100 великих композиторов мира
Список композиторов в хронологическом порядке
1. Жоскен Депре (1450 –1521)2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)4. Генрих Шютц (1585 –1672)5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)6. Генри Пёрселл (1658 –1695)7. Арканджело Корелли (1653 –1713)8. Антонио Вивальди (1678 –1741)9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)10. Георг Гендель (1685 –1759)11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)15. Антонио Сальери (1750 –1825)16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)20. Николло Паганини (1782 –1840)21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)23. Джоаккино Россини (1792 –1868)24. Франц Шуберт (1797 –1828)25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)26. Винченцо Беллини (1801 –1835)27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)30. Фридерик Шопен (1810 –1849)31. Роберт Шуман (1810 –1856)32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)33. Ференц Лист (1811 –1886)34. Рихард Вагнер (1813 –1883)35. Джузеппе Верди (1813 –1901)36. Шарль Гуно (1818 –1893)37. Станислав Монюшко (1819 –1872)38. Жак Оффенбах (1819 –1880)39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)40. Сезар Франк (1822 –1890)41. Бедржих Сметана (1824 –1884)42. Антон Брукнер (1824 –1896)43. Иоганн Штраус (1825 –1899)44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)48. Лео Делиб (1836 –1891)49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)50. Жорж Бизе (1838 –1875)51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)53. Антонин Дворжак (1841 –1904)54. Жюль Массне (1842 –1912)55. Эдвард Григ (1843 –1907)56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)57. Габриель Форе (1845 –1924)58. Леош Яначек (1854 –1928)59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)63. Гуго Вольф (1860 –1903)64. Густав Малер (1860 –1911)65. Клод Дебюсси (1862 –1918)66. Рихард Штраус (1864 –1949)67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)69. Ян Сибелиус (1865 –1957)70. Франц Легар (1870 –1945)71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)74. Морис Равель (1875 –1937)75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)76. Бела Барток (1881 –1945)77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)79. Антон Веберн (1883 –1945)80. Имре Кальман (1882 –1953)81. Альбан Берг (1885 –1935)82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)83. Артур Онеггер (1892 –1955)84. Дариюс Мийо (1892 –1974)85. Карл Орф (1895 –1982)86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)87. Джордж Гершвин (1898 –1937)88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)91. Тихон Николаевич Хренников ( род. в 1913 году)92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)95. Родион Константинович Щедрин ( род. в 1932 году)96. Кшиштоф Пендерецкий ( род. в 1933 году)97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)98. Боб Дилан ( род. в 1941 году)99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)100. Стинг ( род. в 1951 году)
Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 – 1975)
Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения – это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.
Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом – так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
До определённого периода, а именно до постановки оперы “Леди Макбет Мценского уезда”, Шостакович творил как свободный художник – “авангардист”, экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие.
Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.
Несмотря на то, что сам Шостакович был “домашним” композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.
Цитата Д.Д.Шостаковича: “Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.”
Советские композиторы – детям
Музыкальные композиции советского времени повествуют о пионерском лагере, дружбе всех детей мира, школе, и, конечно же, о подвигах героев. В музыке оживает волшебный мир сказки. Она представлена разными музыкальными жанрами: опера, балет, пьеса, мюзикл, кантаты и др.
Особый жанр, появившийся в то время – пионерская песня. Кроме того, советские композиторы отличились тем, что подняли на большую высоту музыку, которая помогает обучиться игре на фортепиано.
Прослушивая и играя музыку детских советских композиторов, дети ближе знакомятся с жизнью своих ровесников в братских республиках. Талантливые авторы:
- Украинские композиторы: В. Косенко, Н. Сильванский, И. Беркович, А. Филиппенко.
- Латышские: А. Жилинскас, М. Заринь.
- Эстонские: Э. Тамберг, Б. Кырвер, А. Гаршнек, Эуген Капп.
- Литовские: Б. Дварионас, В. Баркаускас.
- Грузинские: А. Баланчивадзе, М. Парцхаладзе.
- Башкирские: С. Шагиахметова.
- Армянские: Л. Спендиаров.
Большой популярностью у советских детей пользовались произведения С. Прокофьева и Д. Кабалевского. Предлагаем познакомиться с композиторами поближе.
Сергей Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев жил и писал музыку в 1891-1953 годах. Он один из самых значимых музыкантов 20 века. С. Прокофьев не только композитор, но еще талантливый дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат всевозможных премий.
Самую первую пьесу он сочинил еще в 5 лет. Это был «Индийский галоп». Любовь к музыке мальчику привила мать. Она была пианисткой и обучила своего сына. Очень скоро свет увидели многочисленные произведения для детей и взрослых. Творчество композитора многогранно. Его музыка удивляет богатством образов.
Дети всего мира полюбили симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и Волк». А учащиеся выделили сборник пьес «Детская музыка». Особенно нравится детям таинственная и задумчивая «Сказочка» и веселый «Марш».
Краткая биография:
- Годы жизни: 11(23).04.1891-05.03.1953.
- Место рождения: село Сонцовка Екатеринославской губернии.
- 1904-1917 – обучение композиции и фортепиано в консерватории Санкт-Петербурга.
- 1918-1932 – жизнь в Америке и гастроли по всему миру.
- 1923 – первая женитьба, рождение 2 сыновей.
- С 1936 – переезд в Москву, работа преподавателем в Московской консерватории.
- 1944-1947 – получил звания заслуженного деятеля искусств и народного артиста РСФСР.
- С 1948 – подвергался критике, продолжал свою деятельность на даче, заключил второй брак.
Дмитрий Кабалевский
Дмитрий Борисович Кабалевский
Дмитрий Борисович Кабалевский – композитор, дирижер, пианист, педагог, народный артист и герой труда. Он один из самых деятельных и разносторонних композиторов, писавших музыку в советское время.
Дмитрий Кабалевский работал во многих жанрах, но больше всего известен композициями советской тематики. Его музыка отличается хорошим вкусом, национальным колоритом, высоким мастерством.
Самое любимое сочинение у детей и подростков – триада инструментальных концертов. В частности, это фортепианный концерт на тему песни «То березка, то рябина». Также посвящены детям произведения «Семь веселых песен», «Четыре песни-шутки», «Песня утра, весны и мира».
Биография кратко:
- Годы жизни: 30.12.1904-14.02.1987.
- Место рождения: г. Санкт-Петербург.
- 1918 – переезд в Москву.
- 1925-1930 – обучение в Московской консерватории.
- С 1922 – работа в музыкальном техникуме Скрябина.
- 1927 – написал первые произведения.
- С 1932 – работа в Московской консерватории.
- С 1939 – профессор Московской консерватории.
- 1940-1946 – главный редактор журнала «Советская музыка».
- С 1959 – профессор консерватории в Мехико.
- С1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества
- 1973-1983 – организовал Лабораторию музыкального образования и стал ее руководителем.
Пьеса-фантазия соч.3 №4 «Полишинель»
Пьеса-фантазия соч.3 №4 «Полишинель» – это довольно раннее сочинение Рахманинова, написанное им в 1892 году. “Полишинель” входит в цикл, состоит из пяти пьес общей продолжительностью около 21 мин.
Они впервые были исполнены в 1892 году. Произведение посвящалось Антону Аренскому – преподавателю Рахманинова по композиции.
Все пьесы цикла, включая “Полишинель” считаются одними из самых исполняемых работ прославленного композитора в студенческой среде. При этом ценность их заключается не только в способствовании развитию техники правой руки исполнителя, но и в формировании образцового представления композиторского мышления.
В “Полишинели” излюбленные Рахманиновым “колокольные” мотивы соединяются с упорными поступательными ритмами, характерные для марша, которым суждено было стать ключевыми во всем творчестве великого мастера.
Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 – 1915)
Александр Николаевич Скрябин – русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры
Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности. В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов
После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке – как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей
В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке – как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.
Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония (“Божественная поэма”), симфоническая “Поэма экстаза”, “Трагическая” и “Сатаническая” фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. “Поэма экстаза”, состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в “Поэме экстаза” колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.
Ещё одним шедевром Скрябина является “Прометей” (“Поэма огня”), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов.
Последняя незаконченая “Мистерия” была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.
Цитата А.Н.Скрябина: “Иду сказать им (людям) – чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать – не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его.”
Цитата о А.Н.Скрябине: “Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим”. Г. В. Плеханов
Фортепианный концерт №2
Фортепианный концерт №2
Второй концерт занял особое место во всем творчестве композитора, став чуть ли не самым узнаваемым его сочинением. И это случилось не только за счет невероятной мелодичности и выразительности композиции, но и благодаря тому, что здесь Рахманинов несравнимо ярко смог воплотить те состояния радостного предвкушения и творческого взлета, которыми были поглощены широкие слои общества Российской Империи на пороге XX века.
Посвящено произведение было известному в то время врачу Николаю Далю, во многом благодаря усилиям которого, Рахманинов смог прийти в себя после провала Первой симфонии и вернуться к сочинительству после долгого “застойного” периода.
Модерн / модерн
- Павел Чесноков (1877–1944)
- Александр Гедике (1877–1957)
- Николай Метнер (1880–1951)
- Николай Мясковский (1881–1950)
- Николай Рославец (1881–1944)
- Иосиф Румшинский (1881–1956)
- Леонид Сабанеев (1881–1968)
- Игорь Стравинский (1882–1971)
- Максимилиан Стейнберг (1883–1946)
- Александр Васильевич Александров (1883–1946)
- Михаил Гнесин (1883–1957)
- Борис Асафьев (1884–1949)
- Арсений Авраамов (1886–1944)
- Эрнест Пингу (1887–1942)
- Адриан Шапошников (1888–1967)
- Алексей Станчинский (1888–1914)
- Анатолий Александров (1888–1982)
- Владимир Щербачев (1889–1952)
- Борис Пастернак (1890–1960)
- Самуил Файнберг (1890–1962)
- Николай Голованов (1891–1953)
- Сергей Прокофьев (1891–1953)
- Артур Лурье (1892–1966)
- Николай Обухов (1892–1954)
- Лео Орнштейн (1893–2002)
- Иван Вышнеградский (1893–1979)
- Дмитрий Темкин (1894–1979)
- Джозеф Шиллингер (1895–1943)
- Анатолий Новиков (1896–1984)
- Александр Веприк (1898–1958)
- Александр Абрамский (1898–1985)
- Софи Кармен Экхардт-Граматте (1899–1974)
- Александр Черепнин (1899–1977)
- Александр Мосолов (1900–1973)
- Казимеж Вилкомирский (1900–1995)
- Виссарион Шебалин (1902–1963)
- Вернон Дюк (1903–1969)
- Варвара Гайгерова (1903–1944)
- Арам Хачатурян (1903–1978)
- Матвей Блантер (1903–1990)
- Дмитрий Кабалевский (1904–1987)
- Гавриил Попов (1904–1972)
- Алексей Животов (1904-1964)
- Борис Александрович Александров (1905–1994)
- Борис Арапов (1905–1992)
- Дмитрий Шостакович (1906–1975)
- Юлиан Скрябин (1908–1919)
- Нина Макарова (1908–1976)
- Евгений Голубев (1910–1988)
- Сулима Стравинский (1910–1994)
- Игорь Маркевич (1912–1983)
- Вениамин Флейшман (1913–1941)
- Тихон Хренников (1913–2007)
- Георгий Свиридов (1915–1998)
- Гара Гараев (1918–1982)
- Галина Уствольская (1919–2006)
- Мечислав Вайнберг (1919–1996)
- Александр Локшин (1920–1987)
- Ян Френкель (1920–1989)
- Карен Хачатурян (1920–2011)
- Револь Бунин (1924–1976)
- Татьяна Николаева (1924–1993)
- Владимир Вавилов (1925–1973)
- Борис Чайковский (1925–1996)
- Вениамин Баснер (1925–1996)
- Владимир Шаинский (1925–2017)
- Ирина Ельчева (род.1926)
- Эдисон Денисов (1929–1996)
- Микаэл Таривердиев (1931–1996)
- Софья Губайдулина (род.1931)
- Родион Щедрин (род.1932)
- Иосиф Андриасов (1933–2000)
- Альфред Шнитке (1934–1998)
- Леонид Грабовский ( род.1935 )
- Вячеслав Овчинников (р. 1936)
- Нектариос Чаргейшвили (1937–1971)
- Николай Капустин (1937-2020)
- Валентин Сильвестров (род.1937)
- Тигран Мансурян (род. 1939)
- Вячеслав Наговицын (1939 г. р.)
- Борис Тищенко (1939–2010)
- Вячеслав Артёмов (1940 г. р.)
- Владислав Стрелок (р. 1941)
- Владислав Золотарёв (1942–1975)
- Александр Кнайфель ( род.1943 )
- Александр Вустин ( род.1943 )
- Александр Журбин (1945 г.р.)
- Владимир Мартынов (род. 1946)
- Александр Мордухович (род. 1946)
- Юрий Чернавский (род. 1947)
- Николай Корндорф (1947–2001)
- Яков Казянский (род. 1948)
- Дмитрий Смирнов (род.1948)
- Елена Фирсова (род. 1950)
- Алла Павлова (род.1952)
- Сергей Павленко (1953 г.р.)
- Александр Раскатов (1953 г.р.)
- Леонид Десятников (р. 1955)
- Юрий Каспаров (р. 1955)
- Владимир Тарнопольский (род. 1955)
- Иван Соколов (1960 г. р.)
- Андрей Крылов (род. 1961)
- Юрий Ханон (род. 1965)
- Фред Момотенко (1970 г.р.)
- Евгений Кисин (1971 г.р.)
- Лера Ауэрбах (1973 г.р.)
- Лев Журбин (1978 г.р.)
Романтический период
- Шарль-Валентин Алкан (1813–1888)
- Антон Аренский (1861–1906)
- Текла Бэдаржевская (1829/1834 – 1861)
- Милий Балакирев (1837–1910)
- Фридрих Баумфельдер (1836–1916)
- Эми Бич (1867–1944)
- Франц Бендель (1832–1874)
- Уильям Стерндейл Беннетт (1816–1875)
- Питер Бенуа (1834–1901)
- Людвиг Бергер (1777–1839)
- Анри Бертини (1798–1876)
- Феликс Блюменфельд (1863–1931)
- Чарльз Сэмюэл Бови-Лисберг (1821–1873)
- Иоганнес Брамс (1833–1897)
- Фридрих Бургмюллер (1806–1874)
- Ганс фон Бюлов (1830–1894)
- Игнасио Сервантес (1847–1905)
- Эммануэль Шабрие (1841–1894)
- Сесиль Шаминад (1857–1944)
- Фредерик Шопен (1810–1849)
- Иоганн Баптист Крамер (1771–1858)
- Карл Черни (1791–1857)
- Эжен д’Альбер (1864–1932)
- Эли-Мириам Делаборд (1839–1913)
- Чарльз Делиу (1825–1915)
- Антон Диабелли (1781–1858)
- Теодор Дёлер (1814–1856)
- Александр Дрейшок (1818–1869)
- Антонин Дворжак (1841–1904)
- Микеле Эспозито (1855–1929)
- Габриэль Форе (1845–1924)
- Зденек Фибич (1850-1900)
- Джон Филд (1782–1837)
- Джулиан Фонтана (1810–1869)
- Адольфо Фумагалли (1828–1856)
- Михаил Глинка (1804–1857)
- Анри Гобби (1842–1920)
- Бенджамин Годар (1849–1895)
- Луи Моро Готтшалк (1829–1869)
- Эдвард Григ (1843–1907)
- Корнелиус Гурлитт (1820–1901)
- Адольф Гутманн (1819–1882)
- Шарль-Луи Ханон (1819–1900)
- Стивен Хеллер (1813–1888)
- Лебедь Хеннесси (1866–1929)
- Адольф фон Хензельт (1814–1889)
- Анри Герц (1803–1888)
- Франц Хитц (1828–1891)
- Фердинанд Хиллер (1811–1885)
- Иоганн Непомук Хуммель (1778–1837)
- Альфред Яэль (1832–1882)
- Мари Яэль (1846-1925)
- Фридрих Калькбреннер (1785–1849)
- Джозеф Кристоф Кесслер (1800–1872 гг.)
- Теодор Киршнер (1823–1903)
- Антон де Концкий (1817–1899)
- Вильгельм Кухе (1823–1912)
- Фридрих Кухлау (1786–1832)
- Теодор Куллак (1818–1882)
- Теодор Лак (1846–1921)
- Ференц Лист (1811–1886)
- Генри Литольф (1818–1891)
- Сергей Ляпунов (1859–1924)
- Эдвард Макдауэлл (1860–1908)
- Дезире Магнус (1828–1884)
- Антуан Франсуа Мармонтель (1816–1898)
- Уильям Мейсон (1829–1908)
- Фанни Мендельсон (1805–1847)
- Феликс Мендельсон (1809–1847)
- Амеде Меро (1802–1874)
- Александр Михаловский (1851–1938)
- Игнац Мошелес (1794–1870)
- Мориц Мошковски (1854–1925)
- Модест Мусоргский (1839–1881)
- Витезслав Новак (1870–1949)
- Джозеф О’Келли (1828–1885)
- Артур О’Лири (1934–1919)
- Джордж Онслоу (1784–1853)
- Пол Пабст (1854–1897)
- Ян Жерар Палм (1831–1906)
- Эмиль Прудан (1817–1863)
- Альфред Квидант (1815–1893)
- Сергей Рахманинов (1873–1943)
- Макс Регер (1873–1916)
- Карл Райнеке (1824–1910)
- Йозеф Райнбергер (1819-1901)
- Фердинанд Рис (1784-1838)
- Николай Римский-Корсаков (1844–1908)
- Антон Рубинштейн (1829–1894)
- Камиль Сен-Санс (1835–1921)
- Ксавер Шарвенка (1850–1924)
- Алоис Шмитт (1788–1866)
- Франц Шуберт (1797–1828)
- Юлиус Шульгоф (1825–1898)
- Клара Шуман (1819–1896)
- Роберт Шуман (1810–1856)
- Людвиг Шитте (1848–1909)
- Джованни Сгамбати (1841–1914)
- Жан Сибелиус (1865–1957)
- Бедржих Сметана (1824–1884)
- Сидней Смит (1839–1889)
- Чарльз Вильерс Стэнфорд (1852–1924)
- Камилла-Мари Стамати (1811–1870)
- Карл Таузиг (1841–1871)
- Петр Ильич Чайковский (1840–1893)
- Томас Теллефсен (1823–1874)
- Сигизмонд Тальберг (1812–1871)
- Ян Вацлав Воржишек (1791–1825)
- Рихард Вагнер (1813–1883)
- Карл Мария фон Вебер (1786–1826)
- Юзеф Венявский (1837–1912)
- Александр Зажицкий (1834–1895)
- Владислав Желенский (1837–1921)
Детские современные композиторы
Яркими представителями являются Юрий Савалов, Владимир Коровицын, Юрий Савельев.
Юрий Савалов был талантливым композитором, прекрасным педагогом и замечательным аранжировщиком. Увлеченно руководил оркестром в ДМШ. Он был и хорошим исполнителем. Играл на клавишных и духовых инструментах. Каждая из девяти его пьес для фортепиано имеет подзаголовок: “Мама”, “Признание”, “Ветер странствий”, “Вдохновение”, “Бал в замке принца”, “Прелюдия”, “Марш”, “Вальс”, “Колыбельная”. Все они очень интересные, разнохарактерные и красивые.
Владимир Коровицын родился в 1955 году. Его творчество составляет музыка, написанная в разных жанрах: песни, романсы, духовные произведения, написанные для хора, камерного и симфонического оркестра. Для детей он написал сборник детских песен под названием “Радуйся солнцу” и “Детский альбом” для фортепиано. Пьесы являются прекрасным пополнением репертуара учеников. Названия пьес точно отображают их характер и настроение: “Дюймовочка”, “Деревянные башмаки”, “Вариации мужичок с гармошкой”, “Емеля на печке едет”, “Грустная принцесса”, “Девичий хоровод”.
М. И. Глинка (1804-1857 гг.)
Великий русский композитор, который сыграл огромную роль в развитии русской классической музыки. Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу.
Наибольшее значение имеют оперы Глинки, правдиво воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной песне неистощимый источник поэзии, Глинка сотворил подлинно демократическое национальное искусство.
Создание оперы «Иван Сусанин» (1836 г.) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора — «Руслан и Людмила» (1842 г.). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над «Русланом и Людмилой» были написаны также музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1840 г.) и многочисленные романсы.