All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере
 

С внешним блоком питания Prime Power Supply или без него, компактный усилитель Prime Headphone Amplifier фирмы Meridian визуально смотрится столь привлекательно, что на его фоне многие другие усилители для наушников просто теряются. Звук у него тоже хорош - в первую очередь, при подключении через аналоговые входы и с отключенными режимами ASP


Meridian любит удивлять своих покупателей. Новый усилитель для наушников этой фирмы - это не просто "ещё один усилитель для ушей". От своих собратьев он отличается не только оригинальной внешностью, но и целым набором уникальных технических функций и возможностью апгрейда блока питания.

 

Выпустив колонки с цифровой обработкой сигнала, приобретя Sooloos и разработав совместно с фирмой Ferrari портативную домашнюю развлекательную систему F80, компания Meridian Audio оставила заметный след в истории аудио-индустрии на протяжении последних двадцати лет. Однако тестируемый нами сейчас новичок от Meridian - продукт, скорее, из разряда "мейнстрим", продолжающий концепции, воплощённые в ЦАПах Explorer и Director: перед нами не просто "усилитель для ушей", а усилитель для наушников с дополнительным внешним блоком питания. Но Meridian не был бы Meridian, если ни заложил бы в его конструкцию несколько новых интересных схемотехнических возможностей.

ШИКАРНЫЙ ДИЗАЙН MERIDIAN

Благодаря соучредителю фирмы Meridian Аллену Бутройду, мы уже привыкли к узнаваемой, пусть и несколько "индустриальной" внешности компонентов этой фирмы. Не стали исключением и тестируемые нами сегодня усилитель для наушников Prime Headphone Amplifier (далее по тексту - PHA) и блок питания Prime Power Supply (далее PPS). Внешне они продолжают дизайнерские идеи, заложенные в G-серии компонентов Meridian - но на этот раз в масштабе для лилипутов. Следует иметь в виду, что на фотографиях они выглядят больше, чем в реальности; корпус выполнен из прилегающих друг к другу алюминиевых выступов с двойной экранировкой и без видимых крепёжных деталей, соединяющих их между собой. Надо сказать, что конструкция не только хорошо продумана, но и выглядит при этом очень стильно.

PPS, заменяющий собой обычный блок питания, которым укомплектован PHA в стандартной поставке, выполнен в том же стиле. Он имеет пять выходов в виде трёхштырьковых разъёмов DIN, на которые он подаёт постоянный ток с параметрами 12В и 500 mA; этот блок питания может использоваться не только с данным усилителем для наушников, но и с другими компонентами Meridian.

Благодаря своему USB-входу (который мы уже видели раньше в других компонентах Meridian), PHA может воспроизводить аудио-файлы с компьютера в формате вплоть до 192 кГц. При этом файлы форматов 44,1 и 48 кГц, как и в других аппаратах Meridian, подвергаются 2-х кратному апсэмплингу, что позволяет применить к ним минимально-фазовый фильтр, впервые применённый в CD-плеере 808.2. Питание шины интерфейса USB гарантирует, что при отключении USB-входа вся цифровая схема PHA обесточивается, а, значит, цифровой шум не сможет проникнуть в аналоговые секции.

Практически все компоненты усилителя для наушников монтируется на одной шестислойной печатной плате, в конструкции которой хорошо продуманы как заземление, так и разделение сигналов.

Всё больше усилителей для наушников делаются с расчётом на то, чтобы они, если требуется, смогли послужить своим покупателям также в роли простого предварительного усилителя - и PHA не стал исключением из этой тенденции. Вдобавок к двух небалансным аналоговым входам - RCA и миниджеку PHA имеем также выходные разъёмы RCA, уровень сигнала на которых изменяется с помощью регулятора громкости Alps. Если же этот выход не нужен, то соответствующую часть схемы можно отключить, удерживая в нажатом состоянии клавишу питания на лицевой панели PHA, при этом светодиод меняет свой цвет с белого на зелёный.


На передней панели расположились три выхода на наушники: два диаметром ¼ дюйма и один миниджек. Они различаются: выходное сопротивление на разъёмах ¼ дюйма менее 0,1 Ом, а на миниджеке - 2 Ом, что позволяет подключать к усилителю миниатюрные наушники-вкладыши и им подобные.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ

Справа от выходных разъёмов на наушники находятся две кнопки. Одна из них позволяет последовательно переключаться между тремя входами, а другая - между тремя режимами (выкл., I и II), которые Meridian называет Analogue Spatial Processing (ASP) - аналоговая пространственная обработка сигнала. В чём в точности заключается разница между режимами I и II - не указано, но оба режима обеспечивают взаимное частотно-зависимое проникновение каналов, имитирующее их естественное акустическое взаимопроникновение, происходящее при прослушивании музыки через колонки. Как утверждает производитель, это делается для того, чтобы заменить типичное чувство "музыки в голове", возникающее при использовании наушников, на естественное ощущение пространственного звучания, свойственное звучанию пары колонок. При этом Meridian признаёт, что эти режимы противопоказаны не только для бинауральных записей, но и для обычных стереозаписей, сделанных при помощи совмещённых микрофонов.

Таким образом, глядя на PHA, у нас возникает множество вопросов - и, в первую очередь, нас, конечно же, интересует ответ на самый главный вопрос: насколько хорошо он, собственно, звучит - с PPS или без оного? Действительно ли при прослушивании аналогового источника качество звука улучшается, если мы отключаем USB-вход? Можно ли на самом деле улучшить звучание музыки в наушниках, отключив при этом выход предварительного усилителя? И, наконец - действительно ли музыка начинает звучать "за пределами головы" при активации режимов ASP? Мы выясним ответы на эти вопросы чуть позже - а для начала давайте-ка послушаем PHA в наиболее оптимальном для аналоговых источников режиме, т.е. с отключенным входом USB и с выключенным выходом предварительного усилителя. Насколько хорошо он звучит - сначала с обычным блоком питания, а затем с PPS?

ЗВУК ПОВЫШЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ

Ответ: звук хорош, но исключительным я бы его не назвал - даже с подключенным PPS. PHA способен - и в этом его сильная сторона - воспроизводить очень чистый, избавленный от жёсткости и зернистости, детальный звук - но в этом ценовом диапазоне, если поискать, можно найти аппараты с более заманчивым и более эмоциональным "голосом".

Действительно ли музыка начинает звучать "за пределами головы" при активации режимов ASP?

Во время тестирования я пользовался двумя парами наушников: Sony MDR-MA900 (мой фаворит в ценовой диапазоне ниже £300, они обладают самым открытым и по-настоящему живым тональным балансом) и Audeze LCD2 (значительно более дорогая модель, с более "тёмным" тональным балансом, требующая более мощный усилитель из-за своей низкой чувствительности).
Для начала я выбрал две старые записи, чтобы оценить музыкальные таланты PHA - а именно то, насколько он способен выдержать баланс между высоким разрешением и естественностью звука. Сможет ли он в этом отношении встать в ряд с лучшими из лучших?


Оба трека были скопированы с SACD и конвертированы в формат 24-bit / 88.2 kHz PCM при помощи программы AudioGate: "Love Me Tender" Элвиса из сборника "24 Karat Hits" (Analogue Productions, CAPP 2040 SA) и "Welcome To The Club" в исполнении Nat King Cole (Audio Fidelity, AFZ 153). Если бы возраст был единственным критерием, то обе композиции считались бы, по современным стандартам, музыкальным материалом "низкого разрешения", но на самом деле они требуют высочайшего уровня прозрачности, чтобы продемонстрировать свою музыкальную ценность.


ВВЕРХУ: Чёткий, простой и современный стиль - лицо серии G фирмы Meridian. Внутри скрыта эластичная муфта, соединяющая ручку-регулятор громкости и потенциометр Alps и предотвращающая микрофонный эффект.

PHA со стандартным питанием неплохо справился с музыкой, но, честно говоря, у него не хватило разрешающей силы, чтобы "вдохнуть жизнь" в эти классические треки. Заменив стандартный блок питания на PSS, я услышал явный прирост качества: стерео стало шире, ощутимо улучшилось разрешение инструментов и голосов. В музыке появилась живость, которой не хватало ранее. Оркестр Gordon Jenkins буквально материализовался за спиной у Nat Cole, в то время как вокальные партии на треке Элвиса зазвучали живее, индивидуальность человеческих голосов увеличилась.


И, всё-таки, даже связка PHA/PSS не выдаёт тот вызывающий привыкание, "цепляющий" звук, которым характеризуются топовые усилители для наушников. Решив посмотреть, как PHA дружит с другими музыкальными стилями и форматами, я послушал высокобитрейтные записи классического рока ("Riders On The Storm", "Band On The Run"); обычные CD-диски формата 16/44.1 ("Chronometer" в исполнении Harrison Birtwistle и For Lack Of Honest Work Тодда Рундгрена); и современные записи высокого качества "I Had The Craziest Dream" Джимми Кобба и "Narrow Daylight" Дианы Кролл). Но ничто не поколебало моё первое впечатление о PHA/PSS: аппарат неплохой, но за эти деньги мне приходилось слушать более интересные усилители. 


При этом, всё же, стоит отметить, что усилия Medirian заставить PHA звучать с максимальным качество не прошли даром. Режим "только наушники" отнюдь не является уловкой производителя: отключение выхода предварительного усилителя реально улучшает звук, даже если при этом выходные разъёмы предварительного усилителя пусты. Аналогично, сохранение напряжения на шине USB - это хитроумный способ не допустить ухудшения качества звучания в случае, если USB вход не используется. Цифровой шум не сможет проникнуть через шины питания или заземление внутрь аппарата, где он мог бы явиться источником помех на аналоговых выходных схемах.

В дополнение к аналоговым входам и разъёму формата мини-джек, PHA оснащён входом USB для проигрывания аудиофайлов с компьютера - но, к сожалению, выбранный фирмой вариант USB разъёма (Mini-A) не позволяет использовать большую часть USB-кабелей аудиофильского качества

Убедиться в этом проще простого: воткните шнур USB в соответствующий разъём в тот момент, когда слушаете аналоговый источник, и вы услышите потерю разрешения и тональности звука. Особенно выраженным, как я обнаружил, этот эффект был при прослушивании композиции "Air" с SACD "Holberg Suite" Эдварда Грига [BIS-SACD-1491], конвертированного в формат 24-bit / 88.2 kHz. Было ощущение, будто Ole Ruud и филармонический оркестр Bergen, славящиеся оригинальной интерпретацией музыки своих соотечественников, поменялись местами с неким импровизирующим оркестром просто ради того, чтобы отыграть ноты: музыка потеряла своё магическое очарование.
Из всего этого, очевидно, можно сделать определённые выводы о качестве звучания PHA через USB-вход. Увы, не могу остановиться на этом вопросе подробнее, поскольку мне так и не удалось опробовать USB-вход из-за проблем, возникших при установке драйвера.

СЛАБО ВЫРАЖЕННЫЙ ЭФФЕКТ

Что касается режимов ASP, то первое, что хочется сказать в их защиту - это то, что эффект, который они производят, едва уловим. Звуковая сцена сужается - причём, на мой слух, режим I сужаёт её больше, чем режим II, но это и следовало ожидать от применения подобного алгоритма смешения каналов. Однако тональный баланс, в целом, не изменился.
Вспомнив совет Meridian о том, что записи, сделанные при помощи совмещённых микрофонов, могут звучать лучше без ASP, я послушал сначала Пола Хиллиера, поющего "Fine Knacks For Ladies" Джона Дауленда [English Ayres and Duets, Hyperion], "The Turtle Dove" Джеймса Гриффета без аккомпанемента [Regis RRC1112] и трогательную "Full Fathom Five My Father Lies" Эммы Киркби, скопированные и конвертированные с диска BIS-SACD-1505. По правде говоря, я не могу ручаться, что эти композиции были записаны именно на совмещённые, а не какие-либо другие микрофоны, но, с другой стороны, при создании таких аудиофильских записей, безусловно, используются самые "пуристские" приёмы звукозаписи.


Во всех трёх случаях я предпочёл отключенный режим ASP. Режим I сузил звуковой образ настолько, что о щущение акустического простора большей частью пропало; кроме того, в звучании периодически стали появляться намёки на гнусавость и жёсткость. Режим II оказывал не столь сильное влияние на звук, но, тем не менее, по сравнению с отключенным режимом ASP некоторая потеря воздушности всё же наблюдалась. На самом деле, что бы я ни брался слушать, любая музыка нравилась мне больше без ASP. На некоторых записях включение режимов ASP вообще приводило к довольно-таки ощутимым потерям в деталях. Например, на треке "Chase" в исполнении группы " Trichotomy" [Naim 24/48], цепляющие слух глубокие басовые ноты в правом канале, звучащие после интро фортепьяно, при включении режима ASP попросту исчезли.


Может, режимы ASP действительно лучше имитируют звучание колонок в комнате, но разве вот эта особая презентация звуковой сцены, которую можно услышать лишь в наушниках, и не является, собственно, отличительным достоинством? (!)

ВЕРДИКТ HI-FI NEWS

С внешним блоком питания Prime Power Supply или без него, компактный усилитель Prime Headphone Amplifier фирмы Meridian визуально смотрится столь привлекательно, что на его фоне многие другие усилители для наушников просто теряются. Звук у него тоже хорош - в первую очередь, при подключении через аналоговые входы и с отключенными режимами ASP. К сказанному можно добавить, что за эти деньги можно найти более дешёвые (пусть и не столь внешне красивые) альтернативы, которые, как минимум, не уступят Meridian Prime ни в музыкальности, ни в функциональности.

Качество звука: 80 из 100.

БЛОК ПИТАНИЯ PRIME POWER

 

Некоторые инженеры-электронщики утверждают, что если использовать схему с хорошим коэффициентом подавления помех по электропитанию, то нет необходимости регулировать напряжение на шинах питания этой схемы, и, что обычного нерегулируемого питания будет достаточно. Но большинство проектировщиков аппаратуры класса high-end и hi-fi не согласятся с этим утверждением. Почти все они считают, что источник питания играет исключительно важную роль в качестве звука. Боб Стюарт из Meridian в 1970-х гг. говорил, что входы в усилитель не исчёрпываются лишь теми его разъёмами, которые имеют обозначение "вход". Он имел в виду, что нужно таковыми также считать и другие разъёмы, несмотря на то, что они обозначаются как "выход" и "электропитание". В свете этого, неудивительно, что Meridian предлагает заменить стандартный блок питания PHA более продвинутым PPS. И тем более неудивительно, что PPS является регулируемым линейным, а не импульсным блоком питания. Как известно, импульсные блоки создают радиочастотные помехи, которые не самым лучшим образом сказываются на работе аналоговых схем звукового оборудования высокого разрешения.


ОТЧЁТ ИЗ ЛАБОРАТОРИИ
MERIDIAN PRIME И БЛОК ПИТАНИЯ PRIME

Несмотря на то, что Meridian "повысил привлекательность" своего усилителя для наушников Prime, снабдив его встроенным ЦАПом c USB-входом и парой фирменных режимов ASP (аналоговая пространственная обработка сигнала), я решил, всё-таки, в своём лабораторном отчёте сконцентрироваться на технических характеристиках его аналоговой части. В целом, при подаче сигнала на входы RCA и снятии его с выходного разъёма для наушников диаметром 6,35 мм усиление составляет +3.7 dB. Этого более чем достаточно для источников сигнала со стандартным линейным уровнем сигнала в 2 V (например, CD-плеер и т.д.), учитывая, что максимальное напряжение на выходе Prime без нагрузки составляет 4,6 V. Согласно информации Meridian, при работе с нагрузкой 42 ohm мощность усилителя на выходе составит 250 mW, но на практике эта цифра приближается к 320 mW, при этом уровень искажений составляет ~0.001%, начиная с 1 mW и выше до самого клиппинга (см. рис. 1 ниже). Это не особенно большой показатель (у некоторых моделей, которые нам доводилось тестировать в рамках группового теста в прошлом месяце, он составлял ~1.5W), но, тем не менее, его более чем хватает для раскачки большинства наушников с сопротивлением 16 ohm и выше со средней чувствительностью. Кроме того, среднее взвешенное соотношение сигнал/шум (при 0 dBV) равняется 89 dB, что абсолютно укладывается в рамки нормы.


Что интересно, два выходных разъёма диаметром 6,35 мм имеют впечатляюще низкое выходное сопротивление. В диапазоне от 20 Hz до 20 kHz, их сопротивление составляет менее 1 ohm, причём положение регулятора громкости, можно сказать, не влияет на эту цифру: как правило, она остаётся в диапазоне 300 - 400 mohm. К усилителю Prime можно подключать наушники любого типа, его АЧХ простирается от неуловимых для человеческого уха +0.01 dB / 1 Hz до плавного спада на ВЧ - 0,18 dB / 20 kHz to -3,4 dB / 100 kHz. Уровень искажений низок и на него практически не влияет нагрузка (см. рис. 2 ниже): от мизерных 0,000180.00028% (1 V при 47 kohm, 20 Hz - 20 kHz) до 0,0008 - 0.013% при 40 mW. Читатели могут ознакомиться с полным отчётом по усилителю для наушников Meridian на сайте www.hifinews.co.uk, нажав на красную кнопку с надписью "download".

Зависимость уровня искажений от продолжительной мощности (до 1% общих гармонических искажений) при нагрузке 25 ohm.

 

Частотная характеристика (чёрным цветом) от 5 Hz до 100 kHz при нагрузке 25 ohm; Зависимость уровня искажений от частоты (красный цвет - 1 V; затенённая область - 40 mW) от 5Hz до 40kHz

 

Мeridian Prime/Prime PSU

Усилитель для наушников / ЦАП с USB-входом и внешним блоком питания
Производитель: Meridian Audio Ltd, Cambs
Поставщик: Meridian Audio Ltd.
Тел. 01480 445678
Веб-сайт: www.meridian-audio.com
Цены: Prime - £1200; PSU - £800.


Maximum output (re. 1% THD into 47kohm)
4.6V
Max. power output (re. 1% THD into 25ohm)
320mW
Output Impedance (20Hz-20kHz)
0.31-0.45ohm
Maximum gain
+3.7dB
A-wtd S/N ratio (re. 0dBV)
89.0dB
Frequency response (20Hz-20kHz/25ohm)
+0.01dB to -0.18dB
Distortion (20Hz-20kHz, re. 40mW)
0.00075-0.013%
Power consumption
3W
Dimensions (WHD, Prime & PSU)
160x50x150mm (each)

 

По материалам издания HI-FI NEWS
Автор обзора: Кейт Ховард
Тестировал: Пол Миллер

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить