Я сам!
Встречались ли вам люди, желающие настроить слуховой аппарат самостоятельно? А те, что предлагали быстро и дешево настроить его за вас?
Если это человек без специального образования и без опыта работы сурдоакустиком, то его заверения мало чего стоят.
Судите сами: для качественной настройки слухового аппарата нужно учитывать:
- физиологические и анатомические особенности пациента;
- механизмы психоакустики;
- формулы настроек и их соотношение с разными случаями потери слуха;
- опыт работы с микроэлектроникой;
- потребности пациента;
- особенности работы слухового аппарата в многообразных житейских ситуациях с различными звуковыми характеристиками.
В случае неправильной настройки использование слухового аппарата становится неприятным и затруднительным. Могут появляться лишние звуки, свист, посторонний шум. Бывает, что сложно разобрать речь другого человека, даже если общение происходит один на один в спокойной обстановке. Все это говорит о том, что слуховой аппарат следует донастроить под конкретные особенности человека, набор которых уникален для каждого пациента.
Слуховой аппарат представляет собой микрокомпьютер. Чтобы он корректно работал, нужна грамотная настройка его программного обеспечения. Такая настройка подобна искусству. Она требует основательной подготовки и учитывает множество факторов. Один и тот же слуховой аппарат будет по-разному настроен для разных людей
Почему важно, чтобы этим занимался специалист, мы уже рассказывали ранее
ШАГ 3. НАСТРАИВАЕМ МИКШЕРНЫЙ ПУЛЬТ
Каждой “команде” желательно иметь своего звукооператора, который знал бы все особенности звучания коллектива и мог бы настраивать звук на концерте. Если такого не имеется, можно справиться и своими силами. Для этого нам понадобится один друг, который присутствовал бы на ваших репетициях, и один местный звукооператор. Во время саундчека перед концертом я рекомендую сначала настроить ритм-секцию (бас-гитару и барабаны), причем бас-гитару необходимо поместить посередине сцены.
Теперь приступаем к настройке гитар. Попросите звукооператора установить ручки эквалайзеров на микшерном пульте в положение, равное 0 dB. Спуститесь со сцены в зал и попросите другого гитариста поиграть. Дальше стойте и слушайте. Если гитарная система настроена правильно, ничего менять в настройках пульта не придется. В противном случае звук придется подкорректировать.
Затем попросите поиграть гитариста и бас-гитариста одновременно. На данном этапе необходимо определить, не забивает ли гитара на нижних частотах бас. Если бас-гитару плохо слышно, попробуйте подрезать на гитарном эквалайзере нижние частоты, а именно 50 Гц и частоты от 160 до 250 Гц, поскольку в этом диапазоне находятся основные составляющие звука бас-гитары. Аналогично настраивается и вторая гитара. Так же рекомендую развести обе гитары в разные каналы: ритм-гитару на 15% влево, соло – на 15% вправо (или наоборот). Это поможет избежать каши в звуке. Хочу заметить, что если гитарные аранжировки написаны неграмотно, то обе гитары будут сливаться, и никакой, даже самый классный звукооператор вам не поможет.
Дальше дело за малым. Останется только настроить общий баланс группы. Ритм-гитару необходимо делать немного тише, чем соло, где-то процентов на десять. Если в группе две солирующих гитары, громкость надо делать либо равную, либо просить друга, что бы он стоял и говорил звукооператору, когда и кого делать тише или громче.
После завершения настройки звука лучше срисовать положения всех регуляторов пульта на листок бумаги и отдать его звукооператору непосредственно перед выходом на сцену. Это необходимо потому, что вы, скорее всего, будете не единственной командой, которая будет выступать на этом концерте, и запомнить настройки всех команд звукооператор просто не в состоянии. Также лучше иметь свой собственный гитарный усилитель, о чем уже говорил ранее. Это поможет избежать различных внештатных ситуаций и сэкономит время на подключение и настройку, поскольку группы, выступавшие до вас, обязательно собъют сделанные вами настройки.
Вот и все, из аппаратуры мы выжали все что могли, дальше все зависит от вас и вашего мастерства. Желаю удачи!
Как специалист настраивает слуховой аппарат
Первичную настройку слухового аппарата делают при покупке. Вы можете обратиться в магазин, но лучше – в медицинский центр, так как подбор и настройка СА – медицинская услуга, которую может проводить только специалист с лицензией и образованием – сурдолог или слухопротезист. Например, в нашем центре пациентов принимают кандидаты медицинских наук, врачи первой и второй категории. Лицензии на ведение деятельности мы располагаем на видном месте. Если вы пришли в тот или иной магазин и не обнаружили их, спросите, кто и на каких основаниях будет заниматься вами.
Сурдоакустик (специалист с дипломом и высшим образованием по настройке и подбору СА) подбирает модель в соответствии с рекомендациями сурдолога
Работа с сурдологом начинается с беседы. Он задает вопросы о проблеме, прошлых болезнях. Расспрашивает о распорядке дня, окружении, привычках и работе. Полный анамнез позволяет подобрать СА и назначить адаптацию. Далее врач оценивает степень потери слуха с помощью тональной аудиометрии. Во время исследования вы слушаете звуки на разных частотах и с разной громкостью. Сурдолог отслеживает момент, в котором вам становится некомфортно. На выходе вы получаете аудиограмму – график ваших слуховых ощущений. На его основании подбираются нужные опции в программном модуле и выдаются рекомендации по привыканию и принятию слухового аппарата. Иногда сурдолог делает это самостоятельно, иногда – при помощи специалиста по настройке – сурдоакустика.
Аудиометрия перед настройкой СА необходима, чтобы скорректировать опции программного модуля
В течение месяца вы собираете жалобы: неразборчивая речь, фоновые шумы, свист. Приходите на донастройку. Врач корректирует опции программного модуля с учетом новой акустической нагрузки. Следующие сессии предстоят через полгода и год. Далее – рекомендованы каждые 6 месяцев. Хотя нередко пациенты, легко проходящие адаптацию, предпочитают обходиться без них. В промежутках нелишним будет выполнять плановую аудиометрию – проверку слуха. Лучше делать это там, где принимает ваш врач или слухопротезист, который занимался подбором и настройкой СА. Смена специалиста обычно ни к чему хорошему не приводит и целесообразна только при явной некомпетентности. Взрослым необходимо проходить такую проверку раз в 9–12 месяцев, детям – раз в полгода.
При донастройке сурдолог или работник центра проводит техническое обслуживание СА. Это обязательная профилактическая процедура, так как в приборе может накапливаться сера и потожировые отложения. Могут изнашиваться динамики, забиваться фильтры или выходить из строя части корпуса. Все это влияет на восприятие звука.
Так выглядит изнутри слуховой аппарат, «гигиеной» которого владелец регулярно пренебрегал
Как проверить настройку (строй) гитары?
Помимо основных видов, подстройка инструмента определяется верным расположением:
- ладовых порожков;
- нижнего и верхнего порожка (учитывая компенсацию строя).
Также важно наличие хороших струн, так как изношенные плохо держат строй. Дополнительные способы проверки строя:
- При правильных действиях, звучание бывает в унисон, а предыдущая струна вибрирует. Когда зажатая струнка начинает звучать одинаково с соседней открытой, можно дернуть только прижатую струну — открытая начинает сама резонировать.
- Происходит колебание струн и через октаву. К примеру, 6-я открытая начинает резонировать с 4-ой, которая прижата на 2 ладу ноты «ми» с интервалом в октаву.
- Можно сыграть любой аккорд в первой позиции, например, аккорд «соль».
Виды настроек подходят как для семиструнной, так и для бас-гитары. Исполнение песни на расстроенном инструменте лишает красоты и желания ее слушать. Теперь зная, как можно настроить 6-струнную гитару, новички смогут извлекать чистое звучание.
https://youtube.com/watch?v=dmOWEarAj8E
Как настроить гитару 6-струнную
Те, кто не знает, как настроить гитару 6 струнную, в первую очередь должны усвоить, что она основана на унисонности (одинакового) звучания определенных струн и ладов гитары.
При натяжке струн происходит повышение звука, при ослаблении — понижение. Настройка инструмента, осуществляется с учетом нот и струн: «ми» —1, «си» — 2, «соль» — 3, «ре» — 4, «ля» — 5, «ми» — 6.
Альтернативным строем подстройки может быть:
- D#G#C#F#A#D# — ниже на полтона;
- DGC FAD — на тон ниже;
- Дроп D: DADGBE — хард-рок;
- CGCGCE — в тональность до мажор.
- DADF(диез)AD — в тональность ре мажор.
Классический способ настройки (по пятому ладу)
Метод основывается на настройке первой струны (самой тонкой) «ми». Для чистоты звучания можно использовать камертон. Первоначально звук извлекается с настраивающего аппарата и прослушивается. Затем он извлекается на инструменте. После происходит сравнение. Если звучание ноты не соответствует звучанию камертона, то при помощи вращения колков добиваются соответствия. От настройки первой струнки зависит правильное звучание остальных.
Следующий этап — зажимается струна:
- 2 на 5 ладу (должна звучать в унисон с 1 открытой);
- 3 на 4 ладу (со 2 открытой);
- 5 на 5 ладу (с 4 открытой);
- 6 на 5 (с 5 открытой).
При отсутствии камертона, можно сделать вручную, начиная уже со 2 струны, продолжив процесс по вышеуказанной схеме.
Настройка гитары тюнером
Простейший способ самостоятельной настройки — использование тюнера. Электронная аппаратура, продается в картонной коробке. Звук извлекается с открытой струны, затем происходит проверка по дисплею аппарата. На нем показываются особенности, как правильно настроить гитару — ослабить натяжение колков или увеличить. Для начинающих гитаристов — удобный способ, не требующий слуховой практики. Этим методом настраивается как акустика, так и электрогитара.
Однако точность измерения аппаратуры не дает такой же гарантии на инструменте, так как частота звучащих струн имеет определенный диапазон.
Теоретически, настройка 1 струны должна быть на 329.63 герц. Но ее звучание на практике бывает не всегда очень ровным.
Настройка без тюнера
Имеется несколько способов нестандартной настройки шестиструнной гитары. У каждого из них свои особенности:
- Имеющие пианино, настройку инструмента могут осуществить с его помощью. На клавиатуре находят ноты, которые соответствуют не зажатым струнам и добиваются одинакового звучания.
- Подстройку гитары можно осуществлять также при помощи нестандартного режима — под собственный голос, манеру исполнения. Для этого имеется специальный камертон, позволяющий сделать это профессионально.
- Другой вариант — взять голосом определенную ноту и начать подстройку с нее. Можно начинать с 5 струны.
- Использовать обычную телефонную трубку. Гудок, исходящий из аппарата, издает звук ноты «ми» (E). Исходя из этого настраивается первая струна, соответственно которой налаживаются остальные.
Настройка через приложение
https://youtube.com/watch?v=ttfHkquh5wo
В сети имеются мобильные приложения, которые можно скачать. Например, GuitarTuna. Являются бесплатными. Несложны по восприятию. Бывают с применением кабеля линейного входа — для электрогитары, с наличием встроенного микрофона — для акустического инструмента.
Настройку через компьютер необходимо начинать с подбора тюнера, затем:
- подключается микрофон;
- запускается приложение (при правильной работе, высвечиваются буквы);
- инструмент подносится к микрофону;
- струна задействуется.
После этого настраивающая аппаратура указывает необходимые действия — повышение или понижение струнки. Колки регулируются до тех пор, пока индикатор не приблизится к центру.
Настройка гитары по флажолетам
Метод предназначен для профессиональных исполнителей, поскольку считается сложным. Это извлечения звука-обертона (флажолета), который предпочтительней брать на 5, 7, 12 ладах инструмента.
Для этого необходимо:
- Кончиком пальца прикоснуться к 6 струнке, находящейся над 5 ладовым порожком.
- После извлечения правой рукой звука, моментально убирается со струны палец левой руки.
- Сразу извлекается флажолет над 7 ладовым порожком 5 струны.
Звучание должно получиться в унисон.
ШАГ 2. НАСТРАИВАЕМ ЗВУК
Итак, будем считать, что все оборудование у вас имеется в наличии, и оно исправно. Приступаем к его настройке. Во время игры лучше всего пользоваться, на мой взгляд, нижним хамбакером, так как он дает наиболее четкий и плотный звук, а ручкой тембра можно регулировать окраску звучания.
За время работы с музыкантами я столкнулся с тем, что гитаристы выкручивают ручку регулятора Gain у комбика на максимум, мотивируя это тем, что так якобы «круче звучит». На практике происходит наоборот, излишний Gain приводит к появлению большого количества шума и размазанности звучания. Поэтому настоятельно рекомендую выкручивать ручку GAIN где-то на 75-80% от обшего уровня регулировки. Хочу заметить, что при увеличении громкости GAIN приходится уменьшать.
Количество искажений можно также настроить еще одним способом. Выставляете ручку громкости на комбике в нужное вам положение. Для концерта обычно хватает 30-40% от выходной мощности, дабы не перегрузить микрофон, которым будет подзвучиваться ваш усилитель. Далее выкручиваете ручку GAIN на максимум, зажимаете струны руками и слушаете на выходе усилителя шум от излишнего усиления. Вращаем регулятор GAIN в противоположную сторону до тех пор, пока шум не исчезнет.
В разрыв цепи между преампом и усилителем мощности нашего комбика (или сразу после “примочки”) можно включить графический или параметрический эквалайзер. Штука очень полезная, так как во время работы “примочки” будет возникать 50-герцовый фон, который нужно будет убрать при помощи эквалайзера. Так же рекомендую уменьшить частоты от 1 до 4 кГц, чтобы звук “примочки” не резал слух и не вызывал ощущения усталости у слушателей, и вырезать частоты выше 8 кГц. Тем самым вы уберете из вашего звука лишние шумы и шорох пальцев по струнам. Если звук сильно гудит, подрегулируйте его в области частот от 80 до 125 Гц. Возможно, придется удалить из спектра, или наоборот, добавить некоторые частоты. Все зависит от индивидуальных особенностей вашей “примочки”. Хочу предостеречь, – не переусердствуйте с вырезанием частот, иначе можно лишиться плотности звучания.
Если вы пользуетесь отдельным преампом типа TUBEMAN или V-TWIN, то его необходимо подключать непосредственно на вход усилителя мощности комбика. Это поможет удалить из спектра сигнала шумы, наводимые собственным преампом комбоусилителя и упростит настройку.
Обзор винилового проигрывателя Lenco LS-40
Проигрыватель, о котором сегодня хочется рассказать, называется Lenco LS-40 и является одним из тех продуктов, которые выпускаются под этим брендом. Этот проигрыватель имеет как преимущества, так и недостатки, которые раскрываются только в процессе эксплуатации, но давайте обо всем по порядку.
Комплектация проигрывателя
В комплекте с проигрывателем почти ничего нет. В коробке лежит только он сам, прозрачная защитная крышка и кабель питания с двумя сменными штекерами (под российскую и под британскую вилки). Вряд ли вам это пригодится, но, наверное, так проще отгружать продукцию в разные страны.
Такой проигрыватель впишется в любой интерьер.
Из чего сделан Lenco LS-40
Модель выпускается в двух цветах — черном и ”под дерево”. Сама верхняя часть сделана из МДФ. Это не совсем дерево в привычном виде, но материал не мешает проигрывателю отлично выглядеть. Лично для себя я выбрал бы вариант именно ”под дерево” из-за его более классического и приятного внешнего вида.
Коврик, на который кладется пластинка, и съемную защитную крышку украшает логотип бренда, а справа на верней части устройства написано еще название модели.
Встроенные динамики
В конструкции предусмотрено два динамика, но я бы не стал на них слишком сильно рассчитывать. Они слишком маленькие и маломощные для прослушивания на хоть сколько-то большой громкости. Если проигрыватель будет стоять рядом с вами и что-то тихонько напевать, то они могут спасти, но лучше воспользоваться внешними колонками.
Два встроенных динамика по бокам есть, но лучше пользоваться колонками.
Подключение проигрывателя
Подключить их можно только по проводу. РCA-разъем находится сзади, вместе с некоторыми остальными важными элементами. Среди них 3,5-миллиметровый AUX-вход для подключения внешних источников звука разъем питания и два тумблера — скорость вращения пластинки и выключения полуавтоматической функции остановки воспроизведения.
Если автостоп включен, то когда дорожка на пластинке закончится, ее вращение остановится. Тонарм не вернется в исходное положение, но даже этого будет достаточно для того, чтобы сохранить ресурс иглы и не портить лишний раз пластинку.
Все подключения на задней стенке.
Игла с наконечником 0,7 мм встроена в керамический картридж, который в свою очередь венчает тонарм изогнутой формы. Для его переноса на поверхность пластинки есть подъемный механизм. Надо перевести рычажок в положение ”поднято”, потом передвинуть тонарм в нужное место пластинки и вернуть рычажок в исходное положение. После этого игла аккуратно опустится на поверхность винила, не повредив себя и поверхность пластинки.
Изменение скорости воспроизведения
Переключение скорость воспроизведения (доступно 33 и 45 оборотов в минуту) позволяет использовать самые разные пластинки, которые выпускались в разное время в разных странах. А также они могут быть разного размера — от 7 до 12 дюймов.
Поддерживаются самые разные пластинки. Проблем с совместимостью быть не должно.
Прозрачная крышка призвана защитить проигрыватель от пыли и механических повреждений, но если она не нужна, то ее можно снять совсем. Для этого петли сделаны вытаскиваемыми.
В проигрывателях используются самые разные типы привода, включая прямой, червячный и ременной (он еще называется пасиковым или ”Belt Drive”). Именно последний нашел применение в Lenco LS-40. Такой механизм является простым, надежным и недорогим. То, что надо для доступного винилового проигрывателя.
Главное правильно поставить иглу на дорожку.
Как звучит виниловый проигрыватель Lenco LS-40
Говорить о качестве звука большого смысла нет. Если сравнивать разные проигрыватели между собой, то разница, конечно, будет, но не всегда можно сказать, что это — превосходство одного над другим или просто фирменный стиль. Тем более, многое зависит от качества пластинок.
В любом случае музыка с ”винила” звучит не так, как мы все привыкли в плеерах. Она более теплая и приятная. Слушая ее, можно погрузиться в музыку, и пусть иногда она сопровождается дополнительными звуками, вроде шуршания иглы, но от этого она становится только более честной и добротной.
Вот и весь механизм, если не считать приводного мотора. Тонарм поднимается рычагом, а регулятор включает прибор и изменяет громкость.
Кто должен настраивать слуховой аппарат
В некоторых магазинах первичную настройку СА делает продавец без аудиологического образования (трехнедельные курсы в Подмосковье – не в счет). Он активирует в программном модуле аппарата опции, предусмотренные производителем. На первый взгляд, это хорошо – купил аппарат и вроде как готов «слышать». Однако стандартные формулы настройки производителя обеспечивают уровень понимания речи примерно на 30 % от возможного. Говоря проще, вы купили хороший смартфон. Но пользуетесь только функцией «Звонок», причем – с параметрами «по умолчанию».
Слуховой аппарат, даже очень достойный, без тонкой индивидуальной настройки под конкретного пациента будет звучать так, что «лучше бы было как раньше».
Слуховой аппарат, как и лекарства, должен «выписывать» врач. То есть рекомендации по типу и характеристикам СА дает сурдолог. На стороне врача – знание о том, как функционируют органы восприятия звука и практика, в которой он сталкивался с десятками вариантов патологий слуха. У него развита эмпатия: сурдолог понимает пациента, даже если тот недостаточно ясно излагает ощущения от взаимодействия с прибором. К тому же только врач может разработать персональную программу адаптации, основанную на диагнозе.