Пролог.
Естественно, что старая мебель может и не подойти к новому помещению. Тогда её просто меняют на ту, которая делается на заказ или покупается уже под отремонтированное помещение. Ну всё, купили и поставили мебель, повесили занавески, расстелили ковер на полу и расставили дизайнерские аксессуары по всем предназначенным местам. Вот и телевизор висит на стене. Теперь можно и за музыкальную систему браться, дошла очередь и до неё.
Распаковали свои старые колонки, поставили CD-проигрыватель и усилитель на тумбочку под телевизором. Колонки поставили по углам – а больше места для них и нет. Пришло время послушать свои любимые записи. Садимся на диван, включаем, слушаем. А звук – как бы чужой! Не тот привычный, что был раньше, хотя и раньше может был “не фонтан”. И “гудит” где-то, и “давит на уши”, и “бубнит”. А хочется чтобы звук разливался красиво и приятно, как и должно быть.
Но нет. Придется изучить вопрос о правильной расстановке акустики в помещении. Это очень сильно влияет на звук из колонок и звуковую картину в целом. Конечно, жилая комната – не специальное помещение для звукозаписи, где практически всё предусмотрено для качественной работы колонок. Но хотелось бы получать удовольствие от прослушивания своих любимых пластинок, кассет и прочего, а не мучиться от “корявого” звука.
Потому разберем основные, важные моменты, от которых зависит правильное, корректное воспроизведение звука имеющейся акустики. Может для многих – это уже пройденный этап. Но статья рассчитывается на тех, кто не знал про это (но имел проблемы такого рода), кто не сильно задумывался ранее, а теперь озадачился. И в основном, эта информация будет полезна начинающим меломанам, чтобы услышать тот звук из своих колонок, который заложен на заводе (хотя и на заводе закладывают не всегда хороший потенциал). Про доработку они пока и не задумываются, но всё когда-то случается. :))
Акустическая система 5:1. Оборудование и особенности размещения
Чтобы произвести правильную настройку домашнего кинотеатра
следует учитывать особенности применяемой системы. Наиболее распространенным оборудованием является 5:1 и 7:1. Стандартная акустика включает в себя:
- мощный сабвуфер;
- центральный динамик, который отвечает за воспроизведение вокала музыкальной композиции или речь актеров в фильме;
- фронтальные каналы левой и правой частей для воспроизведения основных звуковых эффектов;
- каналы воспроизведения эффектов окружающего звука левой и правой части, которые составляют фон, гармонично разбавляют дорожку фронтальных устройств.
Система 7:1 отличается наличием дополнительной пары колонок задних динамиков. Они используются для воспроизведения основного звука.
При установке классической системы 5:1 стоит мысленно нарисовать равнобедренный треугольник. Вершиной является расположение лица зрителя. В центральной части зоны зрения размещается центральный динамик. С каждой из сторон от него под углом около 450 устанавливают фронтальные колонки для основного звука. Задние колонки следует выставить под углом до 1200. Если умножить на 0,7 расстояние до экрана, можно рассчитать необходимую ширину экрана. Основные характеристики мультимедийного проектора
помогут узнать особенности расположения колонок для данного типа устройств.
О пользе зеркал и вреде отражений
Во время всех манипуляций с акустическими системами важно помнить, что самые большие неприятности обычно доставляют хорошо отражающие звук поверхности большой площади, особенно, когда они расположены симметрично. Именно поэтому студии звукозаписи и концертные залы высокого класса не имеют прямых углов и параллельных стен, а потолки их сформированы панелями сложной формы, работающими, в зависимости от конкретной задачи, на поглощение или рассеивание звуковой энергии
Применительно к нашей ситуации, «настройка комнаты» может включать три этапа. Сначала определяем уровень реверберации (самый простой способ — громко хлопнуть в ладоши и внимательно вслушаться в реакцию помещения). Слишком звонкие комнаты встречаются куда чаще, чем переглушенные. Для корректировки сгодятся любые звукопоглощающие материалы и объекты: мягкая мебель, плотные занавески, картины и книжные полки на стенах (ни в коем случае не застекленные), и даже большие плюшевые игрушки. Если же звук от хлопка исчезает чуть ли не раньше, чем вы свели ладони, значит с элементами украшательства и комфорта явный перебор, и от некоторых из них неплохо бы избавиться.
Этап второй — борьба с ранними отражениями. Тут отлично помогает ковер на полу (чем толще, тем лучше), и потолок, облицованный звукопоглощающими плитками (отлично работает и натяжная ткань). Компромиссный вариант: декоративный коврик непосредственно перед колонками. Не забудьте и про стены, вместо картин на них лучше разместить специальные звукопоглощающие панели, некоторые из которых выглядят вполне стильно и симпатично. Оптимальное место для размещения поглощающих элементов найти не сложно. Приложите к исследуемой поверхности зеркало или лист зеркальной пленки и перемещайте до тех пор, пока сидящий в месте прослушивания не увидит в нем отражение динамиков. Ну а поскольку угол падения равен углу отражения, в данной области и нужно располагать звукопоглощающий материал.
Пример эффективного размещения звукопоглощающих панелей
В финале еще пара слов об укрощении басов. Эффективный способ борьбы с их избытком, неравномерным распределением и характерным бубнением — размещение в углах (иногда и вдоль стен тоже) акустических ловушек — цилиндрических конструкций, поглощающих энергию низкочастотных колебаний. Для их установки не придётся затевать ремонт, однако нужно быть морально готовым к появлению в комнате ещё нескольких громоздких объектов.
Критерии выбора
В выборку попали модели, получившие высокую оценку от покупателей. В зависимости от категории делается упор на определенные критерии: диапазон рабочих частот, форм-фактор, поддерживаемые дополнительные возможности.
Выбирая звуковую карту, в первую очередь обращайте внимание на то, сможете ли вы ее подключить к своей материнской плате. Некоторые подключаются через PCI-E, к которому подключается и видеокарта
На большинстве материнских плат нижнего и среднего ценового сегмента только один PCI-E разъем. Цены на модели не сильно варьируются — в целом от пары тысяч до десяти тысяч рублей.
Влияние формы комнаты на расстановку АС
Прежде всего следует подумать о форме помещения, в котором будет размещена акустическая система. Хорошо, если комната квадратная. В этом случае не возникнет дилеммы у какой стены лучше ставить, у длинной или у короткой. Но в наших домах квадратная комната — большая редкость, поэтому немного помучаемся)
Если акустика размещается у короткой стены, то это способствует подчеркиванию низких частот, т.е. басов. Зачастую даже излишнему подчеркиванию. Так же могут проявляется неприятные резонансные явления похожие на гудящий грохот или звон. Особо сильно это проявляется при значительной вытянутости помещения. В таком случае предпочтительнее расстановка у длинной стены.
Если же расставить колонки у длинной стены, то это может вызвать ощущение затухания низких частот, но устранит неприятные резонансные явления.
Расстояние межу акустическими системами, обозначим его как d, обычно составляет 2-3,5 метра. Оно зависит от расстояния до места прослушивания l. Для создания правильного стереоэффекта желательно, чтобы слушатель всегда находился в соответствующей точке стерео зоны. Однако l ограничивается размерами комнаты.
Возможности изменения двух величин d и l ограничены заштрихованной зоной на диаграмме. Если, например комната позволяет выбрать расстояние d равным 3,5м, то место прослушивания может находиться в 2,5-4 метрах от стены.
Что важнее в домашней аудиосистеме?
Начинать конечно, можно с обсуждения самой акустики, которую только собираешься приобрести. Выбирать её надо грамотно, не стоит сильно задумываться о цене и каком-то известном бренде, а больше подумать о возможностях помещения, где будет играть эта акустика.
Какую лучше акустику купить и поставить именно в свою комнату? Обычно происходит так – увидел – понравилась, купил – поставил. А потом начинаешь думать и размышлять – куда и как правильно расставить колонки в комнате, чтобы раскачать все свойства? И начинает “болеть” голова – не играют как заявлено! Как исправить ситуацию?
Начинаешь снова думать – “Усилитель, наверно, не подходит..”, ведь именно он формирует выходной сигнал для акустики. “Слабоват. Нужно заменить”. Технологии не стоят на месте, всё очень быстро развивается и просто напрашивается на замену. Были ламповые усилители – устарели морально ещё в 70-х годах, транзисторные усилители – устарели, по той же причине в начале 2000-х. Уже и интегральные успели устареть. А ещё бывают и гибридные усилители.
Сам CD-проигрыватель не выдаёт того, что от него ждешь – заменить на современный цифровой медиа-центр с USB-накопителем на жестком диске. “Вот тогда и заиграют колонки!” Но проблема, после тщательного изучения, оказывается не в самой технике, акустике.
Проблема есть и останется. Она совершенно ни от кого не скрывается, просто об этом мало говорят. Знают только сведущие и специалисты профессионального звука. Проблема в том самом месте, где всё это установлено! Но шанс выбрать помещение для того, чтобы там организовать себе комнату для прослушивания музыки или кино, многим из нас предоставляется очень редко, а зачастую – никогда.
Получается так, что такая комната является одним из главных компонентов домашней аудиосистемы. Именно она и влияет на качество, и сам характер звучания абсолютно любой используемой аппаратуры. Остается один вариант – доработать имеющиеся возможности помещения до логического (технического) совершенства.
Негативные факторы помещений.
Все ниже обсуждаемые факторы, можно образно объединить одним словом, одной проблемой – резонанс комнаты. Коротко пройдемся по основным факторам негативного влияния комнаты на звук:
Первое – Реверберация.
Как нам поясняет Вики – “Реверберация — это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях.”
Присутствие в помещении очень большого количества отраженного звукового сигнала будет выражаться в “звонкости” самого помещения. В среде специалистов, это понятие называют – время реверберации, это – длительность затухания звука, выраженное временем, которое нужно для его ослабления в тысячу раз. Это примерно на 60 дБ, можно сказать – почти к неслышимому уровню звука. Так сказать, будет слышен эффект “эхо” . Такая комната практически не пригодна для прослушивания музыки. Нормально воспринимать её будет очень проблемно.
Примерно так же, но с обратно-противоположным эффектом, будет действовать комната, которая чересчур обесшумлена. На полу толстый ковер, стена держит шерстяной ковер, который почти на сто процентов глушит любые резонансные звуки, окна закрывают плотные и тяжелые шторы, имеется мягкий диван.
В такой комнате будет нарушено ощущение пространственного объема, слушатель может вовсе не услышать стерео эффекта, не сможет сфокусировать на слух звуковую сцену. Попросту звук будет рассеиваться в окружающей обстановке.
Второе – Стоячая волна.
Стоячая волна — это звуковая волна, встречающая на своем пути твердую поверхность, расположенную перпендикулярно, отражающаяся от нее и возвращающаяся тем же самым маршрутом. Это научным языком.
По другому – стоячие звуковые волны возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых соответствуют размерам помещения. В этом случае, будут слышны резкие подъемы и провалы низких частот в каких либо отдельных точках помещения.
Посмотрим на картинку ниже. Сопоставим частоту с длинной волны.
Наиболее подвержены резонансному влиянию комнаты, именно частоты, примерно от 250 до 100 герц, поскольку они очень близки своей длинной с размерами наших комнат. Хороши большие помещения, если в них и возникают проблемы со стоячими волнами, то только на самых низких частотах.
Третье – Ранние отражения.
Другой фактор называется – ранние отражения. Он присущ, в основном, высокочастотным колебаниям. Так же, но меньшему эффекту может подвергнуться среднечастотная составляющая. Высокие частоты могут отражаться от любой поверхности пола или стен, если колонка находится совсем неподалёку.
Тем самым, мы слышим их практически одновременно с прямым сигналом из динамиков, что способствует нарушению восприятия стерео эффектов и потере общей звуковой картинки. Так же, ухудшается равномерность АЧХ из-за несовпадение фаз прямого и отражённого звука. Появляются явные искажения.
Четвертое – Порхающее эхо.
Название странное, но оно почти объясняет себя. Как говорит Вики – “порхающее эхо” проявляется когда в больших помещениях размером 25 и более квадратных метров, когда имеются две параллельные гладкие стены или потолок и пол, между которыми находится источник звука.
Если в помещении хлопать в ладоши и если звучит быстрое характерное эхо с металлическим звоном, то это и есть “порхающее эхо”.
Немного иначе, “порхающее эхо” возникает после размещения звука между параллельными, гладкими поверхностями с высокой отражающей способностью.
Этому эффекту сильнее подвержены большие гостиные, спортзалы, крытые бассейны. Короче, любые помещения отделанные любыми жесткими материалами – плитка на стене, керамогранит на полу. Но в небольшом помещении санузла этот эффект практически отсутствует, потому, что там очень маленькое расстояние между стенами.
Что в комнатах не так?
Одни владельцы акустики говорят, что именно их акустика совершенна и звучит просто “супер замечательно!”. И в действительности, акустика выше всех похвал отыгрывает музыкальные произведения. Но если эту же самую акустику купить и поставить у себя дома, в комнате, то может получиться некоторое недоумение! – “Какая же это хорошая акустика? Она ведь играет как домашний кинотеатр за 100 долларов!”. И тут тоже можно не сомневаться – так и есть. Просто в этот раз акустика была установлена в неподготовленное для этого помещение.
В первом случае, в помещении были произведены некоторые манипуляции и расчеты, для борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации. Вот результат и слышен.
Во втором случае, о колонках подумали в первую очередь, купив их. В конце работ по перестановке колонок по комнате, они оказались “загнанными” в углы комнаты. Сабвуфер занял свободное место около дивана. Результат получился такой, что можно его сравнить с музыкой из автомобиля молодого человека – огромный сабвуфер на весь багажник и по три “мида” в каждую дверь.
Расставить акустику по своему желанию и как того требует “правильная установка акустики” – не получится. И это почти всегда идет в разрез с дизайном комнаты и расставленной мебелью. Дизайн интерьера не позволит этого сделать!
Конечно, можно выделить значительную часть семейного бюджета и нанять специалистов, сведущих в звуке и дизайне. Они, изучив помещение и сделав специальный ремонт, позволят вашей акустике отыграть именно то, что от них требуется.
Важно понять, что любая комната – не является специальным помещением для прослушивания музыки. Например, в прямоугольной комнате, какой бы размер её не был, на всех параллельных поверхностях, возникает множество отражений и стоячих волн
И все эти искажения могут легко превратить нормальную амплитудно-частотную характеристику в сейсмограмму какого-то мощного землетрясения.
Можно ли спасти звук колонки в комнате?
Чтобы “победить” звуковые искажения и разные ненужные эффекты в комнате, существует множество способов. Можно прибегнуть к услугам специалиста с лазерным сканером, который сделает акустическую модель комнаты.
Вообще-то, думать нужно заранее, ещё до ремонта помещения. А ещё лучше – довериться профессионалу в этой области, который знает что нужно сделать с комнатой, чтобы звук акустики радовал и приносил наслаждение.
Но доверить это дело нужно не дизайнеру по интерьеру. В наше время, очень часто используют при ремонте помещений – гипсокартон. Но мало кто из строителей и дизайнеров знает, что он является “любителем” басов, он их с большим удовольствием “съест”.
С высокими и средними частотами он сделает всё наоборот – гипсокартон их просто “отфутболит” и очень возможно, что с большими призвуками искажений. А огромное окно “в пол”, которое ни чем не прикрыто – просто ужас для меломана, который “всё слышит”.
Вот на картинке ниже, как пример помещения, которое подготовлено профессиональными мастерами, в совершенстве разбирающихся во всех нюансах правильного звука, его отражений и собственно дизайна помещений.
Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему.
BEHRINGER U-PHORIA UM2
- Расположение: внешняя
- Формат звуковой карты: 2
- Разрядность: 24 бит
- Максимальная частота дискретизации: 48 кГц
- Интерфейс подключения: USB
- Поддержка: CoreAudio, Mac
- Поддержка ASIO: +
- Входы: Jack (6.35 мм), XLR, USB
- Выходы: RCA
И снова звуковая карта от BEHRINGER, под названием U-PHORIA UM2
Идентичная своему аналогу звуковая карта имеет внешний тип расположения. Аудиоинтерфейс совместим со всеми типичными для звукозаписывающей студии или концертного зала устройствами. Аналогово-цифровой преобразователь помогает добиться профессионального качества звука даже без дальнейшей программной обработки.
В роли входных разъемов есть инструментальный 1/4″ джек и комбинированное микрофонно-инструментальное XLR/TRS-гнездо. Последнее оборудовано встроенным Xenyx-предусилителем для четкой и внятнй работы микрофона. Каждый из входов оборудован двумя светодиодными индикаторами — наличия сигнала и клиппирования. Также, на передней панели U-Phoria UM2 расположено гнездо для подключения наушников — стандартный 1/4″ выход, переключатель функции прямого мониторинга входного сигнала и индикаторы подачи питания на устройство и подачи фантомного питания на микрофонный вход. Сам переключатель фантомного питания 48 В расположен на задней панели корпуса.
Там же содержатся RCA-выходы для подключения аналоговой аудиотехники, например, динамиков или микшера, это в свою очередь облегчает работу с устройствами.
К не явным минусам можно отнести:
— Появление небольшого шума с инструментального входа/линии;
— Отличный и простой дизайн звуковой карты, но в отличии от предыдущей модели корпус — хилый, пластиковый;
— Для некоторых компьютеров, придётся искать подходящие драйвера в интернете.