Звучание в играх
Поэтому я не мог пройти мимо нескольких игр, звук в которых я считаю выдающимся как с точки зрения технической, так и с точки зрения качества записи сэмплов и эффектов. Для тестирования использовал следующие звуковые интерфейсы: Creative Sound Blaster ZxR, Sennheiser GSX 1200 Pro, Cozoy Takt Pro и плеер Astell&Kern A&norma SR15, который был подключен к компьютеру в качестве внешнего ЦАПа и усилителя.
Звук в играх мне очень понравился, благодаря нейтральной подаче он звучит реалистично и живо. Современный маркетинг призывает нас покупать специальные игровые наушники, которые, по их мнению, способны раскрыть весь потенциал игрового звука, но по моему мнению хорошие музыкальные наушники справляются с этим не хуже, а часто лучше, чем специализированные. В случае с Etymotic ER2SE вы получите такой звук в играх, который ранее не слышали и, возможно, не подозревали о том, что он может быть настолько иммерсивным и правдоподобным.
Etymotic: простота, качество, удобство
Фирменный стиль Etymotic остался узнаваем до сих пор: миниатюрный корпус, съемный кабель, широкий набор насадок, сменные фильтры звуковода и уникальная посадка.
Это единственные наушники, которые нужно не просто вставлять в ушной канал, а буквально вкручивать по специальной технологии. Только так (желательно с фирменными трехфланцевыми насадками – елочками”) они обеспечивают максимальное качество звучания.
Скажете, неудобно? Но качество требует жертв — этот способ пришел из аудиометрии. Пока ни один конкурирующий бренд не предложил альтернативы, способной обеспечить ту же идеально ровную амплитудно-частотную характеристику Etymotic ER-4.
В их основе, как и в большинстве других наушников компании лежит арматурный драйвер собственной разработки.
Его дополняет изящная и невероятно простая (конечно, запатентованная) схема, с помощью которой производитель регулирует выходные характеристики той или иной модели. Пара резисторов, конденсатор для некоторых модификаций — вот и все. И каждый раз — уникальный, собственный звук.
Внешний вид и комплект
Наушники поставляются в красиво-богатой черной упаковке. Внутри имеется еще одна, выдвижная коробочка, а уже в ней – жесткий тканевый кейс, также черного цвета с кучей застежек. Здесь легко размешаются наушники и аксессуары: несколько пар трёхлепестковых насадок на разные уши, пенные насадки, две пары сменных акустических фильтров и приспособление для их замены, переходник с 3,5 мм на 6,3 мм.
Кейс, я вам скажу, очень удобный. Каждое отделение являет собой карманчик-сеточку на молнии, куда уместится еще в придачу и небольшой плеер. Словом, я получил на руки походный кейс меломана-аудиофила типа «все свое ношу с собой».
Если ER4B/P/S были из черного пластика и выглядели простовато, то ER4SR/ER4XR серого цвета, материал – металл, выглядят довольно симпатично. Форма все та же – цилиндрическая. Простота или красота?
Двухпиновый разъем на кабеле сменил более современный – MMCX. Хорошо это или плохо? Поживем, увидим. С одной стороны, новый разъем упрощает подбор кабеля, но с другой – разъем MMCX пока не могу отнести к премиум классу. Впрочем, сегодня слушаем новинки от Etymotic, а к этому бренду, как правило, «у матросов нет вопросов». Тем более что производитель сделал для меломанов некую фишку: «замочек», который ограничивает скручивание провода и не дает разболтаться коннектору в том месте, где кабель переходит в наушники.
Кабель довольно мягкий, эластичный, он меньше подвержен микрофонному эффекту, чем в старой модели, и выглядит более внушительно. В общем, новая модель похожа на старую, но выглядит посовременней и симпатичней.
Лучшие магнепланарные вкладыши: Audeze Euclid
Магнепланарные наушники Audeze Euclid обеспечивают детальную звуковую подачу, сфокусированную на средних и высоких частотах. При этом они наверняка будут слишком дорогими для большинства потенциальных покупателей.
Плюсы
- Превосходный, точный, динамичный звук во всём частотном диапазоне.
- Магнепланарные драйверы.
- Надёжно сидят в ушах.
- Большой выбор наушников и аксессуаров.
Минусы
- Очень дорогие.
- Нет индивидуальной настройки.
- Не для тех, кому нужны дополнительные функции или усиленные басы.
Audeze Euclid
Etymotic ER4XR | HiFiMan Ananda | Beyerdynamic DT 770 Studio | Blue Ella | Etymotic ER2XR | JH Audio Roxanne | HiFiMan Deva | Philips Fidelio X3 | Superlux HD-681 Evo | Audeze Euclid | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип | Внутриканальные | Полноразмерные | Полноразмерные | Полноразмерные | Внутриканальные | Внутриканальные | Полноразмерные | Полноразмерные | Полноразмерные | Внутриканальные |
Беспроводные | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Нет |
True wireless | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
Тип подключения | Стерео 3,5 мм | Стерео 3,5 мм | Стерео 3,5 мм | Стерео 3,5 мм | Стерео 3,5 мм | Стерео 3,5 мм | Стерео 3,5 мм, USB-C, Bluetooth | Стерео 3,5 мм | Стерео 3,5 мм | Стерео 3,5 мм |
Защита от воды/пота | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
Активное шумоподавление | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
Сравнение моделей
Из истории легенды
Итак, что же это было? Четверть века жить былым чемпионством в нише портативного аудио и вдруг – такой сюрприз? Неужели американцы задумались о своем госдолге и решили явить на свет Божий все свои технологические заначки?
Напомню, что компания Etymotic и по сей день – признанный лидер в области слуховых протезов. В те времена, когда еще не было Гугла и мало кто знал о Стиве Джобсе, эта фирма придумала уникальные Ноу-Хау и вернула в мир звуков сотни тысяч людей сначала в США, а потом в Европе и других странах.
Наверное, в Etymotic был свой Джобс, виртуозно превративший звуки для глухих в утонченную музыку для всех. Именно тогда, в начале 90-ых, появилась знаменитая линейка внутриканальных наушников Etymotic Research ER4, которая чуть позже «растроилась» на ER4B (binaural), ER4S (stereo) и ER4P (portable). В последние годы модель ER4P стала называться ER4PT (T – travel), в ее комплект стали входить переходник для подключения наушников в самолете (Travel adapter) и адаптер/переходник с сопротивлением 75Ω, превращающий версию P в S.
Именно эта модель с литерой S – самая популярная, некий идеал, легенда под номером ER4S. АЧХ этих наушников практически линейная, но они довольно требовательны и чувствительны к источнику звука, если по-простому: не от каждой «дырки» дадут на-гора.
Впрочем, у легенды есть один нюанс. Если в своем правом ухе, а затем и в левом обнаружите лабиринты, то при посадке ER4 в органы слуха можно и не попасть в нужное место, поскольку изысканная музыка требует, чтобы ушки были утоплены в слуховой канал максимально глубоко. Если слуховой канал прямой – вам повезло, если нет, придется хотя бы разок поинтересоваться обучающим роликом, который компания Etymotic выложила на своем сайте. Там «финт ушами» показан наглядно.
Короче, наушники ER4S, по крайней мере, для меня с 2010 года – камертон, эталон воспроизведения музыки. Среди моделей на базе одного арматурного излучателя равных им нет. К этому чемпиону «музыкального ринга» вплотную подбирались и SA6 от Sleek-Audio, и Phonak audeo с серией pfe, и Ortofon… Но где они сейчас? А легенде – 25, легенда ягодка опять, и являет собой некий референс в области звука.
Итак, занавес: модель ER4XR (Extended Response) приходит на смену ER4P, а наушники ER4SR (Studio Reference) заменят по ходу жизни мои любимые ER4S. Теперь настало время отслушать долгожданные новинки.
Sound
The Etymotic ER4XRs fit won’t suit everyone, but their sound is likely to have a wider appeal than the ER4SR equivalent. These earphones take most of the the precision of that pair and add a few decibels of bass, giving the low-end greater impact.
They’re more fun-sounding, and more forgiving of lesser recordings, though still happy to reveal any shortcomings in the recording or partnering electronics The bass is still extremely taut, with zero bloat or resonance.
Those determined to own a pair of Etymotics should consider which they buy carefully, as unlike the older ER4P and ER4S the new models can’t be converted to the other’s signature. They have different drivers.
MORE: How to choose the right pair of headphones
A little extra low-end power without sacrificing detail or accuracy may make the ER4XRs seem like a no-brainer, but the sound is also slightly warmed up.
The extra bass comes more obviously tied to the lower mids, reducing the independence of the midrange by a fraction. The trade-off is sound that’s a little smoother and more powerful.
The Etymotic ER4XRs’ top qualities are the detail and definition of the midrange, rewarding the closest listening. While the soundstage is large rather than gigantic, the excellent separation and spatial precision mean you can dive deep into music just as much as when wearing a pair of full-size open-backed headphones.
The high frequencies are also well integrated and impressively resolved, just not super-bright. Overall, it’s an analytical and insightful sound.
MORE: Best headphone deals: in-ear, over-ear, wireless and more
Конструкция
Ввиду необычно глубокой посадки наушника в ушной канал, есть особенности строения звуковода – он очень тонкий, дополнительно внутри установлен специальный съёмный фильтр, который выполняет 2 функции:
- Влияет на звук
- Защищает наушник от попадания в него ушной серы и прочих посторонних элементов вроде пыли
Фильтр не обслуживаемый, если вы заметили, что один или оба наушника стали играть хуже и тише, значит, фильтр забился и его необходимо заменить с помощью специального инструмента, который есть в комплекте поставки.
Из-за необычной формы звуковода традиционные амбушюры не подойдут, необходимо использовать модели, разработанные специально для этих наушников. Предполагаю, что они взаимозаменяемые с амбушюрами для других наушников Etymotic, например, ER4XR, но, т.к. на руках у меня их в момент написания обзора нет, утверждать это не могу. И, конечно, амбушюры полностью совпадают с таковыми для модели Etymotic ER2SE.
В комплекте всего три пары амбушюр: силиконовые двух размеров и пенные одного размера. На первый взгляд ассортимент кажется скудным, ведь у некоторых конкурентов можно обнаружить по 10 амбушюр разного размера в комплекте, а то и больше.
Отдельно отмечу пенные амбушюры, они массивные, перед использованием внимательно изучите в инструкции, как правильно их вставлять в уши. Если вставить их неправильно, что легко сделать без сноровки, они будут ощущаться дискомфортными.
Кабель у наушников ER2XR съёмный, используется стандартное гнездо MMCX. Он имеет среднюю толщину и качественное силиконовое покрытие. Внешне провод обычный, никаких особенностей я не обнаружил. Разве что делитель выполнен в виде металлического бруска, который выполняет функцию места крепления клипсы для одежды. Джек Г-образный, с хорошей защитой от перегиба.
Рождение легенды
Название Etymotic Research возникло в 1983 году. Именно тогда начались активные продажи первых слуховых аппаратов — уже электронных. Шумиха вокруг аппаратов подтолкнула создателей компании, Мида Киллиона (Mead Killion) и Эда Девилбисса (Ed DeVilbiss) создать собственную компанию.
На заре своего существования Etymotic занималась теоретическим исследованием слуха и разработкой аппаратов для диагностирования слуха (аудиометрии). То, что сегодня кажется нормой и проводится в каждом кабинете отоларинголога, для середины 80-х стало технологическим прорывом.
Компания быстро получила признание в профессиональной среде, выпустив несколько удачных устройств для простой и эффективной проверки слуха и слуховые протезы собственной разработки.
Главным среди ранних достижений компании стали первые внутриканальные наушники для лабораторных исследований звука. Первая модель под названием ER-1 появилась еще в 1984 году и стала прообразом всех последующих портативных наушников этого класса.
В основу первых моделей Etymotic лег излучатель уравновешенным якорем, пришедший из слуховых аппаратов. То самое, что сегодня называется «арматурой» или арматурным драйвером (динамиком).
Совмещенные с принципиально новыми разработками для качественной изоляции, эти приборы дали рождение новой культуры.
Нестареющая легенда: классическая “арматура” ER-4
Первая модель внутриканальных наушников Etymotic ER-4 была разработана для прослушивания речи, о музыке разговора не шло. Но задача не долго была слишком сложной: буквально через пару лет первоначальная версия получила индекс B от слова binaural.
Эталоном модельного ряда стали ER-4S (Stereo). Наушники оказались требовательны к источнику, требуя серьезной мощности. Потребности рынка в портативных наушниках реализовались в ER-4P («portable») с более мягким звуком и пониженным импедансом.
Впрочем, заботясь о своих покупателях, компания предложила простой переходник, превращающий P с упрощенным звучанием в полновесные студийные мониторы с индексом S.
Эта линейка отличалась, и отличается до сих пор достаточно высокой стоимостью. Но это редкий случай, когда цена действительно оправдана.
Съемный кабель с разъемом собственной разработки достаточно долго был уникален для карманных наушников, и позволяет пользоваться наушниками не один год.
Звучание ER-4 и сегодня — эталон для всех производителей. Высокие частоты идеальны, и ни одна динамическая модель не может реализовать настолько чистые, правильные верха и при этом — столь детализированные низкие частоты без провалов по середине.
Других однодрайверных арматурных наушников с таким звучанием не получилось ни у кого: амплитудно-частотная характеристика модели приближается к идеальной прямой на всем диапазоне.
Звучание в музыке
Напомню, что в ER2XR используется миниатюрный динамический драйвер, благодаря чему звучание получилось мягче и теплее, чем у арматурных ER4XR, но с меньшей разрешающей способностью. При этом отмечу, что субъективно разрешения наушников достаточно для того, чтобы слушать любую музыку в удовольствие и не чувствовать недостатка в деталях или нюансах звучания.
Если бы я выбирал наушники для себя между динамическими и арматурными претендентами обеих модификаций SE и XR, я бы выбрал ER2XR просто потому, что они ближе прочих к тому характеру звука, который я считаю приятным.
После первого знакомства с ER2XR я был удивлён тому, что столь миниатюрный драйвер способен проигрывать серьёзный взрослый звук, да ещё с басом, да не простым, а суб-басом, который явно слышен без дополнительных манипуляций по настройке эквалайзера.
Кстати, об эквалайзере, в паре с Etymotic я не рекомендую его использовать, наушники звучат честно и живо, дополнительное вмешательство не требуется, оно лишь испортит результат долгой и кропотливой работы инженеров по настройке модели.
Во время тестирования я слушал популярную музыку, электронную, рок, рэгги, эмбиент, джаз и многое другое, и ни разу я не почувствовал, что наушники не справляются с нагрузкой, они отыграли все треки без замечаний. Конечно, при условии, что вы готовы слушать музыку в чистом виде со слегка акцентированным басом, который в данном случае лишь придаёт дополнительный шарм, а не отвлекает слушателя.
В случае с ER2XR большее влияние окажет характер источника, нежели сами наушники, например, если в паре с Sennheiser GSX 1200 звук был тёплым и слегка вяжущим, то при подключении к Astell&Kern A&Norma SR15, характер мгновенно менялся на нейтральный, звук становился более плотным и собранным, временами напоминая по звуку арматурные модели.
При текущей стоимости ER2XR могут стать конкурентом другим моделям, при этом имея серьёзные шансы побороть их по совокупности параметров.
Заключение
С ER2SE вы не услышите чрезмерной яркости или стремления впечатлить слушателя затейливой настройкой звука, нет – только честность, детализация и нейтральность, которая мгновенно выводит на чистую воду халтурное сведение или грязь в записи.
ER2SE это не младшая модель в линейке, она другая. Если в ER3 и ER4 используется арматурный драйвер – тут динамический, и как бы инженеры ни старались их сбалансировать между собой, технологии дают свой окрас, и при выборе, боюсь, вам придётся ориентироваться только на собственное чувство прекрасного.
Для себя я бы выбрал именно ER2SE, динамический драйвер для моего слуха звучит приятнее, но это не значит, что он и вам понравится больше, чем ER4.
Я рекомендую использовать Etymotic ER2SE для профессиональной работы со звуком и для тех, кто хочет с головой погрузиться в любимую музыку без прикрас.
Плюсы:
- Нейтральный, детальный, честный звук
- Отличное качество материалов и сборки
- Съёмный кабель
- Высокий уровень пассивной шумоизоляции
- Достаточная комплектация
Минусы:
Необходимость время от времени менять акустический фильтр
Заключение
Etymotic ER4SR и ER4XR для тех, кто ищет честное, аналитичное и сбалансированное звучание. Для тех, кто устал искать «свой звук» и просто хочет услышать музыку такой, какой её слышал музыкант и звукорежиссёр на студии во время работы. Для тех, кто готов раз и навсегда приобрести наушники, которые потом ни на какие другие променять будет невозможно. Если это про вас – ваш поиск завершён.
Наушники от Etymotic крайне чувствительны к качеству сигнала источника, поэтому даже не рассматривайте их к покупке, если хотите слушать музыку с телефона или компьютера без отдельной звуковой карты высочайшего уровня.
Напугал я вас? Думаю, что нет, ведь если вы читаете обзор на наушники Etymotic, вы уже всё это знали и у вас уже есть хорошее аудио оборудование, к которому можно и нужно подключать ER4SR и ER4XR.
Для тех, кто работает в студии, я крайне рекомендую модель ER4SR, вместе вы сможете совершить рывок к качеству звучания, вы заметите все шероховатости и малейшие нюансы в звучании, и у вас появится возможность исправить их. Благодаря этому ваша работа станет легче, эффективнее и ваш опыт начнет расти семимильными шагами.
Для ежедневного прослушивания музыки в удовольствие рекомендую ER4XR, как бы мы ни любили честный звук, всё-таки когда слушаешь музыку для отдыха, а не для работы, хочется, чтобы она звучала не только изящно, но и слегка соблазняюще дерзко.
Плюсы:
- Великолепное качество звучания;
- Очень компактные;
- Сменный кабель;
- Богатый комплектный набор;
- Жесткий кейс для транспортировки;
- Отличное качество сборки.
Минусы:
- Чувствительны к качеству источника звука;
- Необычно глубокая посадка в ухе, не всем подойдет.