Эквалайзер Прибой Э024С – лучший советский эквалайзер!

Блок питания

Дальше. Под крышечкой, которая прикрывает высоковольтную часть – сетевой выключатель и небольшой фильтр. Картинка не этого эквалайзера, но точно так выглядит любой.

Понижающий сетевой трансформатор достаточно большой для этой схемы. “Вторичка” выполнена двумя обмотками с соединением двух концов к заземлению и на каждом плече должна иметь примерно по 18-19 вольт.

Посмотрим плату стабилизатора. Конденсаторов не много, и они не огромной ёмкости. Кстати, все электролитические конденсаторы следует заменить. Можно конечно потом проверить – какие были годные а какие не очень, но в любом случае – работы по замене не станут напрасны.

30 лет – это срок для таких радиодеталей. У них наверняка может измениться емкость, или появится несвойственное конденсаторам сопротивление. Короче – работать они уже не должны, пора им на пенсию, даже если их параметры ещё в рамках допустимого.

Блок защиты

Там же стоят реле, которые щелкают через 2-3 секунды после включения кнопки «Сеть». И на выходе, в звуковом тракте, отсутствует какой либо щелчок. Значит защита от скачка питания, во время включения, построена на этих реле. Это приятный и полезный плюс.

В схеме самого эквалайзера (в тракте) нет ни одного электролитического конденсатора. Это считается плюсом, так как не чему вносить искажения. Потому, любители звука предпочитали именно эту модель.

Прибой Э014С — стерео графический эквалайзер

Прибой Э014С — это отличный графический эквалайзер советских времен, реализующий высокий уровень качества звучания. Вот по случаю я приобрел такой девайс 1989 года выпуска. Устройство оказалось в приличном состоянии, фронтальная панель выполнена из анодированного алюминия толщиной 4 мм. Верх и боковые стенки корпуса черного цвета согнуты П-образно из цельного листового алюминия толщиной 1 мм, задняя стенка тоже сделана из такого же материала. Нижняя часть корпуса изготовлена из анодированного металла.

Минимальный уровень собственных шумов и искажений

Эквалайзер Прибой Э014С приятно удивил крайне низким уровнем гармонических искажений и собственных шумовых помех. В устройстве имеется возможность переключения входных трактов, а также кнопка обхода эквалайзера используемая при настройках прибора. Включая и выключая эту кнопку, хорошо сопоставлять исходное звучание источника с уже откорректированным. Потребляемая мощность устройства от сети всего навсего 5 Вт!

Порадовали отлично работающие переменные резисторы ползункового типа на передней панели, а также пластмассовые кнопки покрытые хромом, не думал, что они так плавно включаются. На тыльной части корпуса имеются пяти пиновые входные и выходные коннекторы, однако это даже представляет некоторое удобство. Это удобство заключается в том, что если вы имеете много винтажной техники, то легче будет коннектиться.

Винтажный дизайн и надежность

Если вам удастся приобрести такой винтаж, то в первую очередь необходимо заменить все электролитические конденсаторы, которые от времени наверняка высохли. Следовательно звучание будет, мягко сказать — никакое, кстати говоря электролиты сейчас стоят не дорого и их можно заменить на импортные. Именно я так и поступил, после этого звуковая картина приобрела совершенно другого окраса и качества. Такая техника особенно подошла бы тем, у кого имеется помещение с хорошей акустикой. В настройке «Прибоя» нет ничего сложного и делается это легко.

Если иметь приличную звуковую карту и качественный усилитель мощности, то в этом комплекте можно получить превосходный звук. Именно качественное звучание не только на середине, но и по низам при басовых атаках, а также на высоких частотах.

Данный девайс превосходно справляется с подстройкой звукового воспроизведения для определенного пространства в помещении. Прекрасно работает в составе аппаратуры высокого класса, его можно использовать в качестве предварительного усилителя и подключать к нему другие дополнительные устройства.

Руководство по эксплуатации и схему можно скачать: Прибой ЭО14С

Эквалайзер прибой э014с

Предыдущая запись Аrduino nano распиновка
Следующая запись Ресивер 5.1

План

Конкретно этот эквалайзер был куплен для дополнения «гаражной звуковой системы» одним моим хорошим знакомым.  Да, именно в гараж. Но это не с проста. Так как гараж – не звуковая камера. Там нет спец изоляции стен и пола, но хочется добиться от помещения желаемого звука. Потому и затеялся этот эксперимент с эквалайзером.

Всем меломаном известно такое понятие в звуке, как «галочка» на эквалайзере. Вот представился момент проверить – как это понятие работает и как реально выглядит. Также, это является и некой необходимостью. Тут повезло – не дорого продавался «некопанный» аппарат.

Аппарат разберём, посмотрим состояние, заменим то, что требует замены. Обычно, это конденсаторы, которые почти за 30 лет могли просто «рассыпаться», «высохнуть», и просто изменить свои характеристики.

Также, проведем измерения, на наличие-отсутствие искажений. Так как много споров на эту тему ходит, особенно про этот аппарат. Мол, «..искажения только вносить! Выкинуть вообще любой темброблок из системы!». Посмотрим, попробуем разобраться.

Прибой Э014С

Изготовитель: завод “Прибой”, г. Таганрог, выпуск с 1988 года.Назначение: регулировка АЧХ моно или стереофонических фонограмм с различных источников сигналов, в октавном ряду: 31, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000, 16000 Гц.

Технические характеристики:

Диапазон частот: 20 – 50000 Гц Чувствительность: 500 мВ Номинальное выходное напряжение: 1 В Входное сопротивление: 240 кОм Выходное сопротивление: 1 кОм Коэффициент гармоник: 0,005% Переходное затухание между каналами: 60 дБ Отношение сигнал/шум: 100 дБ Пределы регулировки: 12 дБ Потребляемая мощность от сети: 6 Вт Внешние размеры (ШхВхГ): 430х110х320 мм Вес: 4 кг

Описание:

Стереофонический двухканальный, десятиполосный, графический эквалайзер Прибой Э-014 имеет дискретные резисторы ползункового типа, которые позволяют получить графическую картину АЧХ, формируемую эквалайзером. В эквалайзере имеется переключатель входов и кнопка для обхода, позволяющая сравнивать фонограмму до и после эквалайзера. Эквалайзер не вносит в обрабатываемый сигнал шумов и искажений при любом положении регуляторов.

На передней панели (слева) расположена кнопка “Сеть” над ней индикатор питания. Справа от сетевой кнопки находятся 20 ручек регулировки уровней по частотам (10 для левого и еще 10 для правого канала). С правой стороны расположен переключатель “Селектор входов”, под ним две кнопки: “Контр магн” и “Обход”.

Эквалайзер имеет 10 полос регулировки с уровнем ±10 дБ:

На задней панели имеется 5 входов: электрофон, тюнер, усилитель предварительный, магнитофон 1 и магнитофон 2. Так же здесь расположен выход на усилитель мощности.

Лицевая панель выполнена из анодированного алюминия толщиной 4 мм. Верх и боковые стенки корпуса согнуты П-образно из листового алюминия толщиной 1 мм. Задняя стенка так же изготовлена из алюминия толщиной 1 мм. Нижняя панель корпуса выполнена из металла. Внешне, верхняя крышка и задняя стенка корпуса окрашивались в черный или серый цвет. Эквалайзер Прибой Э014С без верхней крышки:

Источник

Что это такое – эквалайзер

Вообще, эквалайзер придуман для корректировки некоторых частот, которые могли «потеряться» в помещении, или могли искажаться из-за того же помещения, где слушают музыку. А ещё, некоторые любители музыки любят – «басы», иным не хватает «высоких». Вот тут пригодится многополосный темброблок – эквалайзер.

Так, к примеру, в огромном театральном зале, для исключения эффекта эхо, стены отделываются специальным материалом, который гасит отражённую волну. На полу стелется звукопоглощающее покрытие. Но что бы зритель мог услышать весь спектр звука со сцены, звукорежиссер применяет эквалайзеры для корректировки некоторых частот.

Так вот, этот эквалайзер должен подправить несколько «кривую» АЧХ колонок, которые играют в гараже. Раскачивает их усилитель – ОМ-2,5 и предварительный усилитель Амфитон. Вполне вероятно, что этот прибор поможет.

В инструкции прибора есть заметка, что эквалайзер можно использовать как шумоподавитель. На 16 странице паспорта об этом сказано.

Интересно, но я не слышал ни разу, что бы кто-то рассказывал о такой возможности, а тем более её использовал, даже ради эксперимента. Этот эксперимент проводить не будем.

В 90е года, в магазине радиоэлектроники, «Прибой Э-014С» стоил 300 рублей. В те времена это было дорого. Потому, многим людям, любителям музыки, подобные аппараты казались роскошью и были не по карману. Ведь выходило, что стоил он – почти две месячные зарплаты!

Test your JavaScript, CSS, HTML or CoffeeScript online with JSFiddle code editor.

Итак, внешне это большая прямоугольная коробка из металла, размерами: ширина мм, глубина мм, высота мм с ножками. Но по весу сравнительно легкий не взвешивал. Передняя панель — лист алюминия толщиной 4 мм, сверху П-образная крышка, закрывающая верх и бока — материал алюминий 1 мм толщиной.

Из такого же миллиметрового алюминия сделана и задняя сторона эквалайзера. Днище, которое служит общим каркасом, сделано из стали, тоже толщиной 1 мм.

Передняя панель — анодированный алюминий натурального цвета, верх, бока и задняя сторона — светло-серые, низ неокрашенная сталь анодированная. На передней панели расположены: кнопка Сеть — включение и выключение устройства, над ней надпись Прибой ЭС Эквалайзер стереофонический. Между ними отверстие под индикатор питания — светодиод типа АЛбн. Далее вправо идут 20 ручек настроек, разделенных на две группы по десять в каждой — левый и правый каналы. Под ручки в алюминиевой панели вырезаны вертикальные отверстия.

Над речками надпись: Частота Гц и каждая ручка подписана: от 31,5 до В правой части передней панели эквалайзера Прибой ЭС расположена большая ручка — Селектор входов, с переключением на пять позиций: электрофон, тюнер, УП, магнитофон 1 и магнитофон 2. Ниже расположены две кнопки: Контр магн и Обход. Это пять входов и один выход.

Крышка туго, но сдвигается назад. Теперь мы видим все внутренности эквалайзера. Внутри эквалайзера Прибой ЭС все разбито на блоки. Белой полиэтиленовой крышкой закрыт вход электропитания — кнопка включения и выключения, предохранитель и один конденсатор типа К Через всю глубину корпуса от кнопки включения идет металлический стержень на переднюю панель. Отсюда провода идут на трансформатор, который закрыт металлическим экраном. На экране бумажная наклейка, на ней схема трансформатора и название ЛБ4.

Трансформатор имеет одну первичную обмотку и одну вторичную с выводом посередине. Он дает двухполярное питания на 18 вольт. Но пока три провода от него идут на другую плату — блок питания, в который так же вставлены еще две платы. В средней части эквалайзера установлены две одинаковые платы — УЧХ наверное, усилитель частотной характеристики? Эти платы соединены разъемами с жгутом проводов с блоком питания, с входами и выходом.

Замеры искажений

Теперь проведём некоторые измерения эквалайзера «Прибой Э-014С». Включаем осциллограф, клеммы цепляем на выход обоих каналов эквалайзера и смотрим сигнал. Манипуляция начинается с включенным режимом «Обход». Включаем кнопку «Сеть», смотрим на экран. Как бы ничего не происходит. Сигнал не изменился.

Но когда отключаем режим «Обход» (отжимаем кнопку), то появляются некие искажения на экране. Но это только на первый взгляд – искажения. Выставляем все ползунки в «Ноль» и видим практически чистую волну. Но в данном аппарате нашлась проблемка, на частоте 8кГц в левом канале нужно установить ползунок в положение +2дб. Тогда всё становится ровно, как образец.

Замеряем АЧХ при выключенном эквалайзере и нажатой кнопке «Обход».

Результат – одна тысячная процента.

Включаем питание и отключаем «Обход». Получается, что все положения регуляторов эквалайзера в «Ноль». Измеряем и видим – практически те же показания и красивую АЧХ.

Результат – добавилась одна десяти тысячная процента.

Измеряем на разных частотах. Поднимем 31Гц на полную, на 12дб.

Потом на 16кГц, до упора.

Далее – 4кГц, на полную.

Потом – 250гц, на полную.

В сумме получилось 0,004%.

Теперь «опустим» те же регуляторы в минус до конца. Практически та же ситуация! Можно констатировать, что искажения в звуковой тракт эквалайзером практически не вносятся.

Эквалайзер внутри

Продолжим. Разберем и посмотрим, как он устроен, из чего слеплен. Любознательность – хорошее дело, но всё должно быть в меру. В детстве, наверняка многие, разбирали свои игрушки, чтобы узнать – как они работают, из чего сделаны и почему именно так, а не иначе.

Внутри очень много свободного места, но радиодетали размещаются на своих местах достаточно свободно. Всё говорит о том, что раньше не особо заботились о компактности аппаратов и самого монтажа. Главное, что это позволяет считать аппарат – ремонтопригодным на все сто процентов.

Действительно, без особо труда можно выпаять неисправную микросхему, сопротивление и заменить, не применяя каких-либо приспособлений. Пинцета и обычного паяльника будет достаточно.

Схема блока питания

Блок питания не имеет экранировки от звукового тракта, так как все платы на достаточном расстоянии, да и блок питания здесь не особо шумящий. Не создаёт помех ни трансформатор, ни сами цепи стабилизации.

Какие виды микросхем используются в схемах эквалайзера Прибой Э-014с? Практически все схемы эквалайзера выполнены на операционном усилителе К553УД2. Даже в блоке питания использована схема на таком усилителе (нажми на картинку для увеличения).

Применение операционного усилителя в стабилизаторе питания позволяет практически исключить пульсации питающего напряжения. Это достигается четкой работой самого операционника, который постоянно сравнивает образцовое и выходное напряжение, так сказать – проводит постоянное сравнение.

В данном контексте не разбираем тот вопрос – «почему блок питания сделан на операционном усилителе?» Но это интересное решение.

Дискретные регуляторы

Вся регулировка частот – это 20 полос (по 10 на канал), выполнены на дискретных регуляторах. Этот вариант регулировки считается надежнее, чем простые переменные резисторы ползункового типа. Для переменных резисторов количество циклов может быть ограничено 50 000 – 100 000. Этот параметр называют износоустойчивостью. После этого резистор может потерять свои заявленные характеристики.

Для дискретного резистора этот параметр зависит только от качества металлических пластинок (в данном случае фольга), к которым припаяны сопротивления нужного параметра. Но и тут, нелинейность в регулировке может присутствовать, ведь разброс в точности самих резисторов может значительно отличаться. В данном варианте, используются луженые площадки фольгированного текстолита, явно покрытые каким-то слоем более прочного состава, чем олово.

Использование дискретных резисторов позволяет практически не вносить помех в частотную характеристику сигнала. Это все верно, при правильно подобранной схеме подключения этих дискретных резисторов к звуковому тракту. Далее проведем измерения и будет понятно – о чем речь.

Ровными рядами выстроились дискретники вдоль лицевой панели. Они выполнены очень добротно и «на века», как многие вещи делались в Союзе – монументально.

Активные фильтры

На абсолютно одинаковых платах расположена самая главная часть – два канала активных регулируемых фильтров эквалайзера. Видно, что конденсаторы все пленочные. А мы знаем, что это одни из самых лучших, даже на данный момент, конденсаторов. У них самый минимальный уровень искажений, вносимых в тракт.

И куча микросхем, которые используются во всех схемах эквалайзера Прибой Э-014с имеют одну модель. Эквалайзер весь построен на операционных усилителях К553УД2.

Снимем лицевую панель, чтобы добраться до всех регуляторов. Это не совсем легко, так как крепится лицевая панель шестью болтиками к шасси. А доступ к нижним очень затруднен. Но при наличии маленькой, но достаточно мощной отвертки все поддается.

Теперь открыт доступ и можно увидеть все регуляторы и ощутить, как они туго двигаются. Но неужели так и должно быть? Думаю, что нет. Попробуем обработать часть из них привычной жидкостью – WD-40, а другую часть просто отмыть спиртом – изопропанолом, и потом смазать техническим вазелином.

Помогла волшебная жидкость – «вэдэшка». Ползунки стали ходить так мягко и приятно, что даже не верится. Кроме очистки и плавности хода, этими действиями можно «лечить» болезнь дискретных регуляторов. Тщательно протереть спиртом контактные площадки ползунка – практически пропадают щелчки звука во время его движения. Переключение получается плавнее, надежнее контакт ползунка с дорожками.

Выводы

Эквалайзер очень достойно себя показал. Однозначно, стоит его включить в свой комплект гаражной аппаратуры и попробовать исправить некие недочеты гаража в плане звуковой коррекции.

Но почему только в гаражный комплект музыкальной техники? Это аппарат может занять достойное место в домашней «стойке», рядом с аппаратами высокого класса! Ведь он практически не вносит ни каких искажений в АЧХ.

Он может помочь в настройке хорошего, приятного звука. Звука приятного только вашему уху. А спорить о пригодности его или полностью отрицать его использование – дело каждого сугубо индивидуальное. Мнений, как известно много, и правда у всех своя.

Статья подготовлена по материалам и трудам одного интересного человека, который проводит такие измерения и делится ими с нами. Вот его канал на ютубе (его ник – ussraudio001), прошу в гости к нему. Там, может быть, много интересного для вас найдется. Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь.

Также, не забывайте про нас. Мы постоянно обновляем свои знания, пишем об этом, делимся. Если есть чем поделиться – напишите и станьте нашим соратником! Пишите о том, что вам интересно, что вы знаете и готовы рассказать нам и нашим друзьям на сайте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий