Акустическая обработка помещения и размещение мониторов

Как расставить “правильные” студийные мониторы?

Существует много способов и спорных “правил” по расстановке студийных мониторов. Но рассмотрим только два, основных правила расстановки мониторов. Это очень простые и безспорно – “золотые” правила.

Первое правило

Установка мониторов должна быть такой, что бы между мониторами и головой слушателя были примерно одинаковые расстояния. Иначе сказать – равносторонний или равнобедренный треугольник.

Равносторонний треугольник

Это наиболее распространенная расстановка студийных мониторов. Мониторы расположены на двух вершинах, обращенных к слушателю лучами, встречающимися в фокусе прямо за головой слушателя. Это оптимальное расположение, при котором “стереобаза” будет иметь максимально правильное отображение.

Установив таким образом мониторы, попробуйте послушать знакомую музыку, перемещая голову назад и вперед по “центральной оси”. Перемещение головы назад сузит “стереоизображение”, иначе – звуковая картинка будет “скомкана” перед вашим лицом.

А переместив голову вперед “по оси”, произойдет искажение “стерео”, “центр” будет размыт. Обычно есть только одна точка, где стереоизображение окажется оптимальным. Чтобы найти наилучшее положение для прослушивания нужно будет немного поэкспериментировать.

Вы заметите, что критичными будут и 20, и даже 10 сантиметров, двигаясь назад и вперед перед мониторами. Мелочь? Да, но это “мелочь” будет давать или полную “кашу” или хорошую “стереобазу”.

Равнобедренный треугольник.

Понятнее про эту “зону” рассказывает схема, разработанная Институтом радиовещательного приема и акустики имени А. С. Попова “ИРПА” СССР, еще в 70-е годы прошлого века.

На ней показано правильное расположение акустики и зоны стерео-эффекта.

Зона 1 соответствует наилучшему эффекту, зона 2 — удовлетворительному. В точке М – наблюдается наилучшая прорисовка сцены и музыкальных образов.

Если расставить акустику шире, то не получится стерео-эффекта, а будет просто разный звук из каждой колонки с провалом между ними.

Но эта схема не учитывает форму самого помещения, и так же, расположение акустики в нем. В случае наличия с одной из сторон, например проема окна — звуковая сцена будет смещаться в сторону и это надо учитывать при расстановке акустики.

Второе правило

Направляем студийные мониторы прямо на свою голову. Иначе, центральная ось акустики должна быть направлена строго на голову слушателя. Бывают исключения, но это очень редко, когда производитель задумал “именно так” и направлять строго по оси не нужно. Об этом в паспорте на мониторы должно быть указано – куда и на сколько поворачивать колонки относительно головы слушателя.

Почему именно так нужно направлять акустику? Объяснение не сложное. Всё от специфики распространения звуковых волн в пространстве. Низкие частоты и высокие – распространяются по разному.

Высокие частоты имеют сфокусированную направленность. Они меньше рассеиваются по ходу своего движения к цели. Высокочастотный спектр можно представить в виде некоего луча, который бьёт строго в ту сторону, куда направлен твитер.

Низкие частоты ведут себя наоборот. Они распространяются без какой либо направленности. Вспомните про правила установки сабвуфера. Низкочастотный спектр “разливается” по всему доступному пространству.

Один нюанс – твитер должен находится на одном уровне с ухом слушателя. Только так можно получить реальную громкость ВЧ диапазона и только так можно услышать всё, что способен “выдать” твитер, и получить максимальную отдачу. Всё станет понятно, когда сами попробуете поэкспериментировать с направлением “луча твитера”.

Закончим с основными, начальными правилами расстановки студийных мониторов. Переходим к более сложным.

Дополнительная отделка стен

Между основными плитами с «пирамидкой» мы разместили еще оставшиеся плиты «Ауры» размером 30 х 30 см. Размещали по три плиты, располагая их по-разному, как и на двери. Получилось одновременно и красиво и практично.

После этого акустика комнаты стала ещё лучше, чего, правда, нельзя было сказать о внешнем виде. Поэтому мы купили ведро краски и стали красить стены совсем в другой цвет. Благо, к тому моменту нам удалось достать стремянку (к слову, сильно расшатанную и не сильно надежную), без которой бы точно ничего покрасить не удалось.

Краску мы купили, естественно, тоже самую дешевую. Посчитав площадь поверхностей, которые предстояло покрасить, оказалось, что краски должно будет хватить 7 кг. Именно столько нам и хватило, ничего не осталось. На краску, колер, кисточки и кюветы мы потратили 270рублей. Впрочем, покраска уже к акустике отношения не имеет, поэтому я не включил её в стоимость акустического оформления.

К слову, делали всё по-простому. Мы никак абсолютно не подготавливали поверхности к покраске, не обдирали старый слой, не грунтовали поверхность. Мы не стали даже отдирать следы клея и поролона с тех мест, где висели поролоновые плиты еще до переделки помещения.

В итоге получилось так:

Краска высохла быстро и, что меня, как жуткого аллергика, сильно порадовало — практически ни чем не пахла. Уже утром следующего дня мы занесли в комнату убранную оттуда на время работы мебель и инструменты.

В процессе решили избавиться от стоявшего там трельяжа, потому как лишний квадратный метр такого замечательного отражающего материала как зеркало вряд ли в обновленной студии был бы уместен.

Результат работы

После акустического переоформления, студия зазвучала совсем по-другому. Акустика ее стала гораздо лучше, и работать в ней стало намного комфортнее.

1. Во-первых, наконец-то пропала эта назойливая реверберация. Нет, комната не стала глухой, но мы к этому и не стремились. Мы просто оптимизировали количество реверберации до того уровня, когда она уже не будет мешать адекватно воспринимать звук из мониторов и портить звучание вокала и инструментов.

2. Во-вторых, мы избавили комнату от большей части ненужных воздушных резонансов. В результате даже просто разговорная речь стала звучать в ней чище и приятнее. Исчез даже характерный бубнящий призвук на низких частотах, что особенно было заметно при игре на акустической гитаре и барабанах.

3. И, в-третьих, за счет грамотной расстановки мебели, в студии стало гораздо просторнее. Теперь в ней без проблем может разместиться даже небольшая музыкальная группа вместе со своими инструментами и всеми необходимыми микрофонами.

Подведение итогов

Всего на непосредственно акустическое переоформление студии мы потратили ровно 650 рублей. Именно в такую сумму нам обошлись необходимые для работы 2 л клея, 2 м2 пенопласта и 25 м2 спанбонда. По сути — это ничто, в сравнении с тем, какой мы получили результат.

Изначально данная студия была ярчайшим примером того, как, не имея специальных знаний, но имея акустический поролон, не только не сделать акустику лучше, но даже взять и ухудшить ее.

И, как видите, обладая знаниями и опытом, даже самую безнадежную комнату можно сделать неплохой в плане акустики, потратив на это копейки, а то и не потратив ничего вообще.

Конечно, студия, о которой шла речь в статье — лишь частный пример. Вы можете возразить, мол: «У вас вон сколько поролона, у меня же его нет!». Да, у вас и правда может не быть этих всех материалов. Мало того, у вас будет другая комната с другой мебелью и другое звуковое оборудование.

Но я убежден, что совершенно любую комнату можно сделать пригодной для работы со звуком. И для этого не обязательно тратить большие деньги. Все специализированные акустические материалы при невозможности их приобрести вполне могут быть заменены чем-то значительно более дешевым и при этом незначительно менее эффективным. Но это уже, пожалуй, тема для целой книги.

_____________________

Если у вас возникнут ко мне какие-то вопросы непосредственно по материалам этой статьи, то буду рад получить их от вас на свой почтовый ящик master-skills@mail.ru с пометкой в теме «Андрею Скидану».

Я также с удовольствием проведу для вас персональную скайп-консультацию по вопросам дешевого, но эффективного акустического оформления вашей студии и не только. Подробную информацию о моих персональных консультациях смотрите здесь. Обращайтесь!

На этом всё. Желаю вам успехов и хорошего звука!

_______________________

SocButtons v1.5

Следующая >

Что выбрать

Уже более двадцати лет, акустическая система Yamaha ns-10m является эталоном звука среди студийных мониторов ближнего поля. Изначально эта модель вышла как Hi – Fi бытовая акустическая система для прослушивания музыки в домашних условиях, но из-за технических параметров были приняты профессиональными студиями как качественные мониторы ближнего поля. На сегодняшний день эту модель можно встретить в большинстве студий звукозаписи. До сих пор характеристики Yamaha ns-10m являются актуальными, для использования в профессиональных студиях. Главный козырь ns-10m быстрое затухание сигнала, что обеспечивает большую прозрачность и честность, воспроизводимого материала.

Шипят студийные мониторы! Почему и что делать?

И ещё, частая проблема – частые вопросы. Шумят студийные мониторы. Как так? Почему шумят?

И это наверняка не является неисправностью акустики. Моментов может быть много. По порядку, но коротко.

1. Шум, а это в основном “белый шум”, может создаваться самим усилителем. Высохшие конденсаторы внесут посильные проблемы и создадут некий генератор “белого шума”. От динамиков будет слышно значительное шипение, но только на высоких частотах. Но становится возможно, если усилитель просто требует профилактики. Или он выполнен из дешевых и не качественных комплектующих.

2. Помехи могут создаваться блоком питания самих аудио мониторов. Импульсные блоки питания это могут! Но в дорогих и очень дорогих моделях в принципе не должно быть такого эффекта. Там впаиваются качественные дросселя на ферритовых кольцах. Вам наверно приходилось видеть в блоках питания в настольном компьютере! Их там бывает много, а в дешевых блоках их мало и они “хиленькие”. Вот одна из причин.

3. Радиочастотный фон вокруг нас может так же вносить свой вклад в создание шипящих динамиков. Без признаков прямого воздействия, усилитель в мониторах подвергается электромагнитной агрессии и от своего блока питания (хоть от трансформатора, хоть от импульсника), и от вашего сотового телефона (слышали ли вы странные звуки в компьютерных колонках, когда звонит сотовый?), и от светодиодных светильников исходит широченный спектр радиоволн, которые могут даже “гасить” какие либо волны в радиоприемнике.

4. Радиочастотные наводки идут и от самого компьютера по всем возможным проводам. И по USB и по сетевым (проводам питания). Тут сложнее бороться, так как схемотехника мониторов у всех разная и комплектующие разные. Кто-то заземляет “внутреннюю землю” в акустике на заземляющий по сетевому проводу, но у многих в квартирах просто нет “земли” и это не работает. Некоторые заземляются на входы и выходы по звуковым проводам. Это тоже не всегда работает правильно. Вообще – это достаточно сложно и индивидуально.

5. Мониторы не предназначены для прослушивания с 50 сантиметров!! Даже с одного метра! Но и этого мало. Любые колонки или мониторы устанавливать надо так, что бы расстояние от ушей до динамиков было минимум 1,2 – 1,5 метров. При любом размере динамика! Это шипение не опасно для слуха, оно просто вносит значительную сумятицу в звуковую картину и мешает слушать чистый звук.

Так что, не стоит ругаться на “некачественные мониторы” или “дешевые подделки наших китайских товарищей”! Давайте не будем колонки втыкать в уши, для этого есть наушники. А колонки рассчитаны на другое.

Вывод: Как правильно сказано – “Не шипит только то, что не подключено в розетку!”

Установка студийных мониторов

Расстояние между мониторами ближнего поля, должно равняться 1,5 метрам (мин. 1,2м), т.к. вы и мониторы должны составлять равносторонний треугольник (рис.1), получаем ваше рабочее место. Расстояние от тыла студийных мониторов до стены, у которой они стоят, равняется примерно 30-40 см (рис.2). Расстояние от вашего рабочего места до задней и боковых стен, должно быть не меньше, чем до мониторов (рис.1). По высоте, мониторы устанавливаются так, что бы пищалки были на одной плоскости с ушами. Это правильная расстановка мониторов, такая должна быть в идеале. Но несложно посчитать, что требуемая площадь комнаты, при условии нужной формы, составит от 13 до 20 кв.м., без учета мебели.

Подготовка студии к началу работ

Первое, что решено было сделать, это освободить помещение. Мы вынесли из комнаты практически всю мебель, оставив только рабочий стол и то, что совсем не мешало.

После того как убрали всю мебель, мы принялись снимать со стен поролон. Поначалу у меня были опасения, что он приклеен к поверхностям намертво, и отодрать его, не порвав, не получится. Но в итоге оказалось, что сдирается он очень даже легко.

В процессе снятия мы не повредили ни единого кусочка, весь поролон остался выглядеть как новый.

Единственный неприятный момент: от снятого поролона остались следы на стенах. На акустику они никакого негативного влияния, конечно же, не оказывали, но вот внешний вид мспортили сильно. Хотя на данном этапе внешний вид помещения волновал меня меньше всего.

В комнате было одно окно, и оно было задрапировано плотной черной тканью в несколько слоев и закрыто еще с помощью жалюзи. Всё это тоже решено было оставить.

Когда комната освободилась, стало понятно, как она звучала до какой-либо ее отделки. Она зазвучала хуже, но еще не запредельно плохо. То есть после отделки, от которой мы уже избавились, она не стала звучать прям несоизмеримо лучше. Скорее, она стала звучать по-другому.

Но меня этот вариант не устраивал, ведь моя цель — сделать так, чтобы комната зазвучала хорошо настолько, насколько это возможно при имеющихся у нас материалах и крайне ограниченном бюджете.

Акустическая обработка помещения

Итак, допустим вы решили задачу о расположении мониторов в своей комнате. Следующим шагом станет акустическая подготовка помещения. Идеальная схема представлена ниже.

На первых порах можно все сделать немного проще. Если вы только начинаете, то, в первую очередь, позаботьтесь о приобретении басовых ловушек (необязательно на всю высоту стены) и 3-4 листов акустического поролона. Вам придется определить, в каких точках появляются резонансы и разместить там панели. Впоследствии вместе с опытом к вам придет понимание того, что еще нужно будет сделать со своей комнатой, чтобы звук вашего трека был максимально честным и прозрачным.

Схема акустической отделки контрольной комнаты

Подберите правильное расстояние до стены

Первое с чего нужно начать – это определить расстояние до стены. Нельзя располагать мониторы в углу помещения и впритык к стене. Так вы получите ненужные резонансы и перекос в частотах: бас будет слышаться намного громче, чем он был записан, а нижняя середина, наоборот, пропадет из микса.

Минимальное расстояние до стены – 5 см. Оптимальное – в пределах 1 м. Идеальное – высчитывается исходя из размеров комнаты и составляет около 30-40% ее длины.

Нельзя ставить громкоговорители в центр комнаты, так вы получите слишком много эха. Также мониторы с задним фазоинвертором не рекомендуется ставить ближе 1 м от стены.

Акустическая подготовка помещения

Стоит разместить акустические панели и “басовые ловушки” за мониторами. Это снизит большую часть проблем с отражением басов от задней стены. Так же, ищем начальные точки отражения и в этих местах устанавливаем панели и ловушки. Таких мест всего четыре. Где они?

Всё просто. Представим, что у нас есть помощник и он держит в руках зеркало, которое двигает на уровне вашей головы вдоль стен. Сидя в том месте, где будут прослушиваться мониторы, нужно найти отражение монитора в этом зеркале. Одна точка будет слева от вас и акустики, вторая справа (на правой стене), и две точки получаются на потолке. Туда и нужно разместить звукопоглощающие панели.

Следующий шаг – задняя стенка, что находится за спиной. На неё “льется” практически весь звуковой поток. Там и есть значительная вероятность образования стоячих волн, чем где то ещё в помещении. Тут можно разместить и панели и ловушки по углам, которые будут гасить звуковой поток. Но можно этот поток попробовать рассеять, использовав диффузоры.

Внешне это могут быть разные многоуровневые структуры, состоящие из разных мелких фигур, как например на картинках ниже. Они, кстати, могут очень даже украсить само помещение. Конечно, “украшение” специфичное, но если подойти к эту вопросу серьезнее, то можно сделать интересный дизайн, в который логично впишутся и эти “деревяшки”, или “кусочки поролона”.

Это могут быть разного рода перфорированные панели, решетки из совершенно разных звукопоглощающих материалов. Но всё это стоит не малых денег. Потому многие обходятся и ковром на стене, или размещают поролоновые пирамидки. Всё же лучше чем ничего!

Рассчитайте расстояние до звукоинженера

Мониторы должны быть направлены в голову звукоинженера, то есть стоять под углом к плоскости стены. Угол определяется каждым звукоинженером по своему усмотрению. Новичкам лучше начать с самого популярного варианта, в котором две колонки и звукоинженер образуют равносторонний треугольник, углы которого составляют 60 градусов.

В этом случае рассчитать расстояние до звукорежиссера вам поможет элементарная математика:

Формула расчета расстояния от мониторов до звукоинженера

где l – искомое расстояние до звукорежиссера, a – расстояние между двумя колонками.

Однако эту формулу нельзя считать единственно верной. Вы можете сесть немного ближе или дальше. Вам в любом случае придется ориентироваться на размеры своей комнаты и, самое главное, собственный слух и вкус.

Подставки под акустику

В любом из случаев размещения акустики в помещении, колонки нужно ставить на какую либо поверхность, положив под неё какой-либо звукопоглощающий материал, даже плотный поролон подойдет (из упаковки той же акустики). Многие используют специальные подставки, а в основном, используются штатные прорезиненные ножки.

Не стоит врезать так называемые “шипы”, этот вариант не совсем подходит для использования мониторов и полочной акустики. Больше “шипы” подходят для больших, массивных напольных акустических систем в комплекте с монолитной плитой из мрамора или простого крепкого бетона.

Идеальной установкой можно будет считать тот случай, при котором можно получать некоторый наклон акустики вперёд. Это может быть профессиональная стойка под мониторы или самодельная подставка с наклонной плоскостью. Наклон может и не понадобиться, но от такой универсальности хуже не будет. Ведь за рабочим столом перед мониторами может оказаться и человек другого роста и он сможет без труда отрегулировать акустику под себя.

Но студийные мониторы проще расположить на подставках ровно на уровне головы и тогда может не потребоваться и вариант с наклонными стойками. Стоимость таких подставок может оказаться совершенно “не по кошельку”, тогда нужно подумать о более бюджетном варианте – установка мониторов на поверхность стола или самодельные подставки, которые могут быть изготовлены и из метала и из дерева. Тут уже не до красоты. Но всё в ваших руках! Это может быть не так сложно, как кажется.

Если помещение маленькое, акустика установлена на стол, мебель тоже небольшая (столешница), то устанавливать мониторы на стойки – не всегда получается. А вот если помещение более 20 кв.метров, то стойки просто необходимы. Они дадут больше возможностей для правильной установки акустики при проведении “военных действий” со стоячими волнами.

Акустическое оформление потолка

К этому моменту реверберации в комнате становилось всё меньше, звук делался всё более приятным, отчетливым и разборчивым.

Но всё же пока ещё сильно мешал пустой потолок. Большие плиты с «пирамидкой» к этому времени у нас закончились, а «Ауры» для его обработки точно не хватило бы. Плюс потребовался бы дополнительный клей и удаление с потолка штукатурки в тех местах, где должны быть приклеены плиты. Это было бы слишком муторно, а в плане эффективности — весьма сомнительно.

В итоге после двух чашек чая пришло в голову не самое простое и недорогое решение — забить 🙂

Мы решили просто закрыть потолок спанбондом. С точки зрения звукопоглощения толку от этого чуть более нуля, но зато это всё же лучше просто голого ободранного потолка.

Как и обещал, пару слов об этом «таинственном» материале. Спанбонд — это такой специальный укрывной материал, применяемый в садово-огородных работах. Он представляет собой что-то вроде волокнистой синтетической ткани.

Визуально он не является полностью непрозрачным, зато он прозрачен с точки зрения акустической — он тонкий, легко пропускает воздух и при этом рыхлый по структуре.

Открыл я его для себя, кстати, случайно, когда искал, чем завесить стену во время съемок одного своего видео. Продается спанбонд либо в строительных, либо в хозяйственных магазинах типа «Сад и огород».

Что касается монтажа, то мы поступили следующим образом. Располагать спанбонд решили примерно в 20-30 см от самого́ потолка, чтобы оставить воздушную прослойку. Размещать материал решили не «в натяг», а так, чтобы он провисал от стен к середине комнаты.

Мы также намеренно не стремились приделать материал идеально ровно, делали всё не отмеряя, на глаз.

К стене крепили спанбонд строительным степлером — это оказалось очень надёжно и просто.

В общем, решение закрыть потолок спанбондом не стало ошибочным. Акустика в комнате на слух, практически не изменилась. Но и не стала хуже. Мне даже показалось, что она немного смягчилась, потому как спанбонд, всё равно хоть немного, но «съел» определённую долю высоких частот. Имелась едва лишь заметная, но уже даже, скорее, приятная реверберация, остатки которой мы еще немного сгладили «Аурой».

Правильное подключение

(фазирование) пассивных акустических систем с подсоединением провода в виде прищепки, винтовым образом и т.п., к усилителю

Обращайте внимание на + и -. Встречается большое количество случаев, в домашних студиях, когда люди работают с включенными в противофазе, студийными мониторами и ничего не подозревают

Это грубая ошибка, в данном случае вся ваша работа и качество акустических систем, сводится на нет. Первые признаки противофазы: некомфортные ощущения (звуковая яма) при прослушивании; нехватка низких частот, а точнее их отсутствие; некорректная работа эквалайзера в нижнем диапазоне частот; появление хоруса. Проверить где плюс, а где минус, можно обыкновенной батарейкой, подсоединенной к проводам колонки, низкочастотные динамики должны работать в одну сторону. Будьте осторожны, если у вас стоит плохой фильтр высоких частот, можно спалить пищалку. В другом случае только на слух.

Резонанс помещения.

Какие бы настройки на темброблоке или эквалайзере мы не делали, от резонанса помещения избавиться или значительно уменьшить влияние на звук – очень не просто. Даже меняя имеющиеся студийные мониторы на другие – резонанс помещения будет сложно “победить”.

Чтобы этих проблем избежать, а лучше их не иметь изначально, нужно знать на что обращать внимание при установке мониторов и какими методами бороться с возникающими трудностями

Так в чем причина появления резонанса помещения?

Самая первая возможная проблема – это когда размеры помещения такие, что длина одной из стен имеет ту же длину, что и звуковая волна, или же будут кратны половине длины волны.

В этом случае, звуковые волны просто “застревают” между стен и тем самым образуются “стоячие волны”. Искажается общая звуковая “картина”.

Очень подвержены появлению резонанса помещения, в которых все стены имеют одинаковую длину – в квадратных комнатах. В этом случае “стоячих волн”  становится в два раза больше. И “победить” их будет очень не просто! Но всё же можно, если постараться.

Про стоячие волны поговорим в другой раз. Подпишись и узнай о времени выхода новой статьи – первым!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий