Как русские композиторы повлияли на развитие музыки в мире

Kraftwerk

Фото: Imago/TASS

Электронная музыка как самостоятельное направление появилась на рубеже 1960-1970-х годов. У ее истоков стояли такие исполнители и группы, как Can, Popol Vuh, Клаус Шульце, Tangerine Dream, Organisation, Cluster и Neu!

Но особое внимание хочется обратить на группу Kraftwerk

Этот немецкий квартет из Дюссельдорфа оказал огромное влияние на развитие электронной музыки. Переломным моментов в творчестве Kraftwerk считается альбом «Autobahn», записанный в 1974 году. В нем музыканты в полной мере продемонстрировали возможности синтезаторов и электроники того времени. Примечательно, что композиция «Autobahn», давшая название альбому, длится более 22 минут: она занимала целую сторону виниловой пластинки!

Начиная с 1974 года в музыке Kraftwerk более четко выделились электронные ритм-структуры. Последующие три альбома – «Radio-Activity» (1975), «Trans-Europe Express» (1977) и «The Man Machine» (1978) – существенно повлияли на развитие электронной музыки и современной музыки в целом. 

Черпая вдохновение из спейс-рока и психоделического рока, эти музыканты создавали настоящие экспериментальные звуковые коллажи. Основная идея этой новой музыки заключалась в использовании электроники как нового выразительного средства, способного вызывать в воображении сюрреалистические образы.

Руки Сергея Рахманинова оценили в миллион долларов

Сергей Васильевич Рахманинов – крупнейший мировой композитор – покинул Россию в 1917 году и осел в США. Практически 10 лет после отъезда из России он не писал музыку, много гастролируя по Европе и Америке, где его признали крупнейшим дирижером и величайшим пианистом эпохи. При этом Рахманинов на протяжении всей своей жизни оставался человеком , стремящимся к уединению, неуверенным в себе и ранимым. Всю жизнь он искренне переживал, что покинул Родину. В годы Великой Отечественной войны Сергей Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, а все сборы им были перечислены в фонд Красной армии.

Сергей Васильевич Рахманинов.

У Рахманинова была уникальная особенность – самый большой из всех известных пианистов охват клавиш. Он охватывал сразу 12 белых клавиш, а левой рукой брал совершенно свободно аккорд «до ми-бемоль соль до соль». При этом у него в отличие от многих концертирующих пианистов были изумительной красоты руки без вздувшихся вен и без узлов на пальцах.Как-то Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица видно не было, только руки. Подпись под фото была такой: «Руки, которые стоят миллион!»

Интересный факт:Оркестр Военно-воздушных сил Норвегии записал компакт-диск с произведениями русских и советских композиторов, а 18 апреля 2013 году в Тронхейме состоялся концерт. Это уже третья часть «русского репертуара» оркестра норвежских ВВС. Альбом называется «Сталинградская битва», а главное произведение – сюита Хачатуряна из одноименного советского фильма режиссёра Петрова. На диске собраны другие произведения Хачатуряна, и произведения Дмитрия Кабалевского, Рейнгольда Глиэра и Римского-Корсакова.

М. П. Мусоргский (1839—1881 гг.)

Великий композитор-реалист, создатель яркого самобытного новаторского искусства. Его художественные взгляды сложились под воздействием революционно-демократических идей 1860-х гг. Музыкант видел свою цель в правдивом изображении жизни угнетенного народа, в обличении социальных уродств самодержавно-крепостнического строя. Эту цель он преследовал и при обращении к переломным периодам русской истории. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — говорил Мусоргский. Он обладал даром исключительно глубокого и чуткого проникновения в психологию народа, позволившим ему создать галерею живых, неповторимо своеобразных национальных характеров.

Новизна замыслов заставляла Мусоргского искать оригинальные формы и средства музыкальной выразительности, обогатившие мировое искусство. Вершиной творчества композитора стала музыкальная драма «Борис Годунов» (1868—1872 гг.). Над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю) композитор работал до конца жизни. В 1870-х гг. были созданы также баллада «Забытый» на сюжет одноименной картины В. Верещагина, цикл «Песни и пляски смерти» на слова А. Голенищева-Кутузова и фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874 г.).

Джузеппе Верди

Итальянский композитор Джузеппе Верди начал свою карьеру в музыкальной индустрии в 1833 году, когда его наняли дирижером в филармонию. В то время он не только сочинял музыку, но и зарабатывал на жизнь, работая органистом.

Хотя он стал одним из самых известных композиторов Италии, на самом деле его окрестили французом. Всего через несколько дней после его рождения отец забрал его во Францию, после чего его имя было зарегистрировано как Жозеф Фортунин Франсуа. По словам современников, в то время клерк написал: «Так случилось, что для гражданского и светского мира Верди родился французом» .

О Верди известно и то, что он презирал политику. Считается, что некоторые из ранних опер Верди содержали скрытые послания, относящиеся к Рисорджименто – политическому и общественному движению, которое объединило государства итальянского полуострова в одну коллективную группу.

Несмотря на то, что музыка Верди не слишком интересовалась политической борьбой итальянского Рисорджименто, она вдохновляла его соотечественников, пробуждала их национальный дух. Скорее всего, Верди не намеревался транслировать подобные сообщения, но большое количество людей ухватилось за возможные политические интерпретации .

Даже в последние годы своей жизни Верди не утратил умения ставить высоко оцененные, богато построенные оперы. «Отелло» 1887 года был показательным примером, произведением искусства, которое рассказывало историю великой трагедии и эмоций через яркую характеристику и вызывающую воспоминания мелодию .

Верди умер 27 января 1901 года в Милане. За свою карьеру он сочинил и поставил более 25 опер, в том числе «Травиату», «Фальстаф» и «Аиду», и он по сей день считается одним из величайших композиторов в истории. Кроме того, его произведения исполнялись чаще среди всех остальных композиторов во всем мире .

1852

В Лондоне открыт первый мюзик-холл «Кентербери»

1 / 3

Фойе мюзик-холла «Кентербери». Лондон, XIX век Victoria and Albert Museum, London

2 / 3

Мюзик-холл «Кентербери». Лондон, XIX век Victoria and Albert Museum, London

3 / 3

Входной билет в мюзик-холл «Кентербери». Лондон, 1874 год Victoria and Albert Museum, London

Культура мюзик-холла, ставшего основным развлечением средних, а потом и низших слоев общества, внесла огромный вклад в развитие популярной культуры во всем мире, растворившись в мюзикле и шоу, радио- и телепередачах  Лучшее представление о мюзик-холле может дать знаменитый кукольный спектакль «Необыкновенный концерт» Образцова. Впрочем, кукольные представления также входили в мюзик-холльную программу наряду с выступлениями огнеглотателей, танцоров, юмористов и певцов.. От английского мюзик-холла ведут свое происхождение французское варьете, американское ревю и бурлески и другие представления, созданные по сборному или каскадному принципу. Музыка мюзик-холла является прародительницей почти всей шлягерной продукции современного мира, а многие «хиты» давно утратили связь с авторами и продолжают жить как «народные». Среди них знаменитая солдатская песня «Типперери», «Тарарабумбия»  Изначально американская песня «Ta-ra-ra Boom-de-ay!». и многие другие. 

Решающее дело в популяризации жанра сыграла разница в ценах на билеты со, скажем, Альберт-холлом или Ковент-Гарденом, а в конце Викторианской эпохи мюзик-холл был уже чисто пролетарским развлечением.

 Песня «Долог путь до Типперери» в кинофильме «Подводная лодка» Вольфганга Петерсена (ФРГ, 1981) Песня «Ta-ra-ra Boom-de-ay!» в исполнении Энн Панагулиас

А. П. Бородин (1833—1887 гг.)

Выдающийся композитор, видный ученый-химик, неутомимый научно-общественный деятель.

Его музыкальное наследие невелико, но разнообразно по содержанию. Интерес композитора к богатырям из русского героического эпоса отразился в опере и двух симфониях, впечатляющих мощью, силой, величавым размахом. Бородин создал неувядаемые образцы вокальной лирики. Его музыкальный стиль отмечен гармонической ясностью, тяготением к монументальности и классической завершенностью.

Щедрый мелодический дар композитора питался как русской народной песней, так и восточной музыкой. Исполнение Первой симфонии (1869 г.) принесло композитору общественное признание. Тогда же были задуманы два монументальных сочинения — опера «Князь Игорь» и Вторая симфония, которую критик В. В. Стасов впоследствии метко назвал «Богатырской» (завершена в 1876 г.).

Йозеф Гайдн

Говоря о новаторах в музыке, нельзя обойти вниманием представителей венской классической школы. Одна из самых весомых и значимых фигур в музыке эпохи классицизма – Франц Йозеф Гайдн

История запомнила его как новатора и изобретателя необычных форм. Гайдн был основоположником таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, его даже прозвали «отцом симфонии». Также Гайдн оказал значительное влияние на такой жанр, как сонаты для клавира.

В своем творчестве Гайдн одним из первых перешел от полифонической фактуры к гомофонно-гармонической. При этом в крупные инструментальные произведения он зачастую включал полифонические эпизоды, придававшие музыке динамику. Широко известны оратории Гайдна, относящиеся к позднему периоду его творчества: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). В них прослеживаются новая для этого жанра сочная бытовая характерность, красочные воплощения явлений природы – здесь композитор раскрыл свое мастерство колориста.

О том, что музыка Гайдна опередила свое время, говорит и тот факт, что одна из созданных им мелодий впоследствии легла в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.

10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 – 1975)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения – это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.

Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом – так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году. 

До определённого периода, а именно до постановки оперы “Леди Макбет Мценского уезда”, Шостакович творил как свободный художник – “авангардист”, экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие. 

Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.

Несмотря на то, что сам Шостакович был “домашним” композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.

Цитата Д.Д.Шостаковича: “Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.”

Дмитрий Шостакович

Дмитрий Шостакович – советский пианист, композитор, преподаватель, профессор. Он появился на свет в 1906 году и ушел из жизни в 1975 году.

Шостакович с 13 лет обучался в Петроградской консерватории. Его дипломной работой стала Первая симфония, которую слушатели восприняли очень хорошо. Потом это произведение стало известным за пределами Советского Союза.

Шостакович создал большое количество музыкальных произведений, среди которых симфонии, балеты, оперы, концерты, квартеты, музыка для театров и фильмов.

Его творения выражали летопись тяжелых событий XX века и внутреннюю драму человека.

9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Сергей Сергеевич Прокофьев – один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер. 

Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных “вундеркиндов”, с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.

Страна изменилась и “свободное” творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой – он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам – острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в “формализме” и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять. 

Одними из ярких произведений советского периода стали оперы “Война и мир”, “Повесть о настоящем человеке”; балеты “Ромео и Джульетта”, “Золушка”, ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория “На страже мира”; музыка к фильмам “Александр Невский” и “Иван Грозный”; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Цитата С.С.Прокофьева: 

“Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…”

“Я – проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному”

Цитата о С.С.Прокофьеве: “… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин 

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им “девятерные” шахматы – доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

Петр Чайковский

Петр Ильич Чайковский считается самым популярным русским композитором в истории. Его имя неразрывно связано с историей российского балета. Русский музыкант был настоящим мастером танцевальной музыки 19 века и вошел в историю как один из самых известных композиторов не только России, но и мира.

Сегодня «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» остаются неизменными хитами балетных трупп всего мира. Однако еще пару столетий назад немногие верили в талант Чайковского. Удивительно, но премьера «Лебединого озера» в 1877 году не вызвала широкого резонанса среди поклонников балета .

Часто критики не принимали работы композитора, называя их «слишком сложными и шумными». Так, например, артисты, выступавшие на премьере балета «Лебединое озеро», заявили, что музыку Чайковского очень тяжело танцевать. Они полагали, что музыка такого богатства и глубины не должна сопровождать их балетные ходы .

Петр Ильич славился своим трудолюбием и безграничной любовью к музыке. Он часто говорил, что «вдохновение – это гость, который не навещает ленивых». Чайковский проводил сутки напролет за работой, стараясь улучшить и без того прекрасные произведения.

Конечно, чтобы стать профессионалом своего дела, нужно провести тысячи часов, оттачивая мастерство. Начать путь к самосовершенствованию вам поможет онлайн-программа «Лучшие техники самообразования», с помощью которой вы овладеете методами и приемами, способными улучшить необходимые вам навыки.

Чайковский умер в Санкт-Петербурге 6 ноября 1893 года. Хотя официально причиной его смерти была холера, некоторые из его биографов считают, что он покончил жизнь самоубийством после унизительного судебного разбирательства по делу о сексуальном скандале. Однако официальной документации, подтверждающей эту теорию, не существует.

Музыка в советскую эпоху

Перед талантливыми людьми открылась возможность бесплатного обучения, но они попали под жесткий контроль власти. Перед композиторами ставилась, например, задача написать оперу на „рабочую тему“, на тему „борьба за мир“.
Государство жестко контролировало все творческие союзы и все виды публичной музыкальной деятельности. Традиционные контакты русских композиторов с зарубежьем были строго ограничены.
Особое место в государственном заказе занимал жанр песни. Возник массовый революционный репертуар, советская массовая песня. Ее стиль был приземлен, ориентирован на потребительские вкусы.
На официальном уровне оказывалась мощная поддержка разным фольклорным коллективам и ансамблям. Наиболее прославился Академический ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова („александровцы“).

„александровцы“

Дмитрий Шостакович (1906-1975)

Шостакович – один из нескольких композиторов, поднимавших уровень русской академической музыки в советский период. Композитор опирается на традиции мировой и русской классики и одновременно вносит в произведения экспериментальные элементы.
Шостакович написал 15 симфоний, 7-я называется Ленинградская ; автор создал ее в Ленинграде во время блокады.

Барды, авторская песня

Авторская песня в исполнении бардов занимает ведущее место среди жанров русской (полуофициальной) музыки конца 50-х – 60-х гг. 20 в.
Барды – музыканты, исполняющие собственные песни и аккомпанирующие себе на каком-нибудь музыкальном инструменте (чаще всего на гитаре). Песни сначала исполнялись авторами в дружеских компаниях, затем публично, но часто полулегально. Однако, несмотря на запреты, магнитофонные записи песен бардов расходились по всей стране. Слушатели искали в песнях ошущение свободы и взаимопонимания, намеки на политическую ситуацию в стране.

Булат Окуджава (1924-1997)

Детство провел Окуджава на Арбате. Девятиклассником стал добровольцем и ушел на фронт, где был ранен. Кроме песен, Окуджава писал прозу, в основном исторические романы. Этапы его биографии превратились в основные темы песен Окуджавы.
В годы перестройки популярность Окуджавы сопровождалась официальным признанием, автор активно участвовал в общественной жизни.
Песни Окуджавы отличаются нежнoстью, лиризмом, покорностью, автор глубоко сочувствует всем существам. Москва, война, человеческие отношения, надежда и разочарование, человеческая совесть – главные темы песен Окуджавы.

Владимир Высоцкий (1938-1980)

Высоцкий работал актером в Московском театре драмы и комедии на Таганке, где в нескольких спектаклях исполнял и главные роли (Гамлет), снимался в фильмах.
Своими авторскими песнями он вскоре вызвал недовольство советских официальных кругов; его многолетняя концертная работа постоянно сталкивалась с внешними трудностями.
Песни Высоцкого часто носят ироничный характер, он пародийно переосмысливает клише советской эпохи. Его песни отличаются остроумием, а также политическим или философским подтекстом. Многие выражения Высоцкого постоянно цитируются в повседневной речи и в газетных заголовках, становясь „крылатыми словами“.
Темы Высоцкого разнообразны – жизнь криминальной среды, отношение к женщинам, война, спортивный цикл, бытовая сатира, сказочные песни, аллегорические истории о животных и др.
В 70 гг. Высоцкий часто бывал за рубежом, выступал с концертами во Франции, США, Канаде.

Композитор Бородин основал Русское химическое общество

Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор-самородок. Профессиональных учителей-музыкантов у него не было, и всего в музыке он достиг, благодаря самостоятельному овладению техникой композирования. Своё первое музыкальное произведение Бородин написал в 9 лет. Играл на фортепиано, флейте и виолончели.

Александр Порфирьевич Бородин.

Самым известным музыкальным произведением Бородина является опера «Князь Игорь», созданная по сюжету «Слова о полку Игореве». Идею написания этой оперы Бородину подсказал В.Стасов. За работу Бородин взялся с огромным энтузиазмом: изучал музыкальные и исторические того времени и даже побывал в окрестностях Путивля. Написание оперы растянулось на 18 лет. В 1887 году Бородин умер, так и не окончив это музыкальное произведение. Известно, что сам Бородин успел оркестровать часть пролога, речитатив, арии Ярославны, Кончака, князя Владимира Галицкого, плач Ярославны, народный хор. Завершили же работу по записям Бородина Римский-Корсаков и Глазунов. Стоит отметить, что музыка была не единственной страстью Бородина. Он весьма успешно занимался медициной и химией, получив 1858 году степень доктора медицины. Бородин руководил руководил химической лабораторией, был ординарным профессором и академиком Медико-хирургической академии, почётным членом Общества русских врачей и одним из основателей Русского химического общества. У композитора Бородина более 40 работ по химии, а его именем назвали химическую реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которую он исследовал первым ещё в 1861 году.

Яркая эпоха романтиков

Подобно представителям романтизма в других видах искусства, музыканты-романтики большее внимание уделяли чувствам и восприятию музыки, делая из нее инструмент для выражения своих переживаний. Эта эпоха хоть и продлилась столько же, сколько классический период — с 1830-х по 1910-е годы, но была невероятно щедра на великие имена

И это было время людей страстных и преданных своему делу.

Так, всем известна легенда о якобы продавшем душу дьяволу виртуозе-скрипаче Никколо Паганини, который был непревзойденным исполнителем. Джоаккино Антонио Россини столь увлеченно писал оперы, что они выходили из-под его пера с фантастической скоростью: говорят, что «Севильского цирюльника» Россини написал всего за… тринадцать дней! Фредерик Шопен был предан фортепиано не менее, чем Паганини скрипке, иных инструментов для него как будто не существовало. Шуберт, Мендельсон, Берлиоз, Шуман, Лист, Бизе…

А ведь еще на этот же период приходится расцвет так называемых национальных школ — русской (в том числе и композиторов «Могучей кучки»), чешской, скандинавской, английской, французской и венской школы вальса. Да и поздний романтизм не уступает раннему по количеству гениев, творивших в то время, чего стоят имена Вагнера, Пуччини, Штрауса, Рахманинова и Верди.

Это были еще 80 лет колоссальных перемен и создания музыкальных произведений невиданного ранее эмоционального накала.

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах – известный композитор, чьи произведения покорили миллионы людей по всему миру .

Бах, как и его современники, широко использовал словесную живопись, чтобы подчеркнуть значение слов в музыкальном плане. В своих произведениях он обращался к очень разнообразной аудитории: среди его слушателей были представители духовенства, купцы, обычные горожане и профессора выдающегося Лейпцигского университета .

Работы Иоганна Себастьяна отличались головокружительным разнообразием. Он сочинял не только вокальные и клавишные произведения, но и инструментальные композиции.

Бах очень часто конфликтовал со своим начальством и даже провел некоторое время в тюрьме за неподчинение. Он постоянно чувствовал, что работодатели его не поддерживают и недооценивают, и славился своим сложным характером .

Композитор занимался внешним консультированием, часто хорошо оплачиваемым, по построению органов, сдавал в аренду музыкальные инструменты, сочинял и играл на похоронах и свадьбах, чтобы получить дополнительный доход. Он также писал пьесы, чтобы отметить дни рождения аристократических покровителей, реальных и будущих.

Удивительно, что, будучи первоклассным органистом, Бах в игре на скрипке отказывался от главных ролей и предпочитал играть партию альта.  По словам его сына Карла Филиппа Эммануэля, он чувствовал, что может лучше оценить равновесие, сидя в середине струнного хора .

Появившись в благоприятный момент в истории музыки, Бах смог исследовать и объединить основные стили, формы и национальные традиции, которые развивались в течение предыдущих поколений, и, в силу своего таланта, обогатить их все. Известный физик Альберт Эйнштейн сказал однажды: «Вот что я скажу про Баха: слушайте его, играйте, любите, превозносите – и закройте свой рот».

Римский-Корсаков умер из-за своей оперы

Николай Андреевич Римский-Корсаков – известный дирижёр, музыкальный критик, великий русский композитор и общественный деятель. Сын крепостной и помещика он получил хорошее образование, много путешествовал, а вернувшись на Родину успевал абсолютно везде: был инспектором духовых оркестров Морского ведомства, преподал в Санкт-Петербургской консерватории, профессором которой являлся, дирижировал симфоническими и оперными спектаклями, помогал управляющему Придворной певческой капеллы.

Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Одной из любимых его тем в творчестве были сказочные произведения. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» закрепили за ним прозвище Сказочник.Опера «Золотой петушок» Римским-Корсаковым была написана 1908 году по одноимённой сказке Пушкина. Цензура узрела в этом произведении язвительную сатиру на самодержавие, и оперу запретили. Это стало причиной инфаркта композитора. Скончался он от повторного приступа в усадьбе Любенск 21 июня 1908 года.Первая постановка оперы состоялась уже после смерти великого композитора – 24 сентября 1909 в Оперном театре Сергея Зимина в Москве. Премьера предварялась анонсом в газете «Русские ведомости»: «Последняя опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре Зимина

Джими Хендрикс

Фото: Zuma\TASS

Он по праву считается одним из самых смелых и изобретательных музыкантов в истории рок-музыки. В 2009 годужурнал «Time» назвал Джими Хендрикса величайшим гитаристом всех времен. И он действительно был виртуозом: еще при жизни Хендрикса называли гением. Он значительно расширил диапазон и возможности электрогитары и буквально изменил лицо рок-музыки.

Интересный факт: Джими родился левшой, но отец пытался заставить его играть правой рукой, считая, что леворукость исходит от дьявола. Поэтому в присутствии отца Джими играл правой рукой, а когда торт уходил, он переворачивал гитару. В результате юный Хендрикс сумел освоить сложную технику «upside-down»: он играл как левша, но на гитаре, настроенной под правшу. Повзрослев, Хендрикс настроил гитару под левую руку. 

Окончательно сформировавшийся стиль Хендрикса можно услышать на втором альбоме коллектива «Axis: Bold as Love», записанного в романтично-психоделическом жанре. Песня «Bold As Love» , вошедшая в этот альбом, навсегда осталась в истории как пример виртуозного гитарного соло.

Представитель критического реализма в русской музыке – Александр Даргомыжский

Александр Даргомыжский сделал огромный вклад в развитие музыки. Он родился в 1813 году. В то время талант опытного музыканта не смогли по достоинству оценить современники. Он заложил фундамент реалистичной музыки в русском искусстве. 

А. Даргомыжский

Отцом талантливого музыканта был незаконнорожденный сын помещика, а матерью – коренная дворянка. Сам композитор за свою жизнь не завел собственных детей, семью. Он был привязан к племяннице, сестре. С ними он жил на протяжении двух лет после смерти отца. До этого композитор постоянно проживал вместе с матерью, отцом в отчем доме. Появление первых композиций Александра Даргомыжского датируются двадцатыми годами. Первые пьесы для игры на фортепиано имели большой успех. Когда эксперту исполнилось девятнадцать лет, он успел издать не одно камерное произведение, романсы. Его творчество пользовалось спросом в салонах. 

Знаменитая опера «Эсмеральда» была завершена в 1839 году. На сцене она появилась в 1847. В течение восьми лет дирекция императорского театра не давала отказ или одобрение оперы. 

Игорь Стравинский

Игорь Стравинский – композитор из России, являлся гражданином США и Франции. Появился на свет в 1882 году, ушел из жизни в 1971 году.

В его музыке сочетается большое количество стилей. В самом начале творческого пути Стравинский создавал произведения, которые несли яркий отпечаток русской культуры.

На позднее творчество композитора оказывали влияние Новая венская школа, неоклассицизм.
Стравинский появился на свет недалеко от Санкт-Петербурга. В университете он учился на юриста, музыку изучал сам.

Композитор подчинял мелодии своим правилам. Он свободно соединял стили, формы и жанры, поэтому его творчество всегда с трудом поддавалось классификации.

Элтон Джон

Завершает наш список британский музыкант, автор и исполнитель текстов Элтон Джон, ставший самым известным композитором рубежа 20-21 веков.

Маленький Элтон научился играть на пианино в возрасте четырех лет. Оттачивая свое мастерство на протяжении всей жизни, он смог завоевать любовь миллионов поклонников по всему миру. Особое уважение к музыканту со стороны слушателей и критиков вызвал тот факт, что он был не только исполнителем, но и автором собственных текстов и музыки .

Джон прославился своими эпатажными нарядами и любовью к разным аксессуарам, в частности к огромным разноцветным очкам. За любовь к экстравагантным образам его называли «королева-мама поп-музыки».

В начале 1990-х Элтон прошел курс лечения от алкоголизма, наркомании и булимии (расстройства пищевого поведения). Он открыто признался в своей гомосексуальности и решил изменить образ жизни. Когда-то известный своей яркой одеждой, эпатажным поведением и чередой хитовых записей, сэр Элтон Джон в последнее время стал гуманистом, особенно заинтересованным в поддержке людей, страдающих СПИДом, и поддерживающим благотворительные организации .

Начиная с1990 года, он жертвовал всю прибыль от продаж собственных синглов на благотворительность, а в 1992 году основал Фонд Элтона Джона.

В 2000 году Национальная академия звукозаписывающих искусств и наук признала музыканта «Человеком года» за его благотворительную деятельность. Позже в том же году Джон и автор текстов Тим Райс написали песни для бродвейского мюзикла «Аида», который получил премию «Тони», и фильма «Дорога на Эльдорадо» .

3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)

Модест Петрович Мусоргский – один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член “Могучей кучки”. Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

  Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в “Могучую кучку”. Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях – операх “Борис Годунов” и “Хованщина” запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес “Картинки с выставки”, колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все – и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми – жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата М.П.Мусоргского: “Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.”

Цитата о М.П.Мусоргском: “Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский” Н.К.РерихИнтересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением “друзей” Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий