Как проходит Томатис-терапия
Перед первым курсом необходимо пройти первичную консультацию со специалистом. В процессе первой встречи клинический психолог Александрова Ольга знакомится с клиентами, собирает анамнез, проводит тест TED для родителей (если Томатис будет проходить ребенок), формулирует задачи на курс Томатис (это необходимо для выбора конкретной программы).
Далее проходит сам курс Томатис: он содержит 14 сеансов по 40-80 минут (в зависимости от возраста и особенностей клиента). В течение сеанса можно играть, собирать пазлы, заниматься рукоделием, отдыхать, конструировать, рисовать, читать и писать, решать задачки, делать уроки. Можно пить, но нельзя есть. Можно общаться (не снимая наушников). Лучше, если родитель во время сеанса сидит в другой комнате (если это невозможно, то разрешается присутствовать вместе). Если ребенок уснул во время сеанса, это значит, что мозг работает. Это хороший эффект. Во время сна ребенка Томатис продолжает работать.
Необходимо проводить 4-5 сеансов в неделю, чтобы нагрузка была интенсивной, но присутствовал и отдых. После первого курса — перерыв 1 месяц
В это время важно использовать образовавшийся потенциал мозга для усиления эффекта: заниматься с логопедом, дефектологом, психологом, педагогом или просто с родителями дома (в зависимости от конкретной ситуации и целей терапии). Особенно рекомендованы занятия с аппаратом Forbrain (от компании Томатис)
Этот аппарат специально создан для усиления эффекта от основного курса Томатис. Данный аппарат также есть в нашем центре и используется специалистами на занятиях.
Далее — курс необходимо повторить (перед вторым курсом нужно проанализировать результаты первого; возможно, специалист снова предложит пройти тест TED, чтобы посмотреть разницу с началом терапии). Второй курс подразумевает новые задачи, с учетом результатов, достигнутых в первой программе Томатис.
Далее Томатис-терапия может быть окончена либо назначен третий, а, возможно, и четвертый курс (в некоторых случаях до 5 программ в год). Решение об окончании или продолжении принимают родители вместе со специалистом Томатис, основываясь на достигнутых результатах. В перерывах также особенно рекомендованы занятия с профильными специалистами, использование наушников Forbrain, чтение, прослушивание музыки дома.
Гул в голове
Он бывает и нормой, если появляется при нахождении человека в условиях шума (на улице с активным движением, в месте массового скопления людей, на шумном производстве) и после возвращения в тихое место постепенно, в течение двух часов, проходит. Иногда он проявляется как побочный эффект ряда лекарственных средств – антидепрессантов, противоопухолевых препаратов, некоторых антибиотиков и НПВС. Также может иметь место в послеоперационном периоде при операциях на органе слуха – в этой ситуации он является следствием вмешательства в аппарат, проводящий звуки, и через время проходит самостоятельно.
Принципы работы
В основе метода лежит связь среднего и внутреннего уха с мозгом и нервной системой. Специалисты Томатис говорят, что «Ухо — это дверь для доступа ко всей нервной системе». Посылая звуковые волны с различными параметрами в ухо, а через него в мозг, специалист целенаправленно может влиять на те или иные функции психики человека, например, снять излишнюю тревожность, наладить сон, уменьшить возбудимость или, наоборот, усилить концентрацию, увеличить энергичность, повысить способности к коммуникации.
Со стороны может показаться, что человек «просто слушает музыку». Но на самом деле каждый музыкальный трек обработан особым образом с помощью специальных фильтров методики Томатис. В каждой музыкальной композиции содержатся свои уникальные настройки, которые специалист по Томатис-терапии подбирает индивидуально для каждого клиента в зависимости от задач, поставленных в начале работы. И в каждом случае эффект будет немного разным, в зависимости от человека, его особенностей, возраста и других обстоятельств.
При подборе программы Томатис специалист исходит из трех зон воздействия:
«Вестибулярная зона» — сюда относятся такие функции, как: равновесие, координация, чувство ритма, общая и мелкая моторика (в том числе речевая), чувство своего тела, ощущение баланса, эмоциональная регуляция, память и внимание, способность к социализации, прогнозирование, восприятие счета. Эта зона «включается» при низких частотах, что предусмотрено в соответствующих программах
«Зона коммуникации и речи» — влияет на язык, речь, фонематический слух, распознавание речи, речевую память, способность формулировать мысли, навыки вербальной коммуникации, готовность вступать в контакт с окружающими, обучение, музыкальный анализ и музыкальную точность. Зона активна при частотах 500-4000 Гц.
«Зона энергии» — отвечает за «пробуждение мозга», активацию, внимание, креативность, операции речевого и музыкального анализа, качество голоса (тембр), энергию для первых двух зон. Работает на высоких частотах, 2000-16000 Гц.
Каждая программа слушания влияет на все три зоны, но на «целевых зонах» специалист делает отдельный акцент для более интенсивного воздействия. Помимо параметра частоты есть также ряд других параметров, которые в общей сложности и дают всемирно известный «эффект Томатис».
Как лечить субъективный шум в ушах
Лечение состоит из комплекса мероприятий. Прежде всего, врач выписывает лекарства: вазоактивные, ноотропные, мышечные релаксанты, витамины и пр. Если природа возникновения шума неврологическая, сурдолог отправляет вас к психиатру, чтобы тот назначил нейролептики или транквилизаторы.
Также сурдолог может назначить операцию, если обнаружит в ухе патологию. Крайне редко хирургическое вмешательство показано при заболеваниях вегетативной нервной системы. В этом случае врачи механически воздействуют на нервы шейного отдела или барабанной плоскости.
Еще один метод лечения — слухопротезирование. Его применяют, если есть тенденция к снижению слуха. Слуховой аппарат усиливает внешние звуки, тем самым маскируя субъективные ощущения шума.
Новым словом в лечении тиннитуса стала Notch-терапия, она облегчает состояние без маскировки за счет подавления нейральной гиперактивности латеральным торможением. Реализована эта функция в слуховых аппаратах Signia primax.
От операций все чаще отказываются в пользу слухопротезирования
Визуальная стимуляция:
Визуальная Волновая Терапия (ВВТ) – это компьютерная программа, позволяющая стимулировать развитие ребенка за счет восстановления правильного альфа и бета ритмов в его ЭЭГ. Улучшая ЭЭГ, научив ее работать в правильном режиме, мы улучшаем поведение ребенка, настроение и даже сон, а также стимулируем у него развитие речи и социализации! Т.е. коррекция идет от мозга к телу – мозг, научившись работать правильно, сам улучшает развитие и поведение ребенка.
Программа работает через визуальные стимулы – мультфильмы. Во время аудио стимуляции, ребенок смотрит мультфильмы на его выбор, на ноутбуке и даже не подозревает, что в это время его мозг обучают правильным альфа и бета ритмам. Программа идет 20-25 дней ( по 1 часу) – в зависимости от возраста, именно столько времени нужно ребенку, чтобы сформировался навык. и улучшении общего эмоционального состояния ребенка.
Что такое визуальная альфа-стимуляция?
Альфа волны описывают электрическую активность мозга на частоте 8-12 Гц. Такая активность появляется обычно в период легкого отдыха, или когда глаза закрыты, но человек не спит.
Дети должны пребывать в состоянии активности альфа волн большую часть времени. Описание частот мозга нам показывает ЭЭГ (электроэнцефалограмма).
Альфа стимуляция – это процесс смещения волн мозга из любого состояния в такое, в котором альфа-волны преобладают. Мозгу дается образец того, как ему нужно работать правильно, с какой частотой, таким образом он обучается пребывать в правильном для него режиме.
Кому нужна стимуляция мозга альфа-волнами?
- гиперактивным детям, а также детям с СДВГ – альфа-волны повышают концентрацию внимания за счет сбалансирования процессов возбуждения и торможения, снижают гиперактивность, расслабляя тело и сознание, снимают зацикливания, стимы, тики
- капризным, эмоционально нестабильным, упрямым детям – альфа ритм приводит в баланс эмоциональное состояние, улучшает настроение, с ребенком можно быстрее договориться, он начинает проще реагировать на то, что ему не совсем нравится
- детям с отставаниями в развитии – альфа-волны переводят мозг ребенка в рабочее состояние, способствуют концентрации на решении задач, вводят ребенка в состояние «супер-обучения»: ребенок может воспринять бОльшее количество информации, чем обычно
- тревожным детям, с большим количеством страхов: чрезвычайно полезный эффект альфа стимуляции – уменьшение стресса и чувства тревоги. Уходит чувство страха, стресса, спадает напряжение, а вместе с этим нет негативных эмоциональных реакций.
Что такое визуальная бета-стимуляция?
Бета мозговые волны отражают электрическую активность мозга в диапазоне 12-40 Гц. Эти мозговые волны обычно возникают в состоянии бодрствования и считаются доминантным паттерном мозговых волн у здорового взрослого человека. У детей они определяют активное, загруженное, встревоженное мышление или активную концентрацию внимания.
Бета стимуляция способна помочь ускорить работу мозга, повышая тем самым способности к быстрому мышлению, генерации новых идей и в целом стимулируя постоянный режим жизни в высоко функциональном состоянии. Помогает ускорить ментальные процессы в работе и учебе.
Кому нужна стимуляция мозга бета-волнами?
- аутичным детям – бета-волны инициирует энергию общения, желания взаимодействовать с окружающими, получать информацию извне
- детям с задержкой речевого развития – влияют на способность говорить, поддержание разговора, общую речевую активность
- вялым, ленивым, пассивным детям – бета-волны стимулируют ускоренный режим жизни, дают энергию и желание к обучению и игре, на познание нового и достижение цели
- депрессивным детям, с частым плохим настроением – бета-частоты ориентируют мозг на позитивное восприятие мира, улучшают настроение.
Изменяя яркость экрана с частотой, близкой к альфа ритму, мы улучшаем психические процессы по обработке информации, а также ускоряем скорость обработки информации в коре головного мозга.
Изменяя яркость экрана с частотой, близкой к бета ритму, мы улучшаем и стимулируем собственное восстановление всех процессов, связанных с обработкой речевой информации.
Показания к курсу Томатис-терапии
Метод обладает огромными возможностями. Однако он не является «волшебной таблеткой»
Важно соблюдать рекомендации специалиста, а также усиливать эффект между занятиями и курсами: заниматься с профильными специалистами по вашей проблеме (логопед, дефектолог, психолог, педагог и так далее); больше общаться с ребенком дома, играть, читать, слушать музыку; улучшать качество внутрисемейной коммуникации. Курс Томатис можно проходить, начиная с возраста 2 лет
Нарушения, при которых рекомендован метод:
- Речевые проблемы у детей и взрослых (алалия, задержка речи, недоразвитие речи, низкий словарный запас, заикание/логоневроз, афазия/нарушение речи после инсульта, дизартрия, ринолалия, нарушения письменной речи, чтения — дислексия, диграфия и другие);
- Плохая успеваемость к школьников;
- Дискалькулия;
- ДЦП (детский церебральный паралич);
- Мутизм;
- Расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм (при данном нарушении особенно рекомендован Томатис, т. к. он специальным образом влияет на коммуникацию ребенка);
- Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания с гиперактивностью);
- Умственная отсталость;
- Синдром Дауна;
- Задержки развития, асинхронное развитие;
- Сочетанные нарушения;
- Вторичные нарушения развития при потере зрения;
- Невротические расстройства;
- Эмоциональные проблемы: истощаемость, постоянные капризы, истерики, страхи, агрессия;
- Трудности поведения;
- Вялость, апатичность, гипотония;
- Проблемы сна;
- Тревожность.
С сохранным здоровьем взрослые люди, подростки и дети могут проходить программу Томатис в следующих целях:
- Беременные женщины с целью снижения тревожности, облегчения будущего процесса родов и уменьшения вероятности послеродовой депрессии (есть французские исследования, которые достоверно подтверждают данные эффекты), а также для положительного влияния на развитие малыша;
- Спортсмены с целью улучшения координации, энергичности, уверенности в себе, умения концентрироваться на цели, не отвлекаться;
- Музыканты и дети, желающие заниматься музыкой — для развития способностей к музыке, уменьшения «фальши» при исполнении композиций, улучшения музыкального анализа;
- Для развития способностей к иностранным языкам;
- Для улучшения качества коммуникации, уверенности в себе;
- Для снижения тревожности и регуляции эмоционального фона;
- Для улучшения памяти, внимания, энергичности;
- Студенты и школьники — для улучшения усвоения информации, повышения успеваемости.
Противопоказания к Томатис
Метод Томатис не является лечением, система Tomatis является педагогическим методом. Поэтому единственное противопоказание — это глухота или сильное нарушение слуха. При кохлеарной имплатнации — проводится с ограничениями. Эпилепсия также не является противопоказанием, однако об этом заболевании родители должны сообщить специалисту, чтобы был выбран соответствующий тип программы (Томатис не провоцирует приступ).
Важно помнить, что сеансы должны проводиться при хорошем самочувствии и отсутствии острых периодов любых заболеваний. На период болезни клиента сеансы прекращаются, затем возобновляются
Споры [ править ]
Есть существенные разногласия по поводу аудиофильских компонентов; многие утверждали, что иногда высокая стоимость не приводит к заметному улучшению воспроизведения звука. Например, скептик Джеймс Рэнди через свой фонд « Вызов паранормальных явлений на миллион долларов » предложил приз в размере 1 млн долларов любому, кто сможет продемонстрировать, что аудиокабели стоимостью 7250 долларов «ничем не лучше обычных аудиокабелей». В 2008 году рецензент Майкл Фремер попытался претендовать на приз и сказал, что Рэнди отклонил предложение. Рэнди сказал, что производитель кабеля Pear Cables отказался от предложения.
Существуют разногласия по поводу того, как следует проводить испытания оборудования и его полезности. Публикации аудиофилов часто описывают различия в качестве, которые не обнаруживаются стандартными измерениями аудиосистем и двойным слепым тестированием , утверждая, что они воспринимают различия в качестве звука, которые не могут быть измерены современными приборами и не могут быть обнаружены слушателями, если условия прослушивания контролируемый , , но без предоставления объяснения этих требований.
Критика обычно сосредоточена на заявлениях о так называемых «доработках» и аксессуарах, помимо основного источника, усилителей и динамиков. Примеры этих аксессуаров включают акустические кабели, межкомпонентные соединения, камни, конусы, маркеры для компакт-дисков и силовые кабели или кондиционеры. Одним из самых известных «твикеров» был Питер Белт , который представил многочисленные эксцентричные инновации, в том числе «квантовый зажим» за 500 фунтов стерлингов, который состоял из зажима типа « крокодил» с прикрепленным к нему коротким отрезком медной проволоки.
Профилактика пульсирующего шума в голове
Шум, возникающий в ритме пульса, характерен для сосудистой патологии головного мозга. Предотвратить его поможет внимательное отношение человека к своему здоровью в течение жизни – отказ от курения, регулярные занятия спортом, соблюдение режима труда и отдыха, полноценное, сбалансированное питание, контроль артериального давления, своевременное прохождение медицинских осмотров и лечение возникших сосудистых болезней на ранних стадиях. Если эти заболевания уже есть, соблюдение вышеописанных рекомендаций поможет снизить интенсивность гула, облегчить его, что улучшит качество жизни человека.
Если пульсирующий шум появляется в голове лишь в определенных ситуациях (при стрессе, при работе за компьютером), профилактикой его станет минимизация пребывания в ситуациях, провоцирующих ухудшение состояния.
Почему возникает тиннитус
Не всегда шум в ушах аномальный. В некоторых случаях он связан с самовыслушиванием звуков организма: вы слышите, как сокращаются мышцы, течет кровь, двигаются связки и суставы. В этом случае диагноз – объективный шум в ушах. В отличие от субъективного, он регистрируется аппаратурой. Однако этот диагноз скорее исключение, чем правило. В большинстве случаев у пациентов тиннитус. Причины его возникновения следующие:
- ушные заболевания: отит, тугоухость, опухоли барабанной перепонки, серная пробка и пр.;
- опухоли мозга;
- отравление лекарствами, бензолом или метиловым спиртом;
- болезни шейного отдела позвоночника;
- последствия от вибрации и шума на работе (производство, музыка);
- метаболические болезни: сахарный диабет, гепатит, гипертиреоз;
- шизофрения, рассеянный склероз, глубокая депрессия.
Нередко причиной субъективного шума в ушах становится травма головы.
При каждом заболевании звук выражается по-своему. При сенсоневральной тугоухости он разной тональности и интенсивности. При кондуктивной – низкочастотный со стойким ощущением заложенности уха. При внутричерепных опухолях шум непостоянный, долбящий, усиливается при головной боли или смене положения тела. Для сосудистых заболеваний характерен пульсирующий звон.
Реабилитация и профилактика тиннитуса
Реабилитация при тиннитусе предполагает ограничение пребывания в местах с повышенным уровнем шума. Однако тишина тоже усугубляет болезнь: на консультации врач расскажет, как организовать день, чтобы избежать крайностей. Также он выпишет индивидуальные средства защиты для ушей и покажет, как ими пользоваться. Если для лечения вам назначили слуховой аппарат, предстоит его настроечная сессия и периодическое техобслуживание. В этом случае срок реабилитации увеличится, так как придется учиться слышать и разбирать слова в приборе.
Что касается профилактики тиннитуса, она простая: используйте вкладыши для защиты ушей, если работаете на производстве или в ином шумном месте. Поменьше слушайте громкую музыку в наушниках или откажитесь от них вовсе.
Кстати, многие знаменитости страдают от шума в ушах. Прочтите, что они думают по этому поводу в статье «Маленькие секреты больших звезд: 10 слабослышащих знаменитостей – часть 1». Желаем здоровья!
Аудио стимуляция:
- отфильтрованные почастотно музыкальные произведения Моцарта и Вивальди
- отфильтрованный почастотно женский голос, начитывающий сказки и рассказы на различных языках
- отфильтрованный почастотно мужской голос, начитывающий стихотворения на различных языках
- стимуляция ритмом – меняя ритм произведений определенным образом, заставляем мозг правильно воспринимать информацию, стимулируем выработку внимания, в частности, речевого внимания
- стимуляция зонированием – подача сигналов на определенные зоны мозга (а использование костных наушников позволяет стимулировать 4 зоны, в двух полушариях) дает возможность выборочно стимулировать нуждающиеся в доразвитии области коры ГМ. Это также можно использовать при написании программ для левшей, у которых речевые зоны расположены в другом полушарии
- стимуляция задержкой времени – задерживая подачу сигнала на определенное полушарие, в определенный динамик, мы можем усилить воздействие на заданное полушарие, сделать его ведущим в обработке информации
- стимуляция громкостью – задавая громкость в определенном динамике выше, чем в других, позволяет сделать один из каналов восприятия информации более чувствительным, что также усиливает работу одного (заданного) полушария.
- стимуляция задержкой подачи сигнала между костными и обычными наушниками – задерживая подачу сигнала от верхних динамиков к нижним, мы формируем правильный путь в обработке фонематической информации.
- стимуляция массажными движениями – подавая сигналы попеременно на четыре динамика, мы создаем массажные движения в коре ГМ, что позволяет стимулировать более глубокие структуры мозга – естественным путем, но максимально эффективно.
- стимуляция длительностью воздействия – каждая программа проходит в среднем от 20 до 25 дней, что позволяет проработать все зоны коры ГМ в максимальном режиме, осуществив в полной мере все эффекты стимуляции.
Высокочастотная терапия звуком – инновационный метод восстановления речевых и интеллектуальный нарушений, отличный стимулятор мозговой активности.
Мощный аппаратно-программный комплекс, состоящий из специальных наушников и компьютерных программ «Логопед» и «Логопед-Дефектолог» Каждая компьютерная программа настраивается индивидуально под выявленные нарушения у ребенка. Используется специальное оборудование – виброфоны, стерео наушники с костной проводимостью одновременно с обычными наушниками. Поэтому стимуляция идет по 4 аудиоканалам, одному зрительному каналу (через экран ноутбука) и через кисти рук (с помощью виброфона).
В программах высокочастотной терапии используется два основных стимуляционных воздействия:
Каким детям подходят программы?
- Всем детям – обычным деткам всех возрастов (для каждого возраста – своя программа) для ускорения развития.
- Детям с небольшими речевыми нарушениями – логопедическими проблемами (не выговаривает буквы, пропускает или неправильно употребляет окончания, предлоги), скудным словарным запасом (не может описать по картинке) и т.п.
- Детям с небольшой задержкой развития – кто немножечко не такой умный, как сверстники (по мнению мамы).
- Детям с дефицитом внимания – невнимательным, неусидчивым, несобранным, слишком активным, у которых есть сложности с восприятием информации из-за таких их особенностей.
- Всем младшим школьникам.
На что направлена каждая из программ?
1. «Умный малыш» – программа для стимуляции общего развития ребенка.
- Улучшается общий интеллект – ребенок становится более сообразительным, быстрее решает бытовые задачи
- Улучшается речь – увеличивается словарный запас, четче проговариваются слова, фразы становятся длиннее
- Улучаются навыки самообслуживания – ребенку легче даются одевание – раздевание, лучше контролирует желание сходить в туалет, начинает ходить на горшок или унитаз
- Улучшается общая моторика – развивается бег, прыжки, езда на самокате и велосипеде, ребенок точнее повторяет движения за взрослым
- Улучшается память – и зрительная, и слухоречевая – ребенок может запомнить большие объемы информации и удивлять этим маму через какое-то время, когда казалось, что информация прошла мимо него
- Улучшается тонкая моторика – ребенок начинает правильно разукрашивать, лучше рисовать, писать, ему доступны более сложные навыки – например, рисование палочек, письмо в клеточке
- Улучшается воображение – ролевые игры становятся сюжетнее, со многими персонажами, может долго играть сам.
- Улучшается концентрация внимания – даже расторможенный ребенок становится более внимательным, может дольше заниматься даже тем, что не особо ему интересно – с мамой или преподавателем.
2.«Логопед – Intellect» – программа, больше направленная на решение логопедических задач. В наше время, когда в развитии ребенка преобладает стимуляция зрительного канала – мультфильмы, планшетные игры – у большинства детей, особенно мальчиков, идет задержка речи и непонимание части обращенной речи (вопросов, длинных фраз и слов)
Улучшается количество речи – ребенок начинает говорить больше, используя новые слоги или слова (в зависимости от возраста)
Улучшается качество речи – ребенок четче выговаривает слова, начинает сам себя поправлять при разговоре
Улучшается понимание обращенной речи – ребенок понимает длинные фразы взрослых, правильно отвечает на сложные вопросы
Улучшается внимание к обращенной речи – начинает слушать сказки, читать с мамой книжки, становится более интересным обычное общение.
Улучшается тонкая моторика – ребенок начинает правильно разукрашивать, лучше рисовать, писать, ему доступны более сложные навыки – например, рисование палочек, письмо в клеточке
Улучшается общая моторика – развивается бег, прыжки, езда на самокате и велосипеде, ребенок точнее повторяет движения за взрослым
Улучшается слухоречевая память – ребенок может пересказать прочитанное или услышанное от друзей или родных.
3. «Школьник – Intellect» – программа стимуляции для младших школьников. Все мамы знают, что первые годы школы – это стресс для детей, они устают, им тяжело делать уроки, неусидчивы, многое забывают. Привыкнув к зрительным стимулам, им трудно воспринимать информацию на слух, еще и на неродном для многих языке. Также трудно идет изучение иностранных языков – английский сейчас с первого класса. Со всеми этими проблемами легко справляется программа стимуляции «Школьник – Intellect».
- Легко воспринимает информацию на слух, хорошо запоминает, легко обучается, помнит всё, что учили на уроке.
- Хорошо учит язык, пишет диктанты, понимает прочитанное на чтении, особенно если программу ставили на языке обучения.
- Меньше устает, более внимательный, что улучшает общую успеваемость. Быстрее и качественнее делает уроки, дольше может заниматься не отвлекаясь.
- Легче идет обучение иностранным языкам, если программа была взята на английском или немецком языках.
Диагностика и лечение шума в голове
При появлении этого малоприятного симптома не следует терять время, занимаясь самодиагностикой, пытаться справляться с ним самостоятельно или надеяться, что «пройдет и так». Правильное решение больного – обратиться за помощью к специалисту.
Диагностикой заболеваний, сопровождающихся шумом в голове, занимаются врачи разного профиля – терапевты, отоларингологи, неврологи, психотерапевты/психиатры. Но чаще всего пациенты с такой проблемой обращаются в первую очередь к невропатологу.
Прежде всего, задача доктора – конкретизировать шум, понять, что именно чувствует пациент – высокочастотный писк, звон, гудение, жужжание или гул, одно- или двусторонние, сопровождаемые пульсацией или нет; уточнить интенсивность ощущений и симптоматику, которой они могли бы сопровождаться. Если пациент не расскажет сам, врач задаст наводящие вопросы о том, имеет ли место снижение слуха, заложенность в ушах, головная (чаще – затылочная) боль, склонность к повышению или понижению артериального давления, узнает, какими соматическими заболеваниями страдает обратившийся к нему на прием человек. На основании этих данных специалист предположит, с каким типом шума в ушах он имеет дело – объективным или субъективным. Затем он проведет объективное обследование – осмотрит орган слуха, выполнит ряд необходимых для постановки диагноза проб.
Шпидонов Геннадий Станиславович
Врач-невролог
Ростовский государственный медицинский университет (неврология)
Стаж 10 лет
По окончании этого этапа диагностики, невролог выставит предварительный диагноз (или несколько предполагаемых диагнозов) и назначит для его уточнения дообследование, в частности:
- общий анализ крови и мочи;
- биохимию крови (липидограмму, коагулограмму,, ферритин);
- дуплексное или триплексное сканирование сосудов шеи;
- МРТ головного мозга либо шейного отдела позвоночника;
- консультацию ЛОР-врача.
Объем обследований определяется индивидуально, в зависимости от конкретной клинической ситуации.
Если причину шума в голове врач соматического профиля не установил, он предположит психогенную природу данного состояния и порекомендует пациенту обратиться к психиатру или психотерапевту
Специалист прицельно побеседует с больным, выяснит, какие жалобы он предъявляет, акцентируя внимание на чувстве тревоги или страха, снижении настроения, особенно по утрам, нарушениях сна, сильной слабости, наличии сердцебиения, резких колебаний давления, уточнит, постоянно или временно это состояние, не связано ли оно со стрессом. При подозрении на невроз, психосоматическое расстройство или депрессию у пациента врач проведет ряд тестов, позволяющих уточнить диагноз
Только после того, как диагноз установлен, рекомендуется начинать лечение шума в ухе и голове.
Препараты от шума в голове и ушах
Справиться с этим симптомом зачастую помогает консервативная терапия. В зависимости от того, проявлением какого заболевания является шум, пациенту могут быть назначены медикаменты следующих групп:
антибактериальные, противовоспалительные средства (при инфекционно-воспалительных болезнях уха);
- сосудистые препараты (улучшают кровообращение, питание клеток мозга, расширяют сосуды);
- ноотропы (улучшают процессы обмена веществ в клетках нервной системы);
- витамины группы В (улучшают трофику нервной ткани);
- триметазидин (питает сердечную мышцу);
- препараты железа (если в основе шума лежит железодефицитная анемия);
- бетагистин (при шуме вследствие повышения давления в лабиринте улитки);
- антидепрессанты, противотревожные препараты, нейролептики (при психогенной природе патологии);
- седативные, снотворные средства – при жалобах пациента не невозможность уснуть;
- препараты, содержащие кофеин (при склонности к пониженному давлению, выраженной слабости и других симптомах астении).
Если причина болезни – серная пробка, врач вымоет ее из уха – шум исчезнет.
Хирургическое лечение
При подтвержденном поражении вегетативной нервной системы устранить невибраторный шум в ушах возможно путем хирургического вмешательства в области нервов барабанной полости или шейных симпатических узлов.
Избавиться от объективного шума поможет операция на поврежденных структурах барабанной полости или улитки.
Иные методы лечения
В качестве вспомогательных методов терапии пациенту могут быть назначены:
ношение слухового аппарата, электростимуляция слухового нерва (при снижении остроты слуха);
- физиолечение;
- массаж;
- лечебная физкультура;
- психотерапия.
Диагностика тиннитуса
Если у вас нет какого-либо диагноза, но вы слышите шум в ушах, обратитесь к сурдологу.
В первую очередь он исключит наличие объективного ушного шума. Для этого выслушает фонендоскопом разные области головы и лица. После проведет наружный осмотр ушей, направит на сдачу крови и прочих анализов при необходимости. Изучив результаты, сурдолог проведет тональную аудиометрию, чтобы понять, как тиннитус отражается на способности слышать и разбирать речь. Другие способы инструментальной диагностики (в том числе МРТ головного мозга и шейного отдела) остаются на усмотрение специалиста, он согласует их с вами на месте.
Сурдолог смотрит наличие патологий в ушном проходе: они нередко являются причиной тиннитуса
История метода
Основоположником метода Томатис был врач-отоларинголог (ЛОР), хирург, фониатр Альфред Томатис. Будучи сыном оперного певца, в детстве он много времени проводил в оперном театре, что и породило его интерес к процессу слушания. Работая уже как врач с оперными певцами и артистами, он сделал различные исследования о связи уха и способностей человека, что и легло в основу метода.
Постепенно метод совершенствовался, область применения все больше расширялась от пения к ораторскому искусству, затем к изучению иностранных языков, помощи школьникам в улучшении успеваемости и далее к работе с особыми детьми, например, с аутизмом, сенсомоторными проблемами. Технический прогресс также не стоял на месте, и постепенно из огромной машины по преобразованию звука аппарат Томатиса превратился в маленький цифровой планшет Talks up.
В 2000 году Альфред Томатис передал своему сыну Кристиану все активы своего Метода, и тот основал компанию TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. На данный момент она является эксклюзивным собственником Метода Tomatis. Сейчас в компании работают внуки изобретателя Метода Томатис — Грегуар Томатис, директор и администратор, и Софи Томатис, клинический психолог и юрист.