Подбор правильной акустики для лампового усилителя

Как распределяется мощность по полосам звучания

Далее. Громкий фронт — это Обычно это или 2-х или 3-х полосная система. Чтобы подобрать усилители для поканального усиления нужно понимать какие мощности рассеваются (“прилетают”) по полосам. Музыкальный сигнал принято делить на три диапазона: низкие частоты (НЧ), средние частоты (СЧ), высокие частоты (ВЧ). В 3-х полосной системе каждый диапазон отыгрывает отдельный динамик, в 2-полосной — НЧ/СЧ диапазоны отыгрываются одним динамиком, который называют мидбасом. Музыкальные сигналы — то есть музыка — могут быть совершенно разными, с разным тональным балансом, в каких-то очень много баса, в некоторых много звенящих звуков, есть жанры, в которых используются не музыкальные звуки, которые создают повышенную нагрузку и в СЧ и в ВЧ диапазоне. Что бы учесть все возможные варианты музыкальных сигналов при проектировании акустических систем, в звукотехнике ввели понятие — обобщенный музыкальный сигнал. Это статический шумовой сигнал, усредненный по всем жанрам. Количество верхов, середины и низов в этом сигнале перекрывает любой жанр. Если вы рассчитали систему под обобщенный сигнал, она отыграет музыку с любым тональным балансом в пределах заданной мощности. Важнейшим свойством этой средней по всем жанрам музыки является то, что для нее можно точно выяснить распределение мощности по полосам звучания. Распределение мощности по диапазонам обобщенного звукового сигнала следующее:низкие частоты: 63 — 250 Гц, 60% общей мощностисредние частоты: 250 — 5000 Гц, 30% общей мощностивысокие частоты: 5000 — 20000 Гц, 10% общей мощностиесли систем 2-полосная, на мидбас играющий в диапазоне от 63 до 5000 Гц приходится 90% мощности.Разделение на частотные диапазоны общепринятое, каноническое. Все современные 2-х и 4-х канальные усилители являются широкополосными и линейными(коэффициент усиления постоянный во всем диапазоне звучания). Поэтому в таких же пропорциях мощность усилителя распределяется по диапазонам. То есть усилитель развивает в Нч диапазоне не более 60% от своего номинала (дальше клип, грязный сигал, сгоревшая катушка), в СЧ диапазоне не более 30%, в ВЧ диапазоне — 10%.

↑ Схема лампового УМЗЧ с выпрямителями и фильтрами питания

Прошу не пугаться. На первый взгляд схема сложновата и для начинающего не подходит. Но это только на первый.

Я предлагаю универсальный проект: четыре (!) варианта включения ламп при минимальных затратах и максимальной простоте эксплуатации. Переход из одного варианта в другой заключается в оперативной замене ламп и установке токов покоя. Подобный принцип уже был описан для двухтактного усилителя в моей датагорской статье.

Сейчас у нас конфигурации следующие:

1) драйвер 6Ж8 (в пентоде) + выход Г807 (в УЛ) 2) драйвер 6Ж8 + выход EL34 (в псевдо-триоде) 3) драйвер 6Г2 + выход Г807 4) драйвер 6Г2 + выход EL34 Как сказал классик, все хороши, выбирай на вкус! Все проверены и все звучат достойно. Хотите оставить в проекте только один вариант — нужно всего лишь выкинуть четыре ламповые панели.

Имеем классический однотактный усилитель класса «А» с непосредственной связью между каскадами, мощностью 5 Вт, на двух лампах, и без общей ООС.

Лампы выбраны недорогие и доступные для приобретения, а также проверенные практикой и временем. Драйвер 6Г2 (6Ж8 в пентоде) с автоматическим смещением. Выходной каскад на Г-807 в ультралинейном включении (или EL-34 в псевдо-триоде) с фиксированным смещением.

Резисторов и конденсаторов необходимый минимум. Выпрямители на кенотронах 5Ц4С и 6Ц5С.

В итоге на канал нужно:

• лампы – 2 шт., • «сигнальные» резисторы, включая регулятор громкости – 2 шт., • переходные конденсаторы – ни одного, • полупроводниковые элементы – ни одного. Изначально была задумка в псевдо-триоде использовать прямонакальный лучевой тетрод 6П21С. Но у этой лампы есть проблемы при работе с фиксированным смещением (нестабильность режима) и требуется питание накала постоянным током, желательно стабилизированное.

Акустика для лампового усилителя на 4А32 в ОЯ

Привет всем любителям хорошего лампового звука!! Представляю акустику Андрея Зиненкова для лампового

усилителя на 4А32 в Открытом ящике (ОЯ).

Многие «соскакивают» с СССР усилителей на ламповые усилители, но вот вопрос акустики остаётся для таких меломанов и аудифилов трудным.

Тем не менее, я писал о похожей акустике 4А32 в ОЯ здесь

Акустика в немного ином коробе, но всё же заслуживает особой похвалы. Звук хозяину колонок нравится.

Ниже вы можете скачать схему этой АС.

4А 32 в ОЯ

Кстати, комплект для прослушивания состоит из самих колонок 4а32 в ОЯ + усилитель Ариетта + ЦАП NFB.

4а32 + усилитель Ариетта + ЦАП NFB

Внутренняя стенка оклеена резиной, ВЧ пищалки Tesla ARV-161, проводка заменена,перемотаны на 8 Ом, диффузоры с рупорам от Сергея Сергеева. Сделать такую акустику можно за 2-3 часа, при условии, что у вас есть материал, динамики и кабели.


4А32 в ОЯ

Акустика для лампового усилителя на 4А32 в ОЯ смотрится красиво, звучит шикарно, сделать можно колонки самому.


тесла ВЧ

Со схемой поделился сам хозяин этой отличной акустики и шикарного комплекта ЦАП+ ламповый усилитель, чуть ниже вы можете её скачать.

Я лично и сайт Звукомания желаем Андрею Зиненкову удачи найти свой звук!

Надеюсь статья кому-то помогла

Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте

Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…

Источник

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

Импеданс

Импеданс Если в вашем усилителе предусмотрены отдельные выходы (или переключатель) для акустики с номинальным импедансом 4 или 8 Ом, то этот пункт вы можете пропустить. Хотя и в этом случае не стоит ориентироваться на 6-омную акустику, если такой позиции переключателя не предусмотрено. Но большинство современных усилителей такого переключателя не имеют — изготовитель облегчает себе жизнь, попутно снижая заводскую цену продукта. А при работе на акустику с «неправильным» импедансом выходная мощность усилителя будет снижена. Ваша задача выяснить, на какой импеданс нагрузки рассчитан усилитель, и выбирать акустику с тем же номинальным импедансом. Задача осложняется тем, что многие производители акустики номинал не указывают, ограничиваясь надписью вроде «4 — 8 Ом». Можно воспользоваться тестером: при номинале 4 Ом он должен на контактных зажимах показать от 3 до 4 Ом, при других номиналах — пропорциональные значения. Правду говоря, в магазине заниматься измерениями не удобно, тогда можно поискать в Сети результаты теста, в которых приводится график характеристики импеданса для данной акустики. Самая нижняя точка на басах и будет примерно соответствовать показаниям тестера.

Чувствительность

Лишних ватт у «лампы» не бывает, а потому надо выбирать акустику с хорошей чувствительностью. По этой причине полочные модели (в подавляющем большинстве) из рассмотрения можно исключить. Впрочем, не так уж вероятно, что у вас нашлось, куда поставить ламповый усилитель, но не находится места для напольной акустики. Определённая сложность тут состоит в том, что изготовители чаще всего указывают чувствительность, приведённую к напряжению 2,83 В (обозначается SPL). А потому приходится вводить поправку, если номинальный импеданс акустики отличается от 8 Ом. С учётом этой поправки 90 дБ для акустики 4 Ом, 88,5 дБ для 6-омной, и 87 Ом для 8-омной, будут означать одну и ту же чувствительность. Если вы получили, хотя бы 89 дБ/Вт — уже неплохо, но 91-92 дБ/Вт — ещё лучше.

Ламповый аудиокомплекс начинающего. Восемь вариантов включения ламп + АС с чертежами

Для начала немного идеологии. Если аппаратура «Hi-Fi» (высокая верность звуковоспроизведения) имеет вполне определённые стандарты, то «Hi-End» (я бы перевёл как «так высоко, что дальше некуда») весьма расплывчатое понятие, включающее массу субъективных факторов, истинных и ложных трактовок, физических, эзотерических и чисто маркетинговых толкований. Считается, что «Hi-End» удел избранных. Предлагаю развеять этот миф и попробовать на себе.

Отбросим в сторону «шелуху» в виде: креативно — концептуальных технических решений, применения всякого рода «гармонизаторов», направленности и прямолинейности проводников, зависимости звучания от заоблачной цены на применяемые элементы и так далее. Сформулируем свою идеологию. Исходить будем из положительных и физически объяснимых опций «хайэнда»:

• минимальная длина тракта, • минимальное количество элементов, • культура исполнения конструкции и монтажа, • применение качественных радиоэлементов и материалов, • ну и «hand made» — ручная работа, а точнее «домашнее рукоделие».

Подмешаем в нашу идеологию немного «культовости»:

• отсутствие полупроводниковых элементов, • отсутствие общих и местных обратных связей, • отсутствие инструментальной оценки характеристик, • отсутствие IT-технологий в реализации (программное моделирование и т.п.).

Как подобрать усилители для поканального усиления

Какие практические выводы можно сделать из описанного выше?1. Если вы подбираете широкополосный усилитель для среднечастотника и хотите чтобы он звучал максимально громко, берите усилитель с номинальной мощностью примерно в 3 раза превышающей номинал динамика. Если вы не будете нагружать динамик басами и выберите нижнюю границу диапазона 250 Гц, этот усилитель выдаст на вашу середину не более трети своей мощности и полностью нагрузит динамик. Получите максимально громкое звучание. Если понизить частоту нижней границы диапазона звучания, это приведет к увеличению рассеиваемой на динамике мощности. Может пойти дым. Стоит понизить уровень громкости или выбрать усилитель с меньшей мощностью, громкость при этом так же снизится.Усилитель под басовик подбирается по таким же принципам — берете номинал динамика и делите его на 0.6 Получаете номинал усилителя, который нагрузит его полностью в диапазоне от 63 до 250 Гц. Если повысить нижнюю границу, мощность снизится. Если повысить верхнюю границу — нагрузка на динамик вырастет.С пищалками все несколько сложнее. Номинальная мощность почти никогда не известна. Но почти все современные рупоры построены на одной и той же подвижке, которая выдерживает примерно 10-15 Вт мощности. Уровня их громкости хватает для большинства популярных середин, таких как X6 и подобные.Нижняя граница ВЧ диапазона в последнее время выбирается не менее 8 КГц, а то и выше, поэтому их мощностью можно пренебречь и выбирать их только по чувствительности. Про чувствительность позже. Не стоит выбирать 8-омные бюджетные пищалки, их чувствительность на много меньше чем 4-омных. Исключение — профессиональные рупоры типа P.Audio2. Если вы хотите построить сбалансированную 3-полосную систему подбирайте динамики с номинальными мощностями в пропорции НЧ:СЧ:ВЧ — 6:3:1 Если пропорция не соблюдается, максимальная громкость будет определятся тем динамиком, чья доля ниже оптимальной. Например, вы хотите построить 3-полоску с номинальной мощностью 100 Вт. Идеальным решением будет подобрать динамики с номиналами: 60 Вт — НЧ динамик, 30 Вт — СЧ динамик, 10 Вт — ВЧ динамик.3. Если вы строите 2-полосный фронт, используя мидбас, подбирайте к нему усилитель с таким же или немного большим номиналом. Мощностью пищалки можно не заморачиваться. Если фильтр ВЧ будет её “резать” выше 5 КГц, что чаще всего и бывает в 2-полосных системах, мощность рассеиваемая на пищалках будет незначительной и ею можно пренебречь. Поканальное усиление в 2-полосной системе делать не обязательно, можно подключить пищалку к мидбасам параллельно, использую комплектный конденсатор или сделать чуть более сложный фильтр. Нагрузка на усилитель при этом возрастет не значительно. Общее сопротивление нагрузки будет равно сопротивлению мидбаса.4

Очень важно! Если вы строите 2-х или 3-х полосную систему с поканальным усилением, нужно подбирать усилители с одинаковой мощностью на все полосы. Такие усилители имеют одинаковые коэффициенты усиления, у них на выходе сигнал с одинаковым уровнем

Небольшое не соответствие громкостей по полосам легко устраняется регулировкой. Если усилители имеют разную мощность, то максимальная громкость системы будет определятся самым слабым из них. Например, очень часто для поканалки покупается мощный усилитель для середин, а на пищалки усилитель блаупункт или мистери с номиналом 50 Вт. Человек выбирает его, руководствуясь соображением: мощность пищалки намного меньше мощности усилителя, его и так с головой хватает. Но, если пищалка включена через фильтр -конденсатор или цифровой фильтр в процессорной голове, не важно — усилитель с номиналом 50 Вт не сможет выдать более 5 Вт чистого сигнала и регулировкой ничего сделать не получится. Дальше усилитель будет клиповать, “грязный” сигнал на выходе прикончит пищалку. Лично я считаю, что слабый усилитель — это единственная причина выхода из строя рупорных пищалок. Особенно если они 8-омные, тогда усилитель клипует на громкости примерно на 3 дБ меньшей по сравнению с 4-омными. Исключением может быть профессиональный ВЧ излучатель с гигантской чувствительностью. Для него мощность усилителя может быть значительно меньше, но в автомобиле применяются они редко из-за огромных размеров.

Чувствительность

Оценка чувствительности, указанная в техническом описании динамика, относится к уровню звукового давления (SPL) динамика. Чувствительность не коррелирует с качеством звука; вместо этого это относится к тому, насколько высокой должна быть громкость вашего усилителя, чтобы колонки работали наилучшим образом для «нормального» уровня прослушивания.

Чувствительность измеряется в децибелах на 2,83 Врм на 1 м, что эффективно показывает, насколько громким будет динамик, когда вы стоите на расстоянии 1 м и подаете «стандартный» электрический сигнал (часто 2,83 В).

Это измерение еще более важно, когда вы говорите о размере комнаты, которую хотите заполнить звуком. В некоторых случаях вы можете соединить усилитель с громкоговорителем, который имеет чуть менее идеальную чувствительность, при условии, что помещение меньше по размеру — и, следовательно, требуется меньше энергии

Также верно, что если вы любите слушать музыку особенно громко, вам следует подумать о большей эффективности акустики для лампового усилителя.

На что нужно обратить внимание при сборке системы акустика + ламповый усилитель:

Из-за меньшей выходной мощности усилителей требуется более высокая чувствительность ваших колонок. Как правило, я советую использовать ламповые усилители с выходной мощностью от 4вт до 20 Вт, но нужно учитывать площадь помещений.

Что надо знать о колонках для выбора

Предположим, колонки у вас уже есть. Вы начали собирать с них свою аудиосистему по советам знатоков (если так, то они правильно вам посоветовали), или просто по случаю выгодно купили комплект акустики

На что надо обратить внимание?

Мощность. Этот параметр обычно указывается и в документации колонок, и на их корпусе. Следует отличать пиковую мощность, на которую колонки способны кратковременно, и номинальную. Ту мощность, на которой звук воспроизводится без искажений. Именно на второй мощности следует использовать акустику.
Сопротивление. Считается, что, чем сопротивление выше, тем качественнее звук: гасятся шумы и искажения. Однако, в отличие от наушников, где значение сопротивления может колебаться в очень широком диапазоне, колонки обычно имеют сопротивление лишь от 4 до 8 Ом

Важно учесть: чем выше (при прочих равных) сопротивление, тем меньше энергопотребление колонок и, следовательно, громкость воспроизведения.

Таким образом, перед тем, как выбрать усилитель звука для колонок, надо знать их данные. Усилители тоже имеют соответствующие параметры — выходная мощность и сопротивление. И они должны соответствовать у обоих устройств. Однако в реальности, конечно, сопротивление и мощность могут отличаться. Так ли это страшно?

Верхние частоты и пищалки

Учитывая предсказуемый спад характеристики усилителя на крайних верхних частотах, имеет смысл ориентироваться на акустику с «металлическими» пищалками (Monitor Audio, Canton, и др.). Тогда весьма вероятно, что в сочетании с ламповым усилителем характер звука на самых верхних частотах приблизится к «почерку» пищалок с шёлковым куполом. Басовое оформление Есть мнение, что для ламповых усилителей лучше подходит акустика в оформлении «закрытый ящик» — она добавит определённой строгости басам, если усилителю этой строгости не хватает. Однако басовитую акустику в закрытом ящике, к тому же с хорошей чувствительностью, придётся искать среди антиквариата. А такая возможность есть не у всех. Как всегда, наилучший компромисс представляет собой акустика с фазоинвертором.

Выходное сопротивление

Выходное сопротивление вашего усилителя влияет на частотную характеристику ваших акустических систем (динамиков) и определяет степень управления усилителем над движением различных драйверов, используемых в коробе.

Многие современные твердотельные устройства (усилители) могут достигать очень низких уровней выходного импеданса и поэтому меньше подвержены влиянию этой спецификации, но при использовании ламповых усилителей плохое согласование импеданса между ламповым усилителем и акустикой может привести к чрезмерному энергопотреблению и проблемам с шумом или искажениями.


клеммы Onkyo PS-A77

Говоря об импедансе, люди также склонны использовать слово «эффективность». Эффективность громкоговорителя обозначает количество электрической мощности, которое громкоговоритель преобразует в акустическую мощность, и часто отражается в процентах.

ламповый усилитель 30П1С + АС Онкио

Усилитель ламповый находится под реальным риском внутреннего повреждения, если минимальный импеданс громкоговорителя слишком низок, так как это заставляет усилитель работать слишком усердно (большой нагрев), чтобы достичь «нормальной» громкости прослушивания

Кроме того, для получения наилучших результатов звучания с менее мощными усилителями также важно, чтобы импеданс был как можно более точным

Номинальные и минимальные значения полного сопротивления акустики по сравнению с тем, что требуется вашему ламповому усилителю.

Общий взгляд

Соотношение мощности усилителя и акустики

В былые времена от мощности усилителя зависело многое и покупатели основывались именно на этом параметре, делая свой выбор. От мощности усилителя(см.Как подключить к автомагнитоле усилитель и сабвуфер: сам себе мастер), его качества зависела и цена на акустику.Технологии стали развиваться и мощность со временем перестала быть основополагающим критерием. На первое место выходит качество воспроизведения.

Зачем нужна мощность

Соотношение усилителя и акустики

Ниже приведена информация, которую будет полезно знать каждому ценителю хорошего звука:

  • Мощность усилителя непосредственно сказывается на громкости, но и не только. Сам аппарат и его мощность не могут прямо влиять на громкость звука, излучаемого динамиков. А зависит эта составляющая от соотношения акустики и усилителя.
  • Всем известная сегодня акустическая составляющая, под названием «чувствительность», измеряется в децибелах и свидетельствует о том, какое звуковое давление может развивать определенная акустическая система (на расстоянии 1 метра от нее).
  • Обычная чувствительность современных акустических систем колеблется в пределах 83-105 децибел. Человек, во время тихого разговора испускает звук в 60 дБ, громкая рок-музыка – 110 дБ, а вот 120 дБ и более уже создают реальную ситуацию полной потери человеком слуха.

Очень важно проводить замеры соотношения акустики и усилителя на расстоянии одного метра, а никак не больше или меньше.
Для примера, 3 Вт аппарат в паре со 105 дБ акустикой будет звучать также громко, как и 384 Вт усилитель с акустикой чувствительностью 84 дБ.
При выборе этого элемента системы нужно помнить еще одно важное правило: он должен всегда иметь запас по мощности. Это лишит пользователя неудобной ситуации, когда нужно бывает вращать крутилку громкости до максимума, в результате чего, на некоторых усилителях могут наблюдаться довольно большие звуковые искажения

Если представить себе вращалку в виде часов (на многих современных аппаратах так и сделано), то комфортный уровень громкости должен достигаться при вращении крутилки до 10-11 часов.
Все модели акустики можно разделить на 2 большие группы. Это группа, где собраны 4-х омные системы и группа, где собраны 8-ми омные.

Акустика 6 ом усилитель 8 ом

Обладателям 8-ми омной акустики соотношение параметров будет не особо важно
В этом случае гораздо лучше сконцентрировать свое внимание на звучании.
Напротив, тем у кого 4-х омные системы, будет резонно обратить внимание на усилители, способные удваивать мощность при падении Ом. К примеру, такой аппарат должен выдавать на 8 Ом 100 Вт, а на 4 Ом уже 200 Вт
При этом также нельзя забывать про качество звучания усилителя.

Акустика для усилителя marcantz

  • Обычно 4-х омную акустику выбирают ценители басовитой и ритмичной музыки. 8 –ми омная акустика при воспроизведении НЧ, делает басы немного расплывчатыми и нечеткими.
  • С другой стороны, среди усилителей, не удваивающих мощность, гораздо больше достойных внимания аппаратов по качеству сборки.
  • Все типы акустик можно разделить также на простые и сложные, с точки зрения взаимосвязи их с усилителем. Зависит это не только от вышеперечисленных факторов, но и от таких составляющих, как размер динамиков, их конструкция и т. д. Сложные типы акустических систем осложняют аппарату процесс управления динамиками(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами). Как известно, хороший усилитель не только мгновенно приводит диффузор динамика в движение, но и обязан останавливать его, когда прекращается сигнал.

Усилитель 8 ом акустика 6 ом

Коэффициент демпфирования – именно так называется способность усилителя управлять диффузорами акустических динамиков. У более мощных аппаратов этот параметр бывает, как правило, лучше и отличается хорошей отдачей по току.

Одним словом, выбор правильного усилителя – это настоящее искусство.

Видео по теме

Рецепт и ингредиенты

Корпус из ламинированного ДСП толщиной 16мм. Крепление внутреннее: рейки, шурупы, клей. Дополнительно утолщать стенки я не стал (кроме нижней части лицевой панели), мотивируя это тем, что акустика маломощная.

Внутреннее демпфирование корпуса: войлок, синтепон.

Под динамики надо подложить уплотнитель или «посадить» их на пластелин.

Основание: ДСП плита с декоративным алюминиевым уголком по периметру.

тест

Ножки регулируемые, на основе мебельных гаек «краб».

Фильтр – конденсатор МБГЩ-2 4мкф 160в.

Подключение динамиков синфазное.

Внутренние провода медные 1,5 мм «Одескабель».

Разъемы под «банан» советские приборные (бронзовый точеный контакт в корпусе из карболита).

Кабель «усилитель-АС»: Одескабель 2Х4мм; разъёмы «бананы» Profigold.

Итого: 72$.

Собрав корпус, закрепив и подключив динамики, расставьте АС в нужное вам положение в комнате. Прослушайте свою любимую музыку на интересующей вас громкости. Добавляйте войлок и синтепон «по вкусу», добиваясь нужного вам оттенка а звуке.

Спасибо за внимание и желаю успехов

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий