Битва «форматов»
Вся эволюция грампластинок окутана разногласиями в мире стандартов: размеры, принципы записи, материалы изготовления, скорость записи.
Размер. В конце 1890-х существовал единый утвержденный стандарт – 7-дюймовая пластинка с высокой скоростью вращения. В 1903 в обиход входит новый стандарт – «гигант» с диаметров в 12 дюймов. Несколько лет спустя появляются еще один вариант – 10-дюймовые грампластинки. На рынке СНГ общепринятыми размерами считаются пластинки, диаметр которых составляет 175, 250 и 300 мм.
Технология записи. Вплоть до 1920 года единственным методом звукозаписи оставался механический. Частотный диапазон при такой записи составлял скудные 150 – 4000 ГЦ. В 1920-м году начинается эра электроакустической записи, а в качестве звукоснимателя используется микрофон. Именно в этом году эра грампластинок получает новой «звуковое дыхание» с возможностью воспроизведения ЧД от 15 до 10 000 ГЦ.
Граничная вместимость. Скорость вращения. Еще одна характеристика всей эры грамзаписи, переживавшая постоянные изменения – скорость вращения пластинки. Общепринятый «советский стандарт» в 78 оборотов в минуту позволял вместить до 12 минут звучания. Для продолжительной записи разговора использовались «медленные пластинки» со скоростью вращения в 8 и 1/3 оборота за минуту. Еще один стандарт – 45 оборотов в минуту. Финальной точкой в борьбе скоростей стал выход долгоиграющих пластинок 33 1/3 оборота.
Моно-стерео-квадро.Принцип воспроизведения грампластинок основан на «считывании» иглой звукового рисунка, расположенного во множественных пазах (дорожках) пластинки. Вплоть до 1958 года выпускались пластинки класса моно: игла считывала только вертикальные вибрации. Затем появляются стерео пластинки: вертикаль отвечает за левый канал, а шероховатости, размещенные по горизонтали – за правый. Существовали и варианты квадрофонического звучания, но технология так себя и не оправдала.
Выравнивание и взвешивание
Как только это будет сделано , пора положить отслеживающий груз на заднюю часть руки. На этом этапе не беспокойтесь о точной установке прижимной силы. Просто поворачивайте гирю, пока рука не уравновесится, а затем продолжайте движение по направлению к оси поворота, чтобы добавить примерно 1,5-2,0 грамма. Это просто означает, что картридж будет правильно сидеть в канавке для записи, а не парить над ним. На этом этапе смещение рычага должно быть установлено на ноль.
Далее вам понадобится датчик выравнивания трекинга. Используйте параллельные линии, чтобы выровнять корпус картриджа. Измерение выполняется в двух разных точках: одна по направлению к центру диска, а другая — к внешнему краю.
После того, как вы выровняете картридж в одном из этих положений, переместите рычаг в другое. и при необходимости отрегулируйте. Вы можете обнаружить, что вам придется поработать между ними несколько раз, пока все не выровняется именно так. Это требует немного терпения, но после того, как картридж будет правильно выровнен, верх иглы будет располагаться под правильным углом в канавке для записи, уровни искажений упадут, а износ записи будет сведен к минимуму.
Один раз у вас правильное положение картриджа, полностью затяните крепежные болты. Однако не переусердствуйте, так как если зайти слишком далеко, можно повредить корпус картриджа. Просто все должно быть достаточно туго, чтобы картридж не двигался.
Теперь вы можете правильно установить контрольный вес с помощью весов. Производитель картриджа порекомендует подходящий диапазон прижимной силы, обычно от 1,5 до 2,5 г, при этом удельный вес указан как наиболее подходящий. Этот вес был бы нашей отправной точкой, но, учитывая производственные допуски и использование разных рычагов, иногда можно добиться лучшего звука, немного поэкспериментировав. Однако обычно лучше оставаться в пределах рекомендуемого диапазона.
Если звук немного тусклый и безжизненный, значит, вы ушли слишком тяжелый, в то время как тонкая или агрессивная презентация означает, что отслеживающий груз слишком легкий. Если вы переборщите с легкостью, возможно, в попытке уменьшить износ пластинки, картридж выйдет из строя, повредив при этом канавки пластинки. Как ни странно, если сомневаетесь, сделайте прикосновение тяжелее — кончик стилуса будет сидеть в канавке записи с большей стабильностью, производить меньше искажений и вызывать меньше повреждений.
Многие высококачественные деки позволяют пользователю регулировать высота тонарма. Обычно при воспроизведении тонарм устанавливается параллельно пластинке, хотя иногда картридж может иметь особые предпочтения в зависимости от его конструкции. Однако, как правило, если рука слишком высока, вы получите яркий, прямой звук, и наоборот, если рука будет слишком низко.
Хотя все это кажется немного хлопотным, чтобы исправить это, вам нужно сделать это только один раз. Если все правильно установлено и выровнено, вы сведете к минимуму любые искажения, уменьшите искажение при износе пластинки и оптимизируете характеристики картриджа. Вы не можете требовать большего.
Еще:
- Лучшее проигрыватели: бюджетные, средние, высококачественные
- Как установить проигрыватель винила
- Как добиться наилучшего звучания вашего проигрывателя
- 9 доступных способов модернизации вашего проигрывателя
- 14 лучших аксессуаров для виниловых проигрывателей для лучшего звучания винила
В чем разница между MC- и MM-картриджами?
Любой радиотехнический интерфейс (в данном случае – между картриджем и фонокорректором) для максимально полной передачи информации требует от обоих компонентов соответствия определенных электрических параметров – таких как коэффициент усиления и импеданс.
MM-картриджи, как правило, обладают более однородными электрическими характеристиками, что позволяет производителям разработать одну схему, подходящую почти всем. У головок второго типа все не так просто.
MC-картриджи с высоким уровнем выходного сигнала почти не отличаются от своих MM-собратьев, тогда как у головок с низким уровнем он меньше того во много раз. Для оптимизации соотношения сигнал/шум фонокорректор должен обеспечивать переменный коэффициент усиления. Для большинства MM-картриджей будет достаточно 40 дБ, MC-моделям необходимо от 50 до 70 дБ.
Магнитные катушки также различаются по сопротивлению, емкости и индуктивности – все эти три параметра вносят вклад в общий импеданс. Верно подобранные, они обеспечивают оптимальность подключения картриджа и фонокорректора, а также более качественный звук.
Большинство производителей MC-картриджей задают приемлемые значения этих параметров; но, как всегда, стоит поэкспериментировать.
Может оказаться, что именно в вашей системе небольшое изменение одного показателя сделает звук заметно лучше. Обычно с понижением сопротивления растет плотность звучания и уменьшается выразительность тонального характера. Как правило, его значение составляет от 100 до 500 Ом.
Показатели емкости варьируются от 200 пикофарад до 1 нанофарады – чем выше значение, тем сильнее отфильтровываются самые высокие частоты. Если ваша система достаточно прозрачна, изменения будут отчетливо слышны.
Планы и доработки
Один из недостатков винтажных систем – их старость, поэтому в ближайших планах доработка электроники, пересмотр и замена комплектующих на более современные, новые, замер и подгонка параметров вращения диска, при необходимости, доведение его до заводских параметров.
Есть желание дополнить проигрыватель для начала системой пассивного наблюдения за скоростью вращения на базе Ардуино. Далее возможно допиливание до автоматического контроля над скоростью с помощью замены ручного регулятора переменного сопротивления на электронный, с программным контролем.
Есть желание поменять опорные ножки, очень уж неудобные они для регулировки оказались.
Возможно замена некоторых слоев дерева, для красоты корпуса.
Выбор правильного фонокорректора
Выполнив все вышеперечисленное, вы обеспечите качественную работу проигрывателя; однако это еще не все. Одним из побочных эффектов перехода к цифровым музыкальным форматам стало отсутствие фонокорректора у многих усилителей.
И даже когда он имеется у той или иной вертушки класса «подключи и играй», при разработке о нем думают в последнюю очередь, и рассчитывать на оптимальное качество звучания не стоит.
Для чего нужен фонокорректор? Он обеспечивает дополнительное усиление (сигнал с картриджа может быть в тысячу раз слабее, чем от CD-проигрывателя) и выравнивает тональный баланс.
Виниловый диск физически не способен передать тот объем НЧ, который производят музыканты при записи, так что тональный баланс сигнала, снятого с него, сильно сдвинут в сторону более высоких частот. При воспроизведении фонокорректор компенсирует этот изъян. Правильный выбор этого аксессуара позволит вашему проигрывателю развернуться в полную силу; неправильный – породит подозрения о том, что в виниле нет ничего особенного.
С ними фонокорректору приходится тратить меньше сил на звукоусиление, и недостатки системы подчеркиваются в меньшей степени.
Как работают виниловые пластинки?
Внимательно посмотрите на диск. Спиральная канавка заполнена множеством мельчайших бугорков, которые приводят в движение иглу головки звукоснимателя (картриджа). При помощи электромагнитного механизма в ее корпусе это движение преобразуется в электрический сигнал.
Тонкий алмазный наконечник иглы должен реагировать на бугорки величиной в микрон (одна тысячная миллиметра) – это очень сложная задача! Любые колебания, дошедшие извне, ухудшают способность картриджа к передаче информации с диска.
Возмущения могут вызываться разными причинами: это может быть звук из колонок, шаги, передающиеся по полу, и даже уличный транспорт, если стены дома не защищают от вибрации, вызванной его движением. И это вовсе не шутка.
Проведите эксперимент: установите иглу картриджа на диск, но не включайте двигатель. Поднимите громкость усилителя и легонько постучите по стойке под проигрывателем и по нему самому, а потом прогуляйтесь рядом с местом его установки. Гулкий звук, который вы услышите из колонок, порожден механической энергией, воспринятой вертушкой. Ужасно громко, правда?
При воспроизведении винилового диска эта «лишняя» энергия по-прежнему передается на проигрыватель, не только усложняя его работу, но и внося свой вклад в звучание. В результате в лучшем случае его качество слегка понизится; в худшем – зловещая обратная связь совершенно испортит все дело.
Именно поэтому, если вы мечтаете о качественном звуке, прежде всего, позаботьтесь о надежности установки проигрывателя.
Настройка высоты тонарма и ориентации картриджа
Большинство проигрывателей средней и верхней категорий позволяют настраивать высоту тонарма. Чаще всего он располагается параллельно плоскости пластинки, хотя это зависит от дизайнерской концепции производителя. В общем случае при слишком высокой установке тонарма звук при увеличении громкости становится ярким и напористым, при слишком низкой – наоборот.
Если картридж не установлен в тонарм, придется немного поработать. Большинство моделей крепятся при помощи двух болтов. Будьте внимательны: они очень маленькие и легко теряются. У некоторых моделей в корпус встроены закладные гайки, которые упрощают процесс.
После установки картриджа в тонарм к нему необходимо прикрепить тонкие и хрупкие провода. Для удобства они окрашены в разные цвета. В корпусе головки звукоснимателя очень мало места, так что для монтажа вам понадобятся маленькие длинногубцы. Будьте осторожны: повредить контакты и даже сами провода не так уж сложно.
Далее необходимо выровнять картридж. Это делается при помощи шаблона. Можно купить дорогой металлический, но и простой картонный из комплекта поставки вполне справится с делом. На нем обычно имеются две точки, окруженные параллельными линиями.
Поместив иглу в каждую из двух точек, убедитесь, что корпус звукоснимателя выровнен по этим линиям. Процесс требует терпения, но после того, как картридж будет установлен должным образом, игла станет располагаться под правильным углом к канавке диска, что снизит уровень искажений и износ пластинок.
Не пожалейте времени на настройку; ошибка в один градус может значительно повысить искажения.