Аксиомы хорошего звука или аудиофил, who is it?

Сколько бит нужно?

Кстати, насчет битов и уровня шумов — это легко можно проверить. Есть такой замечательный DSP-плагин под названием Add noise/DC bias:

Просто добавьте его в конец цепочки DSP, включите свою любимую самую качественную запись (с обычной, не слишком высокой громкостью) на своей любимой High-End звуковой карте, с любимыми наушниками за over 200$ и понемногу двигайте ползунок влево — плагин будет подмешивать белый шум в младшие биты, начиная с указанного

Только обратите внимание: изменение значения вступает в силу через время, указанное в настройке Ouptut buffer, на странице настроек вывода плеера — обычно это 1 секунда (можете его временно уменьшить)

Ну, и на каком значении вы услышали этот шум? А теперь позовите товарища, и пусть он делает то же самое — двигает ползунок справа налево (только так, чтоб вы не видели, в какие моменты), а вы ему сообщите момент, когда услышите шум — да, так будет честнее (таким слепым тестом предохранимся от того самого эффекта пустышки). Ну а чтобы провести двойной слепой тест и исключить эффект плацебо вообще — можно сконвертировать запись с использованием DSP и потом загрузить её в ABX Comparator (подробнее читайте в статье про двойной слепой тест).

Ну что, 14-й бит? Может быть, и 11-й — не стесняйтесь, это не удивительно, особенно, если музыка шумная, или высок уровень окружающих шумов.

Так как же действительно улучшить звучание?

Всё просто — слушайте музыку в студии звукозаписи, в звукозаглушенной камере, на профессиональном оборудовании.

Нет личной студии? Ну хорошо, тогда могу предложить следующее (частично повторю уже сказанное в посте «О реалиях. Почему может не нравиться звучание?»):

  1. Купите себе нормальный усилитель (можно без ЦАП — если у вас современная, пусть даже встроенная звуковая карта, — подключите его экранированным шнуром к линейному выходу) или звуковую карту с усилителем для наушников и подберите под неё наушники. Именно связка «оконечный усилитель — звукоизлучатели» на 90% определяет характер звучания. Здесь важна, во-первых, схемотехника (больше всего — аналоговая) усилителя и его согласованность по сопротивлению с наушниками — об этом подробно читайте в статьях «Импеданс наушников. Толкование» и «Больше мощности?». Усилитель можно подбирать по характеристиками (или по результатам объективных независимых тестов), главное — не дай Бог вам лазить на форумы, где аудиофилы дорабатывают напильником ламповые усилители.
    Выбирайте именно те наушники, которые нравятся вам по звучанию, а не у которых больше цена, цифры или популярность. Идеальный способ подбора наушников — притащить свой усилитель (если это портативный ЦАП — вполне реально) в музыкальный магазин и пробовать наушники на нём, включая ваши любимые композиции, например, на телефоне. Можно использовать и акустику, но качественная акустика стоит на порядок дороже аналогичных по уровню наушников — тут решать вам.

  2. Организуйте нормальные условия прослушивания — хорошую звукоизоляцию, хорошее звукопоглощение (чтобы избавиться от отражений). Закрепите или уберите из помещения все резонирующие элементы — например, двери шкафов; сведите к минимуму шум компьютера (если слушаете на нём) — например, с помощью пассивного охлаждения вместо кулеров.

  3. В конце концов, купите хороший измерительный микрофон (лучше с USB-интерфейсом, например, здесь) и откорректируйте АЧХ акустики/наушников и помещения, используя MathAudio, Room EQ Wizard. Окрас звучания определяется нашим мозгом именно по балансу частот (форме АЧХ), а не по уровню искажений, поэтому при правильно выполненной коррекции результат будет ошеломляющим даже на не High-End оборудовании.

  4. Банально: качайте записи с качественным мастерингом. Качать можно и качественный MP3 320 кбит/с (для 99% записей различия находятся за порогом слышимости), и lossless рипы Audio CD (идеальный вариант, если у вас достаточно места на диске и вы не хотите заморачиваться с проверкой качества lossy кодирования), и даже high-res, главное — помнить, что реальное качество записи — её звучание — определяют отнюдь не биты и килогерцы, а профессионализм звукорежиссера. К сожалению, в свете войн громкости, обуславливающих гиперкомпрессию (динамического диапазона), такие записи сейчас довольно редки.

Рационализация страданий

  • Этот рынок вырос из желаний пользователей и не был навязан бизнесом. Бизнес потом подключился, конечно, но поначалу запрос на переносное аудио «чуть лучше, чем обычно» был снизу.
  • Этот рынок помог развиться небольшим производителям (плееров — преимущественно в Китае, наушников — по всему миру, включая Россию), которые смогли сделать то, что поленились делать крупные производители.
  • В нем наблюдается интересное сочетание рационального и субъективного. Для новичка-аудиофила важен процесс вхождения в относительно закрытое сообщество со своими особыми ценностями, получения удовольствия от эксклюзива. Вместе с тем, для тех, кто ищет какие-то рациональные поводы для покупки — они тоже есть, и с точки зрения фич, и по качеству звука.
  • Он предлагает мне те устройства, которые я хочу купить. У меня есть возможно устаревшее представление о том, что музыку надо обязательно слушать со специализированного устройства. Вот, пожалуйста, на выбор предлагается масса специализированных штук.

MQA

  • Еще лет пять назад аудио-портатив (лучшие его представители) сравнялся по объективным параметрам с домашней техникой. Дальнейшее развитие скорее убирает уже мелкие нюансы, в реально качественных устройствах уводит характеристики за пределы человеческого восприятия. Это действительно можно сравнивать с ноутбуком на десктопном процессоре: да горячо, тяжеловато, но очень быстро. Большое преимущество Fiio M11 по сравнению с более ранними гаджетами из моего арсенала — отсутствие шипения даже на самых чувствительных наушниках. Это совершенно мелкий нюанс, и меня в целом не смущает даже грандиозный фоновый шум аудиокассеты. Но это заметно и очень приятно.
  • Высокая выходная мощность позволяет мне слушать музыку на той громкости, на которой я захочу. Правда, для полноразмерных наушников Sennheiser все равно приходится добавлять внешний усилитель, остальные работают и так.
  • Поддержка всех разнообразных представлений звука в виде данных. Я не считаю, что аудиозаписи с параметрами 96 килогерц/24 бита или тем более сомнительных преимуществ формат Direct Stream Digital дают мне какие-то преимущества, но раз уж музыка в таких форматах доступна, и я ее покупаю, хочется иметь возможность ее послушать именно в таком виде.
  • Возможность иметь большую коллекцию музыки прямо на устройстве (моя цель — две карты MicroSD по терабайту) и получать доступ к стриминговым сервисам.

Fiio M15LG G7 ThinQHidisz S9

А как же частоты?

Другой интересный аспект — частотный диапазон. Да-да, мои горячо любимые спектрофилы. Качаете записи с частотой дискретизации >96 кГц? Любуетесь идеальными спектрами AAC, Vorbis (или, прости, Господи, Lame 3.90) без НЧ фильтра? А может, слушаете винил-рипы с частотными пиками за 40 кГц? Просто пройдите ещё один тест.

Я уже упоминал об этом в своей записи «Частотный слух: что мы слышим на самом деле?», и вот, как это выглядит:

Да, просто двигайте ползунок влево, или проведите слепой тест (лучше двойной), как я писал выше. В моём случае изменения становятся заметны, когда ползунок опускается ниже 16 кГц — и то, за счёт фонового шума. Так о каком ультразвуке речь? Только не говорите мне, что человек при прослушивании музыки воспринимает ультразвук костным мозгом — я всё так же, по-старинке, слушаю музыку ушами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий