All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере
ASUS Xonar D2 PM
После близкого знакомства с ASUS Xonar D2 можно признать, что это - одна из самых универсальных звуковых карт на рынке. Высочайшее качество технического исполнения позволяет ей показывать наилучшие среди массовых продуктов результаты в измерениях, она здорово звучит в музыке, обеспечивает отличный объёмный звук в играх и имеет самый многофункциональный драйвер из всех, что мне довелось видеть.
 
Слушаем музыку

ASUS Xonar D2, как звуковая карта очень высокого класса, сравнивался с лучшими на сегодняшний день непрофессиональными моделями – Creative X-Fi Elite Pro и Auzen X-Fi Prelude 7.1. Для оценки качества звучания звуковых карт использовались наушники Grado SR 325i вкупе с усилителем C.E.C. HD53R Ver. 8.0, подключенным к звуковой карте кабелем Monster Standard Interlink 200, записи самых различных жанров, сохраненные с компакт-дисков в формате wave, а также проигрыватели foobar2000 0.9.5 и WinAMP 2.95. На звуковых картах выставлялась одинаковая громкость – стандартные 2 В RMS, чтобы получить максимальный динамический диапазон. В настройках foobar был отключен replay gain, звук выводился через DirectSound в формате 32-bit. WinAMP использовался совместно с плагином ASIO output (dll version) 0.67 SSE2.

Причина столь подробного описания версий и настроек тривиальна. Ещё при написании обзора Auzen X-Fi Prelude 7.1 я обратил внимание, что далеко не каждый плеер или плагин вывода звука обеспечивает правильную передачу ревербераций и локализацию звуков в пространстве, а эти два варианта относительно достоверны. Для столь качественных звуковых карт выбор правильного программного плеера имеет немалое значение. К примеру, плагин вывода звука через ASIO для Foobar версии 0.9 звучит некорректно, и это легко подтверждается измерениями.


График интермодуляционных искажений при выводе звука через ASIO разными
плеерами. Цифровая петля, 44,1 кГц 16 бит

Первый опыт прослушивания музыки на ASUS Xonar D2 с драйверами из комплекта поставки оставил не самое благоприятное впечатление. Её в целом очень чистый и детальный звук был лишен глубины, насыщенности обертонов. Воспользовавшись дополнительными эпитетами, назову это звучание блеклым, выцветшим. К тому же, звуковая сцена получалась широкой, но абсолютно плоской, без эшелонирования, что совершенно отбивало удовольствие от прослушивания. К счастью, программисты нашли ошибку, и с текущими драйверами дела пошли несравненно лучше – так что, не пренебрегайте их обновлением.

Карта мгновенно подкупает глубоким и динамичным звучанием. Меня очень впечатлила уверенная передача мельчайших подробностей на громком фоне, что особенно заметно в богатстве звучания скрипок, в том числе и в составе большого оркестра. Тембры других музыкальных инструментов также довольно натуральны, середина и высокие частоты чисты и подробны, бас четкий и насыщенный. Но, при всех этих достоинствах, в звучании не всегда достаточно «воздуха», послезвучия и естественные реверберации быстро теряются в общей массе, из-за чего при множестве одновременно звучащих инструментов возникает ощущение нехватки детальности. Это отчетливо слышно в сравнении с Auzen X-Fi Prelude. Как деликатно она относится к акустике помещений! Простор, реалистичная объёмность даже на басу, прекрасная детальность и микродинамика в верхнем регистре, дающая высокую натуральность тембров, делают Prelude лучшим выбором для джазовой музыки и других «живых» записей. Xonar отличается от Prelude более жёсткими высокими частотами, но заметно лучшей макродинамикой, однозначно решившей спор в пользу Xonar на записях Judas Priest.

Звучание Creative X-Fi Elite Pro сначала поражает энергичностью и подчеркнутой детальностью, однако упругий проработанный бас соседствуют с едкими высокими частотами, а средние невыразительны и откровенно окрашены – после ASUS Xonar D2 кажется, что большинство инструментов играют на полтона выше. Смешиваясь, окрасы от нескольких инструментов приводят к ухудшению пространственного разрешения, при этом отражения высокочастотных звуков от стен студии (реверберация) теряют обособленность и образуют с исходным звуком нечто трудноузнаваемое. Что-то подобное, а именно неприятную слуху резкость, агрессивность, я уже встречал на старой доброй Audiotrak Prodigy 7.1, которая до сих пор осталась в моём компьютере благодаря одному случайному открытию.

Изучая документацию на цифроаналоговый преобразователь Wolfson WM8770, я обратил внимание на то, как сильно отличаются характеристики цифрового фильтра на разных частотах дискретизации, и попробовал программную передискретизацию (SSRC) записей в частоту 192 кГц, а потом и в 176,4 кГц – частоту, кратную стандартной для музыки 44,1 кГц. Результат меня очень порадовал: пропала резкость, стала значительно более объёмной сцена, с таким звучанием улетучилось желание покупать ещё более дорогую звуковую карту. Значительно позже, когда я решился на замену операционных усилителей, выяснилась интересная деталь – с более быстродействующими, чем штатный NJM4580, моделями операционных усилителей, передискретизация не даёт никаких улучшений! Во фронтальном выходе Creative X-Fi Elite Pro используются операционные усилители NJM2114, достаточно близкие по характеристикам к NJM4580, поэтому я решил снова опробовать программную передискретизацию.

Звуковые карты Creative семейства X-Fi не поддерживают высшие частоты дискретизации в режиме Audio Creation, в связи с чем пришлось ограничиться частотой 96 кГц, однако и этого оказалось достаточно, чтобы значительно улучшить ситуацию. Окрашивание становится намного меньше и со сцены почти полностью пропадает высокочастотный «налёт», а средние частоты получаются намного лучше проработанными. Сначала я использовал передискретизацию в плагине вывода звука через ASIO для WinAMP, затем просто установил нужную частоту тактового генератора в настройках микшера Creative, задействовав для пересчета аппаратные возможности карты – результат был тем же. Переключив звуковую карту в режим «Entertainment», где стереозаписи всегда пересчитываются в 192 кГц, при выключенных эквалайзере, Crystalizer, CMSS и SVE я получил ещё более чистое и сочное звучание ценой совсем небольшой потери пространственной четкости. Таким образом, владельцам Creative X-Fi, не желающим связываться с перепайкой микросхем на своей звуковой карте, можно посоветовать оставаться в режиме «Entertainment» при прослушивании музыки. Аппаратный пересчет в другую частоту оцифровки у X-Fi реализован очень хорошо, а звучание в итоге получается лучше, чем при честном воспроизведении бит-в-бит на частоте тактового генератора 44,1 кГц.

Однако в предыдущем обзоре я отмечал, что Auzen X-Fi Prelude 7.1 демонстрирует иное поведение, а именно падение четкости без заметных улучшений других характеристик.

А что же Xonar, даёт ли передискретизация что-нибудь ему, ведь на фронтальном выходе замешаны и NJM2114, и RC4580? Для начала я просто пощёлкал настройкой выбора частоты в ASUS Audio Center, но не смог услышать явных отличий в звуке – где-то разницы не было вообще, на вокале иногда казалось, что звук стал грязнее. Затем в ход был пущен всё тот же WinAMP с плагином вывода звука через ASIO, и сомнения тут же пропали: пересчет в 192 кГц с качеством «Ultra» даёт простор, нехватку которого я отмечал выше, делает мягче и детальнее высокие частоты, а также добавляет ещё немножко динамики. Отличия менее заметные, чем на Creative X-Fi Elite Pro, но всё же достаточные, чтобы принять их во внимание.


При помощи этого же плагина можно протестировать звук с тыловых выходов, в которых используются точно такие же ЦАП, но по три операционных усилителя RC4580 вместо двух NJM2114, одного LM4562 и двух RC4580 на фронтальном выходе. Есть ли какой-нибудь смысл в таком винегрете? Как оказалось, смысл есть – без использования передискретизации на тыловых каналах наблюдается потеря детальности, высокие частоты сильно смазаны, бас неглубокий, можно даже сказать, картонный. Однако с передискретизацией в 192 кГц многое встаёт на свои места, и если по чистоте высоких частот и проработке баса тыловые выходы всё же проигрывают, то за средние частоты и общую открытость звучания я бы даже поставил им более высокую оценку, чем фронтальному выходу. Смешение в нём сразу трёх типов операционных усилителей придало звуку мрачноватый оттенок и некоторую зажатость.

К слову, несколько интересных фактов из жизни ASUS Xonar. Если в Audio Center установить аналоговый выход в состояние «2 громкоговорителя», то сигнал для всех тыловых выходов будет смикширован во фронтальный канал даже при использовании ASIO. Напротив, если выбрать многоканальную конфигурацию, но не включать технологии Dolby Pro Logic IIx или DTS Neo:PC, то стереосигнал с частотой оцифровки 44 и 48 кГц, переданный через стандартный звуковой интерфейс Windows (исключая ASIO), будет дублироваться на тыловые каналы. Правда громкость для всех интерфейсов, кроме ASIO, в многоканальном режиме почему-то понижается на 3 и более децибел.

На этом субъективное описание могло бы и закончиться, если бы меня не посетила мысль проверить качество поставляемых в комплекте с ASUS Xonar аудиокабелей. Когда я соединил звуковую карту с усилителем одним из них, тесты пришлось проводить заново, поскольку звучание заметно изменилось: мелкие детали стали прослушиваться более отчетливо, стала реалистичней акустика помещений – появился простор, которого так не хватало, пропал окрас средних частот. Немало удивленный этим фактом, я проверил ещё несколько имевшихся в наличии «межблочников», и каждый из них чем-нибудь отличался от остальных. Дабы удостовериться, что уже запротоколированные оценки звучания трёх карт не потеряли актуальности в свете вновь открывшихся обстоятельств, пришлось потратить ещё несколько дней на прослушивание каждой из них с пятью разными кабелями.

После долгих экспериментов я пришёл к выводу, что использованный мной ранее Monster Interlink 200 просто сгубил Creative X-Fi Elite Pro с её и без того резким звучанием. При использовании комплектного кабеля от усилителя C.E.C. пропало ярко выраженное окрашивание и высокочастотные «непристойности», хотя тарелки и шипящие согласные в вокале не перестали резать слух. В целом стало гораздо комфортнее, но по-настоящему карта раскрылась в режиме «Entertainment»: стереопанорама расширилась и приобрела реалистичность, средние частоты стали чисты и очень детальны, и только высокие частоты остались излишне ярковатыми. ASUS Xonar со штатным кабелем также значительно улучшил звучание, в первую очередь за счет меньшего окрашивания и улучшения микродинамики. Карта легко и непринужденно справилась с музыкой всех жанров, даже такими сложными классическими произведениями, как адский танец из сюиты Стравинского «Жар-птица», «История принца Календара» из «Шахеризады» Корсакова. В увертюре из оперы «Макбет» Верди многие звуковые карты пасуют перед женским хором на фоне оркестра, превращая голоса в невнятные оглушающие выкрики; Xonar же смог не только четко разделить каждый голос в пространстве, но и отыграть всё произведение без малейших искажений, заставляющих понижать громкость. И всё же ASUS Xonar не идеален – как только дело доходит до лирических композиций, мои симпатии однозначно переходят к Auzen X-Fi Prelude. Есть в её подаче музыкального материала что-то, чему я до сих пор не смог подобрать точного описания, какая-то нежность, не дающая оторваться от прослушивания, мягкость, позволяющая не испытывать усталости. Примечательно, что только Auzen X-Fi Prelude не пострадала от кабеля производства Monster Cable, хотя привлеченный для проведения следственного эксперимента неподготовленный слушатель уверенно фиксировал отличия между кабелями и на этой карте.

Для тех, кто верит в то, что кабель не может влиять на звучание аппаратуры, выкладываю результаты измерений цепочки Creative X-Fi Elite Pro → межблочный кабель → CEC HD53R → ASUS Xonar D2. Усилитель соединялся с линейным входом звуковой карты очень коротким шнуром с двумя 3,5-мм разъёмами. В чём именно заключается причина таких различий – с уверенностью сказать нельзя; возможно, что использованный нами усилитель C.E.C. излишне чувствителен к паразитным параметрам кабелей (таким, как ёмкость или индуктивность), возможно, сыграло свою роль что-либо ещё.

В итоге, прослушав каждую карту по несколько раз на десятках музыкальных произведений, я вынужден признать, что явного лидера среди них всё же нет, и у каждой из карт есть свой уникальный «почерк». С удачным межблочным кабелем в «Entertainment» режиме Creative X-Fi Elite Pro может звучать просто великолепно, не уступая ASUS Xonar D2 в детальности и объёме звуковой сцены. Auzen X-Fi Prelude 7.1 проигрывает обоим конкурентам по макродинамике, но берёт натуральностью тембров и послезвучий. Asus Xonar D2, на мой слух, являет золотую середину в подаче баса, обладает фантастической разрешающей способностью, но её средние и высокие частоты немножко отдают синтетичностью, которая уменьшается при использовании передискретизации в 192 кГц.

Заключительным аккордом слуховых испытаний стала проверка карты на способность работать с наушниками без дополнительного усилителя. Напомню, что ASUS декларирует наличие у Xonar D2 высококачественного буфера для наушников. На поверку им оказался каскад фронтального выхода на спаренных операционных усилителях общего назначения, таких же, какие применяются в стадии преобразования и фильтрации трёх дополнительных аналоговых выходов. Тем не менее, буфер исправно выполняет своё предназначение, позволяя карте отлично звучать даже с наушниками Grado, чей импеданс равен 32 Ом. Отличия в звуке от внешнего усилителя услышать непросто: чуть хуже разборчивость, чуть меньше глубина сцены. Зато стереопанорама не ухудшается, как это бывает у большинства звуковых карт, не рассчитанных на непосредственное подключение наушников. Из недостатков можно отметить лишь явную нехватку питания операционных усилителей. На 100 % громкости напряжение выходного сигнала при подключении наушников падает более, чем на 10 дБ, в итоге даже на высокочувствительных наушниках запаса громкости нет. Конечно, можно приподнять индивидуальные регуляторы громкости каждого канала в микшере Xonar D2 Audio Center, но тогда вы явственно услышите, как падает громкость на первых звуках музыкального произведения.


Играем в игры

С тех пор, как Creative Labs поглотила Aureal Semiconductor, на вопрос о выборе звуковой карты для игр существовал только один ответ – Sound Blaster. Программные реализации необходимых для «трёхмерного» звука процедур разработки Sensaura и QSound не только уступали в функциональности и качестве конечного результата (в первую очередь, частотного и динамического диапазона, полученного после обработки звука), но и потребляли при этом существенную долю ресурсов центрального процессора. Однако сегодня, когда два процессорных ядра есть в каждом игровом компьютере (а в некоторых их уже и все четыре), вычислительная мощность перестала быть проблемой, а значит, у программных решений появился второй шанс.

Поскольку ASUS Xonar D2 основан на процессоре и драйверах C-Media, изобретать велосипед инженерам не пришлось – трёхмерный звук получается при помощи технологии C-Media Xear 3D 7.1 Virtual Speaker shifter, которая задаёт положение в пространстве 8 виртуальных акустических систем, на которые производится «рендеринг» звуковой сцены через «Sensaura CRL3D HRTF 3D positional sound enhancement with multi-drive». За сведение трёхмерного звука в стереосигнал отвечают технологии Dolby Laboratories: звучание виртуальной 5.1 акустической системы имитируется на двух колонках с помощью технологии Dolby Virtual Speaker, аналогичная функция для наушников носит название Dolby Headphone. Подробнее о работе данных технологий можно прочитать на сайте их владельца.

Изначально, как и все остальные продукты, кроме продуктов Creative, Xonar D2 поддерживала модель реверберации, совместимую только с EAX 2, но ASUS не была бы ASUS, если бы не усовершенствовала что-нибудь общепринятое: начиная с драйвера версии 8.17.30, карта рапортует о поддержке EAX 3, 4 и даже 5. Благодаря этому, в частности, стало возможным использование OpenAL в Quake 4, однако над совместимостью с другими играми программистам ещё предстоит поработать, поскольку далеко не все приложения замечают наличие таких возможностей. Так, ни RightMark 3DSound Positioning Accuracy Test, ни игра F.E.A.R. не позволяют активировать в настройках EAX Advanced HD, по крайней мере в среде Windows XP. Кроме того, пройти звуковой тест 3DMark’03 удалось только с выключенной функцией GX. Кстати, несколько слов о том, что это такое.

Как известно, концепция DirectX 10 больше не допускает расширений, специфичных для конкретного производителя; каждое DirectX 10 совместимое устройство обязано поддерживать все стандартизированные функции. Поскольку расширения EAX версии 3, 4 и 5 поддерживались только картами серии Sound Blaster, они не укладывались в эту концепцию и оказались «вне закона». Чтобы обеспечить полноценное функционирование в среде Windows Vista игр, рассчитанных на работу со своими расширениями DirectSound3D, программистам Creative пришлось реализовать механизм подмены вызовов функций DirectSound на обращения к собственной библиотеке OpenAL. Сия нетривиальная операция получила соответствующее производимому действию название – алхимия. Интересно, что несколько лет назад, пытаясь популяризовать OpenAL среди разработчиков игр, Creative создавала эмулятор функций OpenAL через DirectSound, и вот теперь возникла необходимость в обратном действии.

Программисты C-Media и ASUS реализовали для Xonar D2 аналогичную функцию, назвав её DirectSound3D Gaming Extensions, с той лишь разницей, что вызовы DirectSound транслируются в недра Xear3D, а не OpenAL, который на этой карте также эмулируется. В последних версиях драйверов реализовано второе поколение DS3D GX, с моделью реверберации, подражающей EAX Advanced HD и возможностью наложения игровых ревербераций на сигнал с микрофона. Подмена функций DirectSound теперь осуществляется и в среде Windows XP: после активации кнопочки «GX» в Xonar D2 Audio Center разница между DirectSound3D Software и DirectSound3D Hardware пропадает, поскольку и в том, и другом случае работает звуковой движок Xear 3D со всеми его возможностями. Это необходимо, в частности, для текущей реализации OpenAL, которая основана на Generic Hardware драйвере вышеупомянутой библиотеки эмуляции Creative OpenAL. Впрочем, в ближайшем будущем можно ожидать улучшений в поддержке OpenAL, поскольку в последних драйверах уже появился файл Cm_Oal.dll, который пока никак не задействован.

Как видите, с игровыми возможностями у ASUS Xonar уже почти всё в порядке, есть поддержка всех необходимых функций и множество опций для настройки звука под свои предпочтения, осталось лишь разобраться, как это всё работает. Не имея многоканальной акустики, я был вынужден тестировать только способность карт создавать трёхмерный звук в наушниках. Впрочем, играть в наушниках гораздо удобнее, поскольку никто из окружающих не слышит стрельбы и криков, а значит, не потребует прекратить непотребство сейчас же или убавить громкость.

Первое моё знакомство с ASUS Xonar D2 совпало по времени с появлением демо-версии игры Crysis, поэтому и описывать свои впечатления от трёхмерного звука я начну с нее. Crysis использует программный звуковой движок FMOD_EX, не зависящий от DirectSound3D, но позволяющий применять EAX-эффекты. Как ни странно, даже в таком случае наблюдаются серьёзные различия в звуке ASUS Xonar и Creative X-Fi. Интересно становится уже на первой заставке, где из пустоты со скрежетом проявляется диск с эмблемой Electronic Arts. На Xonar этот скрежет уже объёмен, как будто диск висит перед тобой в воздухе, X-Fi «рисует» его плоско, прямо в голове. В самой игре, при активированных функциях Dolby Headphone и Dolby Pro Logic IIx, звуки «окружающего мира» с разных направлений реалистично сочетаются, образуя естественную для слуха картину, а фоновая музыка, звучащая из ниоткуда, добавляет острых ощущений. Низко летящий реактивный самолёт почти неотличим от настоящего и вызывает инстинктивное желание пригнуться, рикошетирующие пули и разлетающиеся по сторонам обломки также удивительно правдоподобны. Sound Blaster X-Fi при аналогичных настройках (режим CMSS-3D Headphone) звучит совершенно иначе. Сразу после смены звуковой карты отмечаешь, что высоких частот больше, а середина и низкие частоты приглушеннее, если не сказать беднее. Высокие частоты и реверберация у X-Fi значительно качественнее, благодаря чему лучше передаётся простор открытых пространств, однако нет того ощущения присутствия и драйва, что даёт Xonar. На X-Fi кажется, что возле игрока полная тишина, а жизнь кипит где-то поблизости, да ещё и игровая музыка звучит прямо в голове. Эта синтетичность звукового сопровождения сильно уменьшает удовольствие от игры, поэтому отдать предпочтение звуковой карте X-Fi лично я не могу – с ASUS Xonar играть страшнее и интереснее. Разница в частоте кадров с этими двумя звуковыми картами субъективно не улавливается, а замер производительности в стандартном демо облета острова при минимальных настройках графики и максимальных звука дал следующие результаты:
ASUS Xonar D2 Game mode (Dolby Headphone) – в среднем 68,09, минимум 43,53, максимум 95,93 кадров/с.
Creative X-Fi Elite Pro Game Mode (CMSS-3D Headphone) – в среднем 69,86, минимум 44,96, максимум 103,15 кадров/с.
Как я уже упоминал, с последними драйверами ASUS в Quake 4 стало возможным использование OpenAL. Значительно усовершенствованный звуковой движок, появившийся в игре после одного из патчей, до сих пор был доступен только владельцам звуковых карт Audigy2 и X-Fi, поэтому мне было особенно интересно сравнить качество объёмного звука в своего рода лабораторных условиях стальных коридоров Quake 4. Загрузив несколько сохранений с различных уровней, я с удивлением обнаружил, что ASUS Xonar D2 и здесь уверенно соперничает с Sound Blaster X-Fi! В первую очередь я отметил отличную передачу направления на звук и расстояния до него. Слуховое восприятие всегда находится в полном согласии с визуальным, и только при взгляде прямо на звучащий объект легкие повороты вправо-влево вызывали неприятные скачкообразные перемены в звуке. В аналогичных условиях X-Fi немного четче позиционирует звуки сзади, зато при незначительных поворотах персонажа перемещает их много больше, чем нужно, вызывая слуховую дезориентацию. Кроме того, у X-Fi обнаружилась странная проблема с высокими частотами – шипение струй пара и осветительных шашек почти не затухает с расстоянием, а в определенный момент просто обрывается. Реверберация у X-Fi заметно громче, но не могу сказать, что натуральнее – в одной ситуации преимущество у X-Fi, в другой Xonar оказывается естественнее. Выстрелы на Xonar не такие резкие, как на X-Fi, зато очень интересны по тембру, взрывы несколько лучше удаются Xonar, а высокие частоты значительно более детальны у X-Fi. Помимо ревербераций, X-Fi реалистично рассчитывает отражения звуков от стен, при включении опции «ElevationFilter» более натурально передаёт канонаду над подземельями, а также ощутимо меньше загружает процессор, однако я бы предпочел проходить Quake 4 со звуковой картой ASUS Xonar D2, если бы не проблемы со стабильностью последней на текущий момент версии драйвера 8.17.31 RC01 beta. Каждый раз, когда было необходимо перейти из одного помещения в другое через открывающуюся дверь, начинались проблемы со звуком и, спустя некоторое время, игра завершалась с ошибкой «The memory could not be read».

Ещё одна игра, использующая OpenAL для создания реалистичного звукового окружения – S.T.A.L.K.E.R. – оказалась совсем беспощадной к Creative X-Fi. К уже упомянутой некорректности направления на звук добавилась неправильная передача расстояния, что особенно заметно на высокочастотных звуках. Например, сопение бегущих вдалеке бандитов слышится так, будто тебя уже окружили и вот-вот начнут убивать в рукопашной. Надо ли говорить, что это очень мешает играть? Совсем другое дело – ASUS Xonar D2, с ним получается невероятно четкая и естественная для слуха звуковая картина, обеспечивающая полное погружение в игровой мир, когда стреляешь на звук и всегда знаешь, сколько человек осталось в живых у тебя за спиной. Ветер гудит в ушах, страшный рёв где-то в стороне пробирает до мурашек, визжащие и щёлкающие по стальным остовам брошенных машин пули заставляют инстинктивно убраться с линии огня, даже не видя противника. Такого пьянящего ощущения реальности происходящего я не встречал нигде, включая увешанный различными регалиями Crysis. Причем падение производительности от программной обработки трёхмерного звука совсем не ощущается. Установив минимальное качество графики, в демо-записи облёта одного из уровней игры я получил следующие значения средней производительности:
ASUS Xonar D2 Game mode (Dolby Headphone) – 253 кадра/с;
Creative X-Fi Elite Pro Game Mode (CMSS-3D Headphone) – 280 кадров/с;
Audiotrak Prodigy 7.1 (DirectSound3D software) – 283 кадра/с;
Последняя из испытанных игр, F.E.A.R., судя по всему, целиком и полностью затачивалась под SoundBlaster с EAX Advanced HD. Она не замечает поддержки данной технологии у ASUS Xonar, и её вялые нединамичные звуковые семплы звучат хорошо только на Sound Blaster. Не мудрено, что в этом случае Creative X-Fi оказывается в более выигрышном положении, по крайней мере, в тестовой записи для замера быстродействия у неё гораздо больше объёмности, четче локализация в пространстве, слышны красивые отражения звуков от стен. Тем не менее, в реальной игровой ситуации ASUS Xonar D2 смог не ударить в грязь лицом, обеспечив очень реалистичное звуковое окружение. Пусть выстрелы звучали тускло, пусть не слышно ранних отражений, зато ориентироваться в гуще сражения с хитрыми ботами мне было гораздо проще именно с Xonar. Увеличение нагрузки на процессор я ощутить не смог, а встроенный тест вынес такие оценки:
ASUS Xonar D2 Game mode (Dolby Headphone) – в среднем 130, минимум 98, максимум 175 кадров/с.
Creative X-Fi Elite Pro Game Mode (CMSS-3D Headphone) – в среднем 145, минимум 112, максимум 206 кадров/с.
Подводя итог многочисленным экспериментам с играми, хочу отметить очень серьёзный прогресс драйверов ASUS и прекрасную работу технологии Dolby Headphone в играх с поддержкой DirectSound3D – во всех проверенных играх её интерпретация игрового окружения оказывалась более естественной для слуха, чем у Creative CMSS. В то же время, нельзя умолчать и о недостатках текущей реализации трёхмерного звука: нет расчета ранних отражений, нет обработки положения источника звука по вертикали, чрезвычайно большие интермодуляционные искажения на высоких частотах, делающие звучание грязным и тусклым. Если программистам C-Media удастся решить проблему искажений, на что я очень и очень надеюсь, звуковые карты ASUS Xonar смогут составить серьёзнейшую конкуренцию продукции Creative Labs.



Универсальный солдат: звуковая карта ASUS Xonar D2 PM. Часть 1
Универсальный солдат: звуковая карта ASUS Xonar D2 PM. Часть 3



По материалам сайта fcenter.ru
Автор: GReY



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить