Длина небалансных кабелей
Гитары, клавишные инструменты, источники сигнала (плееры CD, MD, ноутбуки без выносных звуковых устройств) и т. д., часто «коннектятся» небалансным типом подключения. Не следует пользоваться в этом случае небалансным кабелем длиннее 5 метров. Если линия должна быть длиннее — необходимо пользоваться устройствами, называющимися директ-боксы (DI-box или Direct Injection Box). Эти устройства служат для преобразования несимметричного сигнала в симметричный. К тому же часто гальванически развязывают вход и выход, что может быть очень полезно для борьбы с электромагнитными помехами, земляными петлями.
Бескислородная медь
Это миф. Сейчас в кабельной продукции известных производителей не применяется никакой другой меди, кроме бескислородной. Все кабели делаются из меди одинаково хорошей очистки. Если в рекламе можно до сих пор прочитать слова типа «супер очистка меди» — это не более чем маркетинговый трюк. Даже если предположить что это так, выигрыш в качестве звучания оборудования при коммутации кабелями из этой меди будет совсем не в сторону её стоимости, так как медь самой высшей очистки, близкой к 100% получить достаточно сложно. Остаётся только догадываться, какую медь используют китайцы. В любом случае «noname» кабеля гораздо хуже переносят частые перегибы.
Разъёмы MINI-XLR
Сейчас много кто пользуется радиосистемами и далеко не только вокалисты с ручными радиомикрофонами. Всё чаще встречаются радиосистемы инструментальные, или с микрофонами — петличками и гарнитурами. Там часто используется разъём Mini-XLR — от так называемого «бодипака» (карманный, поясной передатчик) до микрофона часто используется кабель именно с Mini-XLR. В случае с гитарной (инструментальной) радиосистемой — в гитару подключается кабель с разъёмом plug TS с одной стороны, стандарно. С другой стороны кабеля, в бодипак — входит разъём Mini-XLR. Распайка как 3-х, так и 4-х контактного Mini-XLR приведена в таблице №3. Разумеется, не все радиосистемы комплектуются именно Mini-XLR, но это частое явление. Распайка у разных производителей может быть разной!
Кабельная продукция
Здесь ассортимент производителей намного шире, чем в случае с разъёмами. Вдобавок, как показывает практика, здесь есть такой момент, что не все типы или марки кабелей одинаково хороши. То есть наряду с отличными кабелями, в линейке производителя может быть как отличный, так и довольно посредственный кабель. Самые известные производители кабельной продукции — японские Canare, немецкие Klotz, Sommer Cable и Cordial, слышно много хорошего о компании Belden, основанной еще в 1902 году Джозефом Белденом в Чикаго, США. Говорят вся коммутация одной из самых крупной в мире прокатной компании «Rat Sound» выполнена на продукции Belden.
Выбор коннекторов
Если есть возможность, то подключения с помощью коннекторов «XLR» всегда предпочтительней и надёжней подключений с помощью ¼-дюймового «Jack», а тем более разъёмов типа Phono, иначе RCA или «тюльпан». Разъёмы RCA не являются профессиональными аудио коннекторами, хоть зачастую и используются там и имеют довольно неприятную особенность — не всегда точно подходить друг к другу, даже если они настоящие, не поддельные. Не говоря о китайских.
Немного подробностей о «Джеках». Более правильно разъём «Jack» называется «TRS» — аббревиатура от «Tip, Ring и Sleeve» — наконечник, кольцо и манжета — экран или корпус разъёма. Но это только в случае трёхконтактного разъёма, в народе его часто называют «стерео-джек». Или «моно-джек» — «TS» в случае двухконтактного, где имеют место быть только Tip и Sleeve — наконечник и экран. К слову, словом «Jack», если правильно пользоваться принятой в мире терминологией, называют именно гнездо соединения «TRS» или «TS», а сам штеккер называется «Plug». На фото далее разъём TS от Amphenol.
«XLR» (в народе — Канон или Кэннон) — очень надёжный разъём, если он не подделка. Советую отдавать ему предпочтение в линейной коммутации сигналов.
Выше не подделка — Neutrik Speakon 4-х контактный. Произошло от SpeakON (игра слов — speaker, connector и ON — включить).
Тип подключения оборудования
Есть балансное подключение и небалансное. Всегда нужно отдавать предпочтение балансному, а когда это возможно и\или предусмотрено — особенно. С небалансным, «обычным» подключением нет проблем — два проводника, один из которых «экран» (земля), служащий защитой от электромагнитных наводок и непосредственно «сигнал» — не путать с «+» и «-«, так как передача аналогового аудиосигнала — это передача с помощью переменного напряжения, меняющего полярность со скоростью, зависимою от частоты сигнала.
С балансным подключением всё сложнее. Оно происходит тремя проводниками — та же «земля», защищающая от наводок и два проводника с сигналом, один из которых находится строго в противофазе к другому. Обычно тот проводник, который «в фазе» называют «горячий», противофазный — «холодный». Зачем это нужно? Передающее устройство преобразует сигнал в балансный — к обычным «земле» и «сигналу» добавляется ещё и противофазный «сигнал», который инвертируется по фазе в принимающем устройстве. Принимающее устройство микширует фазу и инвертированную противофазу. Получается двойной эффект. Во-первых, полезный сигнал становится в 2 раза мощней и, самое главное, все наводки, благодаря противофазному эффекту, самоуничтожаются. Благодаря балансному подключению, сигнал можно передавать на значительные расстояния практически без потерь — более 100 метров.
Качество экрана проводника
Нередко экран проходит по длине кабеля просто множеством витков, не сплетённых между собой, что не хорошо для качественной экранировки. Ведь чем больше плотность сплетения экрана, тем лучше. Экран только в виде фольги — для фиксированных инсталляций. Чем тоньше жилки экрана и чем их больше — тем надёжней. Критично для кабелей, которые постоянно сматываются и разматываются. Рано или поздно жилы проводников начнут от изгибов ломаться и чем их меньше — тем больше вероятность со временем совсем потерять контакт внутри кабеля. Очень хорошо, если экран внутри кабеля дублируется токопроводящим материалом — гибким пластиком или резиной.
Распайки и схемы MIDI кабелей
Распайки и схемы MIDI-кабелей. Музыкантами очень часто применяются MIDI-соединения оборудования. Аббревиатура «MIDI» расшифровывается и переводится как Musical Instrument Digital Interface — цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Кабеля для MIDI-подключений чаще всего проще приобрести готовыми, но на всякий случай, для информации, немного остановлюсь и на этом типе соединений. Стандартные разъёмы для них делаются с помощью разъёмов DIN-5M (пятиконтактный, male, или «папа», русское название — СШ-5, в случае с трёхконтактным разъёмом — СШ-3 или DIN-3 — в MIDI-кабелях не применяются) — именно они чаще всего подключаются к клавишным инструментам и другому оборудованию.
На изображении выше показано:
- Маркировка контактов разъёмов DIN-5.
- Распайка стандартного MIDI-кабеля DIN-5M in + DIN-5M out.
- Две схемы MIDI-кабеля Gameport -> DIN-5 in + DIN-5 out (могут быть и разъёмы female-мама, если делается для использования со стандартным MIDI-кабелем) — этот кабель служит для подключения MIDI к персональному компьютеру с помощью Gameport.
- Внешний вид кабеля Gameport -> DIN-5M in + DIN-5M out.
В последнее время очень большую распространённость получили MIDI-кабеля, основанные на подключении с помощью интерфейса USB и только их можно применить, например, при соединении клавишного инструмента и лэптопа. Очень мобильно и надёжно.
Производитель
Как и во многих других ситуациях с выбором чего-либо, здесь чётко работает правило — «Скупой платит дважды». Никаких «no name» в выборе кабельной продукции и разъёмов быть не должно! При соединении пайкой так называемых «китайских» разъёмов с кабелями, все пластиковые части сразу же плавятся и буквально рассыпаются на глазах. Один только этот факт должен сильно отпугнуть от использования дешёвой и некачественной коммутационной продукции. Не говоря уже о том, что контакты таких разъёмов очень быстро окисляются, покрываясь страшным налётом продуктов окисления, что прекрасно видно невооружённым глазом. Пластиковые части, особенно внешние, таких безымянных разъёмов крайне ненадёжны — почти сразу трескаются и ломаются от малейших нагрузок и лёгких ударов.
Примечания к статье
XLR-XLR кабеля желательно разделять на микрофонные и сигнальные. Отличие заключается в том, что у микрофонных на стороне «мамы», со стороны коммутации микрофона, корпус разъема нужно замкнуть с экраном. То есть, как указано в таблице №1 — контакт «C» с контактом №1 «мамы» (female) XLR нужно замкнуть. Этот способ распайки намного улучшает «земляной» контакт №1 с корпусом микрофона, снимает кучу «наводок» и разных посторонних шорохов в случае, если вдруг «разболтается» такая же внутренняя перемычка в самом микрофоне и потеряет контакт
Но в этом случае подключаться таким кабелем к чужому аппарату — ТВ, любому другому комплекту аппарата, к стационарному оборудованию зала нужно очень осторожно, только через Di BOX, так как велика вероятность поражения током, если коснуться за «маму» XLR такого кабеля. Поэтому микрофонные кабели с перемычкой лучше держать отдельно от сигнальных (без перемычки), а лучше их промаркировать
Распайка кабеля DMX-512. Кабеля (разъёмы) для передачи сигнала по протоколу DMX-512 бывают трёх- и пяти-пиновые. Распайка абсолютно идентична распайке микрофонного кабеля, то есть 1 -> 1, 2 -> 2, 3 -> 3 (4 -> 4, 5 -> 5). Только есть небольшая особенность в том, что «горячий» или главный контакт в DMX-512 — №3, а не №2, как в аудиотехнике. Поэтому иногда паяют к контакту №3 провод с красной изоляцией, а не белой. Может возникнуть путаница. В случае обрыва сразу 2-х сигнальных контактов или всех трёх, настоятельно рекомендуют посмотреть распайку на другом конце кабеля и сделать так же на нерабочем. Если поменять контакты №2 и №3 местами, приборы будут «зеркалить» в лучшем случае, а в худшем могут и не работать вообще. Так же все рекомендуют устанавливать на конце цепочки DMX-512 так называемый терминатор — 3-х или 5-и пиновый разъём XLR с припаянным внутри сопротивлением 90-120 Ом между контактами №2 и №3. Особенно, если приборов много и линия длинная. Вообще протокол DMX-512 допускает линии длиной до 500 метров.
Вот в принципе и вся информация по теме, которая возможно скоро получит продолжение, так как технологии не стоят на месте и появляются всё новые, более совершенные типы разъёмов.
Распайка аудиокабелей
Правильная распайка сигнальных аудио кабелей, таблица №1
Таблица далее поможет в правильной распайке аудио кабелей практически всех возможных типов и разновидностей. В этой таблице RED = горячий контакт балансного подключения, BLACK = холодный.
Примечание к таблице №1
Вариант распайки XLR №1 в таблице далеко не универсален и совсем не подходит для подключения, например, микрофонов. Таким кабелем даже фантомное питание на устройство, его требующее, не получится подать. При распайке кабелей для микрофонов, экран нужно припаивать с обоих сторон к контакту разъёма XLR №1. Ещё проблема будет, если попытаться нарастить (удлинить) такой кабель, соединив несколько подобных в один — экран получится вообще разомкнутым. Более того, при такой распайке металлический корпус микрофона не будет подключен к экрану, что может привести к повышенному уровню паразитных наводок, вплоть до приёма радиосигнала. Вариант, показанный в таблице может пригодиться только в случае, если нужно «развязать» землю между приборами в случае возникновения или во избежание «земляных петель».
Правильная распайка аудио кабелей, таблица №2
Возможно таблица №2 будет удобней, да и некоторые различия между ними есть.
Правильная распайка разъёма mini-XLR, таблица №3
Пример распайки mini-XLR — «петлички» Shure WL183, WL184, WL185