Виниловые пластинки фирмы Мелодия – на помойку, или в коллекцию?

Грампластинки быстро стали стандартом индустрии — несмотря на все недостатки.

Поначалу на пластинки помещалась всего по одной-две песни на сторону. Из-за этого подборки сочинений музыкантов продавали в бумажных или кожаных альбомах, в которые вкладывалось сразу несколько пластинок. Отсюда и пошел термин «музыкальный альбом». Помимо этого качество звука было не лучшим, шеллак, из которого тогда делали пластинки, легко приходил в негодность, а запись велась только в моно — и это лишь самые явные проблемы. Но пластинки было просто штамповать, а аппаратура для их воспроизведения стоила приемлемых денег. Это и обеспечило формату популярность. К тому же в конце двадцатых годов на смену аналоговой записи в рупор пришли электрические микрофоны, что в разы повысило качество записи на пластинках.

Но настоящий прорыв случился в 1948 году. Тогда компания Columbia Records представила первую пластинку формата Long Play: 12 дюймов в диаметре и со скорость в 33⅓ оборота в минуту. Не вдаваясь в технические детали — этот формат еще сильно повысил качество звука и расширил динамический диапазон записей. Но что важнее — теперь на пластинку помещалось куда больше, до 30 минут записи на каждую сторону. На один носитель можно было уместить целый музыкальный альбом, невиданная свобода для того времени! Производились такие пластинки из материала под названием полихлорвинил — потому и виниловые. Технологии записи и производства пластинок совершенствовались с каждым годом и дальше, но формат LP до сих пор остается стандартом.

Использование винила позволило в несколько раз уменьшить ширину звуковой канавки, за счет этого вместимость пластинок и увеличилась.

Интересные факты

— Крупнейшее в мире виниловое производство находилось в СССР. Например, Апрелевский завод, крупнейшее предприятие известной в Союзе фирмы «Мелодия», в 1970–80-х выпускал в год около 100 млн пластинок.

— В 200 тысяч долларов оценивается одна из самых дорогих пластинок. Это альбом Quarrymen, группы, созданной Джоном Ленноном, которая впоследствии стала The Beatles. Пластинка существует в единственном экземпляре и принадлежит Полу Маккартни.

— Харуки Мураками – знаменитый японский писатель – давний любитель джаза и коллекционер винила. В его собрании насчитывается более 50 тысяч экземпляров.

История звукозаписывающей индустрии началась с пластинок.

Если не считать ранних экспериментов с восковыми валиками и чем-то, лишь отдаленно напоминающим современные пластинки еще в XIX веке, то стартовой точкой для «винила» можно считать 26 февраля 1917 года. Тогда в Нью-Йорке, в здании компании Victor Talking Machine, была записана первая коммерческая грампластинка. А 7 марта того же 1917-го она была официально выпущена. Записывался квинтет из Нового-Орлеана — Original Dixieland Jazz Band. Да, на первой в истории коммерческой грампластинке звучал джаз, да еще и от белых музыкантов. 

Стоит уточнить, что ранее музыка на пластинках уже выпускалась, но в основном это были отрывки классических произведений. Именно запись ODJB — ставшая крайне популярной — дала старт звукозаписывающей индустрии, а заодно и серьезно популяризировала джаз. Удивительно, но до этого никто не стремился записываться и продавать свою музыку, хотя возможности были еще с начала века. 

Впрочем, джазом раннюю музыку ODJB назвать можно лишь условно. Музыканты квинтета были кельтских и итальянских кровей, а начинали с игры в марширующем оркестре. О джазе они узнали во время гастролей в Чикаго. Тогда же они поняли, что интерес к этой новой южной музыке растет. Вернувшись в Новой-Орлеан музыканты создали «джазовый» ансамбль — это было в 1916 году, а просуществовал он до 1925-го. Музыкальных навыков квинтета хватило, чтобы достаточно близко скопировать звук «черных» ансамблей. Да и признание в конечном итоге они тоже заработали — композицию Dixie Jass One-Step с их дебютной пластинки впоследствии часто играли и чернокожие музыканты. 

https://youtube.com/watch?v=Um4xhfwYnvg

Еще раньше — в 1916 году — на пластинку записался настоящий джазовый квинтет Versatile Four. Однако их запись была выпущена значительно позже, поэтому первопроходцами считаются все же Original Dixieland Jazz Band.

Сколько стоит винил?

Цена на грампластинки зависит не только от исполнителя, но и от времени выпуска, ее состояния и тиража.

Пластинки советских исполнителей, выпущенные фирмой «Мелодия», найти не составляет труда. Стоят они дешево и особой ценности не представляют. Цена за 1 экземпляр – от 2 рублей.

Цена лицензионных, винтажных пластинок начинается от 20 рублей и может доходить до баснословных сумм, все зависит от состояния экземпляра. К примеру, Kiss – Lick it up обойдется в 40 рублей, средняя цена Uriah Heep – The magicians journey 44 рубля.

Винил с современной музыкой стартует от 50 рублей. Цена также во многом зависит от издания и тиража пластинок. Например, Iron Maiden – Killers можно приобрести за 55 рублей, Gorillaz – Humanz обойдется в 80 рублей, а Nirvana –Nevermind в 85 рублей.

Живое и объемное звучание

Наличие музыки в интернете убило ценность обладания музыкой, а винил дает мне возможность вернуть эту радость. А качественная акустика, хороший усилитель и достойный проигрыватель дают возможность услышать «тот самый, ламповый и теплый звук», который не могут передать другие носители. Это действительно живое, богатое и объемное звучание, которое сложно с чем-либо спутать.

Собирать винил я начал примерно с 2015 года. На данный момент моя коллекция включает в себя около сотни позиций. Покупку очередной «новинки» я позволяю себе примерно один раз в два месяца. Что-то приходится заказывать почтой из-за рубежа, какие-то вещи удается купить в магазинах, а некоторые пластинки приобретаю у местных любителей музыки.

Факторы, влияющие на ценность пластинки, – это год издания, лимитированность тиража, популярность и мировая востребованность музыканта.

Самый ценный экземпляр в моей коллекции – одно из изданий альбома Pink Floyd — Wish You Were Here. Его стоимость на данный момент достигает 200 долларов, и с каждым месяцем эта цифра только растет. Самое свежее приобретение – последний альбом Moby, который обошелся в 50 у.е. Да, это хобби не из дешевых, но для меня осознанно приобрести давно желанный альбом именно в формате пластинки – это огромная ценность.

Я люблю этот звук, по-прежнему люблю рассматривать обложки пластинок. А плата денег за музыку (ведь, казалось бы, чего проще – забил название композиции в интернет-поисковике и слушай) является нормой и своего рода «спасибо» исполнителям, которые делятся своим творчеством.

Мне нравится выбирать пластинку, брать ее в руки, открывать конверт, класть ее в проигрыватель и опускать иглу… Слушаешь музыку и словно возвращаешься в прошлое и вспоминаешь, с чего все начиналось. Это шикарный способ абстрагироваться от городской суеты и провести время с любимой группой или артистом под знакомые с детства потрескивания.

Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

Пластинки – это личное

Рожденные в СССР помнят, как для покупки очередной музыкальной новинки «Мелодии» необходимо было отстоять большущую очередь, а винил с представителями львиной доли «неформатной», зарубежной эстрады, приходилось «доставать» по знакомству.

Думаю, для многих пластинки – это теплые воспоминания из жизни, которые ассоциируются с забавным потрескиванием и щелчками. Кто-то засыпал под сказки – своеобразные аудиокниги того времени, кто-то танцевал первый танец с любимым человеком, кто-то – расширял свой музыкальный кругозор, пополнив коллекцию очередным альбомом любимого исполнителя. Винил – это прежде всего личное воспоминание для каждого.

Интерес к винилу как носителю стал резко идти на спад, когда в конце 80-х на советском рынке начали появляться кассетные магнитофоны. Новый формат был банально более практичным, в то время как срок службы пластинок оставлял желать лучшего. Прослушивание музыки с помощью иглы звукоснимателя становилось неудобным, ведь на магнитофоне достаточно было нажать кнопку Play.

Когда в 90-х начали появляться проигрыватели компакт-дисков, казалось, что с появлением цифровой эпохи виниловые пластинки должны безвозвратно кануть в Лету…

Так почему же винил все еще покупают?

Начиная с середины нулевых продажи виниловых пластинок стремительно растут. В 2005-м было продано около 900 тысяч пластинок, а в 2018 уже почти 17 миллионов — и темпы роста не снижаются. Сейчас все идет к тому, что в ближайшие пару лет продажи винила могут обогнать CD-диски, последний раз такое было в 1986 году.

Если разбираться в причинах подробнее, то выйдет отдельное огромное эссе. Определенную долю продаж все еще делают аудиофилы, убежденные, что самый качественный звук возможен только на виниле. Хотя цифровые lossless-форматы, конечно, обеспечивают более качественный звук, если смотреть на него с математической точки зрения. А если «с живой» — то у винила свои особенности и его «ламповость» никто под сомнение не ставит.

Но это капля в море. Хардкорные фанаты аналогового звука чаще охотятся за старыми пластинками. В этом есть смысл, ведь до наступления цифровой эры, музыку иначе записывали и сводили, оглядываясь на ограничения винила. Так, на пластинку нельзя было бы напрямую записать большинство современных рэп-композиций из-за слишком глубокого баса и перепадов между высокими и низкими частотами. Игла с таким мастерингом будет просто «соскакивать» с бороздок на пластине, создавая эффект клипирования и портя сам носитель. Сегодня песни мастерят иначе, музыка стала более громкой и «непредсказуемой».

При этом статистика показывает, что значительная доля продаж винила приходится именно на современные релизы. А их редко мастерят отдельно под винил-релиз — обычно все ограничивается только компрессией, чтобы убрать неприемлемые для формата пики. Так что дело вовсе не в аудиофильстве и погоне за качеством. Просто в эру фастфуд-музыки к самым любимым альбомам хочется приобщиться сильнее, сделать что-то большее, нежели просто нажать кнопку «добавить» в Apple Music. Виниловая пластинка увековечивает любимый релиз, она солидно выглядит, упакована в приятную полиграфию и требует сосредоточения, чтобы ее послушать.

На виниле все чаще выпускают игровые и киношные саундтреки и как коллекционный предмет продаются они отлично. Частенько их покупают люди, которым этот винил даже не на чем крутить. Просто потому что солидно и красиво, на полку поставить очень приятно.

Виниловый «ренессанс»

Однако в 2010-х спрос на винил стал набирать обороты. Более того, в конце 2019 года выручка от продажи пластинок впервые за 30 лет обогнала доходы от продажи компакт-дисков! Такого не было с 1986 года.

Возможно, для кого-то это станет новостью, но большая часть современной музыки издается в том числе и на виниле. Объяснить вновь растущую популярность формата можно так: во-первых, повсеместная мода на винтаж и эстетику прошлого вновь стала актуальной в современном мире. Во-вторых, стала доступной качественная техника для прослушивания винила и музыка с пластинок перестала быть уделом гурманов.

На сегодня производство винила находится под угрозой.

Причины самые приземленные. 6 февраля на заводе Apollo Masters в калифорнийском городе Баннинг вспыхнул пожар. Именно на этом заводе производят чистые лаковые пластинки, которые используются как мастер-диск. С них потом делается штамп для пресса. Во всем мире такие «болванки», кроме Apollo, делает лишь одна компания — MDC в Японии. Однако ее производственных мощностей для полного удовлетворения спроса точно не хватит — Apollo производили три четверти всех лаковых дисков. Даже если компания оправится от катастрофы, в чем не уверено даже руководство завода, последствия все равно могут быть ощутимыми. От производства болванок зависят и студии звукозаписи, и производители штампов, которые сейчас могут свернуть производство.

Впрочем, все может и обойтись. Во-первых, кое-какие запасы пластинок Apollo остались, на первое время хватит. Во-вторых, сегодня существует технология DMM — direct metal mastering, при ее использовании лаковые болванки вообще не нужны. Она не слишком распространена, но сам факт ее существования говорит о том, что совсем винил не умрет. В-третьих, некоторые мейджор-лейблы уже дали комментарии, заявив, что многие важные релизы ближайших месяцев отмастерены и штампы для них готовы, так что время на решение проблем с болванками есть. В-четвертых, если Apollo решит не восстанавливать завод, компания хотя бы может продать секретную формулу своего лака кому-то еще, вся ценность именно в ней.

Самый красноречивый комментарий дал Кэш Картер, операционный директор компании Kindercore Vinyl Pressing в Джорджии:

Наглядная демонстрация «нарезки» мастер-пластинки. В этом видео используется болванка от MDC.

Некоторые эксперты говорят, что этот случай поможет быстрее продвигать новые идеи в производстве пластинок. Так сейчас в разработке находится технология High Definition Vinyl. Суть ее в том, что аудио конвертируется в топографическую 3D-карту дорожки для винила, которая наносится лазером сразу на штамп. Для производства таких штампов не нужен лак, а еще производитель обещает что звуковые характеристики таких пластинок будут выше, чем у традиционных, да и музыки на них влезет больше.

Кроме того, существует несколько стартапов по производству лаковых болванок и на фоне проблем Apollo они могут получить поддержку и выпустить свою продукцию уже к лету. Да и MDC обещают усилить производство насколько возможно. Ну а фанатам винила остается только наблюдать за ситуацией и закупаться пластинками впрок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий