All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере
СТЕРЕОУСИЛИТЕЛИ
Спор между сторонниками многоканального звука и стерео не утихает более тридцати лет - со времени триумфа четвертого (он же первый) эпизода «Звездных войн», первого блокбасте-ра с саундтреком в Dolby Stereo. Именно в таких спорах и рождается истина, поскольку веские доводы есть у обеих сторон.
 

«Стереофонисты», например, резонно утверждают: раз у человека два уха (слава богу, что хотя бы это никто не оспаривает - прим. ред.), то весь спектр пространственных акустических впечатлений можно передать при помощи пары колонок. Это в теории, - возражают «многоканальники», - при условии, что слушатель располагается точно посередине между АС. В противном случае звуковая картина исказится. Недаром в 40-50-е годы, когда стерео только зарождалось, многие специалисты высказывались в пользу т.н. трифоника - системы из трех фронтальных АС, включая центральную. Лишь большие трудности с записью на «винил» более чем двух дорожек не дали трифо-нику воплотиться в жизнь. Они же погубили квадрофонию в начале 70-х. Но сам факт неоднократных попыток увеличить число аудиоканалов говорит о многом. Согласитесь, многоканальная запись позволяет гораздо эффективней воссоздать в гостиной акустику концертного зала, стадиона или церкви. Возражать этому и впрямь нелегко, особенно после знакомства с очередной топовой моделью AV-ресивера Yamaha, напичканной десятками DSP-режимов.


СТЕРЕОУСИЛИТЕЛИ


Однако мы ничего не навязываем, и вы, уважаемый читатель, вольны соглашаться с доводами любой стороны. Между тем, в реальности с многоканальным звуком записываются фильмы, а в стереоварианте - музыка, и сегодняшний тест адресован, в первую очередь, ее приверженцам. Стереоусилитель, способный воспроизвести записи с CD или SACD во всем их великолепии, должен обладать мощностью порядка 100 Вт/кан, способностью выдавать в нагрузку большой ток, укрощать АС, имеющие низкую чувствительность и значительный разброс импеданса в зависимости от частоты, а также обеспечивать высокий уровень разделения каналов. Значит, схема усилителя должна быть тщательно продумана, реализована на качественных комплектующих и печатной плате с выверенной топологией, а запитываться от мощного блока питания. Удовлетворяющий столь жестким требованиям аппарат стоит около $2000 (отсюда - ценовой диапазон подборки). Только тогда стереосигнал, минимальный по количеству звуковой информации, можно превратить в реалистичную звуковую картину, т.е. получить от прослушивания любимых записей максимум удовольствия.

Выбранный нами ценовой диапазон - довольно высокий - предопределяет тот факт, что разработчики, не стесненные финансовыми ограничениями, предпочтут бескомпромиссный подход. Чего греха таить: единственным принципиально новым подходом здесь является создание усилителя, работающего в классе D, т.е. полностью цифрового, а он, несмотря на высокий КПД, остается во многих отношениях terra incognita, и не склонные к авантюрам потребители (их консерватизм в данном случае можно считать синонимом здравого смысла) вряд ли отдадут предпочтение такой конструкции. Значит, следует ожидать, что инженеры займутся доведением до совершенства проверенных временем решений. Так оно и получилось.


 Anthem Integrated 225 Anthem Integrated 225
 Arcam FMJ A28 Arcam FMJ A28
 Exposure 3010S  Exposure 3010S
 Harman Kardon HK990 Harman Kardon HK990
 Magnat MA800 Magnat MA800
 Marantz PM-15S1  Marantz PM-15S1
 Monrio Mini Amp  Monrio Mini Amp
 Vincent SV-232  Vincent SV-232


Звук

Общий уровень звучания соискателей высок настолько, что они, подобно музыкантам-виртуозам, могут позволить себе определенную свободу в интерпретации материала. Ведь именно новой трактовки жаждет меломан, идя в зал Чайковского на очередное ис-

полнение произведения, которое он знает наизусть. Так и наши эксперты, заставляя соискателей воспроизводить один и тот же набор композиций, искали не фальшивую ноту, а прислушивались к интерпретации. Anthem был твердо верен своему названию, внося в исполнение определенную монументальность. Очевидно, это связано с большой мощностью и, как следствие, полным контролем над нашей штатной акустикой (надо признать, норовистой). Его антиподом можно назвать Arcam: он очень бережно относится к звуку, но требует для полного самовыражения достаточно чувствительной акустики. За это он вознаградит слушателя чрезвычайно «подробным» звучанием, подчеркнет детали, на которые вы раньше не обращали внимания. Exposure как будто специально создавался для любителей комфортного звука. Боже упаси этот усилитель оскорбить ваше ухо резкими верхами или гулким басом. Любую, даже самую сложную музыку в его исполнении можно слушать часами, не уставая. Что касается Harman'a, то по способности укрощать АС он приближается к Anthem'y, отличаясь от него более беспристрастным подходом к воспроизведению, одинаково подчеркивая как достоинства, так и недостатки исходного материала.


СТЕРЕОУСИЛИТЕЛИ

Большое изображение


Особая статья - Magnat. Собранный по гибридной схеме, он привносит в звучание неповторимый «ламповый» привкус. Как всякая приправа, он подходит не к каждому блюду, но в данном случае разработчики придерживаются почти гомеопатических доз, поэтому от него не страдают даже хард-роковые композиции, которые обычно «не дружат» с ламповыми усилителями. Модель от Ма-rantz не только красива, но и поет так, что заслушаешься. Подобно истинной примадонне она капризна, то есть имеет жанры-любимчики (джаз, оперный вокал, рок) и с меньшим воодушевлением берется за сложные симфонические произведения с множеством инструментов. Усилитель Monrio подкупает своим воодушевлением. Слушая его, легко воображаешь лица исполнителей, ощущаешь то, что пережили они, работая в студии или на концерте (кстати, конек Monrio - именно «живые» записи). Отличительная черта звучания Vincent - непринужденность. Музыку любого жанра он воспроизводит с легкостью необыкновенной, иногда в ущерб детальности. Это объясняется довольно высоким уровнем взаимопроникновения каналов. В результате несколько сужается стереопанорама, а звуковая сцена уплощается.


Конструкция

Участников теста объединяет только одно - тороидальный трансформатор в блоке питания и схема на дискретных элементах. Этим могут похвастаться все соискатели. В остальном они явились полигоном для самых разнообразных решений. Например, усилитель мощности Anthem'a представляет собой полностью симметричную схему с биполярными транзисторами, работающими в классе АВ. На нем, равно как на Exposure и Magnat, установлен механический (моторизованный) регулятор громкости, которым разработчики гордятся (пассивное устройство, не наводящее в схему дополнительных помех). С такой же гордостью инженеры Агсат относятся к электронному регулятору громкости, заявляя, что он имеет практически неограниченный срок службы. (Кого поддержать? Решайте сами.) У Аrcam'а широкополосные усилители с уникальной системой температурной стабилизации, Exposure козыряет «аудиофильскими» конденсаторами, каскодной схемой для уменьшения наводок в цепи питания и быстродействующими транзисторами в выходных каскадах. У Harman'а есть фирменная шина HRS-link, позволяющая синхронизировать тактовые генераторы CD-проигрывателя и ЦАП в усилителе, дабы свести к нулю джиттер. Harman и Magnat оборудованы раздельными Phono-входами для картриджей ММ и МС. Magnat, как вы хорошо помните, выполнен по гибридной схеме - каскад предусиления собран на электронной лампе. Усилительный тракт Marantz - собранная из компонентов аудиофильского качества трехкаскадная схема с токовой обратной связью и максимально короткими путями сигнала, симметричными для обоих каналов; выходные транзисторы правого и левого каналов имеют независимые радиаторы. Если большинство разработчиков поднимают на щит емкость конденсаторов блока питания, то специалисты Monrio не считают этот параметр залогом получения реалистичного баса и подчеркивают, что в их усилителе стоят конденсаторы умеренной емкости.


СТЕРЕОУСИЛИТЕЛИ


Усилители Anthem и Exposure не имеют дисплея, что вызвано отнюдь не экономическими соображениями - считается, и не без оснований, что он является источником серьезных наводок (чтобы «развязать» дисплей с сигнальными цепями, его нередко запитывают от отдельного трансформатора). По той же причине (снизить наводки) усилители Arcam, Exposure, Magnat, Monrio и Vincent лишены регуляторов тембра, а возможность изменить баланс присутствует только у Anthem, Arcam, Marantz и Vincent. К усилителям Exposure, Monrio и Vincent не подключишь виниловую «вертушку» без Phono-корректора, зато Monrio экипирован аудиовходом на передней панели. У Vincent'a отсутствует выход на наушники. Балансные входы есть у моделей от Anthem и Harman Kardon.

Управление

Системным ПДУ комплектуются все участники теста, кроме Vincent. Наиболее эргономичный пульт у Anthem'a, наименее - у Arcam'a, хотя по возможностям он, пожалуй, самый интересный. Отдельной похвалы достоин миниатюрный ПДУ аппарата Monrio.


СТЕРЕОУСИЛИТЕЛИ

Большое изображение


Выбор

Призы симпатий достаются усилителям Marantz - за элегантную, современную, тщательно продуманную конструкцию - и Harman Kardon - за разнообразие полезных возможностей. Победителем становится Anthem, способный укротить самые строптивые колонки.









По материалам издания "Stereo & Video"

Автор Вячеслав Саввов








Добавить комментарий


Защитный код
Обновить