Можно ли размещать акустику горизонтально?

Правильное расположение сабвуфера

Расстановка акустики в комнате заканчивается определением оптимального места под размещение сабвуфера. Это объясняется значительным влиянием на звучание низкочастотного громкоговорителя различных факторов – расположения мебели, спецификой материала отражающих плоскостей, места установки саба и других.

Каких рекомендаций следует придерживаться в процессе выбора места правильного расположения сабвуфера? Ключевые из них перечислены далее:

  • Оптимально выбирать для устройства домашнего кинотеатра комнаты прямоугольной формы. В квадратном помещении сабвуфер звучит максимально некачественно;
  • Самое неудачное место для установки низкочастотной акустической колонки – центр комнаты. С приближением саба к стене повышает уровень басов при работе аудиосистемы;
  • Размещение саба в углу позволит получить хорошее звучание низких частот, но при этом эффект резонанса будет также наиболее ярко выраженным;
  • Нежелательно использовать сабвуфер в комнате с бетонными стенами без дополнительной звукоизоляции или облицовочных материалов. Эффект «бубнения» в таком случае будет гарантирован. Для его ликвидации стоит применять гипсокартонные листы, ДСП или иные предварительно задемпфированные ограждающие конструкции.

Также на сайте у нас есть обзор, с которым Вы можете ознакомиться:

Установка фронтальной акустики

Пролог.

Естественно, что старая мебель может и не подойти к новому помещению. Тогда её просто меняют на ту, которая делается на заказ или покупается уже под отремонтированное помещение. Ну всё, купили и поставили мебель, повесили занавески, расстелили ковер на полу и расставили дизайнерские аксессуары по всем предназначенным местам. Вот и телевизор висит на стене. Теперь можно и за музыкальную систему браться, дошла очередь и до неё.

Распаковали свои старые колонки, поставили CD-проигрыватель и усилитель на тумбочку под телевизором. Колонки поставили по углам – а больше места для них и нет. Пришло время послушать свои любимые записи. Садимся на диван, включаем, слушаем. А звук – как бы чужой! Не тот привычный, что был раньше, хотя и раньше может был “не фонтан”. И “гудит” где-то, и “давит на уши”, и “бубнит”. А хочется чтобы звук разливался красиво и приятно, как и должно быть.

Но нет. Придется изучить вопрос о правильной расстановке акустики в помещении. Это очень сильно влияет на звук из колонок и звуковую картину в целом. Конечно, жилая комната – не специальное помещение для звукозаписи, где практически всё предусмотрено для качественной работы колонок. Но хотелось бы получать удовольствие от прослушивания своих любимых пластинок, кассет и прочего, а не мучиться от “корявого” звука.

Потому разберем основные, важные моменты, от которых зависит правильное, корректное воспроизведение звука имеющейся акустики. Может для многих – это уже пройденный этап. Но статья рассчитывается на тех, кто не знал про это (но имел проблемы такого рода), кто не сильно задумывался ранее, а теперь озадачился. И в основном, эта информация будет полезна начинающим меломанам, чтобы услышать тот звук из своих колонок, который заложен на заводе (хотя и на заводе закладывают не всегда хороший потенциал). Про доработку они пока и не задумываются, но всё когда-то случается. :))

Правильное расположение акустики тыла

Прежде, чем ответить на вопрос места размещения тыловых АС, стоит разобраться с вопросом их разновидности.

Если площадь помещения под домашний кинотеатр или аудиосистему значительна, лучше предпочесть дипольные тыловые колонки. Они отличаются большей равномерностью звукового поля. Это преимущество достигается за счет одновременного воспроизведения звука в двух направлениях.

Тыловые колонки прямого излучения будут предпочтительны для небольших комнат с двумя-четырьмя зрителями. Их сильная сторона – более фокусированная звуковая сцена в задней части помещения.

Выбрав подходящий тип колонок, можно приступать к их размещению в качестве тыловой акустики.

Тыловая акустика прямого излучения формирует более качественные звуковые эффекты. Но при этом она требует определенного расстояния между источником звука и зрителем. В противном случае, чрезмерно громкое звучание такой АС будет вносить диссонанс в общее восприятие звуковой сцены фильма. Поэтому если размеры помещения позволяют, такая акустика размещается под потолком подальше от зрителя.

Влияние формы комнаты на расстановку АС

Прежде всего следует подумать о форме помещения, в котором будет размещена акустическая система. Хорошо, если комната квадратная. В этом случае не возникнет дилеммы у какой стены лучше ставить, у длинной или у короткой. Но в наших домах квадратная комната — большая редкость, поэтому немного помучаемся)

Если акустика размещается у короткой стены, то это способствует подчеркиванию низких частот, т.е. басов. Зачастую даже излишнему подчеркиванию. Так же могут проявляется неприятные резонансные явления похожие на гудящий грохот или звон. Особо сильно это проявляется при значительной вытянутости помещения. В таком случае предпочтительнее расстановка у длинной стены.

Если же расставить колонки у длинной стены, то это может вызвать ощущение затухания низких частот, но устранит неприятные резонансные явления.

Расстояние межу акустическими системами, обозначим его как d, обычно составляет 2-3,5 метра. Оно зависит от расстояния до места прослушивания l. Для создания правильного стереоэффекта желательно, чтобы слушатель всегда находился в соответствующей точке стерео зоны. Однако l ограничивается размерами комнаты.

Возможности изменения двух величин d и l ограничены заштрихованной зоной на диаграмме. Если, например комната позволяет выбрать расстояние d равным 3,5м, то место прослушивания может находиться в 2,5-4 метрах от стены.

Расположение по вертикали

Акустические системы могут располагаться как вертикально так и горизонтально.

При вертикальном расположении акустических систем, высокочастотные громкоговорители должны располагаться в верхней части. Низкочастотные звуковые колебания лучше всего распространяются по низу, а с ростом частоты желателен подъем излучателей. Поэтом, если у вас система 2.1 то сабвуфер должен располагаться на полу, а сателлиты (СЧ-ВЧ излучатели) лучше располагать не ниже, чем на уровне стола.

При горизонтальном расположении колонок, высокочастотные громкоговорители лучше располагать с внутренней стороны, по причини узкой направленности ВЧ головок для их более близкого расположения к осевой линии комнаты. Однако допустимо и обратное расположение, которое приведет к расширению звуковой сцены что актуально для современной цифровой музыки.

И даже это еще не все))

Если акустические системы плотно прижаты к углам комнаты, то максимально подчеркиваются низкие частоты.

Если количество НЧ сильно завышено и наблюдается гудение, то следует отодвинуть колонки от углов.

Еще более сильное затухание низких частот можно получить, если поднять системы на некоторую высоту от пола.

Чрезвычайно громкое звучание НЧ получается при удалении задней стенки акустической системы от стенки. Такое усиление неестественно и не должно допускаться.

И напоследок, во время всех экспериментов с расстановкой акустики рекомендуется поворачиваться к ней спиной. В психоакустике уже давно было установлено, что внешний вид оказывает сильное воздействие и если вам не нравится такая расстановка внешне, то с большей вероятностью вам не понравится и звук .

Повторение пройденного.

Проводя какие либо манипуляции с установкой акустики “на своё место” важно понимать и помнить основные моменты – как правильно поставить колонки в комнате. Об этих моментах коротко, как резюме

Огромные неприятности доставляют большие, перпендикулярные друг-другу, отражающие звук, поверхности стен, пола и потолков. Возможно по этому все студии звукозаписи строят так, чтобы у них не было параллельных стен, а так же все углы де должны быть прямыми. Потолки выполнены так, чтобы как можно больше погасить любые частотные искажения.

Доработка комнаты должна включать определение главных негативных факторов и действия направленные на их устранение:

  • Определить уровень . Провести корректировку можно звукопоглощающими материалами, а также наличием мягкой мебели, тяжелых штор и подобных вещей. Но не стоит усердствовать, как бы не сделать хуже.
  • . Эффективное средство – ковер с высоким ворсом на полу. Так же и стены требуют размещения на них звукопоглощающих панелей. Найти в комнате место для панелей просто – слушатель сидит в своём “специально установленном” кресле, а кто-то  водит зеркалом вдоль “нужной” стены и слушатель ловит визуальное отражение колонки в нем. Вот это и будет местом для панели.

На картинке отображены все возможные места размещения панелей.

Стоячая волна. Это о басовой составляющей. Простой и очень эффективный метод борьбы с “бубнением”- установка по углам так называемых “ловушек для низов”. Чуть выше был разговор о поиске места для саба, вот по той же причине нужно “закрыть” прямые углы. Чем закрывать? Можно изготовить большие валики (высотой под потолок и в диаметре около 30-50 сантиметров) из поролона, обтянутого синтипоном и для красоты – задрапировать тканью под “дизайн” комнаты. Это самый простой вариант, но можно и заморочиться.

На этом вроде всё. Устали читать? Ну как бы да, тема то серьезная, не справедливо забываемая меломанами и любителями качественного звука.

Будем рады вашему вниманию и комментариям.

Хотите поделиться своим опытом – напишите и мы обязательно примем меры к изучению вашего мнения и опыта. И вы сможете сделать это на нашем сайте! Не забывайте про Авторские права.

Что важнее в домашней аудиосистеме?

Начинать конечно, можно с обсуждения самой акустики, которую только собираешься приобрести. Выбирать её надо грамотно, не стоит сильно задумываться о цене и каком-то известном бренде, а больше подумать о возможностях помещения, где будет играть эта акустика.

Какую лучше акустику купить и поставить именно в свою комнату? Обычно происходит так –  увидел – понравилась, купил – поставил. А потом начинаешь думать и размышлять – куда и как правильно расставить колонки в комнате, чтобы раскачать все свойства? И начинает “болеть” голова – не играют как заявлено! Как исправить ситуацию?

Начинаешь снова думать – “Усилитель, наверно, не подходит..”, ведь именно он формирует выходной сигнал для акустики. “Слабоват. Нужно заменить”. Технологии не стоят на месте, всё очень быстро развивается и просто напрашивается на замену. Были ламповые усилители – устарели морально ещё в 70-х годах, транзисторные усилители – устарели, по той же причине в начале 2000-х. Уже и интегральные успели устареть. А ещё бывают и гибридные усилители.

Сам CD-проигрыватель не выдаёт того, что от него ждешь – заменить на современный цифровой медиа-центр с USB-накопителем на жестком диске. “Вот тогда и заиграют колонки!” Но проблема, после тщательного изучения, оказывается не в самой технике, акустике.

Проблема есть и останется. Она совершенно ни от кого не скрывается, просто об этом мало говорят. Знают только сведущие и специалисты профессионального звука. Проблема в том самом месте, где всё это установлено! Но шанс выбрать помещение для того, чтобы там организовать себе комнату для прослушивания музыки или кино, многим из нас предоставляется очень редко, а зачастую – никогда.

Получается так, что такая комната является одним из главных компонентов домашней аудиосистемы. Именно она и влияет на качество, и сам характер звучания абсолютно любой используемой аппаратуры. Остается один вариант – доработать имеющиеся возможности помещения до логического (технического) совершенства.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий