DSD формат музыки не нужен? Качества звучания CD хватит всем!

Цифровые плееры с поддержкой lossless

Хорошо отзываются пользователи о цифровых плеерах jetAudio, Foobar2000, Spider Player. Кардинальных отличий между ними нет. Выбор любого устройства основывается на субъективном мнении меломана об удобстве интерфейса для воспроизведения lossless. Что такое lossless формат, можно узнать протестировав эти плееры.

Формат Apple Lossless проигрывается с использованием iTunes. Кроме того, данный кодек поддерживается популярным видеоплеером VLC.

Хозяева компьютеров, совместимых с Apple, могут использовать две интересные программы: Vox и Cog.

Они поддерживают такие lossless форматы:

Дополнительно к этому имеется много полезных возможностей, например поддерживаются сервисы Last.fm.

Владельцы компьютеров с системой Windows могут использовать любое приложение, которое совместимо с кодеками музыки без потери качества: Foobar2000 или WinAmp. Для Winamp требуются специальные плагины. Lossless музыка хорошо воспроизводится на iTunes и KMPlayer. Достоинство iTunes, которого нет в других плеерах – возможность поддержки тегов.

Всё ещё не верите, что 16 бит и 44.1 кГц достаточно? Тогда я предлагаю вам провести эксперимент

  1. Сделал копию оригинального 24-битного файла;
  2. Открыл этот файл в аудиоредакторе и сохранил его в формате 16/44.1 WAV;
  3. Открыл оригинальный файл и преобразованный и экспортировал его в один трек;
  4. После чего открыл этот трек в программе, которая позволяет увидеть спектрограмму.

По сути, вот что мы только что сделали: взяли файл с частотой 96 кГц/24 бит, а затем вычли из него все данные, которые получили в версии качества CD. Осталась разница между ними. Это тот же самый принцип, на котором работает активное шумоподавление. Вот результат, который я получил:

Спектрограмма разности звучания музыкального материала 24/96 и 16/44.1

Да, разница есть, но она небольшая и находится вне зоны чувствительности нашего уха. Теперь вспоминаем о явлении слуховой маскировкой, которую мы сымитируем путём специальной фильтрации. Итак, давайте покажем, что человек может услышать, применяя фильтрацию на частотах до 20 кГц, чтобы покрыть наши слуховые возможности. Что мы видим, есть пик на уровне -85 дБ в лучшем случае. Что это значит? Это значит, что разница настолько несущественная, что без риска повредить слух мы её никогда не услышим. Если, всё же, вы хотите это сделать, я сделаю вам 2 важных предупреждения:

  1. Вам нужно увеличить громкость прослушивания до значения около 96 дБ — ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ВАШЕГО СЛУХА! Не делайте этого!;
  2. А, да, я забыл ещё кое что. Чтобы всё таки услышать разницу у вас вместо ушей должны быть профессиональные микрофоны.

Поэтому, когда вы слушаете музыку, вы на самом деле не слышите весь звук сразу, вы просто слышите, что ваш мозг выделил для вас. Чтобы услышать разницу между 24-битными/96 кГц файлами и файлами с качеством CD запись должна отвечать следующим требованиям: отдельные звуки должны занимать очень узкий определённый диапазон частот и быть очень громкими, а другие звуки, которые звучат в тот же период времени, должны быть существенно различными по частоте от тех, разницу которых мы хотим услышать.

Формат Apple Lossless

Музыка высокого качества lossless может прослушиваться с использованием кодека сжатия звука без ущерба качеству от компании Apple. Этот формат разработан компанией Apple для использования в собственных устройствах. Формат совместим плеерами iPod, имеющими специальные док-разъемы и новейшие прошивки. В формате не применен специфический инструментарий управления правами (DRM), но формат контейнера содержит такие возможности. Также он поддерживается приложением QuickTime и входит в качестве функции в программу iTunes.

Формат входит в состав библиотек, находящихся в свободном доступе, что дает возможность организовать прослушивание файлов в приложениях Windows. В 2011 году компания Apple обнародовала исходные коды формата, что открывает широкие перспективы перед кодеком. В будущем он может составить серьезную конкуренцию прочим форматам. Тесты продемонстрировали неплохие результаты. Сжатые файлы имеют размер от 40-60% от размера оригиналов. Впечатляет также скорость декодирования, что оправдывает его применение для мобильных устройств, производительность которых невелика.

Одним из недостатков кодека является совпадение расширения звуковых файлов с аудиокодеком AAC (Advanced Audio Coding). Это приводит к путанице, ведь AAC не является форматом музыки высокого качества. Поэтому решено было данные хранить в MP4 контейнере с расширением .m4a.

Из других форматов стоит упомянуть Windows Media Audio 9 Lossless, входящий в состав приложения Windows Media. Он работает с Windows и Mac OS X. Правда, пользователи отзываются о нем не очень одобрительно. Часто возникают проблемы с совместимостью кодека, да и количество поддерживаемых каналов ограничено шестью.

В каком формате музыка звучит наиболее качественно

Наиболее популярным является lossless формат FLAC, а одной из самых часто используемых программ для преобразования CD в формат FLAC является EAC (Exact Audio Copy).

Из всех параметров цифрового аудио необходимо обращать внимание в первую очередь на следующие показатели:

частота дискретизации (точность оцифровки аналогового сигнала по времени), битрейт (количество содержащейся в файле информации в пересчёте на секунду).

Частота дискретизации — это частота, с которой происходит обработка цифрового аудио. Наиболее распространенная частота дискретизации в качественных аудио форматах 44.1 кГц

Принято считать, что высокий битрейт гарантирует лучшее качество — это верно, но только при условии качественного исходного файла. Качественный MP3 должен быть с битрейтом 320 kbps, а вот качественный формат FLAC обычно имеет битрейт от 900 и выше kbps.

HDCD

HDCD — это вариант стандарта аудио CD, который расширяет аудиоинформацию, хранящуюся в сигнале CD, на 4 бита ( диски основаны на 16-битной аудио технологии ) до 20 бит, HDCD может расширить звуковую емкость современной технологии CD до новых стандартов, но все еще включенные, CDCD-закодированные CD-диски для воспроизведения на CD-проигрывателях не-HDCD (не HDCD-проигрыватели просто игнорируют лишние «биты») без какого-либо увеличения стоимости программного обеспечения для CD. Кроме того, как побочный продукт более точной схемы фильтрации в чипах HDCD, даже «обычные» компакт-диски будут звучать полнее и естественнее на CD-проигрывателе, оснащенном HDCD.

При покупке музыкальных компакт-дисков ищите инициалы HDCD на оборотной стороне или внутренней упаковке. Тем не менее, существует много выпусков, которые могут не включать ярлык HDCD, но могут быть и дисками HDCD. Если у вас есть CD-плеер с функцией декодирования HDCD, он автоматически обнаружит его и предоставит дополнительные преимущества.

HDCD также упоминается как компактный цифровой диск высокой четкости, компактный цифровой диск высокой четкости.

SACD

В то время как стандартный формат CD привязан к частоте дискретизации 44,1 кГц , SACD осуществляет выборку на частоте 2,8224 МГц, но вместо 16-битной глубины он использует 1-битную глубину. Имея емкость 4,7 гигабайта на диск (столько же, сколько DVD), SACD может вместить отдельные стереофонические и шестиканальные миксы по 100 минут каждый. Формат SACD также имеет возможность отображать фото и текстовую информацию, такую ​​как примечания лайнера, но эта функция не включена в большинство дисков.

Проигрыватели компакт-дисков не могут воспроизводить диски SACD, но проигрыватели SACD имеют обратную совместимость с обычными компакт-дисками, а некоторые диски SACD представляют собой двухслойные диски с контентом PCM, которые можно воспроизводить на стандартных проигрывателях компакт-дисков. Другими словами, один и тот же диск может содержать версии записанного контента на CD и SACD. Это означает, что вы можете инвестировать в двухформатные SACD для воспроизведения на своем текущем CD-проигрывателе, а затем получить доступ к содержимому SACD на том же диске позже на SACD-совместимом проигрывателе.

Следует отметить, что не все диски SACD имеют стандартный слой CD. Это означает, что вы должны проверить этикетку диска, чтобы увидеть, может ли определенный диск SACD воспроизводиться на стандартном проигрывателе компакт-дисков.

Некоторые проигрыватели DVD, Blu-ray и Ultra HD дисков более высокого класса также могут воспроизводить диски SACD.

SACD могут поставляться в двухканальной или многоканальной версиях. В тех случаях, когда SACD также имеет версию CD на диске, CD всегда будет двухканальным, но уровень SACD может быть двух- или многоканальной версией.

Еще одна вещь, на которую следует обратить внимание, заключается в том, что кодирование формата файлов DSD, используемое в SACD, также используется в качестве одного из доступных форматов для загрузки звука Hi-Res. Это предлагает слушателям музыку повышенного качества в нефизическом формате аудио диска

SACD также называется Super Audio CD, Super Audio Compact Disc, SA-CD.

Формат аудио CD

CD означает компакт-диск. Под компакт-диском понимается как диск, так и формат воспроизведения цифрового звука, разработанный Philips и Sony, в котором аудио кодируется цифровым образом, подобно тому, как кодируются компьютерные данные (1 и 0) в ячейки на диске с использованием процесса, называемого PCM. , PCM — это математическое представление аудио и музыки в цифровом виде.

Первые записи CD были выпущены в Германии 17 августа 1982 года. Название первой полной записи теста CD: Alpine Symphony Ричарда Штрауса . Позднее, 1 октября 1982 года, CD-плееры стали доступны в США и Японии. Первым проданным CD (первым в Японии) была 52-я улица Билли Джоэла, которая ранее была выпущена на виниле в 1978 году.

Стандартный аудиоформат CD также называется Redbook CD .

Компакт-диск положил начало цифровой революции в области аудио, компьютерных игр, приложений для хранения ПК, а также внес свой вклад в разработку DVD. Sony и Philips совместно владеют патентами на разработку технологии CD и CD-плеера.

Хотя музыка записывается на компакт-диск в цифровом виде, первоначальная запись и микширование могут фактически быть комбинацией как аналоговых, так и цифровых процессов.

В лонжероны коды для компакт — дисков были:

  • AAD — Первоначальная аудиозапись была сделана с использованием аналогового записывающего оборудования (такого как магнитофон). Микширование также проводилось с использованием аналогового оборудования, а окончательное мастеринг осуществлялся цифровым способом.
  • ДОБАВИТЬ — Первоначальная аудиозапись была сделана с использованием аналогового записывающего оборудования (такого как магнитофон). Микширование было выполнено в цифровом виде, а окончательное мастеринг — в цифровом виде.
  • DDD — Все этапы, от начальной записи до окончательного мастеринга, были выполнены в цифровом виде.

Для CD, последняя буква коды лонжеронов всегда была D .

В дополнение к предварительно записанному аудио, компакт-диски могут также использоваться в нескольких других приложениях:

  • CD-R: CD-R расшифровывается как CD-Recordable. Эти диски можно использовать для записи или «записи» музыки или данных с помощью устройства записи компакт-дисков (только музыка) или ПК (музыка или данные). Некоторые CD-R предназначены только для записи музыки, а другие могут записывать как музыку, так и данные. CD-R могут быть записаны только один раз.
  • CD-RW: те же возможности, что и у CD-R, за исключением того, что CD можно стирать и использовать снова (обозначение RW означает возможность перезаписи).
  • CD-TEXT: это вариант Audio CD, который предоставляет текстовую информацию на диске в дополнение к музыке. Это может включать такие вещи, как оглавление диска, названия треков, исполнитель (и), а в некоторых случаях тексты песен и жанры. На проигрывателях компакт-дисков текстовая информация отображается на дисплее состояния проигрывателя, если таковой имеется. Кроме того, если CD воспроизводится на проигрывателе дисков DVD или Blu-ray, в большинстве случаев информация может отображаться на экране телевизора. 
  • MP3-CD: MP3 CD может быть CD-R или RW диски, музыкальные файлы MP3 , записанные на, вместо стандартного CD аудио файлов. Эти диски могут воспроизводиться на большинстве проигрывателей CD, DVD и Blu-ray (вам необходимо проверить функции проигрывателя).

JPEG Photo CD: JPEG Photo CD может быть диском CD-R или RW, на котором есть фотографии, записанные в формате файла JPEG . JPEG Photo CD можно воспроизводить на ПК и совместимых проигрывателях CD, DVD и Blu-ray.

VideoCD: Помимо аудио и фотографий, вы также можете записывать видео на CD . Это не то же самое, что DVD, с качеством, которое больше между форматами VHS и DVD. Кроме того, видео CD не могут воспроизводиться на проигрывателях компакт-дисков, если только проигрыватель компакт-дисков не имеет выходного видеосигнала (что маловероятно), хотя специализированные проигрыватели VideoCD когда-то были популярны на нескольких азиатских рынках. VideoCD воспроизводятся на совместимых проигрывателях дисков DVD и Blu-ray.

Графика CD: Этот редкий вариант формата CD включает в себя базовую графику, которая может быть прочитана совместимым плеером с видеовыходом для отображения на экране телевизора или видео. Эта возможность в основном используется для отображения текстов песен для приложений караоке. Эта функция может быть помечена как CD + G, CD-G, CD + Graphics, CD-Extended Graphics или TV-Graphics.

Звуковые форматы без потери качества

Подлинного любителя музыки вряд ли устроит звучание музыки, записанной в форматах со сжатием Ogg Vorbis или MP3. Конечно, если аудиозаписи прослушивать на бытовой аудиоаппаратуре, недостатки звучания невозможно уловить на слух, но если попытаться проиграть сжатый файл на высококачественной аппаратуре класса Hi-Fi, сразу обнаружатся недочеты звука. Безусловно, создать коллекцию качественной музыки на CD или виниловых пластинках нелегко. Есть разумная альтернатива этому пути для любителей качественного звука – lossless музыка. Ее можно хранить на ПК в виде, дающем возможность сохранить неизменными исходные параметры музыки, даже если применено сжатие. Этот путь одновременно решает проблемы высокого качества музыки и компактного ее хранения, ведь аудиоаппаратура для прослушивания (наушники, колонки, усилители) имеет вполне доступную цену.

Несжатые форматы звука без потери качества:

  • CDDA — является стандартом аудио CD;
  • WAV — Microsoft Wave;
  • IFF-8SVX;
  • IFF-16SV;
  • AIFF;
  • AU;
  • RAW.
  • FLAC;
  • APE – Monkey’s Audio;
  • M4A – Apple Lossless – формат качественной музыки от Apple;
  • WV – WavPack;
  • WMA – Windows Media Audio 9;
  • LA – Lossless Audio;
  • TTA – True Audio.
  • LPAC;
  • OFR – OptimFROG;
  • RKA – RKAU;
  • SHN – Shorten.

Разновидности цифровых аудиоформатов [ править | править код ]

Существуют различные понятия звукового формата.

Формат представления звуковых данных в цифровом виде зависит от способа квантования аналогово-цифровым преобразователем (АЦП). В звукотехнике в настоящее время наиболее распространены два вида квантования:

Зачастую разрядность квантования и частоту дискретизации указывают для различных звуковых устройств записи и воспроизведения как формат представления цифрового звука (24 бита/192 кГц; 16 бит/48 кГц).

Формат файла определяет структуру и особенности представления звуковых данных при хранении на запоминающем устройстве ПК. Для устранения избыточности аудиоданных используются аудиокодеки, при помощи которых производится сжатие аудиоданных. Выделяют три группы звуковых форматов файлов:

  • аудиоформаты без сжатия, такие как WAV, AIFF
  • аудиоформаты со сжатием без потерь (APE, FLAC)
  • аудиоформаты со сжатием с потерями (MP3, Ogg)

Особняком стоят модульные музыкальные форматы файлов. Созданные синтетически или из семплов заранее записанных живых инструментов, они в основном служат для создания современной электронной музыки (MOD). Также сюда можно отнести формат MIDI, который не является звукозаписью, но с помощью секвенсора позволяет записывать и воспроизводить музыку, используя определённый набор команд в текстовом виде.

Форматы носителей цифрового звука применяют как для массового распространения звуковых записей (CD, SACD), так и в профессиональной звукозаписи (DAT, минидиск).

Для систем пространственного звучания также можно выделить форматы звука, в основном являющиеся звуковым многоканальным сопровождением к кинофильмам. Такие системы имеют целые семейства форматов от двух крупных конкурирующих компаний — Digital Theater Systems Inc. (DTS) и Dolby Laboratories Inc. (Dolby Digital).

Также форматом называют количество каналов в системах многоканального звука (5.1; 7.1). Изначально такая система была разработана для кинотеатров, но впоследствии была расширена для систем домашнего кинотеатра.

Таблица сравнения [ править | править код ]

ВозможностиFLACWavPackTAKMonkey’s AudioOptimFROGALACWMAShortenLATTAMPEG-4 ALSMPEG-4 SLSReal Lossless
Кодированиебыстроочень быстроочень быстробыстромедленнобыстросреднеочень быстроочень медленнобыстросреднемедленномедленно
Декодированиеочень быстробыстроочень быстросреднемедленнобыстробыстроочень быстромедленнобыстробыстромедленноочень быстро
Сжатие*55,7 %55,7 %53,9 %53,7 %53,2 %56,7 %57,1 %60,9 %52,1 %55,3 %55,1 %?55,4 %
Гибкость**очень хорошоочень хорошоочень хорошоочень хорошоочень хорошоплохоплохоплохосреднеплохоочень хорошоплохоплохо
Обработка ошибокдададанетдаданетнетдадада
Поискдадададададададададададада
ТегиVorbis tagsID3/APEAPEv2 (exp.)ID3/APEID3/APEiTunesASFнетID3v1ID3дадасобственные
Аппаратная поддержкаочень хорошоограниченнонетограниченнонетхорошоограниченноограниченнонетограниченнонетнетнет
Программная поддержкаочень хорошохорошосреднехорошосреднесреднехорошоочень хорошоплохосреднеплохоплохоплохо
Гибрид/lossy (без потерь)нетданетнетданетнетнетнетнетнетданет
ReplayGainдададанетдаотчастинетнетнетдададанет
RIFF-чанкидадададанетдаданет
Потоковое воспроизведениедададанетдададанетнетдадада
Поддержка Pipeдададададададададанетнет
Открытый исходный коддаданетданетданетданетдададанет
Многоканальностьдададанетнетдаданетнетдададанет
Высокое разрешениедададададададанетнетдададанет
Поддержка ОСКроссплатформенныйКроссплатформенныйWin/Linux WineКроссплатформенныйWin/Mac/LinuxКроссплатформенныйWin/MacКроссплатформенныйWin/LinuxКроссплатформенныйКроссплатформенныйКроссплатформенныйWin/Mac/Linux

Коэффициент сжатия вычисляется как отношение размера после сжатия к размеру до сжатия, умноженное на 100 %. Таким образом, чем меньше значение, тем лучше.

Указанные в таблице скорости кодирования и декодирования, а также коэффициент сжатия, получаются при использовании стандартных настроек кодировщика.

Под гибкостью понимается число доступных пользователю вариантов кодирования (быстро/слабое сжатие, медленно/сильное сжатие и все промежуточные варианты).

Какой самый лучший формат музыки по качеству

Помимо самих форматов аудио, для качественного звучания музыки необходима и качественная аппаратура для воспроизведения: колонки, усилители, наушники. Другими словами используя настольные колонки для пк и бюджетные наушники вам не удастся в полной мере насладиться качественным звуком и раскрыть весь потенциал lossless форматов.

Не вдаваясь глубоко в технические подробности, можно посоветовать следующие форматы:

Для домашнего прослушивания рекомендую на мой взгляд лучший формат FLAC. Для Аудио плеера хорошим решением будет формат MP3 с битрейтом не ниже 320 kbps. Лично я использую на всех устройствах только формат FLAC, благо объемы microSD карт позволяют хранить достаточный объем данных в плеере.

Что касается аппаратуры для качественного воспроизведения музыки, то советую обратить внимание на следующие бренды:

Наушники рекомендую выбирать компаний Sennheiser и AKG, изделия данных производителей хорошо зарекомендовали себя по соотношению цена качество.

Для ПК рекомендую выбирать акустику следующих фирм: Microlab и Sven с одним нюансом акустическая система должна иметь сабвуфер для хорошего воспроизведения низких частот.

Если бюджетная акустика вас не устраивает и вы поклонник качественного звучания (Hi-Fi или Hi-End) аппаратуры, то тут все в ваших руках и ограничено лишь вашим бюджетом, рекомендации давать не буду.

Lossless в переводе с английского языка означает «без потерь». Если звуковой сигнал сжат с использованием специальных lossless звуковых кодеков, его можно при желании восстановить с абсолютной точностью.

Преимущество lossless для хранения звуковой коллекции состоит в том, что качество записей намного выше, чем у lossy кодеков, а места они занимают меньше, чем несжатое аудио. Правда, файлы lossy меньше по размеру, чем музыкальные файлы без потери качества. Большая часть современных программ-плееров понимают формат lossless. Те программы, которые не в состоянии его воспроизводить, могут легко этому научиться, используя плагин lossless. Что такое звуковые форматы lossless?

Частоты дискретизации 44.1 кГц хватит для всех?

Если вы любите слушать музыку в высоком качестве, вы наверняка замечали в информационной строке о музыкальном треке частоту его дискретизации, чаще всего она равна 44.1 кГц, иногда 48 кГц и довольно редко это значение может вырастать до 96 кГц или даже фантастических 384 кГц. Заметим, что если вы смотрите характеристики современных Hi-Fi плееров они вовсю пестрят описанием того, что они способны проигрывать музыку с частотой дискретизации до 384 кГц. Очевидно, что это лишь технические характеристики на бумаге, уверяю вас, никто, даже я, не сможет на слух отличить качественную запись при 48 кГц от той же записи но уже при 384 кГц. Не верите мне?

Давайте я приведу некоторые доводы:

  • У вашего слуха есть ограничение по слышимым частотам, в лучшем случае максимальная слышимая частота звука будет около 20 кГц;
  • Минимальная частота дискретизации должна быть не менее, чем двухкратной величиной от 20 кГц для того, чтобы ваш слух перестал замечать огрехи и воспринимал звук, как натуральный, естественный;
  • Частота дискретизации значительно влияет на размер музыкального файла.

Чаще всего человек может различить звук с частотой до 20 кГц при условии, что он младше 20 лет. Но были зарегистрированы случаи, когда человек мог различить звук с частотой 22 кГц. Примем эту частоту за максимально возможно слышимую человеком. Но надо обязательно сделать оговорку, что частоты около 20 кГц человек слышит если он младше 20 лет. Если вам за 20 лет, но до 30 лет, скорее всего ваш максимум будет равен 17 кГц, а если вы старше 30 лет, то максимально слышимые частоты будут ещё ниже.

Ну, а раз самые лучшие из нас могут слышать звук с частотой не превышающей 22 кГц, частоты дискретизации в 44.1 кГц для нас должно быть достаточно, чтобы услышать всё, что возможно.

Всё, что мы закодируем выше этого значения будет для нас бесполезно, т.к. наш слух этого просто не услышит.

Любая частота дискретизации, которая превышает удвоенную частоту звука, будет полностью передавать его характеристики без искажения (рис. сверху). Искажения происходят только тогда, когда частота дискретизации падает ниже удвоенной частоты кодируемого звука (рис. внизу)

Напомню, что с возрастом максимальная частота слышимого звука падает. Например, я уже почти не слышу звук с частотой выше 18 кГц, и чем старше я буду, тем меньший диапазон я буду слышать. Поэтому даже стандартной частоты дискретизации в 44.1 кГц для меня будет вполне достаточна, более того, даже это, на сегодняшний день скромное значение уже является избыточным для моего слуха.

Итоги

Новые форматы цифрового звука дали возможность любителям качественной музыки обзавестись собственными библиотеками на носителях информации большой емкости и слушать любимые композиции в высоком качестве, сэкономив достаточно большие деньги и довольно много места. Идеальным вариантом, безусловно, является полный комплект Hi-End оборудования, но и бюджетные варианты доставят меломанам огромное удовольствие. Ведь ощущения от прослушивания музыки несравнимы с MP3 на пластиковых колонках.

Lossless формат часто используется в работе домашней музыкальной студии. Он позволяет сохранить созданный трек в хорошем качестве. Композиция не займет много места, но ею можно будет поделиться с друзьями. Lossless музыка получает все большее распространение. Возможно, что она даже начнет вытеснять традиционные mp3 форматы.

Цифровой аудиоформат — формат представления звуковых данных, используемый при цифровой звукозаписи, а также для дальнейшего хранения записанного материала на компьютере и других электронных носителях информации, так называемых звуковых носителях.

Аудиофайл (файл, содержащий звукозапись) — компьютерный файл, состоящий из информации об амплитуде и частоте звука, сохранённой для дальнейшего воспроизведения на компьютере или проигрывателе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий