей напрямую, как Empirical Audio, предъявляются претензии - мол, с вашим компонентом система заиграла хуже? Просто возвращаются деньги?

С.Н.: Это, конечно, случается, хотя и достаточно редко. Может быть, один случай из 50 или даже 100. И этот случай предусмотрен в наших правилах. Иногда, действительно, включение в систему более точного, малошумящего компонента с высоким разрешением может иметь негативные последствия. Например, в звучании системы сильно акцентированы шипящие звуки, присутствует повышенный высокочастотный шум, но все это маскируется предусилителем, который заваливает верхние частоты и компрессирует сигнал. Поменяйте предусилитель на более качественный, без завала и компрессии - и звук без маскировки станет вас раздражать своей резкостью.

Многие мои клиенты предпочитают покупать у меня не только мои изделия, но и всю систему в целом. Так они стремятся повторить у себя дома результат, полученный на моей референсной системе. И это хороший выход из положения.


Empirical Audio


М.К.: Энди Зингер в салоне "Sound By Singer" на Манхэттене сказал, что грубейшая ошибка дилера - позволять клиенту самому решать, нравится ли ему звук системы или нет. Мол, когда мнение клиента расходится с тем, что написано в солидных журналах, клиент теряет доверие к экспертам. Что вы можете сказать по этому поводу? Используете ли вы в качестве "верительных грамот" ваши патенты? Или ваши замечательные демонстрации на различных выставках работают лучше?

С.Н.: Лучше всего, когда оборудование "продает само себя", и не приходится прибегать к дополнительным аргументам. "Сарафанное радио", новые клиенты, пришедшие по рекомен­дации осчастливленных старых, - вот основной двигатель продаж. Бывает и так, что кто-то услышал на выставке хороший звук и в результате совершил удачную покупку, но это скорее исключение, чем правило. Людям требуется настоящее качество у них дома, а не на стороне. Иногда меня просят продать демо-систему, которая понравилась, и мне приходится тратить уйму времени на сборку, установку и настройку аналогичной системы. Ведь бесполезно просто завернуть демо-образец и отдать клиенту: в его условиях результат будет, скорее всего, совсем другим. Именно поэтому я не занимаюсь экспортом демо-систем.

В конечном счете, мою продукцию продает качество, которое она дает. Я также стремлюсь предоставить клиентам по возможности качественный сервис - в пределах моих возможностей.

М.К.: В одном из своих интервью вы говорите об акцентированных шипящих и в качестве причины называете джиттер, а также о том, как многие неверно реагируют на это (часто из-за низкой разрешающей способности их "хайэндных" систем). Затем вы заявляете, что в конечном счете важно только то, счастливы ли владельцы со своими системами. Не отдает ли это некоторым отходом от принципов?


Empirical Audio


С.Н.: Это тот самый эффект маскировки, которого я уже касался в нашей беседе. Когда джиттер удается убрать, иногда шипящих становится даже больше. Клиенты, которые счастливы со своими системами, обычно имеют перед собой те же цели, что и я. А я не стремлюсь сделать звук просто кра­сивым или мягким. Это не живой звук. И этой цели можно достичь довольно просто, с помощью посредственного лампового усилителя, либо снизив уровень высоких частот или применив компрессию. Моя же цель - выдать все 100% динамики и высокочастотной информации, имеющихся на записи. И при минимально возможном уровне шумов, искажений и цифрового джиттера. Когда эта цель достигается, наружу вылезает все, что было до того скрыто или замаскировано. Включая не только физическое "тело" звука, но и эмоциональную составляющую музыки. Вот вокруг чего должна крутиться вся эта аудиофилия, которая занимается бесконечными прослушиваниями фрагментов музыки с целью оценки физической стороны процесса. И говорил я именно о таком счастье, когда слушатель начинает непроизвольно отбивать ногой такт или на глаза наворачиваются слезы.

М.К.: Приведите, пожалуйста, основные положения, на которых зиждется ваша идеология разработчика.

С.Н.: В самом начале генеральной линией моих разработок была беспощадная борьба с джиттером. Я и сейчас считаю, что джиттер - проблема №1 в цифровом аудио. Но, как только мне удалось снизить джиттер в моих изделиях до очень низкого уровня, я стал замечать, что цифро-аналоговые преобразо­ватели, даже самые дорогие и даже после существенной дора­ботки, все равно звучали как-то не очень живо. Тогда я занялся непосредственно цифро-аналоговым преобразованием. И постепенно сделал парадоксальный вывод: многие старые кон­верторы, не использующие оверсэмплинг и с минимальной аналоговой фильтрацией, звучат более наполненно и естественно. В них стояли архаичные ЦАП'ы, которые могли работать только с собственной частотой формата CD - 44,1 кГц. Я тщательно исследовал процесс цифровой фильтрации и отслушал множество модификаций конверторов, после чего пришел к выводу, что цифровая фильтрация наносит ущерб фонограмме, выражающийся в потере живости музыки. Я разработал конвертор Overdrive DAC, чипы которого поддерживает формат 24/192. А цифровая фильтрация там предполагает пользовательскую подстройку частоты среза фильтра, которая значительно превышает верхнюю частоту звукового диапазона. Иными словами, появилась возможность регулировки степени цифровой фильтрации. Аналоговые фильтры на выходе ЦАП также имеют очень небольшое воздействие на сигнал. Таким образом, Overdrive DAC получил достоинства старых моделей без оверсэмплинга, но приобрел совместимость с современными форматами аудио высокого разрешения.

Но и, получив низкий джиттер и точное цифро-аналоговое преобразование с малыми шумами, я не был удовлетворен звучанием в должной степени. Тогда пришлось приняться за предусилитель производства Mark Levinson, который я многократно совершенствовал. Аппарат звучал очень прозрачно, но что-то мне подсказало, что именно он добавляет в звук искажения и делает шипящие звуки более резкими. Решив проверить это предположение, я подключил Overdrive DAC напрямую к усилителю. Выяснилось, что предусилитель портил сигнал даже в большей степени, чем я предполагал.


Empirical Audio


М.К.: Как "правильный" инженер, как вы относитесь к дилемме субъективного и объективного?

С.Н.: Я кажусь самому себе не совсем классическим "экземпляром" инженера. У меня есть образование и опыт для того, чтобы проводить традиционные измерения, но я подозреваю, что далеко не все они характеризуются однозначным соответствием реальному качеству звука. Раз от раза я убеждался в том, что результаты инструментальных измерений, как на аналоговых приборах, так и на цифровых, не могут дать полного представления о качестве техники. Поэтому я использую измерения только в комплексе с прослушиваниями. Без прослушиваний как важной части проектирования и доводки оборудования я бы никогда не достиг того уровня естественности зву­чания, которым обладают мои электронные компоненты и кабели.

Конструировать кабели я начал в 1996 году. Тогда я полагал, что идеальный кабель может быть создан на основе манипуляций с такими его физическими параметрами, как индуктивность, сопротивление и емкость. После того как мне удалось создать кабель с минимальной погонной емкостью (лучший на рынке по этому показателю) и оптимизировать его по двум другим, я понял, что в звуке все же чего-то не хватает. На помощь пришел мой брат, специалист в области металлургии. От него я узнал много технологических подробностей обработки металла. Оказалось, что эти подробности имеют большое значение, хотя два провода, подвергнутых различным технологическим операциям, имеют идентичные электрические параметры даже на высоких частотах. И все же кабель, собранный из проводов одного типа, "звучал" намного живее и естественнее, чем его двойник, отличающийся лишь технологией проката проводников.

М.К.: Результаты вашей борьбы с джиттером беспрецедентны в High End Audio. Их демонстрация на вашем оборудовании более чем убедительна, это настоящее открытие. Скажите, вы смогли сделать это благодаря вашим знаниям в области компьютерных технологий, т.е. вы знаете что-то, неведо­мое остальным, - или в силу вашего природного перфекцио-низма вы просто более качественно реализуете идеи, известные всем?

С.Н.: Думаю, мои достижения основаны на ряде факторов. Это и опыт, полученный в компьютерной индустрии, и образование, и мои собственные открытия. Как и врачи с юристами, инженеры тоже бывают посредственными, хорошими и выдающимися. К счастью, моя природная тяга к открытиям получила достаточный базис, сформированный образованием и опытом.


Empirical Audio


Комментарий Михаила Кучеренко

Смена парадигмы в High End Audio, на мой взгляд, означает, что такие фирмы, как, например, Empirical Audio, приближаются вплотную к обновленной концепции "аудиоателье", где, в отличие от ныне существующих, а по-другому сказать, прозябающих "аудиосалонов", торгующих готовой техникой от "именитых" производителей, имеет место "индпошив" и подгонка аудиосистем под каждого конкретного заказчика.

Например, в случае приобретения аудио-"риклокера" Расе Саг покупатель должен послать свой компьютер на Empirical Audio, чтобы Стив перенастроил его внутренний генератор тактовых импульсов с целью согласования с Расе Саг.

До недавнего перехода на субподряд Стив занимался модификацией нескольких моделей предварительных и оконечных усилителей (например, Parasound). С учетом "глубины" таких усовершенствований получается, что, за вычетом колонок, клиент может приобрести полную аудиосистему, спроектированную и изготовленную специально для него, напрямую у Empirical Audio.

Хочется подчеркнуть еще раз отличие "аудиоателье" от "аудиосалонов": они различаются так же, как традиционные ателье по пошиву отличаются от магазинов готовой одежды. На передний план выходит не пресловутая престижность марки "ширпотреба", а индивидуальное качественное изготовление и подгонка (хотя и без громкого имени).

Соответственно, и маркетинг в случае аудиоателье должен уходить от затрат на раскрутку "престижности", которые в немалой степени увеличивают стоимость, в направлении информирования о преимуществе "индпошива" с нуля от высококвалифицированного "портного" по отношению к даже самому дорогому и именитому, но все же "ширпотребу".

Конечно, тема высокой квалификации должна обсуждаться отдельно, и когда Стив говорит в этом интервью о том, что так же, как хорошие и плохие доктора и адвокаты, существуют хо­рошие и плохие инженеры, с ним нельзя не согласиться. Объять необъятное невозможно, и у каждого из подобных аудиоателье сохраняется своя специализация.

В данный момент во всем мире вряд ли найдется лучший специалист по компьютерному High End Audio, чем Стив Ньюджент. К сожалению, инерция сознания традиционно сложившегося класса аудиофилов препятствует широкому распространению высококачественного компьютерного оборудова­ния в звуковых системах высокого уровня.

Я думаю, что основная причина этого кроется в неверии нашего сообщества в саму возможность принципиально улучшить цифровой звук. Из-за устаревшего формата и совершенно незначительного прогресса в реализации его на стандартном CD-оборудовании за последние тридцать (!) лет многие аудиофилы полностью разуверились в возможностях "цифры" и возвращаются назад к далеко не безгрешному и дорогому винилу. Вместо того, чтобы совершенствовать свой цифровой источник в соответствии с последними достижениями науки и техники и воспользоваться всем многообразием звукозаписей последних лет, они становятся заложниками критически ограниченного по репертуару и практически снятого с производства формата.


Empirical Audio


По собственному опыту, и в том числе с Empirical Audio, могу сказать со всей определенностью, что совершенствовать есть что, и результат того стоит.

Например, специальные меры по борьбе с джиттером цифровых узлов, как аппаратные, так и дополнительные (правильные провода/наконечники, борьба с шумом, фильтрация и прочее) делают цифровой звук намного более музыкальным и выразительным. Звук становится "большим" и "мясистым". Инструменты "разлипаются" и лучше интегрируются в однородном пространстве, полностью сохраняя при этом индивидуальность и различимость. Появляется естественный ореол вокруг каждого звука. Учитывая, что многие детали фонем речи составляют по длительности миллисекунды, они наиболее уязвимы к влиянию джиттера, и с устранением его разборчивость слов становится намного более отчетливой. Попросту говоря, благодаря улучшению фазовых характеристик сигнала и, соответственно, динамики медленные вещи за счет доигрывания играют медленнее, а быстрые, за счет лучшей передачи ритма и темпа, - как и положено, быстрее.

При воспроизведении "цифры" влияние примесей в чистоте временного сигнала аналогично влиянию примесей в воде при размачивании сухофруктов: так же, как теряется аромат абрикосов от урюка в подсоленной воде, так и музыкальное настроение полностью разрушается даже еле уловимыми примесями джиттера в цифровых устройствах. Любая музыка становится пресной и безвкусной, слушать ее становится скучно, что и вызывает пресловутую "цифровую усталость".

Используя эту аналогию, могу сказать, что джиттер винила (по-другому - детонация во время подготовки пластинки и ее воспроизведения) имеет свой "шарманочный" аромат. Даже учитывая другие реальные достоинства грампластинок, после продолжительного прослушивания качественного цифрового звука лично мне этот виниловый призвук моментально начинает резать слух.

А кроме джиттера, существуют еще и влияние линейности ЦАПов, и вопрос повторяемости деталей и узлов схемы, и фактор оптимальной настройки и согласования (когда цифровая аппаратура "упрямится", но именно на грани фола и демон­стрирует свои лучшие качества), и вопросы питания, и многое другое.

Так что Стиву Ньюдженту есть где развернуться в "ателье" Empirical Audio со всеми своими талантами, знанием и опытом.









По материалам издания «АудиоМагазин»
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.



 

Добавить комментарий