Звукоусиление на богослужении в православном храме

Божественная литургия: что это и как проходит — с объяснениями

Главное для каждого христианина богослужение предваряется часами – третьим и шестым. Читаемые на них псалмы, молитвы напоминают события земной жизни Господа, Его Распятие, готовят всех пришедших к храму, к главному Таинству Церкви.

Начало литургии – возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» знаменует грядущее Царствие Божие, которое ныне, по слову Господа «внутрь есть» (Лк.17:21) у каждого, любящего Бога.

«Оглашенных»

Таково древнее название этой части службы, сохранившееся до сих пор. Эта часть Литургии – молитвы, на которые допускались готовящиеся к Крещению, «огласившиеся», то есть узнавшие уже учение Христа, но еще не члены общины.

Эти предварительные моления включают:

  • ектении – краткие прошения о мире, стране, «властях и воинстве», о всех предстоящих;
  • антифоны, псалмы, поющиеся попеременно двумя хорами (в практике богослужения хор может быть один);
  • песнь «Единородный Сыне и Слове Божий…»; ее составление приписывается императору Византии Юстиниану Великому;

Затем следует пение третьего антифона. Но если первые два представляют собой псалмы, то эта песнь целиком взята из Нагорной проповеди Христа и содержит Заповеди Блаженства. В время ее совершается Вход с Евангелием в преднесении свечи.

Затем поются песнопения дня, праздника и одно из древнейших песнопений Церкви – Трисвятое, обращенное к Св. Троице. Им предваряется чтение Писания: Апостола и дневного Евангелия.

Последнее моление – о готовящихся к Крещению, после чего диакон возглашает: «Оглашенные, изыдите!»

Интересный фактСейчас молитвы об оглашенных читаются, как говорят многие, по традиции, так как институт оглашенных в Церкви не принят. В Греческой церкви эти молитвы вовсе опускаются. Однако, современные служители алтаря в России часто говорят, что «оглашенными» можно считать случайно зашедших в церковь, сочувствующих, а потому молитвы о них не должны убираться из богослужения. Некоторые миряне говорят, что в этот момент стараются помолиться о своих неверующих родных, друзьях, их обращении к Богу.

Святые Дары

«Верных»

Затем начинается само таинство Евхаристии. Его предваряет так называемая Херувимская песнь – не столько молитва, сколько призыв к верным уподобиться Ангелам, отложить все земное. Под это пение богослужебные сосуды торжественной процессией переносятся с жертвенника на святой престол.

После Херувимской священник не может прервать службу по какой бы то ни было причине.

1

Мая
1497 года

В житии свт. Макария, митр. Киевского, есть такой эпизод: во время служения литургии он узнал о приближении татарского отряда, но не покинул церковь до завершения службы. Святителя убили ворвавшиеся в храм иноверцы.

По окончании Херувимской песни в древности совершалось таинство Крещения. К этой практике восходит пение христианами Символа Веры. Ныне это имеет несколько иное значение: свидетельство твердого упования на Бога.

Анафора

Это самая важная, таинственная часть службы, название которой переводится как «возношение». В этот момент верующие призываются к сугубой молитве и вниманию. По-другому Анафора именуется Евхаристическим Каноном. Она включает четыре священнические молитвы, читаемые в алтаре. Во время третьей из них, призывающей Духа Святого, таинственно, неведомо для разума совершается «преложение» хлеба и вина в Тело и Кровь Господа. Это – кульминация всей службы, главное чудо христианства, превышающее все другие.

Прав. Иоанн Кронштадский говорит:

Причастие

После Анафоры совершается сначала Причастие священнослужителей, которое происходит в алтаре при закрытых вратах, задернутой завесе. Во время Пасхи и Светлой Седмицы врата открыты, так что верующие могут видеть, как совершается Таинство.

Иногда во время Причастия священства врата открываются в другие дни. Например, после объединения Русской Церкви и Русской Православной Церкви за границей первое совместное служение патриарха Алексия II и митрополита Лавра 17 мая 2007 г. по просьбе прихожан проходило полностью при открытых царских вратах.

Затем происходит Причастие мирян. Обычно принято:

  • подходить крестообразно сложенными руками, при этом правая — сверху;
  • отчетливо называть свое крещенное имя;
  • не совершать крестное знамение перед Чашей, дабы не задеть ее неосторожным движением.

Перед Причастием необходима Исповедь, так как таинство для человека, отягощенного грехами, совершается в осуждение. Причастие без исповеди в практике Русской Церкви возможно только для часто исповедующихся мирян, и то по особому благословению священника, хорошо знающего духовное состояние причастника.

Секреты старых мастеров

Архитектура церквей, их форма, расположение стен, сводов призваны способствовать звуковой гармонии. При возведении древних русских церквей строители нередко поступались симметрией, эстетическими требованиями для того, чтобы в храме была хорошая акустика.

Зодчие учитывали, как правило, несколько факторов:

  • расположение и форму куполов;
  • размеры и форму алтарной конхи и других сводов;
  • материал и отделку стен;
  • конструкцию иконостаса;
  • расположение голосников-резонаторов.


Голосники в храма Святой Троицы в Хорошах (г.Москва)

Благодаря своей форме купол способен собирать рассеянные звуковые волны, концентрировать их и отражать вниз; таким образом создавалось впечатление, что пение хора изливается сверху вниз, как бы из горнего мира. Кроме того, высокий и широкий купол усиливал низкие частоты, так что пение басов приобретало особую насыщенность.

Свод алтаря (конха), как и другие своды, направляют звук внутрь храма, поэтому каждый свод «подстраивался» под свою резонансную частоту. Здание церкви тоже снабжалось многочисленными арками разного объёма, полуколоннами, нишами, «рассветами» (заглублёнными в оконные проёмы окнами). Всё это превращало пространство храма в «каменный орган», настроенный на максимально мощное и благозвучное звучание голосов разной высоты.

Стены церкви, принимая участие в формировании звучания, становились музыкальным инструментом. Как правило, в качестве материала использовали камень, кирпич или дерево. В первом случае толщина стен была не менее метра, во втором – более 35 сантиметров.

Внутренняя отделка стен также имела значение

Например, применяли мрамор, украшенный резьбой, поскольку он обладает важной особенностью: резные элементы способны устранять «порхающее» эхо и нежелательные резонансы, существенно улучшая акустику в храме. Стена каменного храма обычно покрывалась известковым раствором, росписи делались поверх штукатурки

Мелкая неровность стены, пористый раствор под разными углами отражают звуковые волны, поэтому звук становился богатым, получая мягкое, рассеянное звучание.

От материала и формы иконостаса зависит то, как именно он будет «работать». Он мог быть низким, «греческим» или высоким «русским», но при наличии резьбы, вынесенных карнизов и других объемных деталей звук не «улетал» вверх.

Русские церковные архитекторы не сразу научились создавать звуковую гармонию в храмовом пространстве, на это ушли столетия – самые древние церкви имели всего один купол.

Европейские архитекторы, привлекаемые для возведения русских храмов, начиная с XVII – XVIII веков, не понимая роли резонаторов и, видя в куполах лишний декоративный элемент, старались «облагородить» храмы симметрией, а иногда вообще предпочитали обходиться без них, отчего далеко не все церкви, возведённые в более поздний период, отличались хорошей акустикой.

Акустика в современных храмах

Как известно, конец ХХ века стал временем возрождения церковной жизни, когда началась реставрация многих древних церквей и массовое возведение новых храмов во всех уголках России. Из-за нехватки средств, строительных материалов, недостаточной квалификации строителей и реставраторов далеко не все современные церкви могут блеснуть хорошей акустикой.

Зачастую стены делались из обычного бетона, нередко для отделки использовался гипсокартон – материалы, способные испортить звучание самого хорошего хора и искусного чтеца. Далеко не сразу были найдены и грамотные конструктивные решения – где-то звук «улетает» в слишком высокий барабан, где-то оказывается перекрыт уходящим под самые своды иконостасом.

Для многих, уже построенных и действующих церквей, проблема плохой акустики остаётся весьма актуальной, поэтому всё чаще прибегают к использованию систем звукоусиления и улучшения акустических свойств храмовых помещений и трансляции богослужений на прилегающую территорию.

О богослужении Святой Пасхи

Богослужебное пение. Осьмогласие.

Словесно-мелодическую часть православного богослужения составляют церковное пение и чтение.
Разница между ними только в мелодической широте. Церковное пение по существу – это мелодически расширенноe и украшенное чтение,
а чтение – это то же пение, сокращенное в мелодии соответственно содержанию текста и требованиям Устава.
При этом богослужебная мелодия не просто сопровождает священный текст, а отражает его содержание и восполняет его, передавая то, что невозможно выразить словесно.
Музыковед 19 века В.Ф.Одоевский говорил, что “…отцы наши называли церковное пение не музыкой, а словесной мелодией”.
Мелодия молитвенная, богословствующая, проста, но в этой простоте сокрыта великая мудрость.
Она величественна, но не горделива, успокаивает душу, но не расслабляет ее, сурова, но не безжалостна,
скорбна, но не слезоточива. В ней нет ни сплошного мажора, ни минора – как на земле не бывает ни совершенной радости, ни
безысходной скорби.
Распределением песнопений по их содержанию управляет закон осьмогласия, являющийся основой богослужебного
пения Православной Церкви. Устроитель церковного осьмогласия – преподобный Иоанн Дамаскин. Все песнопения разделяются на восемь гласов
согласно содержанию их текста. Каждый из гласов – это определенный напев, некая музыкальная основа для песнопений. Каждый глас имеет свое внутреннее содержание.
Идея осьмеричности лежит в основе мироздания. В шесть дней сотворил Господь мир и
“благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог начал творить” (Бытие, 2,3).
Восьмой день, по толкованию святых отцов, есть день Господень, единый и нескончаемый, День будущего века (Царствия Небесного).

Подробнее о богослужебном пении, его уставе, принципе осьмогласия, характеристике гласов…

Полезные ссылки

Богослужение в интернете в православном каталоге
Иногда нет возможности быть в храме. Или во время богослужения трудно разобрать то, что поют или читают.
А часто бывает необходимо просто глубже вдуматься в текст службы, что бывает трудно сделать на слух, надо иметь текст перед глазами.
И опыт показывает, что если следить за текстом и вдумываться в его содержание, то открывается неизреченная красота и глубина
православного богослужения.
Практически полное собрание богослужебных текстов, набранных церковно-славянским шрифтом,
а также Типикон, молитвослов, Евангелие, Богослужебный Апостол, Следованную Псалтирь, канонник, акафисты и др. можно найти на сайте
“Библиотека святоотеческой литературы”.
Тексты многих служб, набранные гражданским шрифтом, собраны на сайте
“Православный народ.ru”.

Большое собрание различных тропарей:
“Тропарион”.
Сайт, посвященный церковно-славянским шрифтам.
Здесь Вы сможете скачать пакет для работы с церковно-славянскими шрифтами, который при инсталляции встраивается в
редактор Microsoft Word. В пакет включен и конвертер из HIP-формата (в этом формате скачиваются файлы с сайта “Библиотека святоотеческой литературы”).
Это сайт “Ирмологий”.

Татьяна Радынова

Литература:
Архиепископ Вениамин (Федченков). “О богослужении Православной Церкви”. – СТСЛ,”Отчий дом”,М.,1999г.с.48
Житие священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского (1878-1929). – Тверь, 2001г. с.16
Священник Константин Никольский. “Учебный устав богослужения”. – М., “Лествица”, 1999г.
Протоиерей Константин Никольский. “Руководство к изучению богослужения Православной Церкви”. – Киев, Общество любителей православной литературы,
Издательство имени святителя Льва,папы Римского, 2005г.
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. “Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных”. –
М., “Русский духовный центр”, 1992г., печ. по С-Птб, 1899г.
Протоиерей Борис Николаев. “Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения”. – Иосифо-Волоцкий монастырь, Общество древнерусской музыкальной культуры,
“Научная книга”, 1995г.

О книге

Многие верующие говорят о том, что хотели бы лучше понимать службу – не только ее символическое значение, но также слова молитв, песнопений. Поэтому существуют издания для мирян, содержащие основные тексты с пояснениями к ним.

Среди таковых – неоднократно переизданная книга «Всенощное бдение и Божественная Литургия», составленная большим коллективом авторов. Она содержит тексты:

  • всенощного бдения
  • часов
  • литургии свт. Иоанна Златоуста, чаще всего совершаемой в течение церковного года

Службы сопровождаются небольшими пояснениями.

Существуют также другие пособия для участия мирян в богослужении. В них могут быть также представлены:

  • сведения о символике храма;
  • перевод на современный язык некоторых трудных церковнославянских слов;
  • списки книг о богослужении.

При выборе подобного пособия лучше обращать внимание на наличие архиерейского благословения на издание. А наиболее надежным местом, где можно приобрести такие книги, остается церковная лавка, закупающая литературу по благословению епископа или настоятеля

Господь не случайно заповедал посвящать ему один из дней недели. Храмовое богослужение субботы и воскресенья позволяет отрешиться от суеты, почувствовать, где наша настоящая жизнь, каковы истинные ценности. Это знание затем сделает осмысленным наш земной путь, каким бы сложным он ни был.

Наталья Сазонова

Какие бывают богослужения?

Все православные богослужения делятся на три “круга”:

  • Суточный круг богослужений – это молитвословия, приуроченные к различным часам суток.

    • Полунощница. Эта служба, как и следует из ее названия, должна совершаться в полночь.
      Но по распространенному обычаю часто совершается ночью или рано утром перед утреней. Полунощница совершается: в подражание бдению ангелов, непрестанно
      славословящих Бога, в воспоминание того, как Господь наш, идущий на страдания, в полуночи молился в Гефсиманском саду, в воспоминание Воскресения Христова,
      а также, чтобы мы всегда были готовы к дню Второго Пришествия Христова, которое свершится в полуночи и дню Страшного Суда, как и поет Церковь: “Се Жених грядет полунощи и блажен раб, егоже обрящет бдяща…” .
    • Утреня. Совершается ради наставшего дня, за который человеку следует благодарить Господа, даровавшего нам свет вещественный и
      просвещающего наши души светом веры и благочестия. Содержит песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. По характеру Утреня – служба хвалебно-славословная,
      служба радостного подвига.
    • 1-й час. По привычному для нас счету времени это 7 часов утра. Обыкновенно 1-й час соединяется с Утреней и следует сразу за ней. Им начинается день и он приносится вместе с Утреней как дар и жертва хваления Господу.
      При совершении службы 1-го часа Церковь с благоговением размышляет о том, как Спаситель в 1-й час дня был веден в претор от Каиафы к Пилату –
      Благодетель, связанный, будто злодей. И как Судия всего мира был беззаконными оболган и неправедно осужден.
    • 3-й час. Это 9 часов утра по-нашему. Третий час поем в честь Святой Троицы. Прошла четверть дня. В 3-й час дня Спаситель был судим Пилатом и претерпел бесчисленные поругания,
      заушения и муки, в 3-й час дня иудеи обвинили Спасителя нашего и положили убить Его,
      в 3-й час снисшел на Апостолов Дух Святый.
    • 6-й час. Шестой час – это полдень, середина дня. В 6-й час дня Христос Спаситель наш был веден на Голгофу и распят. И была тьма по всей земле.
    • 9-й час. По нашему счету времени это 15 часов дня. В девятый час дня Господь наш Иисус Христос, страдая на Кресте нашего ради спасения, предал Богу Отцу Душу Свою пресвятую.
      Тогда вся земля потряслась, камни распались, гробы отверзлись и, в знамение всеобщего нашего воскресения, многие телеса усопших восстали.
      Смертию Господнею умертвилась смерть, Спаситель освободил наши души от уз диавольских.
    • Вечерня. С вечера начались дни мира (Бытие. глава 1), поэтому службой вечерни начинается церковное богослужение каждого дня. Совершается по уставу в 12-м часу дня (по-нашему в 18 часов). Мы славословим Создателя за то, что Он сподобил нас достигнуть вечера, за прожитый день.
      Воспоминается Сотворение мира, ветхозаветные времена. Вечерня содержит также песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. Характер вечерни –
      мирно-покаянный.
    • Повечерие. По переводу с греческого языка, повечерие – это служба после ужина. Мы просим благословения на наступающую ночь. Сон есть подобие смерти, и служба перед сном напоминает о ней.
      В молитвах повечерия мы просим Господа, чтобы Он сподобил нас прейти наступающую ночь без вреда от злых
      духов.
    • Божественная Литургия. Литургия есть таинство. В ней не только возносятся молитвы и песнопения Богу, но и приносится бескровная
      жертва за спасение людей, совершать это богослужение может только священник. За Божественной Литургией свершается Таинство Причащения. Именуется эта служба еще Евхаристией (благодарением), так как, это
      великий дар Любви Божией роду человеческому, за который мы благодарим Спасителя. Божественная Литургия – это взаимное общение Бога и людей в любви
      и в Приобщении Святых Таин.
  • Седмичный круг богослужений – службы по дням седмицы.

    • Неделя(Воскресенье) – этот день посвящен Воскресению Христову
    • Понедельник – Церковь прославляет Небесных сил бесплотных
    • Вторник – посвящен святому пророку и Предтече Господню Иоанну
    • Среда и Пятница – воспоминание Креста Господня
    • Четверг – посвящен святым Апостолаи и святителю Николаю Чудотворцу
    • Суббота – празднование Всем святым и поминовение усопших

    Молитвословия и песнопения в честь Пресвятой Богородицы полагаются на каждой службе во все дни седмицы.
    Преимущественно же, Матерь Божия прославляется в воскресенье, среду и пятницу, когда полагаются службы Кресту Господню.

  • Годовой круг богослужений – богослужения по дням года.Годовой круг богослужений включает в себя подвижные (связанные с Великим Постом и Пасхой Господней) и неподвижные в году праздники.
    Круг этот начинается с 1 сентября, в которое Церковь празднует начало Индикта или Церковное Новолетие. Дни года
    подразделяются на дни непраздничные, праздники великие, средние и малые.

Богослужебные книги

  • Часослов – незаменимая книга для чтецов и для многих мирян. В ней содержится чинопоследование всех богослужений дневного круга (неизменяемая их часть),
    кроме Божественной Литургии. Хотя есть последование Изобразительных, которые поются в дни, когда нет Литургии.
  • Ирмологий – само название этой книги говорит о ее содержании. Здесь, в основном, находятся различные ирмосы
    на каждый глас. Кроме того, в ирмологии содержатся Богородичные стихиры, поющиеся на “И ныне”; избранные псалмы, поющиеся на полиелее;
    антифоны воскресной службы, последование Божественной Литургии, песни Священного Писания.
  • Требник – в этой книге, которой пользуются, в основном, священнослужители и певчие, находится последование различных треб – молебна,
    панихиды, отпевания и другие.
  • Служебник – книга для священнослужителей – диаконов и священников. Содержит чинопоследование богослужений.
  • Псалтирь
  • Октоих – содержит изменяемую часть суточного круга богослужений по гласам.
  • Минея – содержит службы месячного круга богослужений.

    • Месячная – службы на каждый день календарного года.
    • Общая – общие службы в честь каждого чина святых. Тексты служб из общей минеи используются в том случае, если
      служат святому, которому не составлено особой службы.
    • Праздничная – здесь собраны службы на Двунадесятые и великие праздники, службы особо почитаемым святым. Все эти
      тексты есть и в месячных минеях. а в праздничной минеи все они собраны отдельно.
  • Апостол
  • Евангелие
  • Триодь – так называются богослужебные книги, использующиеся в период Великого Поста и от Пасхи до Пятидесятницы,
    потому что в эти дни положено пение особых “трипеснцев” – канонов, состоящих из 3-х песней (Вначале идет песнь по дню
    недели – в понедельник 1-я, во вторник 2-я и т.д. – и затем всегда 8 и 9 песни).

    • Постная – содержит песнопения, положенные на каждый день Великого Поста и в дни, приготовительные к
      Великому Посту (начиная с Недели о мытаре и фарисее).
    • Цветная – содержит песнопения, положенные в период от Пасхи до дня Всех Святых.

Научный подход

В последние годы появились публикации и рекомендации на тему храмовой акустики. Наибольший интерес представляют научные, исторические, нормативные, методические и учебные материалы, разработанные архитектором Михаилом Юрьевичем Кеслером.


Архитектор Михаил Кеслер

Сегодня при создании акустического проекта храма в первую очередь составляется его компьютерная модель, учитывающая архитектурные формы и объемы, материалы, из которых построено церковное здание, перемещение духовенства и певчих во время богослужения.

Затем подбирается оборудование и производится установка техники на месте, её подключение, наладка и корректировка проекта в соответствии с полученным результатом. Арсенал технических средств постоянно пополняется: инсталляционные и беспроводные микрофоны, микшерные консоли и многое другое.

Источники звука

Источниками звука на богослужении являются:

  • священнослужители;
  • чтецы;
  • хор.

Священнослужители дают возгласы, читают Священное Писание, произносят проповеди на солее; в некоторые моменты богослужений и на молебны, панихиды или литии выходят в среднюю часть храма.

Чтецы занимают, как правило, постоянное место рядом с клиросом и священнослужителями; в отдельные моменты выходят в среднюю часть храма (чтение Апостола, Шестопсалмия и др.).

Традиционным местом размещения хора является клирос — место рядом с солеей. По Уставу, в Православной церкви принято антифонное (попеременное) пение, и два хора должны размещаться с обеих сторон. В Греции такое пение существует до сегодняшнего дня, в России с XVIII века двухклиросность видоизменилась: вместо двух равнозначных хоров, за торжественными богослужениями поют два хора:

  • «правый» (т.н. праздничный, поющий неизменяемую часть службы),
  • «левый» (т.н. обиходный, поющий, как правило, изменяемую часть).

Варианты размещения хор на клиросе

Из каких частей состоит Всенощная?

В большинстве храмов в нее входят:

  • Вечерня;
  • Утреня;
  • Последование 1 часа.

Перед большими праздниками служба может дополняться:

  • литией;
  • освящением хлебов, вина, елея, которым затем помазуют верующих.

Символическое содержание службы – воспоминание пути человечества от Сотворения мира до Воплощения, проповеди, смерти и Воскресения Христа, а также Божия домостроительства спасения людей.

Вечерня

Бдение начинается со славословия Триединого Бога, Святой Троицы. Затем, при пении хором 103 псалма, прославляющего созданный Господом мир, священник кадит храм, обходя его по кругу. Это символизирует Самого Господа, ходившего в насажденном Им Раю во времена Адама.

Как правильно вести себя во время каждения?

В большинстве приходов верующие в этот момент стараются посторониться, давая дорогу священнику.

Существуют также разные мнения о том, следует ли во время каждения поворачиваться вслед за обходящим храм священником. Устав не содержит никаких пояснений по этому вопросу, так как предполагалось, что монахи – для которых он написан – молятся во время службы в стасидиях, высоких креслах, в которых можно как стоять, так и присесть. Расположены они были по стенам храма, соответственно, священник кадил каждого монаха.

Современные пастыри дают разные рекомендации:

  • иерей Сергий Савенков на страницах журнала «Фома» утверждает, что «крутиться» за кадящим не нужно, достаточно небольшого поклона, как выражения смирения.
  • существует также мнение, что неблагочестиво поворачиваться спиной к алтарю, поэтому молиться во время каждения надо повернувшись к нему лицом;
  • а вот прот. Константин Пархоменко считает иначе:

Во всяком случае, во время каждения не принято делать замечания «неправильно» ведущим себя окружающим. Благодать, передаваемую через курение фимиама, следует принимать с должным благоговением.

Всенощное бдение

После каждения

Царские врата закрываются, символизируя потерю Рая после отступления от Бога. Последующие молитвы, песнопения, чтения – покаяние согрешивших, ожидание спасения. Среди них:

  • ектения перед закрытыми царскими дверями;
  • отрывки из Ветхого Завета (паремии).

После песней, посвященных празднику или воскресному дню врата открываются. При пении «Свете Тихий святыя Славы…» происходит вечерний вход.

Завершается служба:

  • молитвой прав. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего…»; его старец произнес, приняв на руки в Иерусалимском храме Младенца, принесенного туда согласно Закону;
  • песнопением, прославляющим Матерь Божию, «Богородице Дево, радуйся…»

Утреня

Все это богослужение посвящено Иисусу Христу, Его Рождеству, земной жизни, смерти, Воскресению. Именно поэтому первые слова службы – Ангельское песнопение, которое услышали пастухи в ночь Рождения Мессии: «Слава в вышних Богу…»

Но после этого праздничного гимна в храме гасятся свечи. В темноте начинается чтение Шестопсалмия – 6 псалмов царя Давида, в которых – покаяние, ожидание спасения, благословения Бога.

Центральный момент службы – Евангелие воскресного дня или праздника, перед чтением которого вновь следует каждение храма.

После этого читается Канон, посвященный празднику, воскресному дню, празднуемому святому (чаще всего несколько канонов совмещаются).

Богослужение завершается Великим Славословием, которым христиане приветствуют новый день. Тому же посвящено следующее далее последование первого часа.

Примеры использования акустических систем в храмах

В Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, несмотря на имеющиеся голосники, пришлось применить акустические системы, выполненные в итальянском мраморе и структурированной латуни, удачно вписанные в его внутренне убранство. Подобная аппаратура используется и в московском храме Христа Спасителя.

Использование микрофона в храме

При возведении собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в московском Сретенском монастыре уже на этапе его проектирования было включено множество новейших разработок для того, чтобы добиться равномерного и адекватного распределения звука не только в новом храме, но и на всей территории монастыря.

Инженеру-акустику необходимо иметь представление о структуре богослужения и устройстве храма. Только в этом случае правильно подобранная и установленная звуковая аппаратура гармонично усиливает и делает четче все оттенки песнопений и речи, преодолевая препятствия на пути к пониманию и вхождению в суть богослужения.

Разъяснения церковного вечернего богослужения

В древности так именовали особое моление, длившееся всю ночь, а завершавшееся с рассветом. Символика бдения традиционно связывается со словами Господа о необходимости «бдить и молиться», а также с ожиданием Второго Пришествия.

У монахов

Впоследствии такая служба стала совершаться в иноческих обителях. Считается, что одним из первых ввел всенощную в Устав прп. Савва Освященный. Монахи его монастыря всю седмицу проводили в молитвенном уединении, приходя на общую службу лишь накануне воскресений, праздников. Поэтому они желали как можно более напитать душу совместной молитвой, а служба длилась всю ночь.

Устав для мирян

В Русской Церкви служба известна с XIV в. Тогда в обиход введен так называемый Иерусалимский богослужебный Устав, восходящий к традиции обители прп. Саввы. Так как приходского богослужебного Устава на Руси не существовало, монашеское бдение стало принадлежностью мирских храмов. Впоследствии возникла практика сокращения этого богослужения, которое, будучи проведено по Уставу, продолжалось бы не менее 8 часов.

Современное служение

Ныне в приходских церквях бдение также совершается только вечером по субботам, а также накануне праздников. Это особенно торжественная служба, которая отличается от обычного вечернего богослужения:

  • более продолжительными молитвами;
  • обязательным помазанием верующих елеем;
  • чтением пророческих, апостольских писаний, посвященных празднуемому дню.

Служба обычно начинается с 5 или 6 часов вечера. Во многих храмах до ее начала проводится Таинство Исповеди, которое, в зависимости от количества исповедующихся, может продолжаться до конца богослужения, а при большом количестве людей – даже после его завершения.

Из богослужебных текстов

“Приидите ныне, празднолюбцы вси, цветы добродетелей вземше, аки венцы благоуханными, украсим образ Споручницы нашея,
яже с нами всегда невидимо спребывая, к торжеству нас ныне созва и, ограждая честным Своим Покровом от всяких напастей, бед
и скорбей, непрестанно молится о душах наших”. (Стихира на литии в день празднования иконы Божией Матери “Споручница грешных”)
Прегрешений пучиною обуреваеми, к тихому пристанищу Твоея любве, Богородице, прибегаем, и
припадающе к Пречистому Твоему образу со слезами взываем Ти: простри державную десницу рабом Твоим, Пренепорочная,
и молися прилежно Сыну Твоему подати вселенней отпущение грехов, нам же всем прежде конца исправление и душам нашим мир и велию милость”.
(Стихира на стиховне в день празднования иконы Божией Матери “Споручница грешных”)
“Присно обещаваюся дел злых отступити, но всегда лгу и оскорбляю Владыку моего:
Пресвятая Владычице, ты даждь ми исправление”.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий