Прогрев наушников: миф или необходимость?

Сколько времени прогревать наушники?

Откройте несколько статей на эту тему, почитайте комментарии, загляните на форумы. Вы увидите абсолютно разные рекомендации. Разброс от 6 до 250 часов. Такая разница понятна, ведь научных данных нет. Это лишь теория, основанная только на субъективных ощущениях конкретных пользователей. Профессионалы из любителей выявили некоторые закономерности:

  1. Чем дороже, сложнее устройство, тем более длительное время обкатки ему необходимо. Цена здесь является показателем качества ушей.
  2. Затычки поддаются прокачке быстрее полноразмерных. Хотя некоторые считают наоборот. По их мнению, больший ход диффузора позволяет процессу пройти быстрее. В то же время, именно полноразмерные чаще имеют более сложное устройство, они требовательнее к мощности источника звука.
  3. Для простеньких ушей-затычек средней цены рекомендуют от 12 до 48 часов прогрева.
  4. Дорогие мониторы требуют обкатки от 50 до 200-250 часов.
  5. Прогреть наушники с помощью специальных треков или записи розового/белого шума получится быстрее, нежели прослушиванием обычной музыки.
  6. Сколько продлиться обкатка новых ушей, нужно ориентироваться по собственным ощущениям. Если уже после 6 часов прогрева наушников заметно улучшение, то процесс можно завершить. Дальше они «дойдут» при обычном использовании.
  7. Если после 250 часов пользователь не замечает эффекта, то смысла, дальше продолжать обкатку, нет. Вы лишь сокращаете срок эксплуатации ушей.
  8. Раскачивать устройство можно за несколько приёмов с перерывами, но на одном уровне громкости.

Мнение автора! После нескольких тестов я пришёл к выводу, что 100 часов прогрева наушников более чем достаточно. Если за это время нет результата, то вряд ли он проявится позже.


Изображение Free-Photos с сайта Pixabay.com

⇡#Прогрев мозга

Когда мы рассуждаем о качестве звука, нельзя забывать о таком феномене, как психоакустика. Почему-то многие люди игнорируют это явление, считая его надуманным и преуменьшая его значение. А если начать вникать в тонкости восприятия человеком звука, реальность оказывается удивительной и невероятной.

Слышимый звук зависит не только от потенциала вашего слухового аппарата, но и от множества условий. Представьте себе ситуацию, когда любитель звука приобретает пару наушников, дорогих и желанных. Настроение по этому поводу у обладателя новой модели отличное, и его желание услышать новые детали в звуке обостряют его слуховой аппарат.

Если этот пример вам кажется не слишком убедительным, давайте вспомним о том, как человек слышит. Его органы восприятия работают синхронно, и очень часто информация от, скажем, органа зрения замещается данными, которые воспринял мозг от органа слуха.

Совместная работа органов чувств доказана учеными давным-давно. Например, в конце позапрошлого века в Москве, в Обществе любителей естествознания молодой русский физик и физиолог, будущий академик Лазарев продемонстрировал очень интересный опыт.

Эксперимент проходил в темном помещении с экраном на стене. Лазарев включил зуммер, который издавал ровный сигнал. Ученый предложил всем присутствующим прислушаться к этому звуку. Затем он начал открывать и закрывать шторку на проекционной камере, направляя ее на экран. В результате его действий участники эксперимента видели яркие вспышки. Но самое любопытное было то, что, когда ученый попросил описать звук зуммера, присутствующие единогласно заявили, что громкость изменялась в моменты ярких вспышек. Таким образом Лазарев продемонстрировал связь в работе органов чувств человека.

Если продолжить логику этой взаимосвязи, то можно предположить, что на результат оценки звучания оказывает влияние цвет модели наушников, ее форма, настроение человека и так далее. Все еще не верите? Тогда посмотрите на эту забавную подборку слуховых иллюзий и задайте себе вопрос — можно ли полностью доверять собственным ушам.

Чтобы выполнить прогрев необходимо знать несколько простых вещей:

  • Динамические («обычные») — необходимо прогревать обязательно. При том, чем больше диаметр мембраны и крепче материал, тем более длительный нужен прогрев.
  • Араматурные «затычки» греть не имеет смысла. Другая технология. Если не углубляться в детали, в арматуре нечему «разрабатываться». Но многие неофиты арматурного звука рапортуют о прогреве после нескольких дней или недели использования. Это как раз тот самый «прогрев мозга». Если переходить с динамического звука на арматурный, то требуется некоторое время, чтоб просто к нему привыкнуть. Он сильно отличается. Вот и прогрев: не звук меняется, а владелец привыкает к новой подаче.
  • Планарные. Изодинамика в теории подвержена влиянию прогрева. Но ощущается это не так уж сильно.
  • Электростаты. Целенаправленно их греть, насколько знаю, смысла особого нет. Их надо прогревать в начале каждого прослушивания. Когда надеваешь «холодные», слушаешь композицию, потом откладываешь их, там что-то играет играет минут 15-30, потом слушаешь ту же композицию… Она звучит ощутимо иначе.

Музыка для прогрева

Основных вариантов два: специальными шумами или просто музыкой:

Многие задаются вопросом: «какую музыку включать для прогрева наушников?» Ответ прост. Нужен трек, который будет прыгать во всем частотам (Как можно чаще задевая точки минимума и максимума). Так же используется специализированный розовый шум для прогрева (это самый действенный вариант, описанный ниже):

Скачать розовый шум и музыку для прогрева можно здесь:

1. Скачиваем CASCADE Noise 2. Выставляем громкость 70-80%. Можно оставить громкость на том уровне, на котором вы обычно слушаете музыку. 3. Зацикливаемым в плеере трек, что при окончании дорожки она воспроизводилась снова. 4. Включаем CASCADE Noise. 5. Оставляем устройство включенным. Оптимальное время прогрева 12-48 часов.

ЖЕЛАТЕЛЬНО не выставлять максимальную громкость. Это может повредить ваше оборудование!

  1. Есть немало специальных записей для прогрева. Всё это вариации розового шума. Отличаются от обычной музыки в плане прогрева тем, что «раскачивают» мембрану по-полной, так как содержат сигналы на всех частотах и различных амплитуд. Довольно универсальный вариант — диск от Tara Labs. Его можно скачать чуть выше.
  2. Если вы хотите прогревать наушники, просто слушая музыку, будьте готовы к разнообразным сюрпризам. В первые часыднинедели звук может «плавать». То появятся слишком резкие ВЧ, то бас начнёт гудеть, то серединка «провалится». Это нормальное явление, стоит его «пережить», дождаться пока звук «устаканится» до более-менее одинакового.
  • На какой громкости греть? Наушники не должны «орать». Но и не «шептать», конечно. К примеру, проще всего ориентироваться на уровень несколько выше того, что вам кажется громким. Понятия громкости у каждого свои, стоит руководствоваться здравым смыслом.
  • На каком источнике? Логичнее всего — на том, на котором планируете слушать, верно? Не всегда, конечно, есть такая возможность. Тогда следует ориентироваться на источник, который сможет «раскачать» наушники до такого уровня громкости, который указан выше. Не обязательно использовать Hi-End плееры и домашние системы. Хватит добротного mp3-плеера с хорошей выходной мощностью.

Как разогреть наушники с помощью музыки или белого шума?

Теперь разберёмся с композицией, для того чтобы раскачать новые ушки. Как лучше обкатать новое устройство, то есть чем? А после я расскажу о третьем варианте, помните, я обещал на десерт.

Прогрев наушников с помощью музыки

Минус обкатки с помощью музыки — долгая и не полноценная проработка частот. Плюс в том, что вы можете настроить уши под свой вкус. Ведь композиции разных жанров отличаются по применяемым частотам. И если вы слушаете только джаз, то вам необязательно прогревать наушники под универсальное использование.

Чтобы раскачать звучание, выбирайте треки с максимально задействованными ВЧ и НЧ. Для универсального использования хорошо делать обкатку с помощью классической музыки.

Прогрев наушников с помощью белого шума

Такие треки можно найти по поисковому запросу в интернете и запустить прямо с сайта, либо скачать на нужное устройство. Сгенерированные композиции хороши тем, что содержат все необходимые частоты. Даже те, которые мы не всегда хорошо различаем. Способ разработает уши быстро и полноценно.

Единственный минус — во время разогрева вы не сможете слушать музыку.

Специализированные треки для разработки ушей:

  • SoTek – Full System Enhancer & Rejuvenation;
  • TARA LABS – Cascade Noise Burn-In.

Эти «композиции» сгенерировала специальная программа. Треки раскрывают потенциал наушников и других акустических устройств.

⇡#Подход со стороны науки

В жарких спорах о качестве звука участвуют люди с разным характером. Среди них очень много тех, кто, не имея на руках никаких существенных аргументов, пытается отстаивать свою точку зрения. Но, как известно, в споре рождается истина. Среди большого количества «зевак» и «холиварщиков» находятся отдельные энтузиасты, которые стремятся докопаться до правды, а не отстоять свое мнение. Один из таких меломанов — Тайл Хертсенс (Tyll Hertsens), главный редактор сайта InnerFidelity, продвинутый эксперт в области звука и большой весельчак.

Этот парень наделал немало шороху в сообществе любителей портативного звука. Он один из немногих, кто подошел к проблеме со всей серьезностью. Отказавшись от голословных «а я услышал разницу», Тайл стал измерять параметры наушников до и после их использования. На протяжении многочисленных экспериментов, которые проводил Тайл, он несколько раз менял свое мнение относительно присутствия эффекта прогрева и его значимости. Его замеры показали очень незначительные изменения параметров тестируемой пары наушников, которые по большому счету не должны были бы оставить сомнений в бессмысленности прогрева. Подробно ознакомиться с результатами его исследований можно тут.

Но затем исследователь провел так называемый слепой тест, в результате которого смог безошибочно отделить новую модель наушников AKG Q701 от «прогретой». Этот слепой тест не только не прояснил ситуацию, но и еще больше запутал ее, оставив массу вопросов и подозрений. Во-первых, наушники все-таки разные, звук разных экземпляров одной и той же линейки может различаться. Кроме того, если вы посмотрите на задокументированное видео данного эксперимента, то сможете найти массу ошибок, которые могли привести к такому результату.

Например, амбушюры новой модели и той, которая использовалась уже несколько сотен часов, могли отличаться, могли быть отличия в жесткости посадки наушников и так далее. Все это могло сказаться на том, что Тайл «шестым чувством» угадывал, новая это пара или старая.

⇡#Фактор собственного уха: кто как слышит

Другая причина, которая может способствовать развитию мифа о «прогреве», — субъективная составляющая при оценке результата.

Все ощущения от прослушивания музыки — субъективны. Когда любитель музыки высказывает свое мнение об акустике или о наушниках, он руководствуется своими представлениями о том, какой звук «красивый». Критерии качества звука могут быть различными — один ратует за сбалансированный звук, другой требует побольше нижних частот. Откуда такое многообразие мнений? Попробуем разобраться.

Все люди имеют разный звуковой порог восприятия. Например, мы честно признаемся, что не слышим звук выше 17,5 кГц. Когда мы делаем обзор новой пары наушников и высказываем мнение о передаче звука на высоких частотах, то мы имеем в виду частоты только до этой отметки — в семнадцать с половиной килогерц. Как правило, слышимый диапазон частот у человека после 25 лет начинает сужаться, и для нашего возраста упомянутая цифра — вполне нормальный показатель. Что до «книжных» 20 Гц — 20 кГц, то, по нашим наблюдениям, такой диапазон под силу расслышать очень немногим людям в возрасте лет до 16-17.

Чувствительность человеческого уха плавно снижается при приближении к пороговым значениям

В результате этого звук на очень низких и на очень высоких частотах кажется слушателю тише (никогда не обращали внимание на то, что, когда в музыкальном произведении кто-то в паузе нарочито берет очень низкий бас, он кажется намного тише?). Довольно большая группа людей при оценке акустики внимательно вслушивается в звук, стараясь определить «новые нюансы знакомой композиции»

И представьте себе их радость, когда на новой аппаратуре они действительно начинают отчетливо слышать звуки, которые на предыдущей аудиотехнике были практически незаметны. Секрет этого «прозрения» может быть очень прост — АЧХ нового устройства может иметь форму с резко приподнятой кривой на участках, которые совпадают с пределом слышимых частот. То есть те инструменты, которые должны звучать тихо, начинают играть более ярко. Аналогичная ситуация и с низкими частотами.

Все это приводит к патовой ситуации. Один человек радуется такому звуку, а другой более правильно представляет себе картину звука и понимает, что такие «краски» не могут присутствовать в оригинальном звучании. Происходит непонимание между «любителями сбалансированного звука» и, скажем, «почитателями басов». Но правы и те и другие. Каждый по-своему.

Предел слышимости может различаться, что опять же рождает спор. Для кого-то 18 кГц — это начало области высоких частот, а другой считает таковыми 15 кГц. При описании одной и той же музыки эти два разнослышащих человека не придут к общему знаменателю.

Все эти факты лежат на поверхности. Но они уступают железной логике тех искателей «золотого звука», которые неделями «прогревают» наушники, желая получить звук на порядок лучше. Их аргумент, на первый взгляд, логичен и очень убедителен. Если звук издает деформирующаяся мембрана, то со временем она должна изменить свои свойства, стать более гибкой. С точки зрения физики — все верно. Только оценка масштабов этого явления явно завышена. Почему никто никогда не говорит и не говорил про прогрев микрофонов? Ведь исходный принцип «прогрева» должен бы работать и там и тут. Но в этой области проблема не стала столь масштабной. Быть может, потому, что рынок потребителей качественных микрофонов значительно меньше аудитории, желающей приобрести наушники.

⇡#Audio-technica: «Греть не нужно. Сами прогреются»

То, что любители музыки забрасывают однотипными вопросами производителей наушников, вполне понятно. Аудиофил тратит много времени, тщательно собирая мнения коллег в различных сообществах, анализирует отзывы о той или иной модели. Затем он наконец-то приобретает наушники и, конечно, мучается вопросом — могут ли они звучать еще лучше. И кому задать такой вопрос, как не службе поддержки компании, которая их выпустила? На официальном сайте японской марки Audio-technica данная проблема вынесена отдельным пунктом в списке ответов на наиболее часто задаваемые вопросы. Вот что говорят японские инженеры по звуку:

Устройства не требуют «прогревания», однако в течение определенного периода времени звук в наушниках незначительно изменится естественным образом. Чтобы ускорить процесс этого изменения, вы можете воспроизводить музыку через наушники не менее пятидесяти часов на средней громкости прослушивания. Такое «прогревание» может иметь следующие последствия:

  • выравняется и расширится воспроизведение частот в нижнем и верхнем диапазоне;
  • улучшится разделение инструментов на записи;
  • звуковая сцена станет более открытой.

Далее производитель делает важную ремарку: «Помните, что эти изменения (которые могут произойти при прогреве) очень незначительны и произойдут естественным образом со временем».

С японскими маркетологами трудно не согласиться — чем дольше слушает человек наушники, тем больше он свыкается с предлагаемым ему звуком. Неделю-другую послушал — и нехватка басов или ВЧ уже не ощущается. Вроде как и прогрелись «естественным образом».

Рекомендации

Любые наушники требуют к себе заботливого отношения, поэтому при их прогреве нужно соблюдать рекомендации профессионалов и стараться не навредить чувствительной мембране. Так, если наушники были куплены в холодное время года и только что принесены из магазина домой, включать их сразу не рекомендуется – нужно позволить им согреться в течение двух-трёх часов.

Далее необходимо подключить их к воспроизводящему устройству и какое-то время прослушать «холодными». Затем, используя любой из двух способов, наушники ставят на несколько часов для разогрева, после чего оценивают изменения в звучании.

При использовании некоторых дорогих профессиональных моделей наушников после длительного перерыва в работе может наблюдаться ухудшение качества звучания. Однако ничего критичного в такой реакции мембраны нет. В таких случаях достаточно на протяжении 20 минут «погонять» её на разных частотах, после чего звук восстанавливается. Многие пользователи интересуются, что будет, если наушники не прогревать. Специалисты уверены, что ничего страшного не случится – рано или поздно качество звука всё равно достигнет своего максимума, только времени для этого понадобится немного больше.

О том, как прогреть наушники, смотрите далее.

Конструктивные особенности

При этом пользователи утверждают, что звучание существенно отличается. Неужели причина такой особенности заключается в качественном «прогреве» старого устройства?

В таком случае ярким примером являются наушники от известного производителя KOSS. Меломаны знают, что их выпускают с 80-х годов прошлого столетия. Совершенно очевидно, что в чашках этой модели присутствуют новые динамики, а не такие же, которые устанавливались 30 лет назад. За эти годы производители совершенствовали линию производства, процесс сборки стал полностью автоматизированным, а качество — высоким. Помимо этого, производитель заменил материалы, которые используются для создания корпуса и самой «начинки».

Большинство пользователей, приобретая новый товар, выбрасывают бумажную документацию, считая ее ненужной. Более того, в примечания и различные сноски мало кто вчитывается. Если же внимательно ознакомиться с каталогом продукции, можно заметить, что производитель имеет полное право изменять внешний вид изготавливаемой продукции, а также комплектацию, технические характеристики наушников. Такой подход можно назвать юридической уловкой, которая позволяет откреститься от брака и оправдать продажу некачественного товара.

Конечно же, солидный производитель, такой, как , позаботится о выпуске устройств с неизменными характеристиками. Коэффициент гармонического искажения в следующей партии наушников в обязательном порядке будет соответствовать показателям, указанным на коробке. Естественно, по звучанию наушники, выпущенные 20 лет назад и сегодня, существенно различаются. Однако некоторые пользователи списывают различия на то, что новая модель недостаточно «прогрета». После этого меломан привыкнет к звучанию и будет утверждать, что уникальный процесс «прогрева» дает свои плоды.

Вышеописанные особенности техники относятся к известным и востребованным моделям. Практика свидетельствует о том, что даже в самых дорогостоящих наушниках начинка регулярно изменяется. Что касается различий между закрепленными драйверами, их можно заметить даже невооруженным глазом. Как правило, те модели, с которыми работают известные немецкие производители, имеют открытую конструкцию, их динамики хорошо просматриваются.

Более внимательные меломаны уже увидели, что их дополняет новый материал особенного цвета. Такой маркетинговый ход, к которому прибегают современные производители, позволяет привлекать все большее число покупателей. Параметры динамиков остались такими же, как и в старых моделях. Однако незначительные изменения в конструкции наушниках способствовали тому, что звук в обновленной и старой версии является различным.

Что дает процедура

Процедура нужна для выравнивания звуковых параметров. Поэтому такие наушники подойдут только для заядлых любителей, которые способны слышать разницу звуков между обычными и прогретыми устройствами. Причин 3:

  1. Субъективное мнение.
  2. Индивидуальные особенности слуха.
  3. Отличие современных и старых моделей.

Но такое действие также способно навредить наушникам. Они не являются громкоговорителем, поэтому есть риск повреждений от слишком сильных звуков. Громкость необходимо ставить чуть выше комфортной для ушей. А если выбрать специальный трек для подогрева, процесс прогревания становится быстрее и безопаснее.

Миф или реальность

Нужно ли прогревать наушники, есть ли в этом толк или это полная чушь? Пожалуй уверенно на этот вопрос не ответит никто, по крайней мере, пока нет результатов научных исследований.

Сторонники обкатки новых ушей говорят:

  • «Мембрана в динамическом устройстве изготовлена из твёрдого, но эластичного материала. Поэтому её можно расшевелить прогревом, чем добиться лучшего звучания»;
  • «Мы видим (слышим) разницу! Пропадают визжащие ВЧ и появляются глубокие качественные басы, увеличивается громкость, появляются новые оттенки»;
  • Большинство представителей компаний-производителей в своих интервью не отрицают эффект от прогрева наушников, а некоторые даже рекомендуют проводить его.

Противники действенности метода обкатки новых ушей отвечают:

  • Нет никаких научных обоснований улучшения звука устройства в результате подобных манипуляций;
  • Частные эксперименты не обнаружили каких-либо значимых изменений в звучании;
  • Производитель не может продавать недоработанное устройство.

Противники прогрева считают эффект, о котором говорят сторонники, лишь психологическим фактором. Самовнушением и привыканием к наушникам определённого типа. По их мнению, разогревается восприятие человека к звучанию определённого типа. А терпимое отношение к прогреву со стороны производителей они считают обычной хитростью. Ведь новое устройство требует привыкания. Первая реакция на новое звучание не всегда позитивная. Недовольства звуком можно спихнуть на необходимость прогрева наушников, а там пользователь привыкнет и останется довольным.

Прогрев наушников

Для тех, кто вообще не знаком с темой. Процесс обкатки новых ушей проводят для улучшения качества звучания и повышения громкости устройства. После покупки пользователи часто недовольны глухими невыразительными басами, кричащими высокими частотами, тихим звуком. Прогрев наушников решает эту проблему.

Процесс сравнивают с ношением новой обуви, которая через несколько дней становится удобнее. Устройство разрабатывается, раскрывает весь свой потенциал. Научно это не доказано, но подтверждается многочисленными отзывами аудиофилов.

Прогреть новое устройство можно с помощью специального трека, где проработаны все частоты. Это так называемый белый шум. Или обычной музыкой. Наушники раскроются и при обычном использовании, но подсчитайте, сколько потребуется времени. Этот период может перекрыть срок эксплуатации.

Примечание автора! Есть ещё один любопытный метод прогрева наушников, о котором я расскажу далее.

Пошаговая инструкция для обкатки новых ушей:

  1. Скачать специальный трек или открыть его на сайте. Либо подобрать музыку (об этом расскажу далее).
  2. Подключить устройство к источнику звука. Учтите, что для полноразмерных мониторов с сопротивлением выше 32 Ом телефон не подойдёт. Нужно оборудование с серьёзным усилителем. А вот для устройства с сопротивлением до 32 Ом хватит и смартфона.
  3. Включаем трек и задаём громкость.
  4. Уши можно убрать в ящик стола, в коробку, если мешает шум.
  5. Время от времени проверяем звучание.

Какие наушники нуждаются в прогреве, а какие нет:

  • Совершенно точно можно сказать, что доработать таким образом можно динамические устройства. Они более прочих подвержены процессу обкатки;
  • А вот арматурные не прогреваются, потому что это принципиально иная технология;
  • Планарные не сильно меняют звучание. Хотя некоторые утверждают, что прогрев им также полезен, как и динамическим;
  • Электростатические наушники нуждаются лишь в кратковременной подготовке перед основным использованием;
  • Говорят, что дешевые модели ушей в обкатке не нуждаются. Некоторые и вовсе считают прогрев — методом для серьёзных студийных мониторов. Хотя я лично с этим не согласен.
Интересный факт! Полноразмерные студийные наушники могут утратить эффект прогрева после долгого простоя. Тогда их снова можно раскачать этим методом.

Как прогреть наушники, смысл прогрева и общий принцип:

Процесс прогрева – это процесс выхода мембраны наушников в «рабочий режим»:

  1. Что бы прогреть наушники, скачайте «белый шум» (трек вы найдете ниже);
  2. Включив белый шум в наушниках на время и происходит процесс прогрева;
  3. Мощность и время прогрева, полностью зависит от модели;

В принципе, все механизмы нужно «разрабатывать», а тем более, такие тонкие, как мембраны современных динамических наушников. После сборки наушники обычно проходят тест, упаковываются и отправляются в продажу. Это как ботинки, которые немного жмут… Так же и тут, мембране нужно «разноситься», разработаться.

Греть или не греть? Первый вопрос начинающего аудиофила. Если он у вас появился, знайте, аудиофилия — уже не фантастика для вас 😉

К слову сказать, правоверные аудиофилы прогревают и элементы системы (ЦАП, Усилитель) и даже кабели. Это кажется уже лёгким бредом, но теоретически, как минимум, прогрев аппаратуры обоснован. Транзисторы, резисторы, лампы… Всё это выходит на нужный температурный режим не сразу. И разница после некоторого времени использования по сравнению с «холодным» есть. Прогрев кабелей — наиболее эзотерический вопрос в данной области. Вроде бы он и есть, но может это и «в голове». В любом случае, это уже серьёзный шаг на пути аудиофилии…Не стоит торопиться

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий