Резонанс помещения.
Какие бы настройки на темброблоке или эквалайзере мы не делали, от резонанса помещения избавиться или значительно уменьшить влияние на звук – очень не просто. Даже меняя имеющиеся студийные мониторы на другие – резонанс помещения будет сложно “победить”.
Чтобы этих проблем избежать, а лучше их не иметь изначально, нужно знать на что обращать внимание при установке мониторов и какими методами бороться с возникающими трудностями
Так в чем причина появления резонанса помещения?
Самая первая возможная проблема – это когда размеры помещения такие, что длина одной из стен имеет ту же длину, что и звуковая волна, или же будут кратны половине длины волны.
В этом случае, звуковые волны просто “застревают” между стен и тем самым образуются “стоячие волны”. Искажается общая звуковая “картина”.
Очень подвержены появлению резонанса помещения, в которых все стены имеют одинаковую длину – в квадратных комнатах. В этом случае “стоячих волн” становится в два раза больше. И “победить” их будет очень не просто! Но всё же можно, если постараться.
Про стоячие волны поговорим в другой раз. Подпишись и узнай о времени выхода новой статьи – первым!
Как устроен
Все детали заключены в корпус, который еще называют кабинетом. Изготавливают из дерева, пластика, металла, МДФ. Как правило, они оснащены двумя динамиками.
- Твиттер воспроизводит высокие частоты свыше 2 кГц. Он имеет конусообразную форму. Размещается вверху Используемый материал зависит от производителя;
- вуфер, динамик больших размеров воспроизводящий низкие и средние частоты до 2 кГц.
Некоторые модели имеют дополнительный динамик, отвечающий за проигрывание средних частот. За ними устанавливают электромагнит, его задача при помощи вибрации двигать динамики. Таким образом получают звуковую волну.
Большинство мониторов оборудовано фазоинвертором, он усиливает низкочастотную составляющую сигнала. Это отверстие с трубой, размещенное в корпусе, оно выводит давление, которое создается внутри низкочастотных динамиков. Форма и размеры фазоинвертора варьируются в зависимости от производителя. Он расположен сзади, или спереди панели.
Вопрос из “зала” про студийные мониторы
То что “старые” колонки играют лучше – субъективное мнение слушателя, который привык к своим колонкам, которые слушаются через компьютер, вероятно, через какие то встроенные фильтра или эквалайзеры. Потому и звучат они “красиво”, насыщенно. А мониторы воспроизводят чисто то, что на них подают, не приукрашивая ни чуть и не убавляя. Они для того и разрабатываются, что бы играть не на дискотеках, а именно работать со звукорежиссером, с его чутким слухом.
К тому же, расположение акустики относительно слушателя… “Зашумленость” помещения… Много еще чего, что нам не известно из вопроса. Потому обсуждать – как гадать на водяной мельнице.
Именно так и должны звучать мониторы – правильно и достоверно. В этом их и предназначение. Именно к такому качества звука и должно идти при сведении своих треков, ну или просто для профессионального прослушивания музыки.
Будем рады вашему вниманию и комментариям.
Хотите поделиться своим опытом, знаниями – напишите и мы обязательно примем меры к изучению информации. Вы сможете выразить своё мнение или вы захотите стать автором статей прямо на нашем сайте! Не забываем про Авторские права.
Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке – очень будем рады! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.
1 YAMAHA HS7
Основное достоинство данных мониторов – отличная «читабельность» как на средних так и высоких частотах без фоновых шумов. Твиттер закрыт специальной решеткой, защищающей от механических повреждений. При включении на передней части зажигается световой индикатор, извещающий о начале рабочего процесса. Изнутри наружу выходит массивный радиатор. Это говорит об аналоговом усилении, а блок питания уже собран на плате. Монтаж деталей очень аккуратный, все соединения тщательно загерметизированы, что является свидетельством о добросовестном подходе к сборке бюджетного сегмента.
Раздельное усиление с биампингом с конечными усилителями LM-3886 не оставит равнодушным ни одного любителя музыки, так как именно они стали культовыми для аудио-кулинаров. Покупатели в своих отзывах хвалят отличную сборку, неплохой корректор высоких и низких частот и неплохую панораму по ширине.
2 Focal Alpha 50
Несмотря на миграцию производства модели Alpha 50 из Франции в Поднебесную, модель не растеряла своего шарма и главного качества – воспроизведения живой музыки без лишних шумов и «электронных» помех. Комплектация включает в себя сами динамики, техническую документацию, кабели под европейские и английские вилки и четыре мягкие клеящиеся ножки. Размер среднечастотного динамика составляет 5 дюймов. Корпус из НДФ покрыт черной матовой краской, а по бокам прикручены пластиковые накладки. Низкочастотный драйвер выполнен из бумаги с применением специального напыления.
По спецификации отыгрывает до 45 Гц. В качестве высокочастотного драйвера используется однодюймовый обратный купольный алюминиевый твиттер с верхним порогом 22 кГц. Установлены усилители класса A и B по 35 и 20 Вт для каждого динамика. Порт фазоинвертора не сплошной и находится спереди, поэтому монитор менее чувствителен к расположению возле стен.
Сабвуферы
Считается, что сабвуферы предназначены в основном для систем «звук вокруг», типа 5.1 и 7.1, но они не редко используются и для работы в стерео, 2.1. При использовании сабвуфера, очень низкие частоты будут усилены, а мониторы возьмут на себя воспроизведение остального спектра
Как и в случае с мониторами, очень важно решить вопрос о расположении сабвуфера в помещении, дабы избежать ненужных резонансов. У большинства студийных сабвуферов есть сквозные линейные выходы для мониторов и встроенный кроссовер
Помимо этого, на некоторых моделях предусмотрена возможность отключения сабвуфера футсвитчем, для удобства работы звукорежиссера.
Устройства среднего ценового сегмента
Yamaha H S 8
Кому не знакома японская компания с мировым именем. Ее продукция расходится огромными партиями по всему миру. Известна она и у нас в стране. Отличается от своих собратьев типом динамических головок. Размер твиттера — дюйм. Присутствуют полипропиленовые диффузоры низкочастотных динамиков из белого цвета. Металлическая решетка на купольном тканевом твиттере не позволяет нанести механические повреждения. Настройка осуществляется посредством двух переключателей: регулятора чувствительности и частоты среза фильтров. Высокочастотность можно уменьшить благодаря переключателю High Trim.
Показатель мощности усиления 120 Вт. Воспроизведение звуков в диапазоне от 38 до 30000 Гц. Причем высокие и низкие частоты можно усиливать по отдельности. НЧ – излучатель на 203,2 мм, твиттер – 25 мм. Чтобы устройство подключить, предусмотрены разъемы TRS и XLR. При изготовлении корпуса используется МДФ. Параметры конструкции – 25*39*33,4 см. Масса товара – 10,2 кг.
Стоимость приобретения – 23900 рублей.
Yamaha H S 8
Достоинства:
- чистота звучания;
- улучшенная дальность;
- современность дизайна;
- внятность и четкость середины;
- функциональность;
- долговечность;
- качественность сборки.
Недостатки:
не выявлено.
JBL LSR 308
Американский производитель постарался на славу и наладил выпуск качественной продукции по доступной цене. Акустика и аудиотехника на высоте. Монитор активный, двухполосный, ближнего поля. Общая мощность – 112 Вт. При производстве используется собственная инновационная технология Image Control Waveguide. Она помогает сохранить качественность звучания даже в огромных аудиториях, без пространственного искажения.
К несомненным плюсам модели стоит отнести:
- точная звуковая картинка;
- отчетливость воображаемого центра;
- наличие специальных переключателей для выбора входящей чувствительности;
- низкие и высокие частоты можно отрегулировать.
Оснащено устройство неодимовыми динамиками на 8 и 1 дюйм. Звуковое давление – 112 дБ SPL. Мощность усиления ВЧ и НЧ – по 56 Вт. Размеры: 25,4*41,9*30,8 см, масса – 8,6 кг, без учета упаковки.
JBL LSR 308
Достоинства:
- ровность частотной характеристики;
- равномерность звукового поля;
- высокая детализация;
- приемлемая стоимость;
- широкая диаграмма направленности.
Недостатки:
ВЧ – динамик издает легкое шипение, что нельзя не услышать в полной тишине.
Focal Alpha 80
Продукция от французского производителя. Считается флагманом в своей линейке. Обустроена монитором ближнего поля, активным, двухполосным. Высокие частоты и минимальные дефекты эквализации получаются за счет оснащения однодюймовым инверторным твиттером, изготовленным из алюминия и имеющим купольную мембрану. Конический НЧ – динамик на восемь дюймов. При его изготовлении применяется армированное стекловолокно и качественные полимеры. Особенность устройства заключается в уникальности конструкции отображения басов. Показатель звукового давления – 109 дБ с диапазоном 35 — 22000 Гц. Возможность отрегулировать отдельно в высокие и низкие частоты. Поддержка режима AutoStandby. К индивидуальным особенностям продукции стоит отнести:
- низкую направленность, позволяющую равномерно распределять звук по всему помещению;
- наличие нейтральности без искажений;
- низкие и высокие громкости с одинаковым звуковым балансом;
- отсутствие чувствительности к эффектам стен;
- оптимальность акустической интеграции;
- можно подключить несколько источников.
Вес изделия – 12,8 кг, габариты – 28,7*39,7*34,8 см. Цвет – черный виниловый. При изготовлении корпуса используется качественный MDF в 15 см толщиной.
Focal Alpha 80
Достоинства:
- качественность звучания;
- четкость атаки;
- соотношение цена/качество;
- идеальная высокочастотная детализация;
- наличие спящего режима.
Недостатки:
отсутствуют.
Активный, или пассивный монитор?
Для того, чтобы оборудование смогло воспроизвести аудиоматериал, его необходимо усилить. В зависимости от применяемого метода выделяют:
Активные
Оснащены встроенными усилителями, кроссоверами и всем необходимым для нормального функционирования. Отдельные модели с 2 усилителями для низких и высоких частот. На борту установлены все доступные разъёмы и входы: кэнон, джек, тюльпан (XLR, TRS, RCA). Выделяют устройства с цифровыми оптическими входами.
Достоинства:
- неограниченные возможности использования;
- использование независимо от типа входа (цифровой, или аналоговый);
- не нужно приобретать усилитель;
- подстраиваются под помещение, в котором они используются;
- правильно подобранная схемотехника снижает риски сгорания динамиков и усилителя.
Недостатки:
- большое количество проводов;
- сложная конструкция нуждается в квалифицированных специалистах;
- у звукорежиссера отсутствует возможность изменения уровня громкости с рабочего места.
Пассивные
Нуждаются в усилителе. Имеет простую конструкцию. Из-за необходимости в приобретении дополнительного оборудования, а также наличия одного входа (аналоговый, акустический, или линейный моноджек) не стали популярными. На качество звучания влияют: выбранный усилитель, используемые соединительные кабеля и используемые разъемы.
Достоинства:
простая установка;
всего лишь 1 провод;
не предусмотрено дополнительное встроенное оборудование;
простой ремонт и диагностика;
к организации акустического пространства подошли с должным вниманием;
звукорежиссер может регулировать громкость на рабочем месте.
Недостатки:
- необходимо приобретать усилитель;
- аналоговый вход (акустический, или линейный);
- монолитность установки;
Между специалистами не утихают споры, кому отдать пальму первенства. Каждая группа имеет неоспоримые преимущества и недостатки. Бытует мнение, что устройства, выполняющие только одну функцию лучше с ней, справляются, чем многозадачные. Оглядываясь на это часть отдает предпочтение пассивным студийным мониторам. Но технология не стоит на месте, эффективность комбинированных устройств значительно возросла. Это подарило возможность талантливым людям записывать материал в студийном качестве, не выходя из дому за приемлемые деньги.
Закрытые акустические системы и системы с фазоинвертором.
По исполнению корпуса все акустические системы делятся на несколько видов. Самый простой вариант — герметично закрытый корпус. Такая система имеет соответствующее название – АС закрытого типа. Среди несомненных достоинств такой конструкции – простота исполнения. Но есть и минус — сложность получения низкой граничной рабочей частоты.
Данная проблема была решена благодаря появлению систем с фазоинвертором. Их отличие заключается в наличии выходного отверстия (фазоинвертора), который находится на передней или задней стенке.
На сегодняшний день подавляющее количество АС используют корпус с фазоинвертором, что объясняется удобством работы и гораздо меньшими размерами, в сравнении с системами в закрытых корпусах.
Лучшие студийные мониторы премиум сегмента
Dynaudio LYD 8
Серия LYD давно известна всем, кто связан с работой со звуком. Точность, реалистичность и мощность — помогли завоевать сердца поклонников. Новый представитель обзавелся 8 дюймовым динамиком и на сегодняшний день выступает наибольшим в своей серии. Одно из лучших решений для компактных комнат и домашних студий.
Dynaudio LYD 8
Достоинства:
- ровная АЧХ;
- широкий угол распространения;
- тыловая панель имеет встроенный щелевой фазоинвертор, создающий пиковое давление в 112 Дб;
- Standby Mode предусматривает автоматическое отключение;
- каждый из динамиков получил свой усилитель;
- обрезной переключаемый басовый фильтр;
- изготовлено в Дании.
Недостатки:
- не возможна регулировка звука колесиком;
- маркий корпус.
Adam A77X
Изюминкой стал горизонтальный дизайн, ранее использовавшийся в колонках среднего поля серии SX. Она получила те технологии, что и A7X
Для того, чтобы увидеть различия, достаточно обратить внимание на уровень звукового давления в высокочастотном диапазоне без компрессии. Имеет широкую и равномерную диаграмму
Особенность A77X заключается в 2.5-полосной системе. Размер 2 НЧ динамиков 7 дюймов, для работы достаточно 38 Гц. Диапазон первого ограничен 400 Гц, а у второго предел на отметке 3 кГц. Такие показатели исключают возникновение помех и фазовые искажения в среднем диапазоне.
Обладает широким стереофоном и яркой стереопанорамой. Средние и высокие звуки проигрываются с 3D реализмом, низы выходят ожидаемо массивными и точными.
Adam A77X
Достоинства:
- карбоновый диффузор;
- X-ART ленточный твиттер;
- стильный дизайн;
- детализированные верхние частоты без провалов;
- XLR и RCA разъемы.
Недостатки:
- большой вес;
- низкое качество встроенных усилителей;
- маленькое поле звука;
- полноценная работа с низкими частотами возможна только при наличии дополнительного оборудования. Так как они слышны в непосредственной близости;
- комплект поставки не включает монтажные крепления, кронштейны и грили.
Barefoot Sound MicroMain45
Трехполосные активные колонки получили тракт прохождения сигнала усилителями и технологии драйверов как у флагмана Barefoot Sound MiniMain12. В отличие от вышеупомянутой модели, целью создания новинки стало желание предложить потребителю компактное решение по доступной цене без потери качества.
Barefoot Sound MicroMain45
Достоинства:
- трехполосные с оформлением ЗЯ;
- ход 8-ми дюймового вуфера с диффузором +-13 мм;
- суммарная мощность усилителя Hypex 610 Вт;
- закрытый корпус общим объёмом 14 литров.
Недостатки:
- слишком дорого;
- один аналоговый XLR вход на разъёме;
- отсутствует фазоинвертор.
Задуматься о покупке,в первую очередь, следует людям, профессионально занимающимся музыкой. Для них они станут незаменимым помощником, который поможет достичь в любимом деле ранее недостижимых высот и вершин. Выбирая, полагаются не только на неукоснительное знание особенностей и технических характеристик, но и собственную интуицию. Независимо от бюджета, заинтересовавшую модель необходимо послушать. Может случится так, что в техническом плане идеальное устройство совершенно не подойдет на слух. Покупка потребует взвешенного подхода к принятию решения. Спешка и игнорирование деталей недопустимы! Представленный топ поможет сориентироваться в музыкальном оборудовании и не совершить ошибку. В нем все смогут подобрать что-то по своим финансовым возможностям. Достаточно ознакомиться с представленной информацией.
Мониторы дальнего поля.
Явного стандарта у мониторов дальнего поля нет. С очень сильной натяжкой, в качестве стандарта мониторинга дальнего поля, можно назвать JBL 4312 и огромное количество почти аналогичных АС. JBL 4312 называются самими продаваемыми АС компании JBL.
На настоящий момент ситуация такова, что вопрос с характером звучания мониторов дальнего поля решается режиссерами студий индивидуально. На основе личных представлений о том, что такое хорошо. И JBL 4312 уже давно вызывает у очень многих скепсис. И в современной действительности давно не являются мечтой и идеалом.
Мониторы дальнего поля призваны решать другую задачу. И используется совершенно другой технологический подход. JBL 4312 показательны в том, что хорошо его иллюстрируют. Что же по другому?
JBL 4310
Первое что нужно замечать – частоты разделения кроссовера: 1500 Гц! и 7000 Гц!
Динамик, который принимают за динамик НЧ категорически им не является. Какая может быть НЧ на 1500 Гц? Высокий женский голос сопрано заканчивается уже на 1100Гц. Но это еще только начало. Смотрим, какие фильтры стоят на “НЧ” динамике. Во как! Оказывается на НЧ динамике фильтров вообще нет.
JBL 4310 фильтры
А на головках СЧ и ВЧ стоят фильтры первого порядка (только конденсаторы). Если эти конденсаторы не поставить, – то динамики СЧ и ВЧ попросту сгорят. Была бы тех. возможность, этих конденсаторов бы не было.
Говоря честно и объективно, – по смыслу это широкополосная акустика.
Да конечно:
- НЧ “лопух” в 300 см, в основном воспроизводит НЧ.
- А твиттер в 2 см, с подвижной системой в 0,5 грамма, воспроизводит ВЧ.
В итоге все получается замечательно. Стерефонично, понятно, приятно.
Главное, зачем нужны эти АС, – дать звукорежиссерам общее представление о материале с которым они работают. И дать ответ на вопросы, где мы? Кто мы? Понять как фонограмма будет звучать “в миру” – на массовой бытовой акустике.
На мониторах ближнего поля можно только предполагать, как трек будет звучать на магнитоле или в авто. И даже при большом опыте работы промахи неизбежны. И всегда требуется иметь опцию контроля на чем-то широкополосном.
Но есть проблемы. Ровно такие, как у всей широкополосной акустики. Грязноватенько. Нет полноценного низа. Бас как в удары бесконтактном карате, – в большей степени низкочастотный регистр только обозначается.
JBL-4310-АЧХ
График АЧХ снят в одной точке. Так как твиттер и СЧ динамик стоят на разных осях, небольшое перемещение кардинальным образом меняет их АЧХ. Но АЧХ в этих АС не самое главное.
И видимо, спустя несколько десятилетий, на JBL почесали репу, и пришли к выводу, что да, пора бы уже закрыть этот “косяк”. И сделали в современной версии акустики СЧ и ВЧ на одной оси.
JBL L100
И как можно видеть на картинке, НЧ динамик сильно двинулся “в сторону сабвуферов” (смотрите на подвесы динамиков). И делится он стал уже на 450 Гц. Масса подвижной системы стала больше, и теперь этим динамиком до 1500 Гц хорошо играть не получается. Зато давление на НЧ стало явно больше.
И получили классический новодел (как его называют). С “огородами” эмалированных проводов и прочим “нелинейным мусором”. Остался только ретро-дизайн.
Для студий, в целях контроля, мы подобные решения категорически не рекомендуем. Выделить корректно и качественно, полосы на этом наборе частот, катушками из эмалированного провода и конденсаторами невозможно. Информацию о пассивной фильтрации мы приводим исключительно в познавательных целях.
Выбирайте мониторы с активными фильтрами. Акустика с пассивным фильтрами может применяться в студиях для целей общего, дополнительного контроля. И даже советуем использовать в дальнем поле, что близкое к широкополосной акустике. Но только, когда в этих АС пассивные фильтры предельно простые.
А тем кто думает, а не купить ли мне себе студийные мониторы домой, слушать музыку? Даем следующею сентенцию.
Как компьютерная акустика под короткие и разнообразные задачи (послушал пару песен, поиграл в игры и тд.) вполне хорошо, и может быть.
Но вот поставить альбом, и прослушать его хотя бы до середины, или использовать мониторы для фоновой музыки… это точно не те цели, под которые следует покупать студийные мониторы.
Хотя если ваша музыка это современная жесткая электроника, подумать в сторону студийных мониторов можно. Хотя в современной действительности, бытовою акустику продающуюся в Hi-Fi салонах, все больше делают по характеру звучания, очень близкой к студийно-мониторной. Это такой тренд последних 20 лет.
Какие бывают?
Профессиональные студии оборудованы несколькими линиями. Расположение влияет на назначение.
- Ближнего поля. Наиболее распространенная группа. Размещаются на столе звукорежиссера, или специальных стойках. Характеризуются качественной передачей средних и верхних частот. Без них невозможно сведение трека, или монтаж фонограммы
- Среднего поля. Помогают создать акустические эффекты, которые не распознать вблизи. Воспроизводят низкие частоты. Как правило, трёхполосные модели используют для сведения аудиоматериала.
- Дальнего поля. На них прослушивают полученную композицию и альбом в целом на любом уровне громкости и во всех диапазонах частот. Используют в больших студиях, для мастеринга и работой с танцевальной музыкой.