Все дело в желании
Теперь, когда произведена какая-то классификация, пусть субъективная и спорная, но она уже есть, можно порассуждать о том, почему так по-разному любители музыки относятся к озвученным вопросам. А особо рассуждать-то, в принципе, не о чем Как мне кажется, в глобальном масштабе все упирается в желание или нежелание конкретного человека заниматься более тонкой настройкой своей аудиосистемы, чтобы получать больше удовольствия от прослушивания музыки.
Как я уже высказывал выше свое мнение, что слышат все практически одинаково и это легко выясняется при общении на совместных прослушиваниях, но дальше пути расходятся — одни анализируют услышанное на каждом прослушивании в течение многих лет, набираются опыта, а другие так и застревают на простом восприятии звуков, не обременяя свой мозг аналитической нагрузкой.
Есть еще третья категория слушателей, довольно многочисленная, кстати — люди с технократическим складом ума, которые будут «слышать» только то, что можно увидеть на экране прибора — анализатора спектра, например. От них часто можно услышать что-то типа: «Нет никаких артефактов в АЧХ кабеля до 1 МГц — значит, аудиосигнал по нему уж точно пройдет без каких-либо слышимых изменений». Так-то оно так, но почему измерения аппаратуры на стационарных сигналах практически никак не коррелируются с реальным качеством звука — пока никому достоверно неизвестно. То же касается и кабелей и механизма влияния положения фазы сети на звук, не все ясно и понятно — есть только слабо подтвержденные опытами предположения.
Катализатором освоения принципов тонкой настройки звука может быть эмоциональная составляющая записи. Бытует мнение (среди слушателей из категории 2 чаще всего), что запись не содержит эмоций музыкантов, которые может донести до слушателя аудиосистема и что сами эмоции рождаются в голове у слушателя в зависимости от его настроения. Я с этим в корне не согласен. Эмоции передаются даже при разговоре по телефонному каналу связи, даже когда слышно собеседника неидеально, даже по цифровой связи — кто мешает им быть в записи музыкального произведения, исполняемого живыми людьми?
Думаю, что никто не будет спорить с тем, что любая аудиосистема звучит так, как позволяет ее самое слабое звено. Так вот, кабели начинают играть заметную роль, когда становятся этим «слабым звеном», а до наступления этого момента работать с ними практически бесполезно. Это же касается и фазировки по сети. В начале 90-х впервые прочитал в каком-то журнале о влиянии фазы — пришел домой, покрутил вилки у CD-плеера Sony СDP-311 и усилителя Technics SU A-700, ничего не произошло, никакого обещанного «эффекта» не наступило. Подумал тогда, что напишут же всякой ерунды в журналах
Резюмируя, можно сказать, что услышать влияние кабелей и фазы сети может каждый — было бы желание и место для эксперимента найдется, если своя система для этого не подходит. Аудиосистема с низким музыкальным разрешением и слабой микродинамикой запросто может не дать услышать различия. Но самое интересное, что неудачно подобранные компоненты и неважная настройка могут и аудиосистему из аппаратов ценовой категории по 3 000 000 рублей за штуку оставить без надлежащего звучания, в чем была не раз возможность убедиться.
Реальная работа аудиокабеля
Мы достаточно хорошо рассмотрели акустический кабель сам по себе. Но через кабель подключаются громкоговорители. Как происходит совместная работа системы кабель + нагрузка? Насколько в этом случае влияет индуктивность кабеля? Влияние индуктивности на затухание сигнала я кабеле я рассматривал в предыдущей статье. Сейчас рассмотрю только сопротивления и фазовые сдвиги.
Я подключил к кабелю нагрузку – безиндуктивный резистор сопротивлением 8 ом. Результаты показаны на рисунке 14. Активное сопротивление всей системы остаётся практически неизменным – наибольшее влияние скин-эффекта составляет порядка 0,2%. И индуктивное сопротивление на фоне сопротивления нагрузки выглядит небольшим. На частоте 20кГц индуктивное сопротивление обычных кабелей меньше активного в десять раз. Много это, или мало?
Рис. 14.
Если индуктивное сопротивление меньше активного в десять раз, то его влияние на амплитуду сигнала только-только начинается. Это влияние очень маленькое, и изменение амплитуды сигнала абсолютно незаметно. Так значит всё в порядке? Не совсем. Если сопротивление нагрузки равно 4 ома, то влияние индуктивного сопротивления становится выше. Правда на слух оно и в этом случае незаметно. Но ведь есть ещё и фазовый сдвиг…
Фазочастотная характеристика системы кабель + нагрузка показана на рисунке 15. Как видите, на частоте 20 кГц сдвиг фаз составляет 5 градусов. На нагрузке 4 ома фазовый сдвиг будет равен 10 градусов. На слух это тоже незаметно.
Так что в принципе влиянием кабеля на работу нагрузки вполне можно пренебречь. Именно это и имеют в виду инженеры, когда говорят, что кабель не влияет на звучание усилителя и колонок. Они имеют в виду именно такой, правильно изготовленный и грамотно подобранный кабель.
Рис. 15.
Но не всё так просто.
- Наша система кабель + нагрузка находится близко к «границе незаметности» влияния кабеля. И если промахнуться со свойствами кабеля, то влияние кабеля на звук действительно можно будет услышать.
- Пуристы утверждают, что даже такое незначительное влияние кабеля на систему недопустимо. Если согласиться с ними, то ситуацию следует улучшать. Поскольку улучшать – это хорошо, то возможно, соглашаться надо. Посмотрите на рисунки 14 и 15. График, соответствующий кабелю с низкой индуктивностью: индуктивное сопротивление кабеля на два порядка ниже сопротивления нагрузки. Такой кабель не оказывает влияния ни на амплитуду, ни на фазу сигнала. Так что кабель со сниженной индуктивностью является почти идеалом. И не забудьте, скин-эффект в этом кабеле тоже снижен!
- Не все кабели таковы. Попытка изготовить какие-нибудь экзотические кабели со сниженным скин-эффектом может повысить индуктивность, и тогда её влияние станет заметно. В предыдущей статье описан подобный случай с дорогим кабелем.
Небольшое отступление
Слушал подобную систему стоимостью «как самолет» лет 5 назад. Хозяин хвалился, показывал, ставил оригинальные пластинки из своей огромной коллекции — не впечатлило, честно говоря, да и у него самого особого энтузиазма не было замечено. Потом, не без моей помощи:), владелец системы «раскололся», что включал музыку последний раз полгода назад: «Не идет чего-то, кайфа нет». Полазил я по его аппаратуре, заглянул за стойку. High End чистой воды, придраться не к чему:). Кабели только абсолютно мне неизвестные установлены. Спросил цену, получил ответ, «слегка» был удивлен, если сказать откровенно, то выпал в осадок. На следующий день пришел к нему со своими ZKI, страшненькими на вид витыми парами из моножилы, с полным комплектом, которые имели цену в рублях сопоставимую с теми в долларах США :). Подключили, поставили его любимого Ray Charles (с оригинального винила), и глаза хозяина дома загорелись, а из груди вырвался довольный хрип. Начало было положено На следующей неделе он привез ворох кабелей из магазина и выбрал верхние модели Audio Note. Душевненько, надо сказать, все получилось
Но опиши он все это подробно на каком-нибудь форуме, получил бы море «позитива» в свой адрес, узнал бы о своих слуховых способностях много нового:)
Надеюсь, что данная статья может оказаться кому-то полезной — ведь главное не средства иметь, а стремление улучшить звук. А отличные кабели можно и самому изготовить, следуя рецептам Амура, например. С ними, может, и поворот вилки в розетке проявится:)
Первая публикация этой статьи
Результаты измерений
Результаты измерений всех четырёх кабелей показаны на рисунке 9. Измерялись два параметра:
— активное (омическое) сопротивление, на графиках оно обозначено «R».
— реактивное (индуктивное) сопротивление, на графиках оно обозначено «X».
На самом деле измерительный прибор показывает значения сериесных — последовательных сопротивлений Rs и Xs (рис. 7)
При измерении активного и индуктивного сопротивлений кабеля это не важно, а когда дойдёт до измерения ёмкости, я об этом расскажу подробнее
Рис. 9.
Рисунок 9 сам по себе очень интересный, но им пользоваться неудобно из-за того, что все кабели имели различное сечение провода и разную длину: 10…12 метров. Поэтому дальше я показываю графики обработанных результатов измерений.
Для большей наглядности я нормировал графики параметров каждого из кабелей к активному сопротивлению этого кабеля на частоте 100 Гц. То есть все дальнейшие графики показывают, как изменяется сопротивление каждого из кабелей по отношению к его активному сопротивлению R на частоте 100 Гц. Тогда их можно корректно сравнивать. В этом случае на результаты не влияет ни длина кабеля, ни его сечение. Только конструкция.
И начнём, конечно же, с самого главного – страшного и ужасного скин-эффекта.
Начало
Я уже писал статью про скин-эффект: Скин-эффект в аудио кабеле. Что это такое, откуда он берётся и почему нам не нужно бояться скин-эффекта в аудиокабелях. Также я измерил реальный скин-эффект на некоторых аудиокабелях. Результаты измерений приведены в статье Реальный скин-эффект в кабелях. Они подтвердили теорию: скин-эффект в аудиокабелях практически не проявляется, и его опасаться нет смысла. Борьба со скин-эффектом также не имеет смысла.
Главным врагом аудиокабеля является его индуктивность. Именно рост индуктивного сопротивления с частотой может привести к повышенному затуханию сигнала в аудиокабеле на высоких частотах. Поэтому имеет смысл изготовлять кабели не со сниженным скин-эффектом, а со сниженной индуктивностью. Хотя на самом деле производители делают не то, что выгодно нам – покупателям, а то, что выгодно им – производителям. А потом при помощи маркетинга и рекламы убеждают нас покупать именно эту продукцию.
В статьях, приведённых по ссылкам выше, реальные измерения выполнялись только на нескольких частотах, что снижало наглядность результатов. Недавно мне в руки попало измерительное оборудование, на котором было возможно измерить свойства аудиокабеля на различных частотах. Поэтому я выбрал четыре наиболее характерных аудиокабеля, и измерил их свойства. Два из этих кабелей участвовали и в предыдущих измерениях, так что можно сравнить результаты экспериментов. Ещё один кабель очень похож на тот, что использовался прошлый раз. Так что эти мои измерения можно считать дополнением предыдущих.
Все кабели медные и предназначенные для аудио.
Медные
К выбору медного кабеля следует подойти с особым вниманием. Так, прежде чем совершать непосредственную покупку товара, следует убедиться, что медный акустический провод обладает необходимой для корректного функционирования длиной
Считается, что длинные медные провода должны обладать небольшим диаметром (особенно если показатели сопротивления не слишком высоки).
Также будет обеспечен необходимый уровень громкости.
При выборе медного кабеля важно убедиться в том, что на нем наличествует соответствующая маркировка от производителя, которая указывает на ту компанию, которая и произвела кабель. Если подобные пометки отсутствуют, то можно сделать вывод о том, что данный товар является подделкой – соответственно, от его покупки нужно немедленно отказаться, так как отсутствуют какие-либо гарантии относительно качества звука и продолжительности работы кабеля
В связи с тем, что медные кабели – это самый востребованный вид этой продукции, их выпускают большое количество, и они, в свою очередь, подразделяются на несколько самостоятельных категорий
Поэтому перед покупкой важно убедиться в том, что вы приобретаете именно акустический вариант – об этом должна быть специальная отметка
Кабели из меди могут производиться как из бескислородной, так и из монокристаллической меди
На этот фактор также следует обращать свое самое пристальное внимание. Кроме того, нужно отдавать предпочтение тонким проводам, так как они обеспечивают высокое качество передаваемого из колонок звука
Существует 3 типа меди, из которых изготавливаются аудиокабели: ТРС, OFC и РСОСС. Данные разновидности различаются между собой качеством звучания, и, соответственно, стоимостью. Так, если вы хотите купить акустический кабель для колонок, изготовленный из меди бюджетной категории, то вам следует отдавать предпочтение типу ТРС. Для бескислородных систем, относящихся к среднему классу, подойдет продукция OFC. При этом наиболее качественными кабелями являются те, что изготовлены из чистой меди – РСОСС.
Критерии выбора
Подбор акустического кабеля для колонок – это важная и ответственная задача, к которой следует подходить со всей серьезностью и ответственностью. Лучше всего полагаться на технические факторы. Рассмотрим некоторые из них:
- при покупке кабеля для соединения колонок между собой не следует автоматически рассчитывать на то, что вы приобретете товар высокого качества, будьте готовы даже к негативному исходу;
- отдавайте предпочтение продукции, изготовленной проверенными, популярными и пользующимися авторитетом среди пользователей компаниями – такой товар будет соответствовать всем международным стандартам;
- при выборе сечения кабеля лучше всего выбирать вариант достаточной ширины – это необходимо для того, чтобы по нему могло проходить достаточное количество тока;
- если сомневаетесь, какой кабель взять, то отдавайте предпочтение тому варианту, который сверху покрыт лаком (все дело в том, что подобное покрытие поможет обезопасить вас от возникновения короткого замыкания);
- при проверке работы кабеля вы должны убедиться в том, что качество звука с течением времени не ухудшается;
- что касается показателей сопротивления, то они должны обладать значениями, которые превышают средние арифметические (помните, что сопротивление оказывает влияние на уровень качества передачи сигнала) и т. д.