Фильтр низких частот (сабвуфер)
После того, как мы разобрались с колонками, выполним настройку магнитолы под сабвуфер. Для этого нам понадобится фильтр низких частот. С его помощью мы состыкуем частоты колонок и сабвуфера.
Ситуация выглядит следующим образом. Когда мы убрали с акустики бас (установили HPF на 80+), у нас получился громкий и качественный звук. Следующим этапом мы должны “пристыковать” к нашим колонкам сабвуфер. Для этого заходим в меню, выбираем пункт аудио, в нём находим раздел управление сабвуфером.
Здесь имеются три значения:
- Первая цифра – это частота среза сабвуфера. Здесь всё так же, как и с эквалайзером. Конкретных значений установки просто не существует, а диапазон, в котором можно “поиграться”, составляет от 63 до 100 Гц.
- Следующая цифра – это громкость нашего сабвуфера. Думаем, тут всё просто, можно сделать сабвуфер громче или тише относительно акустики, шкала от -6 до +6.
- Следующая цифра – это крутизна затухания частот. Она также, как и в HPF может быть или 12 или 24. Здесь также небольшой совет: если устанавливаете высокий срез, то сделайте крутизну спада на 24, если более низкий, то можно установить на 12 или 24.
Какой должна быть правильная настройка сабвуфера в машине?
Настройкой сабвуфера нужно заниматься ещё на этапе проектировки короба для динамика. Во время этого учитывается множество различных параметров: музыка, которую чаще всего будет слушать владелец, усилитель, который будет работать с динамиком и автомобиль, в котором будет стоять сабвуферный корпус.
При проектировании короба важную роль играют и параметры динамика, которые определяют, в каком акустическом оформлении он сможет работать. Например, если динамик способен хорошо играть в фазоинверторном корпусе, его порт можно настраивать как выше, так и ниже, в зависимости от предпочитаемой музыки.
Конечно, если вам достался сабвуфер в заводском корпусе, возможности его настройки ограничены. Но при грамотном подходе добиться приемлемого звучания вполне реально. С чего начать настройку сабвуфера?
Сабвуфер: понятие и предназначение в домашнем кинотеатре
Обратите внимание! Низкочастотные звуки локализуются плохо, то есть на слух источник звучания определяется сложно. В связи с этим в многополосной стереосистеме рекомендуем устанавливать всего один низкочастотный динамик
Такой вариант комплектации позволит сохранить пространство и уменьшит общую стоимость акустической системы без потери качества звука.
Сабвуферы, как правило, применяют в тех стереосистемах, которые рассчитаны на просмотр фильмов, наполненных спецэффектами; а также на прослушивание современной насыщенной басами музыки. На выходе получаем более объёмное и реалистичное звучание.
Сабвуфер устанавливают вместе с фронтальными колонками
Настройка или как изготовить корпус
Как правильно настроить активный сабвуфер в машине
Чтобы сабвуферный динамик нормально функционировал, необходимо сделать для него качественный корпус.Именно от качества сабвуферного ящика зависит его дальнейшее звучание:
- Если литраж ящика будет неверным, то динамик не будет играть. От него будут издаваться звуки, напоминающие хрипение.
- Имея хлипкий сабвуферный ящик, нельзя будет достигнуть четкого баса. Напротив, он всегда будет плохо слышимым.
- Необходимо, чтобы корпус обладал правильной формой, иначе внутри него могут образовываться «стоячие волны», влияющие на качество звучания.
Одними из лучших корпусов являются те, которые делаются на заказ. Производителю нужно предоставить размеры динамика или его самого. За счет этого будут учтены все тонкости и нюансы устройства, поэтому звучание не будет примитивным.
Как самостоятельно настроить сабвуфер
Сабвуфер активный как настроить
акустическая система Поэтому сейчас мы обсудим, как можно настроить сабвуфер своими силами:
Следует приобрести специальный диск. Он позволит выявить недочеты всей акустической системы, включая и самого сабвуфера. На этот диск записана специальная мелодия, которая позволяет услышать даже минимальные недочеты.
Специальный диск для настройки
- Настраивать активный саб необходимо до тех пор, пока звучание этого диска не будет идеальным именно для пользователя.
- Собственно, что такое настройка? Это последовательное переключение трех кнопок: Bass, Tribble, Sub.
Установку сабвуфера и его настройку в машине, как видим, можно проделать легко своими руками. При этом нужно учитывать, что такой процесс невозможен без первичной подготовки. Так, изначально следует просмотреть фото с подобной тематикой. Возможно, на просторах интернета встретится какая-то инструкция, которая также не будет лишней. Видео на эту тему тоже будет кстати. Цена установки и настройки в автосервисе может быть разной: монтаж активного саба начинается от 3500 рублей.
Пассивный излучатель своими руками
Можно легко сделать пассивный излучатель своими руками, удалив у низкочастотного динамика магнитную систему и подвижную катушку. Лучше использовать басовый динамик диаметром не меньше предполагаемого активного излучателя. Так же не лишним будет немного утяжелить диффузор.
Не обязательно препарировать нормальный динамик, чтобы сделать из него пассивный динамик своими руками. Лучше использовать его по назначению, а в дополнение к нему дешево купить пассивный излучатель на AliExpress.
Показанные выше пассивные излучатели отлично подходят для создания самодельных портативных колонок. Они обладают диаметром 2 дюйма и стоят всего 143 рубля за пару. Покупать рекомендую в этом магазине.
Еще более интересный вариант:
Эти пассивные излучатели уже меньше похожи на обычные динамики потому, что лишены металлической корзины и имеют минимальную толщину. Они обладают диаметром 3 дюйма (79мм), за счет чего могу обеспечить лучшие басы. Обойдутся они несколько дороже — 515 рублей за пару. Ссылка на магазин.
Больше диаметр — больше басов:
Это уже 4-х дюймовый пассивный излучатель басов. Его цена так же не столь велика и составляет 260 рублей. Купить его можно тут. Однако благодаря большему диаметру он еще лучшую отдачу по низким частотам.
Подключение и настройка сабвуфера в системе домашнего кинотеатра – пошаговая инструкция с фото
Как ни странно, процесс подключения сабвуфера от ДК начинаем с выбора «правильного» места для его установки. В идеале устройство размещаем рядом с фронтальным динамиком.
Размещение саба – важный момент
Но, к сожалению, сделать это не всегда удаётся. Тогда устанавливаем саб туда, где он не будет путаться под ногами, с учётом некоторых правил. А именно:
- Для получения большего баса устанавливаем рядом с несущей стеной, для более деликатного звучания – в глубине помещения.
- Сабвуфер с фазоинвертором отодвигаем от стены на 20-30 см.
- Не размещаем динамик рядом с тонкой стеной, окном, сервантом и т.п. При работе саба подобные поверхности будут вибрировать, что добавить некую грязь в звучание.
Подключение
В процессе подключения сабвуфера, в принципе, нет ничего сложного. К системе подсоединяем одним из трёх способов. Рассмотрим каждый.
- Первый вариант, самый простой и распространённый – это подключение канала низкочастотных эффектов (LFE или Low Frequency Effect) к ресиверу ДК. Подойдёт практически для каждого AV-ресивера, а также усилителя с отдельным выходом для саба. Для подключения используем кабель сабвуфера. Входы и выходы следующие: на ресивере, как правило, «SUB OUT» или «Subwoofer Out»; для саба – «LFE INPUT», «LINE IN». После не забываем включить устройство в ближайшую розетку. Если на ресивере нужный разъём всего один, а подключить нужно несколько устройств, рекомендуем воспользуемся У-образным сабвуферным кабелем.
- Если же вышеупомянутых входов и выходов на имеющейся технике нет, ищем другие, и подключаем, используя один из двух нижепредложенных вариантов.
Подключение кинотеатра
Настройка
После установки сабвуфера, а также его подключению к источнику сигнала и сети, переходим к настройке оборудования.
Проверяем и в случае необходимости корректируем следующие параметры:
- При наличии регулятора фильтра верхних частот (ФВЧ), устанавливаем максимальное допустимое значение – обычно 120 Гц.
- Переключатель фазы устанавливаем на «0» или «Normal», регулятор – в крайнее положение («0»).
- Регулятор громкости рекомендуется устанавливать на 1/3 от наибольшего значения.
- Рекомендуемая частота раздела кроссовера – 80 Гц.
- На AV-ресивере выбираем «Stereo» в качестве режима звучания.
О сабвуфере
Решение было осознанным и вполне созревшим. Знакомый меломан, уже обладающий трифоником, только подливал масла в огонь. Позже, в ходе одного из тестов аудиоаппаратуры, мне довелось объединить и настроить трифоник собственноручно. Конечно же, желание применить этот практический навык в домашних условиях только усилилось.
И вот, наконец-то, заветный день настал.
Мой выбор остановился на сабвуфере в закрытом ящике M&K Sound SB12. Черный глянцевый красавец, под стать моей полочной акустике. Размеры саба не очень-то скромные: высота и ширина — 381 мм, глубина — 438 мм. Вес при этом превышает 20 кг.
На лицевой панели расположен 12-дюймовый драйвер из целлюлозы. Боковые и верхняя панели остались нетронутыми. На нижней панели установлено пять резиновых опорных ножек. Тыльная сторона разместила на себе все имеющиеся у саба терминалы подключения, элементы управления и радиатор охлаждения. Пиковая мощность, которую указал производитель — 250 Вт. Частотный диапазон: 20–200 Гц.
Касаемо функционала, опишу лишь те нюансы, с помощью которых было осуществлено подключение, настройка и доводка сабвуфера.
Тумблер питания имеет три положения: «On», «Off» и «Auto». Последний режим пришелся очень кстати — сабвуфер сам включается при поступлении входящего сигнала и так же сам отключается, когда сигнал какое-то время отсутствует. В моем сценарии эта опция оказалась востребована.
Регулировка фазы плавная: от 0 до 180. Регулировка кроссовера реализована от 40 Гц до положения «Bypass», когда кроссовер дает сабу полную волю. Последний регулятор управляет громкостью сабвуфера.
Ниже расположились две пары терминалов подключения по высокому уровню. Еще ниже — идентичные две пары терминалов, но другого предназначения. С их помощью можно подключить к сабу стереопару.
Аудио
Передние динамики
Настроив радиоприёмник, а также подключив источники звука, можно заняться качеством звучания.
- После настройки громкости нажимают на регулятор, чтобы попасть в меню настроек.
- Здесь ищут пункт «Аудио».
- Нажав на рукоятку, входят в это меню.
- Полистав его, находят указание Fader.
- Нажимают на ручку, чтобы попасть в это подменю.
- Как обычно, выбирают меню Fader (оно должно замигать).
- Крутя рукоятку, ставят значение в 15 единиц.
- Однократным качанием ручки влево выходят обратно в меню «Аудио».
- Теперь нужно найти фильтр высоких частот — HIGH PASS FILTER (HPF).
- Входят в меню.
- На экране, скорее всего, HPF также равен нулю.
- Подкрутив рукоятку, ставят 50.
- Качая рукоятку влево, выходят из меню.
Задние динамики
Передние динамики чисто работают, теперь пора задние динамики на полке перевести в режим сабвуферов — благо Pioneer и такое может.
- Выключают магнитолу.
- Нажав, удерживают кнопку включения (как будто собираются настраивать режим «демо»).
- Попав в меню, ищут надпись в виде SW Kontrol.
- Утопив рукоятку, входят в это меню.
- Вращением её выставляют параметр на SW.
- Подтверждают, нажав на рукоятку ещё раз.
- Нажимают кнопку выключения — сохранение параметров, выход из меню.
- Затем возвращаются в меню «Аудио» (нажатие на ручку громкости и выбор вращением).
- Нажав на ручку, входят в меню.
- Здесь ищут надпись SW SETTING1. Нажимают на ручку для входа.
- Из трёх вариантов, представленных в меню, выбирать нужно один из двух — Normal или Rev.
- Выбрав, качают ручку влево — возврат в «Аудио».
- Поворот ручки по часовой стрелке высветит меню SW SETTING2.
- Входят в него нажатием на рукоятку. Заводская настройка покажет 80 HZ 0. Вращая рукоятку, уменьшают первое значение.
- Выбрав желаемое, качают ручку вправо для изменения второго параметра. Это уровень мощности. Диапазон здесь от минус шести до плюс шести. Дать оптимальные параметры не получится — всё зависит от качества используемых динамиков.
- Нажав Band, выходят из меню.
Перед тем как переходить к следующим настройкам, проверяют на разной громкости, как работают выбранные настройки. Если что-то не нравится — повторяют описанные шаги, пробуя другие значения.
Тонкомпенсация
Спрятан этот параметр в том же меню «Аудио».
- Входят в меню, находят параметр Loudness.
- Выбирают нажатием на ручку.
- Здесь предлагается три значения — High, Middle, Low (соответственно высокий, средний, низкий).
- Этот параметр отвечает за подстройки частот при низком уровне громкости. Оптимальные установки тут тоже дать не получится — выставляют опытным путём.
- Качая ручку влево, выходят в «Аудио» или из настроек — нажав Band.
Настройки эквалайзера
Для продвинутых меломанов приведём ещё несколько настроек эквалайзера. Скрыты они в том же меню «Аудио».
- Войдя в меню, вращают рукоятку для выбора параметра EQ SETTING.
- Входят в это меню (в зависимости от модели, возможно, тут будет нужно войти ещё в одно меню). Три параметра, предлагаемых в этом меню, отвечают раздельно за настройки нижних, средних, высоких частот.
- Выставляют в соответствии со своими предпочтениями. В некоторых моделях здесь можно выбрать несколько предустановленных настроек. В зависимости от динамиков и собственных предпочтений настраивают эти параметры.
Настройки тут ничем не отличаются от других — выбор нажатием, изменение вращением, выход на уровень выше — качанием ручки влево.
Тонкости настройки оборудования
Разобравшись с тонкостями использования и акустического оформления, приступаем к «святая святых» – настройке звука. Подразумевается, что акустическое оформление на основании параметров Тиля – Смолла было рассчитано верно, машина проклеена виброизоляцией, и на шумоизоляцию тоже денег не пожалели.
Стоит заметить, что настройки для получения максимального звукового давления (SPL) и качественного звука (SQ) несколько различаются. Хочется надеяться, что вас интересует именно качество звука, а не то, как у вашей подружки вылетает парик в приоткрытую форточку. Итак, приступим.
- Для начала отключаем тонкомпенсацию (Load) в головном устройстве, эквалайзер ставим в нулевое положение (Flat). Bass boost на усилителе тоже пока не трогаем, оставим его в минимальном положении.
- На усилителе, если это возможно, выбираем максимальную крутизну ФНЧ (low pass). Отлично, если это 24дб/окт. Частоту среза выставляем на 110 Гц.
- Скармливаем магнитоле тестовый диск и включаем частоту 40, потом 60 Гц. Крутилкой (ой, потенциометром!) чувствительности регулируем усилитель, чтобы не было искажений на максимальной громкости магнитолы.
- Далее запускаем «скользящий тон». Слушаем, в каком диапазоне вступает мидбас, нет ли локализации. Если локализация баса присутствует – понемногу понижаем частоту среза со 110 вплоть до 70 герц.
- С локализацией разобрались. Теперь включаем «розовый шум» с басом сначала в противофазе, потом синфазно с мидбасом. Синфазный звук должен быть объёмным, «мясистым». Если наоборот – то смело меняем фазу. Для этого либо изменяем настройки магнитолы, либо щёлкаем соответствующим переключателем на усилителе, либо банально меняем местами провода на басовом динамике.
- Теперь запускаем белый шум и снимаем АЧХ. Если она соответствует вашему идеалу – оставляем всё как есть, результат достигнут. Если же нет – аккуратно задействуем подъём низких частот.
Для измерения АЧХ можно воспользоваться смартфоном, благо сейчас на платформе Android выпущено множество разных частотомеров и измерителей звукового давления.
Что можно улучшить
Говоря о настройках, стоит уточнить, что Pioneer понятие магнитола расценивает не просто как устройство для прослушивания радио или записей. В этом девайсе можно увидеть дату, время и многое другое, если они настроены. Представляться информация может на нескольких языках — либо это будет японский (так как бренд — японец по происхождению), либо, что чаще встречается — английский.
Будет ли в меню русский, зависит от многих факторов, но даже английское меню разобрать проще, чем японское. Некоторые дополнительные функции — например, порты USB, также нужно будет включать через меню. Не говоря уже о вышеописанной проблеме подключения конкретных динамиков.
Расчет пассивного излучателя
Другим положительным качеством фазоинвертора с закрытым отверстием является несколько большая синфазность движений обоих диффузоров в области резонанса по сравнению с движением объема воздуха в отверстии и диффузора громкоговорителя в обычном фазоинверторе. Резонансная частота фазоинвертора с закрытым отверстием равна (также как и обычного):
где mф — масса подвижной системы пассивного радиатора плюс соколеблющаяся с ним масса воздуха, присоединенная к диффузору, г; Сф — результирующая гибкость (величина, обратная упругости) объема воздуха в ящике и дополнительной подвижной системы, см/дин.
Расчет фазоинвертора с закрытым отверстием производят следующим образом: выбрав объем ящика Vф и, зная эффективный диаметр диффузора пассивного радиатора Dэф определяют гибкость воздушного объема из выражения:
Здесь объем ящика Vф выражен в см3, а эффективный диаметр диффузора пассивного радиатора Dэф в см. Напомним, что эффективный диаметр диффузора равен Dэф =0,85–0,9 Dдиф, где Dдиф — полный диаметр диффузора.
Эквивалентный эффективный диаметр диффузора эллиптической (овальной) формы равен:
где Dб — большой, а Dм — малый диаметр эллипса. Поскольку гибкость подвеса диффузора пассивного радиатора Спод много больше, чем гибкость воздушного объема ящика Сф, ее влияние на суммарную гибкость крайне мало и им можно пренебречь.
Общая гибкость определяется по формуле:
И когда Спод>>Cф, Собщ≈Cф.
Приняв, как обычно, резонансную частоту закрытого фазоинвертора, равной основной резонансной частоте громкоговорителя, находят массу мф, соответствующей этой частоте и гибкости выбранного объема:
Как указывалось выше, в эту массу входит масса диффузора пассивного радиатора mрад и присоединенная масса соколеблющегося с ним воздуха Δm, т.е. mф = mрад + Δm. Величина Δm зависит от эффективного диаметра диффузора и определяется выражением Δm = 8*10-4D3эф г. Таким образом, диффузор радиатора должен обладать массой mрад = mф – Δm; практически этой величине и будет равняться масса груза, который необходимо установить на диффузоре. Для облегчения необходимых расчетов в таблице приводятся значения гибкости объема Сф для ящиков объемом от 20 до 80 литров и диффузоров пассивного радиатора с эффективным диаметром от 15 до 22 см, там же указанна величина присоединенной массы воздуха Δm для тех же диаметров диффузоров.
Vф, л | Гибкость объема ящика, см/дин 10-6 при Dэф, см | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 22 | |
Δ m, г | 1,7 | 3,3 | 3,9 | 4,7 | 5,5 | 6,4 | 8,6 |
20 | 0,45 | 1,35 | 0,27 | 0,22 | 0,17 | 0,14 | 0,1 |
30 | 0,67 | 0,52 | 0,41 | 0,32 | 0,26 | 0,24 | 0,15 |
40 | 0,9 | 0,69 | 0,55 | 0,43 | 0,35 | 0,29 | 0,19 |
50 | 1,12 | 0,87 | 0,68 | 0,54 | 0,44 | 0,366 | 0,24 |
60 | 0,35 | 1,04 | 0,82 | 0,65 | 0,52 | 0,43 | 0,29 |
70 | 1,57 | 1,21 | 0,95 | 0,76 | 0,61 | 0,5 | 0,34 |
80 | 1,8 | 1,4 | 1,09 | 0,87 | 0,7 | 0,57 | 0,39 |
Величина гибкости объема воздуха в ящиках с промежуточными значениями и эффективного диаметра диффузора радиатора определяют методом интерполяции по двум соседним значениям гибкости, между которыми находятся принятые размеры.
Для примера определим массу груза, который должен быть укреплен на диффузоре пассивного радиатора диаметром Dдиф=22 см, устанавливаемом в ящике ФИ объемом Vф=50 л при резонансной частоте ФИ 45 Гц. Эффективный диаметр Dэф=0,87* Dдиф=0,87*22=19 см. Находим по таблице гибкость объема воздуха в ящике при таком эффективном диаметре диффузора; это гибкость равна Сф=0,44*10-6 см/дин. Полная масса диффузора должна быть:
Присоединенная масса воздуха, согласно таблице, равна Δm=5,5 г. Следовательно, для получения заданной резонансной частоты необходимо установить дополнительный груз mрад = mф – Δm = 28,4-5,5 ≈ 23 г. Дополнительный груз представляется собой стальной или медный (латунный) диск толщиной h, которая для стали в зависимости от диаметра диска d, равна
Как указывалось выше, магнитная система и центрирующая шайба удаляются из громкоговорителя, предназначенного для работы в качестве пассивного радиатора. Это делается для того, чтобы увеличить гибкость и линейность движения подвижной системы, и устранить опасность касания звуковой катушки.
При этом не уменьшается действующий объем ящика.
Как правильно регулировать параметры настройки
Важно учесть личные предпочтения водителя. В целом настройки зависят от того, какую музыку вы слушаете
- Поклонникам рэпа, хип-хопа и дабстепа часто нравится «глубокий» бас, который заставляет все тело вибрировать. Чтобы его получить, надо установить звук на уровень около 30–50 Гц. Кстати, эти жанры — пожалуй, единственные, где вообще используются такие низкие звуки.
- Если вы предпочитаете инструментальную музыку, то минимальный уровень частот будет составлять 40 Гц. Ниже — просто не нужно. Более того, если настроить басы слишком низко, контрабас и бас-гитара потеряют обертоны, а значит, звук станет «искусственным», словно «электронным».
- Поклонникам «клубной» музыки («хаус», «транс») тоже не требуются слишком низкие частоты. Для воспроизведения драм-машин требуется область от 40 до 100 Гц.
Важно согласовать сабвуфер с мидбасом, иначе низкие частоты потеряют эмоциональность. Это вредно и для «живых» инструментов, и для электронной музыки
С переключателями савбуфера BASS и LPF вам нужно будет экспериментировать
Музыка для настройки и проверки
Независимо от того, какой музыкальный стиль чаще всего будет прослушиваться через аудио-систему автомобиля, сабвуфер должен быть настроен оптимально для всех направлений, которые отличаются низким частотным спектром. Он делится на два вида низких частот:
- полезные низы — придают насыщенности;
- паразитные низы — не уловимы человеческим ухом, ощущаются на физическом уровне в виде легкого дискомфорта.
Настройка предполагает именно избавления или снижение паразитных низов, частота которых от 30 до 40 Гц. В основном они используются в электронных музыкальных композициях и являются ее характерной чертой, которую не стоит убирать. Поэтому использовать электронную музыку для настройки не целесообразно. Оптимальным материалом для проверки будет использование композиций с классическими инструментами. Это позволит сравнить звучание знакомых инструментов и определить паразитные звуковые частоты, так как в классической музыке редко встречаются басы ниже, чем 30 Гц.
Существуют также специальные программы для настройки акустических систем, тонгенераторы, которые помогают настроить автомобильный сабвуфер максимально точно при помощи проигрывания звука в указанным пользователем диапазоне частот.
Оптимальные настройки для сабвуфера
Как настроить сабвуфер в машине на усилителе. Входная чувствительность не является регулятором громкости, хотя при её увеличении громкость так же возрастёт. Функция «Gain» согласовывает уровни головного устройства и усилителя активного сабвуфера. Ручка сделана под шлиц для отвёртки и может иметь цифровые обозначения, например, от 0,2 до 5,0 В. Существует несколько методик согласования уровней. Если под рукой нет осциллографа, то правильная настройка саба делается на слух. На вход сабвуфера подаётся музыкальный сигнал хорошего качества с невысоким уровнем громкости. Предварительно ручка «Gain» устанавливается на минимум. Далее громкость на головном устройстве медленно увеличивается до появления слышимых искажений. Затем уровень уменьшается до появления чистого звука. Точно так же настраивают «Gain», увеличивая уровень сигнала до появления искажений и «сдают» немного назад. При воспроизведении музыкальных фрагментов на записи могут оказаться очень низкие обертоны или инфранизкие частоты. Эти звуки человеческих ухом практически не воспринимаются, но электромагнитная система динамика их чувствует, и диффузор на них реагирует. На таких низких частотах ход диффузора увеличивается и на больших уровнях громкости звуковая катушка может выйти из строя. Чтобы отсечь такие паразитные колебания в сабвуфер встраивается фильтр инфранизких частот или «SubSonic». Этот регулятор сабвуфера в автообрезает все частоты от 25-30 Гц и ниже. Фильтр регулируемый и рядом с ручкой обозначается частота среза, которая может выбираться в пределах 10 Гц-50 Гц. Такая регулировка имеется не во всех активных сабвуферах.
Звуковые волны, излучаемые динамиками, расположенными в разных местах, неодинаково доходят до слушателя. При этом звуковая картина лишается цельности и слышится размазанной, так как отдельные звуковые потоки сдвинуты по фазе относительно друг друга. Регулировка фазы «Phase» нужна для того чтобы устранить этот дефект и синхронизировать сабвуфер с остальными акустическими системами. Самой простой настройкой является прослушивание музыки, когда помощник вращает регулировку до получения лучшего звучания. Для точной настройки фазы потребуется генератор синусоидального сигнала. Сначала нужно поменять полярность громкоговорителя. Затем подать сигнал на общий усилитель и на сабвуфер. Вращением регулировки «Phase» добиться самого тихого звука. Это будет означать, что динамики находятся в противофазе. Затем восстановить правильную полярность. Фаза отрегулирована правильно.
Правильная настройка активного сабвуфера невозможна без регулировки фильтра LPF. Поскольку громкоговоритель сабвуфера предназначен только для воспроизведения низких частот, этот регулируемый фильтр обрезает все частоты выше определённого порога, пропуская только низкочастотную составляющую. На регулировке указаны пределы установки частоты среза. Это может быть 40-250 Гц или другие величины. Обычно на сабвуферах выставляют частоту среза фильтра в диапазоне 50-65 Гц.
Регулятор «BassBoost» позволяет поднять коэффициент усиления блока в узкой полосе частот. Обычно это 40-45 Гц. Эта регулировка используется для выравнивания амплитудно-частотной характеристики на определённом участке. Тем, кто не является специалистом автомобильной электроники, эту регулировку трогать не рекомендуется.Если слишком поднять усиление можно легко спалить сабвуфер. С помощью измерительных приборов можно лучше настроить сабвуфер в машине, но это можно сделать и на слух.
Настройки базовых функций на «Пионере»
Отключите «Демо»
Прежде чем вносить изменения в настройки магнитолы, отключают режим «Demo». Магнитола Pioneer и ряд других современных автомобильных аудиосистем имеют режим демонстрации функционала. Пока его не выключат, любая настройка будет сохраняться ровно до момента выключения. Если нет желания при каждом включении настраивать свои предпочтения заново — режим нужно выключить.
Главная ручка управления на магнитолах «Pioneer» c подписями главных кнопок управления
Делается это следующим образом:
- Выключают магнитолу (нажимают и удерживают клавишу SRC, пока дисплей не погаснет).
- Нажимают ту же клавишу ещё раз, удерживают её до появления стартового меню.
- Регулятором громкости выбирают в меню опцию «Система», а затем «Demo». Справа от неё будет указано положение On.
- Любой из стрелок по бокам ручки громкости переключают положение в Off.
- Для сохранения настроек нажимают клавишу Band. Режим выключен, сохранен в памяти, магнитола выключается. Можно переходить к другим настройкам.
Ручка громкости в технике этого бренда также выполняет функции джойстика — кроме вращения, её можно утапливать и двигать вверх-вниз или влево-вправо для выполнения определённых настроек.
Настройка времени
- Повторяют пункты 1–2 из вышеописанной инструкции.
- Затем вращением ручки в меню выбирают раздел «Система».
- Нажимают ручку и в новом меню выбирают настройку часов.
- Стрелкой вправо входят в настройки.
- Вращением «Громкости» против/по часовой стрелке устанавливают значение.
- Однократным нажатием на неё подтверждают.
- Стрелкой влево выходят из настройки.
Язык и календарь
Как и часы — эти параметры находятся в меню «Система». Принцип настройки полностью повторяет установку часов. Как и часы, календарь можно выставлять по отдельности — день, месяц, год.