Идеальный размер комнаты для прослушивания

Насколько важна форма комнаты домашнего кинотеатра?

Форма комнаты домашнего кинотеатра очень важна с точки зрения акустики. Тот факт, что комната достаточно велика, чтобы вместить все компоненты домашнего кинотеатра, не означает, что она идеально подходит для того, как это будет звучать! Однако имейте в виду, что комната, не соответствующая одному из этих «золотых сечений», по-прежнему вполне приемлема для использования в качестве домашнего кинотеатра.

Есть несколько способов управления акустикой в ​​комнате, если вы не можете изменить фактический размер комнаты.

Форма комнаты влияет на то, как в ней распространяется звук

Как я уже упоминал в начале этого поста, вам не следует использовать комнату в форме куба в качестве домашнего кинотеатра. Проблема с комнатой в форме куба заключается в том, как акустика будет распространяться. Звуковые волны будут распространяться от динамиков и отражаться практически от любой плоской поверхности в комнате. Потолок, стены, пол и т.д.

Находясь в кубической комнате, вероятность возникновения стоячих волн выше. Стоячая волна является низкой частота резонансом (усиление звука при отражении) вызван волной источника при столкновении с отраженной волной той же самой или аналогичной частоты.

Пример стоячей волны.

Вам следует попытаться уменьшить стоячие волны в комнате домашнего кинотеатра, потому что они могут вызвать три разных акустических проблемы.

  1. Область высокого давления, где наблюдается очень заметное увеличение объема.
  2. Резонирующая звуковая волна. Звуки распространяются дольше, чем предполагалось.
  3. Область низкого давления, где наблюдается очень заметное уменьшение объема.

Все эти акустические проблемы нарушают целостность низких частот внутри комнаты. Вы должны знать, что стоячие волны обычно распространяются только до 300 Гц. В результате стоячих волн звук низких частот может резонировать и воспроизводиться дольше, чем изначально предполагалось в определенных областях. Также могут быть карманы или дырочки для окуня.

Это означает, что в комнате есть области с низким давлением, обычно вызванным столкновением звуковых волн друг с другом. Может быть немного сложно представить, что такое стоячая волна, поэтому вот наглядный пример: Видео о создании стоячих волн.

Вы можете использовать акустические панели, чтобы минимизировать стоячие волны и помочь сдержать звук в комнате. Я написал очень подробную статью об акустических панелях и о том, как они могут помочь в помещении домашнего кинотеатра.

Негативные факторы помещений.

Все ниже обсуждаемые факторы, можно образно объединить одним словом, одной проблемой – резонанс комнаты. Коротко пройдемся по основным факторам негативного влияния комнаты на звук:

Первое – Реверберация.

Как нам поясняет Вики – “Реверберация — это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях.”

Присутствие в помещении очень большого количества отраженного звукового сигнала будет выражаться в “звонкости” самого помещения. В среде специалистов, это понятие называют – время реверберации, это – длительность затухания звука, выраженное временем, которое нужно для его ослабления в тысячу раз. Это примерно на 60 дБ, можно сказать – почти к неслышимому уровню звука. Так сказать, будет слышен эффект “эхо” . Такая комната практически не пригодна для прослушивания музыки. Нормально воспринимать её будет очень проблемно.

Примерно так же, но с обратно-противоположным эффектом, будет действовать комната, которая чересчур обесшумлена. На полу толстый ковер, стена держит шерстяной ковер, который почти на сто процентов глушит любые резонансные звуки, окна закрывают плотные и тяжелые шторы, имеется мягкий диван.

В такой комнате будет нарушено ощущение пространственного объема, слушатель может вовсе не услышать стерео эффекта, не сможет сфокусировать на слух звуковую сцену. Попросту звук будет рассеиваться в окружающей обстановке.

Второе – Стоячая волна.

Стоячая волна — это звуковая волна, встречающая на своем пути твердую поверхность, расположенную перпендикулярно, отражающаяся от нее и возвращающаяся тем же самым маршрутом. Это научным языком.

По другому – стоячие звуковые волны возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых соответствуют размерам помещения. В этом случае, будут слышны резкие подъемы и провалы низких частот в каких либо отдельных точках помещения.

Посмотрим на картинку ниже. Сопоставим частоту с длинной волны.

Наиболее подвержены резонансному влиянию комнаты, именно частоты, примерно от 250 до 100 герц, поскольку они очень близки своей длинной с размерами наших комнат. Хороши большие помещения, если в них и возникают проблемы со стоячими волнами, то только на самых низких частотах.

Третье – Ранние отражения.

Другой фактор называется – ранние отражения. Он присущ, в основном, высокочастотным колебаниям. Так же, но меньшему эффекту может подвергнуться среднечастотная составляющая. Высокие частоты могут отражаться от любой поверхности пола или стен, если колонка находится совсем неподалёку.

Тем самым, мы слышим их практически одновременно с прямым сигналом из динамиков, что  способствует нарушению восприятия стерео эффектов и потере общей звуковой картинки. Так же, ухудшается равномерность АЧХ из-за несовпадение фаз прямого и отражённого звука. Появляются явные искажения.

Четвертое – Порхающее эхо.

Название странное, но оно почти объясняет себя. Как говорит Вики – “порхающее эхо” проявляется когда в больших помещениях размером 25 и более квадратных метров, когда имеются две параллельные гладкие стены или потолок и пол, между которыми находится источник звука.

Если в помещении хлопать в ладоши и если звучит быстрое характерное эхо с металлическим звоном, то это и есть “порхающее эхо”.

Немного иначе, “порхающее эхо” возникает после размещения звука между параллельными, гладкими поверхностями с высокой отражающей способностью.

Этому эффекту сильнее подвержены большие гостиные, спортзалы, крытые бассейны. Короче, любые помещения отделанные любыми жесткими материалами – плитка на стене, керамогранит на полу. Но в небольшом помещении санузла этот эффект практически отсутствует, потому, что  там очень маленькое расстояние между стенами.

Протяжка кабелей

Я начал именно с проводов, так как строители не сразу могли выполнить мою заявку.

Все сетевое оборудование у меня стояло в подвале неподалеку от музыкальной комнаты. Это место казалось оптимальным, так как выделенная линия для подключения к Интернету заходила сразу в подвал, а шумные устройства вроде NAS и обычных компьютеров должны стоять там, где никому не мешают. Задача заключалась в том, чтобы протянуть сеть и установить беспроводные точки доступа в новой комнате на мансарде. При этом я не должен был разрушить дом.

Мой дом был построен в 1941 году, стены сделаны из дерева и строительного гипса. Другими словами, здание представляет собой весьма скромное жилище с деревянными полами и сводчатыми потолками. Большинство элементов дома не подвергалось никакой реконструкции. У меня не хватило наглости собственноручно ломать дом, поэтому я позвал брата жены, который работает электриком. Он помог мне протянуть провода из подвала до мансарды.

Я решил проложить два оптоволоконных кабеля и один медный Cat. 7 с основного коммутатора в подвале. Почему оптика? Почему два? Почему медь? Почему один?! Объясняю.

Я выбрал оптоволокно в качестве основного канала между коммутаторами, потому что оно позволяет сделать хоть какой-то запас на будущее. Если я когда-нибудь захочу организовать сеть 10 Гбит/c, то проблем у меня не будет. Также оптоволоконный кабель хорош тем, что он может быть использован для дальних дистанций: оптику можно тянуть километрами, а медная витая пара рассчитана на 300 метров. Мне, конечно, не надо тянуть кабель на десять километров, но я не хотел себя как-то ограничивать. Смысл был в том, чтобы я мог переставить коммутатор в любую точку дома, а кабель всегда оставался в запасе.

Я купил два оптоволоконных кабеля по 90 метров (производитель Ubiquiti, модель FC-SM-300). Каждый из этих кабелей снабжен шестью волокнами G.657.A2 одиночного режима. Для защиты используются кевларовые нити и наружная оболочка. Два кабеля мне понадобились потому, что я установил два коммутатора в разных точках моей музыкальной комнаты. Это было нужно для удобства.


За стенами есть свободное место для хранения вещей

Итак, в каждом конце помещения я разместил в стенах по одному коммутатору Ubiquiti UniFi US‑8‑150W. В этой модели есть функция PoE, которая мне лично была не нужна, но это был единственный вариант с восемью портами RJ45 и двумя портами SPF для оптоволоконных модулей. Я купил четыре таких модуля от Ubiquiti (модель UF-SM-1G-S). Два модуля я установил в коммутатор UniFi US-24 в подвале, а еще два — по одному на каждый 8-портовый коммутатор в комнате на мансарде. К одному из коммутаторов я подключил точку доступа Ubiquiti UniFi HD (UAP-AC-HD).


Коммутатор Ubiquiti UniFi US‑8‑150W, точка доступа UAP-AC-HD, кабель FC-SM-300

Кабель Cat. 7 я купил из интереса. Мне просто хотелось сравнить его с оптикой. Я выбрал стометровый кабель с медными жилами Duronic Black Network Cable. Я приобрел этот провод лишь для тестов, поэтому два кабеля я брать не стал. Кстати, этот кабель рассчитан на сеть 10 Гбит/c, но отрезок 100 м, как мне кажется, не потянет максимальную скорость.

Рядом с моей прежней аудиофильской комнатой находился распределительный щиток. В новой комнате я также решил разместить щиток, но его я спрятал в стену. Чтобы не тянуть проводку от центрального щита, я купил 23 метра медного провода и соединительную коробку. Я подключился к щитку в подвале.

В моем новом щитке имеется шесть отдельных электрических контуров, которые я могу использовать, как захочу. На сегодняшний день три 20-амперных контура у меня идут до одной двойной розетки Transparent Audio (такие компания ставит в свои топовые фильтры Reference Power Isolator). Изначально я хотел расставить аудиокомпоненты возле западной стены или между колонками, поэтому и розетки я установил в той области. Однако потом я перенес компоненты в восточную часть комнаты и там тоже понадобилась розетка и, соответственно, проводка.

Можно ли спасти звук колонки в комнате?

Чтобы “победить” звуковые искажения и разные ненужные эффекты в комнате, существует множество способов. Можно прибегнуть к услугам специалиста с лазерным сканером, который сделает акустическую модель комнаты.

Вообще-то, думать нужно заранее, ещё до ремонта помещения. А ещё лучше – довериться профессионалу в этой области, который знает что нужно сделать с комнатой, чтобы звук акустики радовал и приносил наслаждение.

Но доверить это дело нужно не дизайнеру по интерьеру. В наше время, очень часто используют при ремонте помещений – гипсокартон. Но мало кто из строителей и дизайнеров знает, что он является “любителем” басов, он их с большим удовольствием “съест”.

С высокими и средними частотами он сделает всё наоборот – гипсокартон их просто “отфутболит” и очень возможно, что с большими призвуками искажений. А огромное окно “в пол”, которое ни чем не прикрыто – просто ужас для меломана, который “всё слышит”.

Вот на картинке ниже, как пример помещения, которое подготовлено профессиональными мастерами, в совершенстве разбирающихся во всех нюансах правильного звука, его отражений и собственно дизайна помещений.

Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему.

Влияние формы комнаты на расстановку АС

Прежде всего следует подумать о форме помещения, в котором будет размещена акустическая система. Хорошо, если комната квадратная. В этом случае не возникнет дилеммы у какой стены лучше ставить, у длинной или у короткой. Но в наших домах квадратная комната — большая редкость, поэтому немного помучаемся)

Если акустика размещается у короткой стены, то это способствует подчеркиванию низких частот, т.е. басов. Зачастую даже излишнему подчеркиванию. Так же могут проявляется неприятные резонансные явления похожие на гудящий грохот или звон. Особо сильно это проявляется при значительной вытянутости помещения. В таком случае предпочтительнее расстановка у длинной стены.

Если же расставить колонки у длинной стены, то это может вызвать ощущение затухания низких частот, но устранит неприятные резонансные явления.

Расстояние межу акустическими системами, обозначим его как d, обычно составляет 2-3,5 метра. Оно зависит от расстояния до места прослушивания l. Для создания правильного стереоэффекта желательно, чтобы слушатель всегда находился в соответствующей точке стерео зоны. Однако l ограничивается размерами комнаты.

Возможности изменения двух величин d и l ограничены заштрихованной зоной на диаграмме. Если, например комната позволяет выбрать расстояние d равным 3,5м, то место прослушивания может находиться в 2,5-4 метрах от стены.

Различные рекомендуемые соотношения

Было проведено бесчисленное количество исследований соотношений для лучшей акустики в комнате. Существует так много разных вариантов, что решить, какой из них «правильный», может быть чрезвычайно сложно. Я собираюсь порекомендовать три соотношения «золотой комнаты», разработанные и исследованные LW Sepmeyer

Обратите внимание, что эти соотношения основаны на высоте комнаты!

Золотые соотношения комнат LW Сепмейера

Эти соотношения были разработаны путем изучения длины волны низкочастотного звука и его реакции в помещениях разного размера. Комната с одним из этих соотношений с большей вероятностью будет лучше передавать низкие частоты с меньшими акустическими проблемами.

Я объясню это подробнее ниже, но сначала я приведу несколько примеров размеров комнаты с использованием вышеуказанных «золотых соотношений».

Соотношение А

Пример 1: Высота 8 футов = 8 x 9,12 x 11,12 с кубическим объемом 811,32 фута³ Пример 2: Высота 10 футов = 10 x 11,4 x 13,9 с кубическим объемом 1584,6 футов³

Соотношение B

Пример 1: Высота 8 футов = 8 x 10,24 x 12,32 с кубическим объемом 1009,25 футов³ Пример 2: Высота 10 футов = 10 x 12,8 x 15,4 с кубическим объемом 1971,2 футов³

Соотношение C (гораздо большие комнаты)

Пример 1: Высота 8 футов = 8 x 12,8 x 18,64 с кубическим объемом 1908,74 футов³ Пример 2: Высота 10 футов = 10 x 16 x 23,3 с кубическим объемом 3728 футов³

Споём о главном

Если вы любите петь не только во время уборки и ванных процедур, элегантный микрофон родом из середины прошлого века – отличное украшение для окружающего вас пространства.

Однотонные, минималистские наклейки с музыкальной атрибутикой прошлого понравятся всем любителям ретро-стиля и найдут себе достойное место не только в спальной или гостиной комнате, но также в ретро-кафе, музыкальных магазинах, клубах и других местах, посещаемых музыкантами.

Другим выражением любви к музыке могут стать портреты любимых исполнителей настенах: изображение Эминема или Леди Гаги в комнате достаточно красоноречиво говорят о музыкальных предпочтениях владельца.

Кто с нами?

Весь материал с нами был тайный гость – детище премиальной линейки компании iRiver, медийный комбайн Astell&Kern AK T1. К нам он попал не случайно и, в первую очередь, за свою универсальность.

Astell&Kern AK T1 – это универсальная аудиосистема, включающая и плеер, и усилитель, и, собственно, саму АС. Такой вариант наиболее предпочтителен при акустическом проектировании помещения, ведь без лишней волокиты вы можете самостоятельно найти идеальные точки для размещения сабвуфера или фронтальных колонок; разобраться с уровнем разборчивости музыкального материала и понять какую «работу над ошибками» предстоит проделать.

В Astell&Kern AK T1 установлена трехполосная акустика, состоящая из 6 динамиков – по два на каждый частотный диапазон: до 250 Гц, от 250 до 6 000 Гц и свыше 6 000 Гц. AK T1 – верный акустический камертон, который может подарить обывателю не только универсальный мультимедийный инструмент, но и достойную альтернативу громоздким АС.

И главное, с AK T1 всегда можно экспериментировать.

Мелодия, записанная нотами

Наша последняя идея по оформлению комнаты любителей музыки предназначена для настоящих музыкантов – то есть для тех, кто знаком с нотной грамотой. Отличная идея сделать пространство индивидуальным и по-настоящему музыкальным – превратить стену в нотный стан и разместить на нём мелодию собственного сочинения (или вообще любую понравившуюся музыкальную тему).

Пусть прочесть эти ноты и воспроизвести мелодию сможет не каждый, зато знающие люди поймут и обязательно оценят ваш креатив, а все остальные – просто полюбуются необычным дизайном и оригинальным внешним видом вашей комнаты.

Кстати, мелодия, записанная нотами – прекрасная идея по оформлению коридора музыкальной школы, ведь это не просто красивый и оригинальный дизайнерский ход, но также и лишний стимул для детей выучить нотную грамоту.

Если наклейка стикера на стену вызывает у вас трудности, ознакомьтесь с видеоинструкцией — в монтаже стикеров нет ничего сложного:

Добавлено 20.02.2016

Они играют рок

Рок-музыка всегда была популярна и, по всей видимости, не потеряет своих фанатов никогда. Многие из нас в детстве завешивали стены своей комнаты портретами кумиров, извлечёнными из молодёжных журналов, но теперь любовь к року можно выразить гораздо более элегантно и стильно.

Вашему вниманию предлагаются не только оригинальные портреты любимых музыкантов, но и огромный ассортимент виниловых наклеек с изображением музыкальных инструментов – в первую очередь, гитар. Среди богатого разнообразия рок-н-рольных наклеек от Виниловой лепоты вы обязательно найдёте подходящие стикеры для жилого помещения, студии и репетиционной точки.

Пролог.

Естественно, что старая мебель может и не подойти к новому помещению. Тогда её просто меняют на ту, которая делается на заказ или покупается уже под отремонтированное помещение. Ну всё, купили и поставили мебель, повесили занавески, расстелили ковер на полу и расставили дизайнерские аксессуары по всем предназначенным местам. Вот и телевизор висит на стене. Теперь можно и за музыкальную систему браться, дошла очередь и до неё.

Распаковали свои старые колонки, поставили CD-проигрыватель и усилитель на тумбочку под телевизором. Колонки поставили по углам – а больше места для них и нет. Пришло время послушать свои любимые записи. Садимся на диван, включаем, слушаем. А звук – как бы чужой! Не тот привычный, что был раньше, хотя и раньше может был “не фонтан”. И “гудит” где-то, и “давит на уши”, и “бубнит”. А хочется чтобы звук разливался красиво и приятно, как и должно быть.

Но нет. Придется изучить вопрос о правильной расстановке акустики в помещении. Это очень сильно влияет на звук из колонок и звуковую картину в целом. Конечно, жилая комната – не специальное помещение для звукозаписи, где практически всё предусмотрено для качественной работы колонок. Но хотелось бы получать удовольствие от прослушивания своих любимых пластинок, кассет и прочего, а не мучиться от “корявого” звука.

Потому разберем основные, важные моменты, от которых зависит правильное, корректное воспроизведение звука имеющейся акустики. Может для многих – это уже пройденный этап. Но статья рассчитывается на тех, кто не знал про это (но имел проблемы такого рода), кто не сильно задумывался ранее, а теперь озадачился. И в основном, эта информация будет полезна начинающим меломанам, чтобы услышать тот звук из своих колонок, который заложен на заводе (хотя и на заводе закладывают не всегда хороший потенциал). Про доработку они пока и не задумываются, но всё когда-то случается. :))

Что в комнатах не так?

Одни владельцы акустики говорят, что именно их акустика совершенна и звучит просто “супер замечательно!”. И в действительности, акустика выше всех похвал отыгрывает музыкальные произведения. Но если эту же самую акустику купить и поставить у себя дома, в комнате, то может получиться некоторое недоумение! – “Какая же это хорошая акустика? Она ведь играет как домашний кинотеатр за 100 долларов!”. И тут тоже можно не сомневаться – так и есть. Просто в этот раз акустика была установлена в неподготовленное для этого помещение.

В первом случае, в помещении были произведены некоторые манипуляции и расчеты, для борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации. Вот результат и слышен.

Во втором случае, о колонках подумали в первую очередь, купив их. В конце работ по перестановке колонок по комнате, они оказались “загнанными” в углы комнаты. Сабвуфер занял свободное место около дивана. Результат получился такой, что можно его сравнить с музыкой из автомобиля молодого человека – огромный сабвуфер на весь багажник и по три “мида” в каждую дверь.

Расставить акустику по своему желанию и как того требует “правильная установка акустики” – не получится. И это почти всегда идет в разрез с дизайном комнаты и расставленной мебелью. Дизайн интерьера не позволит этого сделать!

Конечно, можно выделить значительную часть семейного бюджета и нанять специалистов, сведущих в звуке и дизайне. Они, изучив помещение и сделав специальный ремонт, позволят вашей акустике отыграть именно то, что от них требуется.

Важно понять, что любая комната – не является специальным помещением для прослушивания музыки. Например, в прямоугольной комнате, какой бы размер её не был, на всех параллельных поверхностях, возникает множество отражений и стоячих волн

И все эти искажения могут легко превратить нормальную амплитудно-частотную характеристику в сейсмограмму какого-то мощного землетрясения.

Акустическая система 5:1. Оборудование и особенности размещения

Чтобы произвести правильную настройку домашнего кинотеатра

следует учитывать особенности применяемой системы. Наиболее распространенным оборудованием является 5:1 и 7:1. Стандартная акустика включает в себя:

  • мощный сабвуфер;
  • центральный динамик, который отвечает за воспроизведение вокала музыкальной композиции или речь актеров в фильме;
  • фронтальные каналы левой и правой частей для воспроизведения основных звуковых эффектов;
  • каналы воспроизведения эффектов окружающего звука левой и правой части, которые составляют фон, гармонично разбавляют дорожку фронтальных устройств.

Система 7:1 отличается наличием дополнительной пары колонок задних динамиков. Они используются для воспроизведения основного звука.

При установке классической системы 5:1 стоит мысленно нарисовать равнобедренный треугольник. Вершиной является расположение лица зрителя. В центральной части зоны зрения размещается центральный динамик. С каждой из сторон от него под углом около 450 устанавливают фронтальные колонки для основного звука. Задние колонки следует выставить под углом до 1200. Если умножить на 0,7 расстояние до экрана, можно рассчитать необходимую ширину экрана. Основные характеристики мультимедийного проектора

помогут узнать особенности расположения колонок для данного типа устройств.

Итог

В нынешнем виде моя новая комната для прослушивания мне очень нравится. Я не могу дождаться, когда уже установлю акустические панели, которые улучшат качество звука. Помните, именно помещение оказывает наибольшее влияние на звучание системы. О всяких MQA, Hi-Res, дискретизации и апсемплинге можно забыть, если ваша комната плохо подготовлена. В плохом помещении от системы не добиться хорошего звука.


Акустика TAD Labs CR1 Compact Reference


Фото комнаты сделано в ноябре 2021 года


Основными усилителями мощности в системе стали моноблоки Constellation Audio Mono 1.0


Кресло для прослушивания музыки важнее, чем вы думаете

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий