Типы акустических систем объемного звука
- 2.1 Акустические системы. 2.1. Аудиосистемы не считаются технически «объемным звуком», но они определенно являются шагом вперед по сравнению с простыми полочными громкоговорителями
(которые не имеют преимущества сабвуфера). Как и в системах 5.1, «2» обозначает две сателлитные колонки – слева и справа спереди – а «.1» обозначает сабвуфер. Таким образом, звук 2.1
– это отличное экономическое решение, если у вас нет денег или места для так называемого «настоящего» объемного звука (не менее 5.1 динамиков), но вам все еще нужен высококачественный,
динамичный звук. - 5.1-канальный объемный звук.
Объемный звук 5.1, чаще всего называют так когда система достаточно высокого качества, «истинным» объемным звуком. Это связано с тем, что пять динамиков позволяют использовать два левых
и правых передних динамика, два левых и правых тыловых динамика (позади вашей головы), качественный центральный динамик (таким образом, «5» в 5.1) и мощный сабвуфер для глубоких,
грохочущих басов. тонов (это «.1» в 5.1). Когда цифровые объемные звуковые сигналы (такие как Dolby или THX) воспроизводятся через систему, подобную этой, вы попадаете в совершенно
новую сферу звука, с грохочущими взрывами, динамичной музыкой и тонкими, охватывающими звуковые эффекты по всей комнате. - 6.1, 10.2 и другие мульти-акустические системы.
Объемный звук 5.1 считается минимальным количеством динамиков, необходимых для настоящего объемного звука. Другие распространенные конфигурации включают 6.1 (шесть колонок и сабвуфер)
или 10.2 (десять колонок и два сабвуфера). Конфигурация не имеет большого значения и в основном зависит от размера вашей комнаты и вашего личного желания. Большинство экспертов по
звуку скажут вам, что, прежде всего, вам просто нужно убедиться, что колонки сбалансированы с каждой стороны комнаты. В системе 6.1 дополнительный сателлит обычно направляется в
центр задней части комнаты, чтобы сбалансировать фронтальный центральный динамик.
Как установить систему 7:1?
Идеальный вариант для правильной настройки домашнего кинотеатра — размещение кресел не в строгую линию перед экраном, а свободная расстановка по периметру комнаты. В данном случае для прохождения звуковых волн будет гораздо меньше препятствий, картинка получится цельной, без искажений. Сидящие сзади люди смогут также свободно видеть экран, а не головы впередисидящих людей.
В салоне Hi-Fi Design можно выбрать подходящий для вашего помещения домашний кинотеатр. Наши консультанты готовы ответить на интересующие вопросы и помочь разобраться в функциональных особенностях и характеристиках оборудования.
Также на сайте у нас есть обзор, с которым Вы можете ознакомиться:
Разбираем на пиксели 4К разрешение: что это такое и для чего используется
Общие советы для улучшения качества звука домашнего кинотеатра:
- Используйте автоматическую калибровку для правильной настройки всех элементов системы.
- Важнее всего настроить центральную колонку в системах 5.1 и выше. Чтобы не прислушиваться к диалогам и не сидеть оглушенным во время экшен-сцен, покопайтесь в настройках вашего рисивера. Внимательно прислушивайтесь к тому, как звучат диалоги во время тестирования звука. Они должны быть слышны отчетливо в любой части комнаты, не заглушаясь звуками эффектов.
- Провода для колонок должны быть высокого качества. Чем толще, тем лучше.
Также хочу сказать, что акустика и особенности комнаты, в которой располагается домашний кинотеатр, имеют огромное значение. Подробнее смотрите ниже:
«Китайская коробка» или полноценный ресивер?
На самом деле, выбор неоднозначен. При необходимости связывать несколько устройств в единую систему выбор очевиден.
Однако, покупка ресивера здорово ударит по бюджету, и при отсутствии необходимости масштабирования развлекательной системы станет неоправданной тратой. Коробочка вполне справляется с поставленными задачами, если необходимо связать акустику и единственный источник звука.
iPhones.ru
Сегодня научу вас подключать аудиосистемы 5.1 к девайсам без поддержки многоканального звука. Любым. Итак, представим ситуацию: у вас уже есть неплохая многоканальная аудиосистема. Подчеркнем — аналоговая, в качестве входов используются классические разъема RCA (тюльпан). При этом в результате модернизации гаджетов устройств с подходящими интерфейсами систему нельзя задействовать. Как подключить такую 5.1-канальную акустику к устройствам с…
Сборка и установка акустической системы 5.1
Сабвуфер традиционно устанавливается на полу и в нем располагается усилитель с блоком питания, к которому подсоединяются все остальные компоненты системы. Но бывают исключения, когда ресивер выполнен отдельно, а к нему подключается вся акустика. Выводы для подключения каждой колонки промаркированы. Для обозначения фронтальных колонок используются символы FR (фронтальная правая) и FL (фронтальная левая), CEN (центральная), RR (задняя правая) и RL (задняя левая). Если же сабвуфер пассивный, то есть не имеет в своем составе усилителя, то он также подключается к самому ресиверу, на котором имеется соответствующая маркировка SW. В соответствии с этой маркировкой на первом этапе необходимо подсоединить все колонки и расположить их в соответствующем порядке в комнате.
Настройка звука 5.1 в Windows 7/10
После того, как все кабели будут соединены, следует перейти к настройке акустики 5.1 в самой операционной системе Windows 7 или 10. Откройте «Панель управления» и зайдите в раздел «Звук». Здесь перейдите на вкладку «Воспроизведение», где выберите в списке пункт «Динамики».
Далее нажмите внизу окошка кнопку «Настроить» и в открывшемся окне выберите «Объемное звучание 5.1». На данном этапе можно проверить правильность подключения колонок, нажимая на тот или иной динамик и проверяя соответствие колонок схеме. При необходимости проверьте правильность подключения колонок и звуковых выводов от компьютера. Завершите настройку звука 5.1, пройдя по шагам до конца.
Как правило, больше никаких действий от вас не требуется, единственное, на что еще следует обратить внимание, так это на переключатель режима работы системы на ресивере (сабвуфере). На многих моделях помимо 5.1 имеются и другие режимы работы, такие как стерео и при наличии цифрового входа – SPDIF
При подключении вышеуказанным способом переключатель должен быть установлен в положение 5.1. Если же ваша звуковая карта не поддерживает пятиканальный звук, то вы можете воспроизводить обычный стереозвук на системе 5.1, просто переведя соответствующий переключатель в нужное положение. Конечно, в этом случае вы не сможете насладиться по-настоящему пятиканальным звучанием. То же касается и самих аудиофайлов, которые записаны как стерео. Даже при использовании звуковой карты 5.1 они будут звучать как стерео, только на 5-ти парах колонок.
Стереосистемы: 2.0 и 2.1-канальные акустические системы
Стерео акустическая система 2.0
В стереосистеме 2.0 у вас будет два динамика рядом с телевизором – один слева и один справа. Ваши динамики, скорее всего, будут питаться от хорошего ресивера или даже усилителя. В некоторых случаях динамики активны и не требуют отдельного источника питания. У вас не будет сабвуфера, а динамики будут совместимы с телевизором, DVD и мобильными устройствами, такими как телефоны и ноутбуки.
2.1 Акустическая система
Стерео звуковая система 2.0 даст вашему домашнему кинотеатру немного лучший звук по сравнению с единственной установкой с двумя динамиками. У вас будут левый и правый динамики с каждой стороны телевизора, а добавив один сабвуфер, вы получите дополнительные басы и глубину звуковой системы домашнего кинотеатра.
Поскольку окружающих динамиков нет, эта установка по-прежнему является довольно простой, но добавление сабвуфера определенно улучшит звук, чтобы обеспечить более сложный опыт. Вы лучше будете слышать низкие частоты, и вы будете наслаждаться домашним кинотеатром без лишних помех, без кучи проводов, идущих повсюду.
Многие звуковые панели имеют 2,1-канальную настройку, и эта настройка обычно используется для просмотра фильмов, телевидения и музыки.
Способ 4. USB -> Multichannel Analog
Большинство предлагаемых на просторах интернета китайских «многоканальных USB-аудиокарт» довольно примитивные обманки, выдающие обработанное стерео. Сэкономить не получится.
Другое дело — внешние аудиокарты. Некоторые из них способны выдавать многоканальный звук, и подходят для подключения к планшетам, ноутбукам, настольным компьютерам.
К сожалению, даже Smart TV, не говоря о большинстве устройств с пропиетарными прошивками (ресиверы, медиаплееры) не смогут распознать ее как аудиоустройство. Поэтому Creative Sound Blaster Omni Surround 5.1, Creative X-Fi Surround 5.1 Pro или ST Lab M-330 USB подойдет только как компьютерные аксессуары, либо в случае раздельной трансляции звука и видеоряда с компьютера. А это уже совсем другая история.
Способ 1. Не жалеем средств на качественный звук
Проще всего — купить многоканальный ресивер под свои предпочтения и нужды. Самый простой, самый эффективный. И самый всеядный.
Покупка даст разнообразные интерфейсы ввода-вывода для видео- и аудиосигнала, сможет самостоятельно декодировать файлы и станет центром домашней развлекательной системы. Всегда можно подобрать модель с необходимым количеством подходящих входов — и RCA в ресиверах живее всех живых.
Современные ресиверы поддерживают улучшенные алгоритмы распределения звука, в том числе Dolby Atmos, который умеет раскидывать любое число дорожек на любое число динамиков с учетом акустических свойств помещения.
Недостаток решения — стоимость. Она начинается от 10 тысяч рублей за б/у и от 30 тысяч за ресивер с поддержкой Dolby Atmos.
К тому же, ресиверы обладают внушительными габаритами. Хорошо, если место и интерьер позволяют. А если нет?
Подключение колонок к компьютеру
Для подключения акустической системы 5.1 к компьютеру необходимо, чтобы на нем была установлена звуковая карта, позволяющая воспроизводить звук в 5.1. Это может быть как интегрированная в материнскую плату, так и отдельно устанавливаемая в разъем PCI звуковая карта.
Подсоединение системы 5.1 осуществляется тремя парами кабелей, имеющими с одной стороны мини джек для подключения непосредственно к компьютеру, а с другой стороны «тюльпаны» (stereo RCA) для подключения ко входам ресивера (Audio Input)
Тут следует обратить внимание на то, что для подключения колонок к ресиверу (сабвуферу) также используются разъемы типа «тюльпан» с обозначением Audio Output и маркировкой колонок (FR, FL и т.д.). Втыкать в эти разъемы кабели от компьютера нельзя!
Правильность подключения звуковых выводов компьютера к нужным входам ресивера позволит быстро настроить систему и наслаждаться качественным звуком. Итак, фронтальный канал (передних колонок) должен быть подключен в гнездо зеленого цвета, задний канал (задних колонок) обычно подключается в гнездо черного цвета, а канал сабвуфера и центральной колонки – в оранжевое гнездо. Чтобы гарантированно выполнить все без ошибок, предварительно следует внимательно изучить руководство к вашей материнской плате или звуковой карте, где должно быть указано, какое из гнезд отвечает за тот или иной канал.
Компоненты акустической системы объемного звука
Сабвуфер Сабвуфер – это большой динамик с питанием, специально разработанный для воспроизведения басов и других низкочастотных нот. Сабвуфер использует давление воздуха, чтобы создать
глубокий, грохочущий звук, чтобы наполнить комнату басовыми шумами. Сабвуферы чаще всего размещаются на полу в углу комнаты или аудитории для максимального эффекта во всем помещении.
Когда вы находитесь в комнате или в театре с громкими басами, из-за которых пол впечатляет под вашими ногами, вы ощущаете этот сабвуфер. В системе объемного звучания компьютера, сабвуфер
помогает создавать фантастические басовые тона при воспроизведении музыки или особенно захватывающего фильма.
Центральный динамик в системе объемного звучания часто считается наиболее важным из всех динамиков в системе объемного звучания
Обычно более крупные, универсальные и содержащие
больше отдельных динамиков, чем другие сателлитные динамики, большая часть «важного звука» направляется через этот динамик. Например, в фильмах это диалог и другие важные
звуковые эффекты
Высококачественные системы объемного звучания будут иметь центральный динамик, который отличается от левого и правого сателлитов.
Сателлитные колонки – это общий термин, используемый для любых колонок, предназначенных для размещения слева или справа от комнаты. В стандартной системе 5.1 это
означает левый и правый передние громкоговорители, а также левый и правый задние громкоговорители. Это в общей сложности четыре динамика плюс центральный динамик, который составляет
пять, а затем «.1» представляет сабвуфер, как и появился термин «5.1». Таким образом, объемный звук 6.1 означает шесть динамиков плюс еще один сабвуфер.
Эквалайзер или Миксер.
Обычно эквалайзер или микшер будут просто частью вашего компьютера (или аудиоприемника для домашних кинотеатров). Большинство компьютеров имеют встроенные эквалайзеры или микшеры как часть
своих спецификаций вывода звуковой карты, и большинство аудиопрограмм, таких как iTunes, также имеют собственный микшер. В действительно высококачественных системах или в системах,
которые требуют большой мощности, вам может понадобиться отдельный эквалайзер как часть мощной системы усиления.
Способ 3. HDMI -> Multichannel Analog
Вариант с использованием HDMI более перспективен, поскольку этот интерфейс используется в современных гаджетах намного чаще.
Для передачи многоканальной аудиодорожки разъем в источнике звука должен поддерживать протокол HDMI Arc. В противном случае, будет транслироваться обычное стереосигнал, который будет преобразовываться в «виртуальный» 5.1 программным путем.
Если HDMI поддерживает эту функцию, можно приобрести такой конвертер. Данная коробочка поддерживает и сквозную передачу составного сигнала: подключив источник по HDMI, можно отдельно вывести звук на аудиосистему через коаксикальный, оптический или аналоговый разъемы, при этом запустив видеоряд на проектор или телевизор.
Как правильно расставить колонки домашнего кинотеатра в помещениях
Размер помещения и его геометрия — основные параметры, которые следует учитывать при установке акустической системы. Стандартным и наиболее подходящим вариантом станет комната прямоугольной формы. В таком случае можно разместить экран телевизора или проектора около длинной стены. Желательно, чтобы на потолках отсутствовала выступающая рельефная отделка, которая вызывает искажение звуковых волн. Идеальная площадь помещения для домашнего кинотеатра должна превышать 35 м²
Важно сохранение оптимального расстояния между креслами зрителей и фронтальными динамиками.
В помещении обязательно должны быть установлены двери. Это позволяет избежать посторонних звуков, создать замкнутую цепочку для распределения звука. Предотвратить дополнительный шум и вибрацию поможет мягкая обивка на внутренней части двери. При правильной настройке домашнего кинотеатра устройство обеспечивает не только прекрасное качество воспроизведения, но и громкий звук. Именно поэтому желательно использовать звукоизоляционное полотно, которым оклеиваются стены.
Важно знать, как правильно расставить колонки домашнего кинотеатра и сохранить отражение звука. При размещении оборудования необходимо учитывать одну особенность: при падении на поверхность звук будет отражен под углом падения
Некоторая часть будет поглощена, а остальная пройдет через имеющееся препятствие. Таким образом достигается знаменитый эффект объемного звучания. При постоянном отражении от стен волны постепенно начинают затухать, становятся слабее и исчезают. В процессе отражения от препятствия сигналы доходят до слушателя с опозданием на несколько миллисекунд. Получается эффект неравномерного, объемного звука.
Расположение по вертикали
Акустические системы могут располагаться как вертикально так и горизонтально.
При вертикальном расположении акустических систем, высокочастотные громкоговорители должны располагаться в верхней части. Низкочастотные звуковые колебания лучше всего распространяются по низу, а с ростом частоты желателен подъем излучателей. Поэтом, если у вас система 2.1 то сабвуфер должен располагаться на полу, а сателлиты (СЧ-ВЧ излучатели) лучше располагать не ниже, чем на уровне стола.
При горизонтальном расположении колонок, высокочастотные громкоговорители лучше располагать с внутренней стороны, по причини узкой направленности ВЧ головок для их более близкого расположения к осевой линии комнаты. Однако допустимо и обратное расположение, которое приведет к расширению звуковой сцены что актуально для современной цифровой музыки.
И даже это еще не все))
Если акустические системы плотно прижаты к углам комнаты, то максимально подчеркиваются низкие частоты.
Если количество НЧ сильно завышено и наблюдается гудение, то следует отодвинуть колонки от углов.
Еще более сильное затухание низких частот можно получить, если поднять системы на некоторую высоту от пола.
Чрезвычайно громкое звучание НЧ получается при удалении задней стенки акустической системы от стенки. Такое усиление неестественно и не должно допускаться.
И напоследок, во время всех экспериментов с расстановкой акустики рекомендуется поворачиваться к ней спиной. В психоакустике уже давно было установлено, что внешний вид оказывает сильное воздействие и если вам не нравится такая расстановка внешне, то с большей вероятностью вам не понравится и звук .
Основные термины: стерео, окружающий звук и аудиоканалы
Самыми простыми в настройке является обычные двухканальные стерео-колонки. Когда слушаете iPod через наушники или радио в машине, этот звук вы воспринимаете в двухканальном стерео-формате.
Такой стерео-звук называют двухканальным, потому что он воспроизводится только через правый и левые каналы наушников или колонок. Это самый минимальный уровень воспроизведения звука для нормального восприятия человеческим слухом.
В комплексной системе домашнего кинотеатра двухканальные стерео-колонки называют системой 2.0 (или 2 канала без сабвуфера). При добавлении сабвуфера система уже будет называться 2.1, где «1» обозначает добавление дополнительного источника звуков для воспроизведения низкочастотных эффектов.
Многоканальные системы построены на базовом уровне 2.1, но с добавлением дополнительных аудиоканалов, для создания оптимального «объемного» звучания во всем помещении при просмотре видео или прослушивании музыки. Таким системам требуется отдельный компонент (рисивер), который сможет правильно распределять каналы из источника звука (Bluray проигрыватель или кабельный сигнал телевизора). Современные рисиверы способны поддерживать комплексные аудиосистемы с каналами от 5.1 до 11.2. То есть от 5 колонок с одним сабвуфером до 11 колонок с двумя сабвуферами.
Но большинство современных фильмов в формате Bluray предлагают качество звука для систем с аудиоканалами от 5.1 до 7.1. Поэтому не нужды покупать самый мощный рисивер, если ваша видеоколлекция не предлагает ни одного фильма для 11 колонок. Или если в вашем домашнем кинотеатре не больше 5-ти колонок.
Как настроить базовую систему 5.1?
Это, пожалуй, самая распространенная аудио-система в современных домашних кинотеатрах. Она позволяет создавать «объемное» звучание. К основным – правой и левой колонке, сабвуферу в системе 2.1 – добавляется центральная колонка и небольшие окружающие левая и правая колонки. Вначале расставьте основные колонки в системе 2.1, как описано выше.
Центральная колонка отвечает за воспроизведение речи из фильмов. Ее нужно расположить прямо по центру к дивану или креслу, которое стоит напротив экрана телевизора. Центральная колонка должна стоять на уровне головы сидящего человека, прямо направленная на него, чтобы звук быстрее всего достигал ушей.
Левая и правая окружающие колонки отвечают за воспроизведение звуков окружения (ambient). Например, посвистывания или шорох листвы на заднем фоне, вот эти звуки обычные колонки передают не в полной мере или совсем заглушают. Дополнительные правая и левая колонки должны располагаться сзади сидящего человека, создавая ощущения «объемного» звучания.
Примерная схема расположения системы 5.1 в комнате:
В системе 7.1 добавляются еще две колонки, которые желательно поставить за пределами системе 5.1, на уровне с сабвуфером.
Чтобы узнать, как правильно расположить колонки и телевизор в системе 5.1, посмотрите видео:
Есть еще?
Хотя вы можете подумать, что рассмотренные нами настройки достаточны для удовлетворения требований любого домашнего кинотеатра, для домашних кинотеатров определенно доступно больше вариантов, поэтому, если вы не нашли для себя идеальной настройки, не волнуйтесь. Вот еще несколько способов настроить акустическую систему домашнего кинотеатра.
4.1 Система объемного звука
Система объемного звучания домашнего кинотеатра 4.1 – еще одна широко используемая конфигурация, которая включает в себя передний левый, передний правый, задний левый и задний правый динамик с одним сабвуфером. Это пятиканальная установка, в которую не входит типичный динамик центрального канала.
6.1 Система объемного звука
Конфигурация объемного звука домашнего кинотеатра 6.1 аналогична системе объемного звучания 5.1, но включает дополнительный динамик. Этот дополнительный динамик будет расположен в центральной задней части вашего домашнего кинотеатра, что поможет добавить еще одно измерение, не прибегая к настройке полного объемного звука 7.1. Он создает более реалистичное звучание и делает звук в вашем домашнем кинотеатре более широким и полным с помощью всего лишь одного дополнения.
Вместо того, чтобы вкладывать деньги в два задних динамика, вы начнете с одного и получите отличный эффект за свои деньги. Некоторые люди начинают с одного и в конечном итоге добавляют еще один, чтобы перейти к настройке 7.1, но другие считают добавление одного заднего динамика ненужным.
10.2 Система объемного звучания домашнего кинотеатра
Система объемного звучания для домашнего кинотеатра 10.2 была разработана создателем THX Томлинсоном Холманом, и ее слоган гласил: «В два раза лучше, чем 5.1». Конфигурация включает семь фронтальных каналов: левый и правый широкие динамики, левый и правый верхние динамики, левый и правый передние динамики и центральный передний динамик. Есть три динамика объемного звучания, включая один левый, один задний и один правый, а также два сабвуфера.
Эта система объемного звучания никоим образом не является типичным способом установки среднего домашнего кинотеатра, но некоторые продукты в настоящее время продаются с учетом этой конфигурации. Только самые преданные гуру домашнего кинотеатра будут стремиться к системе объемного звучания домашнего кинотеатра 10.2.
Dolby Digital Plus поддерживает системы объемного звучания до 13.1, и существует множество других конфигураций для объемного звука, например 12.2, 22.2 и другие. Хотя эти настройки объемного звука увлекательны и сложны, они редко встречаются в типичном домашнем кинотеатре. Тем не менее, их интересно исследовать и изучать, и нет ничего плохого в том, чтобы мечтать о возможностях!
Способ 2. (Digital) Optical -> Multichannel Analog
Ради этого статья и затевалась. Мне часто задают вопросы вида: «Как подключить мой домашний кинотеатр к новому телевизору? У него нет аналоговых аудиовыходов!».
У моего DEXP есть только двухканальный мини-джек и оптический Toslink. На время до покупки новой акустики старый комплект 5.1 я подключил при помощи такого китайского конвертера.
Внутри устройства прячется довольно примитивный цифроаналоговый преобразователь и DSP-процессор — микросхема, отвечающая за микширование, эквалайзинг и эффекты.
Применение очень простое — подключаем в аналоговые RCA-выходы акустическую систему, с другой стороны подаем аудиосигнал через коаксикальный или оптический разъем и внешнее питание от комплектного блока питания.
Если сигнал соответствует числу подключенных каналов акустики — он проходит без микширования и обработки. Как есть.
То есть, если у фильма 5.1-канальная аудиодорожка, и мы используем соответствующую аудиосистему — качество звука будет таким же, как в оригинале.
Если на него подается двухканальная дорожка, то сигнал преобразовывается с помощью «виртуального» микширования в процессоре, и раскидывается на все колонки.
Конечно, это сильно отличается от настоящего 5.1-канального звука, но, все-таки — звучит приятнее, чем обычное стерео. Если, конечно, мы говорим о фильмах.
Так можно подключить акустику и к другим устройствам — например, через обычных выход для наушников ноутбука, планшета или плеера.
Но на выходе получится только виртуальный 5.1-канальный звук, даже если изначальная дорожка — многоканальная. Из стереоразъема иного получить не выйдет.
При необходимости, конвертер позволяет воспроизводить любой входящий аудиосигнал в двухканальный. Удобно для музыкальных систем стандарта систем 2.1, а так же в тех случаях, когда DSP-конвертер воспроизводит дорожку некорректно.
Влияние формы комнаты на расстановку АС
Прежде всего следует подумать о форме помещения, в котором будет размещена акустическая система. Хорошо, если комната квадратная. В этом случае не возникнет дилеммы у какой стены лучше ставить, у длинной или у короткой. Но в наших домах квадратная комната — большая редкость, поэтому немного помучаемся)
Если акустика размещается у короткой стены, то это способствует подчеркиванию низких частот, т.е. басов. Зачастую даже излишнему подчеркиванию. Так же могут проявляется неприятные резонансные явления похожие на гудящий грохот или звон. Особо сильно это проявляется при значительной вытянутости помещения. В таком случае предпочтительнее расстановка у длинной стены.
Если же расставить колонки у длинной стены, то это может вызвать ощущение затухания низких частот, но устранит неприятные резонансные явления.
Расстояние межу акустическими системами, обозначим его как d, обычно составляет 2-3,5 метра. Оно зависит от расстояния до места прослушивания l. Для создания правильного стереоэффекта желательно, чтобы слушатель всегда находился в соответствующей точке стерео зоны. Однако l ограничивается размерами комнаты.
Возможности изменения двух величин d и l ограничены заштрихованной зоной на диаграмме. Если, например комната позволяет выбрать расстояние d равным 3,5м, то место прослушивания может находиться в 2,5-4 метрах от стены.