Производители
Встраиваемые колонки – это долгосрочное и достаточно дорогостоящее решение, поэтому важно покупать технику только от проверенных брендов. Это гарантирует наличие хорошего сервиса и качественной сборки
Гораздо выгоднее один раз потратиться, чем позже демонтировать акустику из-за поломки или плохого звучания. Лучшими производителями аудиооборудования считаются такие компании, как Artison, BG Radia, Wisdom Audio, Sonance, Solus Audio, Klipsch, Jamo, Polk Audio, B&W (Bowers&Wilkins), Audeze, Heco, Cerwin Vega, Tannoy, Yamaha. Они давно существуют на рынке, имеют высокое качество обслуживания, и предоставляют длительный гарантийный срок на свою технику.
Расстановка акустических систем
Акустика 2.0 (стереоколонки)
Наиболее вероятным местом для такой акустики является рабочий стол. Никаких премудростей в такой установке нет – лишь бы голова слушателя образовывала с АС равносторонний треугольник, а динамики были на уровне ушей (или ориентированы на них). Тем не менее при настольном размещении у многих владельцев ПК звучание хороших, как им казалось, колонок вызывает недоумение. А именно – появляется неприятный акцент в области мидбаса (~160 Гц), выражающийся в неприятном гудящем «подпевании». Это так называемый эффект стола: звуковые волны взаимодействуют со столешницей. Вылечить звук можно легко: поставьте колонки на небольшие (~15 см) массивные подставочки. В принципе, подойдут даже стопки больших тяжёлых книг одинаковой величины. От тыловой стены желательно обеспечить расстояние минимум 15-20 см. И совсем хорошо, если стол с колонками не будет находиться в углу, где особо «свирепствуют» стоячие волны. Если ваши колонки – контрольные мониторы, то их лучше не располагать на столе, а устанавливать на метровых стойках за столом (или за синтезатором – у кого как), за самими мониторами имеет смысл соорудить звукопоглощающую панель-сэндвич. Вообще, в домашней студии акустика помещения чрезвычайно важна не только для качественной записи живых инструментов и голоса, но и для правильного понимания того звукового материала, обработкой и сведением которого занимаешься. Поэтому акустическая подготовка комнаты просто необходима.
Акустика 2.1 (трифоник)
Для крупных сателлитов действуют те же правила, что для мультимедийных колонок 2.0. Крошечные же пластиковые колоночки ставьте, как вам вздумается, – на качественное звучание такие системы не рассчитаны априори, поэтому правильная или неправильная установка ничего принципиально не изменит. Сабвуфер желательно ставить недалеко от сателлитов. Обычно – под стол или на стол. Чистого и ровного баса иногда удаётся добиться, если разместить сабвуфер над столом, на прочной полке. В любом случае, стоит поэкспериментировать, поскольку в разных помещениях будут различные результаты.
Что важнее в домашней аудиосистеме?
Начинать конечно, можно с обсуждения самой акустики, которую только собираешься приобрести. Выбирать её надо грамотно, не стоит сильно задумываться о цене и каком-то известном бренде, а больше подумать о возможностях помещения, где будет играть эта акустика.
Какую лучше акустику купить и поставить именно в свою комнату? Обычно происходит так – увидел – понравилась, купил – поставил. А потом начинаешь думать и размышлять – куда и как правильно расставить колонки в комнате, чтобы раскачать все свойства? И начинает “болеть” голова – не играют как заявлено! Как исправить ситуацию?
Начинаешь снова думать – “Усилитель, наверно, не подходит..”, ведь именно он формирует выходной сигнал для акустики. “Слабоват. Нужно заменить”. Технологии не стоят на месте, всё очень быстро развивается и просто напрашивается на замену. Были ламповые усилители – устарели морально ещё в 70-х годах, транзисторные усилители – устарели, по той же причине в начале 2000-х. Уже и интегральные успели устареть. А ещё бывают и гибридные усилители.
Сам CD-проигрыватель не выдаёт того, что от него ждешь – заменить на современный цифровой медиа-центр с USB-накопителем на жестком диске. “Вот тогда и заиграют колонки!” Но проблема, после тщательного изучения, оказывается не в самой технике, акустике.
Проблема есть и останется. Она совершенно ни от кого не скрывается, просто об этом мало говорят. Знают только сведущие и специалисты профессионального звука. Проблема в том самом месте, где всё это установлено! Но шанс выбрать помещение для того, чтобы там организовать себе комнату для прослушивания музыки или кино, многим из нас предоставляется очень редко, а зачастую – никогда.
Получается так, что такая комната является одним из главных компонентов домашней аудиосистемы. Именно она и влияет на качество, и сам характер звучания абсолютно любой используемой аппаратуры. Остается один вариант – доработать имеющиеся возможности помещения до логического (технического) совершенства.
Что такое встраиваемая акустика
Встраиваемая акустика для дома – это комплект колонок, сабвуферов, управляющего оборудования и звукоусилителей, которые устанавливаются в помещении с помощью технологии скрытого монтажа. Оптимальными местами для встраивания акустики считаются стены, потолки и крупногабаритная мебель.
Существуют широкополосные и многополосные системы, которые отличаются количеством звукоизлучателей. В первом варианте используется всего один излучатель, а во втором – сразу несколько динамиков, играющих в разных частотных полосах. Также устройства могут быть активными или пассивными, в зависимости от наличия встроенного усилителя.
Преимущества встраиваемых систем
Далеко не во всех квартирах есть лишнее пространство для размещения крупногабаритных напольных акустических систем. Особенно это касается домашних кинотеатров, которые, как правило, включают сразу несколько взаимосвязанных отдельностоящих модулей. К тому же, большинство владельцев предпочитают не нагромождать интерьер техникой.
Домашняя акустика занимает мало пространства и не выделяется из общего дизайна квартиры. Она менее подвержена внешним повреждениям, поскольку большая часть корпуса утоплена в стене или спрятана на потолке. Размещение встраиваемых систем происходит с учетом особенностей помещения. Основные преимущества такой акустики:
- Максимально сочное и чистое звучание, без искажений и посторонних шумов;
- Монтаж происходит с учетом характеристик помещения, поэтому звук получается гораздо объемнее и лучше воспринимается слушателями;
- Равномерное звучание, благодаря использованию сразу нескольких модулей и излучателей;
- Встраиваемая акустика не выделяется из интерьера комнаты;
- Она более устойчива к внешним повреждениям, чем отдельностоящие устройства;
- Лучше подходит для общественных мест, таких как рестораны, кафе, бары, спортивные комплексы и т.д., потому что имеет скрытый корпус.
Некоторые исследования
С концертными помещениями меньших размеров дело обстоит несколько иначе. В ходе исследований изменений свойств звука в закрытых пространствах выяснилось, что музыкантам больше импонирует игра в реверберирующих помещениях, а слушатели же считают, что музыка воспринимается лучше там, где отсутствует эхо.
Для достижения эффективной реверберации, необходимо наличие в стенах материала, который будет поглощать звуковые волны. Благодаря этому после эха звук будет постепенно затухать.
Так, когда стены в части, где разместились музыканты стали отражать звук, исполнители стали «слышать себя», а часть со слушателями стала работать по принципу открытых театров, стены которого поглощают звук.
Но, естественно, имеет значение отражение звука или его поглощение не только стенами. В ходе еще одного эксперимента выяснилось, что чем ниже над исполнителями расположен отражатель, тем лучше и качественней звучание, как для музыкантов, так и для слушателей.
Хранение музыки
Руководствуйтесь правилом: чем качественнее запись, тем лучше звук. Будь колонки хоть трижды замечательными, при воспроизведении МР3 с низким (менее 256 кбит/с) битрейтом должного качества звука не ждите. Да, иная попса неплохо звучит и при 192 кбит/с, но такое бывает не так уж часто. Поэтому если уж вы выбрали формат хранения МР3, кодируйте свои CD с максимальным битрейтом (320 кбит/с). В идеале – вообще оставлять музыку на оригинальных CD, хоть это не слишком удобно
Тем же, кто желает покомпактнее разместить свою фонотеку на жёстком диске, сохранив «CD-качество», рекомендуем обратить внимание на lossless-кодировщики. Например – Monkey Audio
Кодированные таким образом файлы «весят» примерно вдвое меньше, чем WAV 16 бит/44,1 кГц (CD Audio), не теряя в качестве звука. Для воспроизведения подобных файлов достаточно установить соответствующий plug-in в WinAmp или любой другой популярный плеер. Найти всё это в Интернете не составляет труда.
На этом всё. Искренне надеемся, что приведённая в трёх частях статьи информация окажется полезной для вас.
Виды
Независимо от количества звукоизлучателей и встроенных усилителей, акустические системы делятся на настенные и потолочные. Потолочные устройства более незаметны в интерьере помещения, поскольку имеют небольшой вес и компактный корпус. Настенные системы крупнее и тяжелее, их видно при любых обстоятельствах. Подробнее о видах встраиваемой акустики:
В стене
Настенные встроенные акустические колонки (In Wall) имеют преимущественно прямоугольную или квадратную форму. Именно они используются в высокотехнологичных домашних кинотеатрах в качестве мультимедийных динамиков. Мультиполосные или многополосные встраиваемые системы с центральным расположением излучателя можно использовать как в качестве громкоговорителя, так и в качестве озвучивателя для фронтальных каналов.
Такие устройства имеют достаточно крупные размеры корпуса и большой вес, но зато отличаются широкой функциональностью и доступной стоимостью (зависит от качества усилителя, динамика, системы управления и т.д.). Они могут использоваться в больших помещениях даже при отсутствии дополнительных модулей воспроизведения – мощности будет достаточно. К данной категории акустики можно отнести также звуковые панели и саундбары, которые часто устанавливаются над широкоформатными экранами. Их рассматривают в качестве альтернативы обычным стационарным колонкам.
Преимущества:
- При наличии хорошего усилителя настенные акустические системы выдают чистый и объемный звук. Это позволяет добиться максимального погружения в фильм или музыкальную композицию;
- Их легче установить, чем другие встраиваемые устройства;
- Достаточно громкие, чтобы заполнить звуком большое помещение.
Недостатки:
- Более заметны в интерьере, чем потолочные системы;
- Тяжелый корпус;
- Звук распределяется не так равномерно, поскольку волны отражаются от препятствий.
В потолке
Потолочные системы (InCell) имеют круглую форму и небольшие габариты. Такое расположение считается более удачным, чем настенное или стандартное (напольное), поскольку звуковые волны меньше отражаются от препятствий. Звук равномерно распределяется в помещении и ощущается глубже, чем при ином расположении. Даже несмотря на это, монтаж оборудования лучше доверить специалистам, потому что только они смогут разработать удачный проект для встраивания в потолок.
Потолочная акустика отлично защищена от внешних повреждений. Она подойдет для коммерческих помещений (клубов, магазинов, ресторанов, баров, спортивных центров и т.д.) поскольку находится вне зоны доступа посетителей и не выделяется из интерьера. Также вы можете сэкономить, выбрав полностью бескорпусную систему.
Преимущества:
- Легкий корпус, позволяющий интегрировать акустику в гипсокартон и натяжные потолки;
- Звук равномерно распределяется в помещении, поскольку не сталкивается с препятствиями вроде колон, мебели или предметов интерьера;
- Внешний динамик незаметен, когда встраивается в потолок.
Недостатки:
- Установка сложнее, чем у настенных устройств;
- Более высокая стоимость.
Сложно сказать, какое расположение лучше – потолочное или настенное. Для коммерческих помещений, вроде ресторанов, клубов или бутиков, лучше устанавливать акустику на потолке, т.к. она более незаметная и устойчива к внешним повреждениям. Для домашнего использования подойдет настенное оборудование.
О пользе зеркал и вреде отражений
Во время всех манипуляций с акустическими системами важно помнить, что самые большие неприятности обычно доставляют хорошо отражающие звук поверхности большой площади, особенно, когда они расположены симметрично. Именно поэтому студии звукозаписи и концертные залы высокого класса не имеют прямых углов и параллельных стен, а потолки их сформированы панелями сложной формы, работающими, в зависимости от конкретной задачи, на поглощение или рассеивание звуковой энергии
Применительно к нашей ситуации, «настройка комнаты» может включать три этапа. Сначала определяем уровень реверберации (самый простой способ — громко хлопнуть в ладоши и внимательно вслушаться в реакцию помещения). Слишком звонкие комнаты встречаются куда чаще, чем переглушенные. Для корректировки сгодятся любые звукопоглощающие материалы и объекты: мягкая мебель, плотные занавески, картины и книжные полки на стенах (ни в коем случае не застекленные), и даже большие плюшевые игрушки. Если же звук от хлопка исчезает чуть ли не раньше, чем вы свели ладони, значит с элементами украшательства и комфорта явный перебор, и от некоторых из них неплохо бы избавиться.
Этап второй — борьба с ранними отражениями. Тут отлично помогает ковер на полу (чем толще, тем лучше), и потолок, облицованный звукопоглощающими плитками (отлично работает и натяжная ткань). Компромиссный вариант: декоративный коврик непосредственно перед колонками. Не забудьте и про стены, вместо картин на них лучше разместить специальные звукопоглощающие панели, некоторые из которых выглядят вполне стильно и симпатично. Оптимальное место для размещения поглощающих элементов найти не сложно. Приложите к исследуемой поверхности зеркало или лист зеркальной пленки и перемещайте до тех пор, пока сидящий в месте прослушивания не увидит в нем отражение динамиков. Ну а поскольку угол падения равен углу отражения, в данной области и нужно располагать звукопоглощающий материал.
Пример эффективного размещения звукопоглощающих панелей
В финале еще пара слов об укрощении басов. Эффективный способ борьбы с их избытком, неравномерным распределением и характерным бубнением — размещение в углах (иногда и вдоль стен тоже) акустических ловушек — цилиндрических конструкций, поглощающих энергию низкочастотных колебаний. Для их установки не придётся затевать ремонт, однако нужно быть морально готовым к появлению в комнате ещё нескольких громоздких объектов.
Дополнительные факторы влияющие на акустику
Архитектурная акустика во многом зависит и от качества и размещения звуковоспроизводящей аппаратуры. Среди распространенных ошибок – размещение часто используемых широкополосных порталов по краям сцены. Они не в состоянии воспроизвести низкие частоты, чем ухудшат звучания.
Можно значительно улучшить ситуацию, устранив лишние препятствия на пути звука к слушателю. Для этого порталы стоит устанавливать не на сцене, а на стойках, либо подвешивать их под потолок под определенным углом.
Стоит обратить внимание и на другие факторы, к которым чувствительна акустика помещений. Это и время года, и температура воздуха, и одежда присутствующих людей – легкая или плотная. Не только концертные залы нуждаются в качественной шумоизоляции
Это и студии звукозаписи, и конференц-залы, и квартиры. Так что, ознакомившись с основными принципами акустики, можно начинать процесс устранения нежелательных шумов
Не только концертные залы нуждаются в качественной шумоизоляции. Это и студии звукозаписи, и конференц-залы, и квартиры. Так что, ознакомившись с основными принципами акустики, можно начинать процесс устранения нежелательных шумов.
Что влияет на качество акустики
Чтобы улучшить качество акустики помещения, стоит более подробно ознакомиться с условиями, без которых не достичь позитивного результата. Но для начала рассмотрим несколько примеров, которые позволят рассмотреть проблему на практике.
Исследования открытых театров, известных своей высококачественной акустикой и минимальным отражением, показали, что большинство проблем со звучанием зависит от реверберации. Также важным является расположение отражающих поверхностей на небольшом расстоянии от источника звука. При соблюдении последнего критерия можно улучшить звучание, как музыки, так и речи. Это объясняется тем, что скорость звуков, отраженных от поверхностей, которые находятся вблизи источника, увеличивается и приходит незамедлительно после прямого звука, поэтому хорошо сказывается на акустике.
Таким образом, рассмотрев пример открытых театров, полученные знания можно применить и при устранении проблем, на которые прямо влияет акустика помещения. Существует заблуждение о том, что отражение со сцены требуется для увеличения громкости в зале. Однако, отражающие поверхности служат для того, чтобы исполнители могли «слышать себя».
В помещениях с большой площадью отражение действительно имеет влияние на усиление акустического звука в зале, но оно незначительно. Усиления происходит только первые несколько отражений, последующие же никак не сказываются на восприятии звучания залом. Ключевую роль же тут играют системы звукоусиления.
Правильное расположение акустики: центральный канал
Казалось бы, в вопросе расположения центрального канала никаких секретов быть не может по определению. Ставишь непосредственно напротив слушателя там, где позволяет мебель – вуаля! Расстояние же особого значения не имеет.
Но на самом деле, есть несколько нюансов, которые стоит учитывать каждому аудиофилу, что решил выполнить инсталляцию акустических компонентов собственными силами.
Прежде всего, определимся с дистанцией до фронтальной стены. Так как за низкие частоты отвечают другие колонки, особых эффектов при смещении центральной АС относительно фронтальной стены Вы не почувствуете. Если он все-таки имеет АЧХ полного диапазона, стоит установить его на том же расстоянии, что и другие фронтальные колонки. Как правило, это не составляет труда.
А вот выбор высоты установки центрального «спикера» системы уже имеет несколько большее значение. Слишком высоко либо слишком низко установив эту АС, Вы собственноручно снизите качество звучания из-за отражений звука от потолка и пола соответственно. В таком случае, необходимо увеличить дистанцию между источником звука и поверхностью отражения. Если это невозможно, придется потратиться на дополнительную акустическую обработку этих плоскостей.