Руководство по покупке виниловых пластинок

Наружный конверт

Он должен БЫТЬ. Его отсутствие гарантирует очень быстрое истирание обложки альбома, появление «кольца» и прочих неприятностей. В принципе, любой тип конверта эффективно защитит обложку пластинки, но есть нюансы.

НЕ РЕКОМЕНДОВАНЫ для хранения коллекции:

Тонкие запечатывающиеся наружные конверты с «клапаном».

Это – скорее, вариант для упаковки пластинок для отправки почтой. Во-первых, они – очень тонкие и не полностью защитят соседние обложки от истирания друг о друга. Во-вторых, заклеенные «клапаны» (подвороты) будут цепляться на полке друг за друга и начнут выглядеть неопрятно. В-третьих, есть шанс прикоснуться обложкой альбома к липкому слою на конверте, и тогда вам гарантирован надрыв поверхности обложки (ибо клей «долгоиграющий»)

В-четвертых, самое главное: эти конверты исключают (или сводят к минимуму) микроциркуляцию воздуха внутри конверта, а это – самое важное! Почему – объясним ниже

Плотные конверты с «прострочкой» по краям.

Эти конверты делаются из ПВХ, причем, не из самого стабильного сорта этого материала. Если поместить в такой конверт альбом в родной пленке (shrink), очень часто через год вы обнаруживаете, что весь конверт пошел «волнами» или, что еще неприятнее, пузырями. Получается, ну, очень некрасиво. И вообще современные ПВХ конверты часто «на ровном месте» со временем «идут волной». Самое главное — в такие конверты ни в коем случае нельзя класть диск вплотную к конверту (а не внутрь обложки). Это чревато тотальной порчей диска буквально через считанные месяцы (иногда — через годы), подробнее — ниже.

Остальные типы наружных конвертов – полиэтиленовые или целлофановые разной толщины – вполне пригодны для хранения коллекции.

Немного из истории этикеток пластинок

Пластинка, как носитель звука имеет давнюю историю. Еще в конце 19 века Шарль Кро научно обосновал принципы записи и последующего воспроизведения звука на диск. Уже тогда стало ясно, что центральная часть пластинки не пригодна для хранения информации. По этой причине, в центре, путем гравировки наносились информационные надписи о пластинке.

История бумажной этикетки пластинки начинается в 1901 году. С самого начала, еще на граммофонных пластинках, этикетка практически всегда имела круглую форму. Очень изредка встречался и более творческий подход, например русская дореволюционная фирма «Звукопись» обозначала себя ромбовидной этикеткой, а германская фирма «Воке» — треугольной. По мере развития и все большего распространения винила менялись и указываемые на ней данные, но форма впредь всегда оставалась круглой.

Сегодня мало кто знает, что в довоенное время, на самом рассвете производства винила, пластинки были дефицитом из-за нехватки сырья. Поверх надписей этикетки ставилась пометка «Обменный фонд. Продаже не подлежит«. Такие пластинки не шли в продажу, а обменивались на такой же вес битых пластинок.

Зато в наше время с пластинками чего только не делают, от подставок для горшков до креативных сувениров:

Крупнейшим заводом, выпускающим пластинки на тот период являлся Ногинский завод, даривший свету по 90 млн пластинок в год. Вторым по объемам производства был Апрелевский завод, выпускавший по 19 млн пластинок в год. В военные годы оба завода были заняты под выпуск военной продукции. Но в одном из цехов Апрелевского завода было возобновлено производство пластинок популярных исполнителей, которые активно использовались в прифронтовых районах для поддержания духа. Этикетки таких пластинок помечались надписью “изготовитель: Народный Комиссариат минометного вооружения”, приравнивавшей их к боеприпасам.

Сравнение цен на виниловые пластинки

Неплохим способом является просмотр завершившихся ebay аукционов. К сожалению, информация о них хранится всего несколько месяцев, но зато вы увидите полноценные фотографии, которые очень о многом могут рассказать. Popsike хранит информацию годами, но фотографию сохраняет всего одну.

И пара слов касательно сайта Discogs, как источника информации о ценах:
Во-первых, смотрите не только «почём хотят продать», но и, что гораздо важнее, «почём было продано» (кто хоть немного владеет английским — найдёт, какую кнопку нажать).
Во-вторых: не забываем, что добрая треть (если не половина) выставленных пластинок на Discogs не соответствует описанию.

Не забываем и о доставке – можно сколь угодно долго кричать, что «там» этот диск стоит 5 долларов, – купите, оплатите доставку, и вам этот диск здесь обойдется уже в 25 долларов

Доставка бывает подешевле, подороже, – неважно, главное, что её цена – отлична от нуля

Белесый налет на поверхности пластинки

А теперь – про самое неприятное, что может случиться с пластинкой. Думаю, каждому когда-то попадались пластинки с белёсым налётом на поверхности. При проигрывании таких пластинок вы слышите шипение, – от слабенького и до почти перекрывающего уровень музыки.

Автор этой статьи посвятил определенное время изучению данного феномена и обсуждал это, в том числе, с производителями чистящих средств для пластинок. По всей видимости, это побеление – выделяющийся на поверхности диска лубрикант.

Лубрикант – компонент , входящий в состав смеси для производства грампластинок и представляющий из себя соли стеариновой кислоты.

Выделение лубриканта на поверхность пластинки происходит:
– при повышенной температуре / давлении / влажности;
– при отсутствии циркуляции воздуха;
– при контакте с агрессивными материалами (в том числе, ПВХ, выделяющими различные газообразные формы хлора).

Зачастую на испорченную пластинку влияние оказывали несколько факторов одновременно. Нередки случаи, когда пластинки «белели» от длительного хранения в обычном полиэтиленовом внутреннем конверте (типа конвертиков нашей «Мелодии» или польской «Muza» 70-х годов), если при этом они стояли очень плотно на полке и годами из конвертов не вынимались. Агрессивным материалом же по отношению к пластинке являются… наружные конверты из ПВХ! Да – именно те, о которых мы упоминали выше. Возьмите пластинку в обычном бумажном конверте (или даже в хорошем антистатическом), вложите её в ПВХ наружный конверт (без обложки – просто диск в конвертике сразу в ПВХ конверт) и поставьте на полку, плотно прижав другими дисками. Через несколько месяцев вы имеете практически гарантированный «труп». А если, интереса ради, подержите горизонтально пачку таких пластинок ближе к батарее, – хватит и пары месяцев. По всей видимости, конверты из ПВХ выделяют некий газ (производные хлора?), который при контакте с пластинкой способствует «выдавливанию» стеаратов на поверхность.

Оговорюсь, – при ОПРЕДЕЛЕННЫХ (знать бы каких…) условиях, ужасов, описанных выше, не происходит, и я сам тому бывал свидетелем. Но, к сожалению, мне приходилось видеть и десятки пластинок, побелевших из-за неправильного хранения. Побелеют ли ваши пластинки, если будете неправильно хранить, – не знаю. Хотите попробовать?

Лично у меня при переезде определенная часть дисков пострадала. Пластинки были просто достаточно плотно уложены в коробки, и пролежали так где-то пол-года. Когда я начал их доставать, обнаружил, что некоторые пластинки начали «белеть» (мутнеть), причем, только те, что были в MFSL’овских внутренних конвертах! Такие конверты, по-видимому, слишком плотно прилегают к пластинке, перекрывая доступ воздуха.

Очевидно, появление белого налета на поверхности диска зависит еще и от состава смеси, из которой сделана конкретная пластинка. Перебирая свою коллекцию, я время от времени нахожу экземпляры, на которых начинает появляться белый налёт, – и это в то время, когда абсолютно так же упакованные соседние пластинки остаются нетронутыми.

Отмыть этот самый белый налет с пластинки практически невозможно. Изопропиловый спирт «работает», если вы «поймали» самое-самое начало процесса, – тогда еще шанс есть. Чуть более заметное и «старое» побеление, – это уже приговор. Реагенты, которые могут удалить с поверхности диска стеараты (тот же ацетон), растворяют и саму пластинку, по крайней мере, дорожки повреждаются фатально.

Содержимое этикетки

Нижняя часть этикетки повествует об исполнителе, авторе или оркестре, списке композиций или отдельных частей, или же об музыкальных инструментах. На совсем старых пластинках информация о содержимом пластинки не была столь красноречива, как мы привыкли ее видеть. На пластинках ставился шифр, скрывающий под набором цифр тип записи и исполнения.

Наиболее загадочной для непосвящённого меломана является средняя часть этикетки, на которой можно найти ряд шифров. Расположение шифров может быть различно, но все они непременно присутствуют на этикетке.

Монофонические записи обозначались треугольником, стереофоническая — двумя скрещенными кругами. На многих пластинках для большей наглядности красуется слово СТЕРЕО. Рядом с типом записи располагается значение скорости воспроизведение в об/мин (33 или 45).

Справа (как правило) цифрами 1 и 2 указывается номер стороны пластинки. Бывает, что все композиции не умещаются на одной пластинке, в таком случае конверт реализуется как книжка, а пластинки соответственно обозначаются по порядку следования 1,2,3,4…

Внутренний конверт

Каждый раз, вынимая диск из конверта, вы наносите поверхности диска микроповреждения. Каждое движение, «шевеление» пластинки внутри конверта – тоже микроповреждения. Поэтому хороший внутренний конверт – он просто необходим, и он должен быть из антистатического материала.

Это может быть недорогой японский «полукруглый» конверт типа Nagaoka

или более солидный бумажный с антистатической прослойкой внутри

В любом случае поверхность, контактирующая с пластинкой, не будет её царапать! Выберите у себя на полке свежую пластинку, которую вы распечатывали сами, и после этого хотя бы раз 5-10 прослушали, при этом – хранили в родном картонном конверте. Посмотрите на неё под хорошим светом и увидите, сколько на ней уже царапин!

Вторая функция хорошего внутреннего конверта – это, конечно, защита от пыли и статики. Как ни хороша ваша щеточка, вы никогда ею не «обеспылите» пластинку идеально, а значит, – при каждом проигрывании пыльной пластинки иголка будет совершать микро-прыжки на пылинках (кусочках грязи), разбивая дорожку.

С ОСТОРОЖНОСТЬЮ можно использовать конверты из полиэтилена (например, те, что активно использовались для пластинок Мелодии в СССР)

или бумажные с полиэтиленовой прослойкой внутри.

Также С ОСТОРОЖНОСТЬЮ нужно использовать внутренние конверты типа MFSL (Mobile Fidelity)

Смотрятся солидно, стоят дорого, но всё же я их не рекомендую, исходя из собственного опыта. Как полиэтиленовые, так и MFSL’овские конверты не обязательно повредят ваши пластинки, но при определенных условиях могут вполне. Как, – опять же, читаем далее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий