Кодировка формата VBR
Аббревиатура VBR относится к термину «переменный битрейт». Что ж, сам термин говорит о его функциональности. Все, что вам нужно сделать, это понять разницу между терминами «константа» и «переменная». Другими словами, постоянная скорость передачи данных и переменная скорость передачи данных – понятия с совершенно противоположным значением. VBR – это метод кодирования, который увеличивает или уменьшает битрейт аудиофайлов в зависимости от требований. Когда дело доходит до битрейта, существует целевой диапазон. Например, он может варьироваться от 65 до 320 кбит / с. VBR совместим с форматами аудиофайлов, такими как MP3, WMA, OGG и некоторыми другими форматами.
Форматы файлов VBR имеют особую характеристику соотношения качества звука и размера файла. Фактически, это самое значительное преимущество, связанное с файлами VBR, по сравнению с CBR. Из-за этого аспекта вы можете добиться меньшего размера файла, чтобы соответствовать качеству видео. Например, если исходное качество звука файла довольно низкое, VBR изменит размер файла. Таким образом, файлы низкого качества будут иметь меньший вес, а с файлами высокого качества произойдет обратное.
Согласно механизму VBR, битрейт файла будет значительно уменьшен для неслышимых сегментов. Как насчет более сложных частей трека (где есть сочетание частот)? Что ж, битрейт этих сегментов будет автоматически увеличен до 320 кбит / с. Таким образом, качество звука будет поддерживаться там, где это абсолютно необходимо. Так что, в общем, это отличный способ достичь довольно небольшой емкости файла при сохранении достойного качества. В общем, вам потребуется меньше места для хранения файлов VBR, а не CBR.
Однако основным недостатком VBR является проблема совместимости. Учитывая колебания битрейта в процессе кодирования, VBR считается более сложным форматом файла. Таким образом, этот формат файла может не поддерживать некоторые старые устройства. Однако, с другой стороны, файлы CBR совместимы практически со всеми устройствами, включая старые. В дополнение к этому, файлы VBR требуют значительно больше времени для кодирования аудиофайлов. Это очевидно потому, что файлы VBR довольно сложны для обработки с колеблющимся битрейтом.
Продолжайте с остальной частью Сравнение ЦБР и ВБР.
Устройства, совместимые с lossless
Например, владельцы устройств под управлением Android могут воспользоваться плеером andLess. Он способен проигрывать файлы в форматах FLAC, APE, несжатый WAV и другие форматы, поддерживаемые Android.
Хуже обстоят дела у владельцев устройств на платформе Blackberry. Лишь обладатели моделей Bold 9000 и 8900 и более поздних версий могут прослушивать lossless формат.
Обладатели устройств Apple без проблем могут использовать кодек ALAC. Он поддерживается плеером iPod (кроме shuffle), телефоном iPhone и планшетом iPad. Для формата FLAC можно скачать FLAC Player в App Store.
Кодек FLAC поддерживается устройствами Samsung Galaxy, некоторыми смартфонами Sony Ericsson и плеерами iriver.
Получили поддержку FLAC и стационарные устройства многих производителей. Медиаплееры и медиацентры позволяют обойтись без персонального компьютера при прослушивании композиций без потери качества.
Пока еще до полной поддержки абсолютно всех форматов далеко, но вполне хватает того, что медиаплеер понимает кодек FLAC – самый распространенный кодек качественной музыки lossless. Что такое аппаратура воспроизведения lossless?
Формат Apple Lossless
Музыка высокого качества lossless может прослушиваться с использованием кодека сжатия звука без ущерба качеству от компании Apple. Этот формат разработан компанией Apple для использования в собственных устройствах. Формат совместим плеерами iPod, имеющими специальные док-разъемы и новейшие прошивки. В формате не применен специфический инструментарий управления правами (DRM), но формат контейнера содержит такие возможности. Также он поддерживается приложением QuickTime и входит в качестве функции в программу iTunes.
Формат входит в состав библиотек, находящихся в свободном доступе, что дает возможность организовать прослушивание файлов в приложениях Windows. В 2011 году компания Apple обнародовала исходные коды формата, что открывает широкие перспективы перед кодеком. В будущем он может составить серьезную конкуренцию прочим форматам. Тесты продемонстрировали неплохие результаты. Сжатые файлы имеют размер от 40-60% от размера оригиналов. Впечатляет также скорость декодирования, что оправдывает его применение для мобильных устройств, производительность которых невелика.
Одним из недостатков кодека является совпадение расширения звуковых файлов с аудиокодеком AAC (Advanced Audio Coding). Это приводит к путанице, ведь AAC не является форматом музыки высокого качества. Поэтому решено было данные хранить в MP4 контейнере с расширением .m4a.
Из других форматов стоит упомянуть Windows Media Audio 9 Lossless, входящий в состав приложения Windows Media. Он работает с Windows и Mac OS X. Правда, пользователи отзываются о нем не очень одобрительно. Часто возникают проблемы с совместимостью кодека, да и количество поддерживаемых каналов ограничено шестью.
Что такое видеокодек
А теперь, переходим к следующему понятию — видеокодек. Когда я говорил, что если уменьшать битрейт, то качество видео будет меньше. На самом деле, это несколько упрощенный подход, поскольку есть различные методы сжатия.
Да, если сжимать видео одним способом, то действительно, чем меньше битрейт, тем хуже качество видео. Но ученными был найден другой выход — использование различных способов сжатия.
То есть, имея один и тот же битрейт, то есть, при одной и той-же скорости передачи видео, но применяя различные способы кодирования, мы получим разное качество видео.
Видеокодек — способ сжатия видео. Вы наверняка слышали, про различные видео форматы. MP2, MP4, H263, H265, HEVC. Все они, означают различные способы записи и сжатия видео.
Таким образом, записывая видео в различный формат данных, мы можем получить различное качество видео при одинаковом размере. Ну или, разное качество, при одинаковом размере.
Общие вопросы
Можно ли пережимать материал из lossless в lossy — например, из FLAC в MP3?
Можно и часто нужно. Например, если вы хотите слушать музыку в «походных» условиях с портативного устройства без аудиофильских замашек, а исходный материал у вас хранится в lossless-формате, то перед переносом на портатив имеет смысл сконвертировать нужные треки в lossy. Так вы уменьшите размер файлов и сможете сохранить на мобильном носителе значительно больше музыки. Деградации звука от такого преобразования вы, скорее всего, не почувствуете совсем.
Можно ли пережимать материал из lossy в lossless — например, из MP3 во FLAC?
Можно ли пережимать материал из lossy в lossy — например, MP3 с меньшим битрейтом в MP3 с бо́льшим битрейтом?
Если вы хотите получить от подобного пережатия улучшение качества, то нет, так делать не нужно — звучание не только не улучшится, а даже слегка ухудшится. Если вашей целью является уменьшение размера файла и качество звучания не очень критично, то пережатие из более высокого в более низкий битрейт вполне оправданно.
Какой из lossless-форматов лучше по качеству звучания — FLAC, Monkey’s Audio, WavPack?
Как уже говорилось ранее, lossless-форматы сжимают данные без потерь. Это означает, что в плане качества звучания все они абсолютно идентичны. Выбирать lossless-формат для использования в каждом конкретном случае следует, ориентируясь исключительно на его совместимость с ПО/оборудованием и на ваши личные предпочтения.
Влияют ли выбор кодера и его настройки на качество звучания при сжатии материала в MP3?
Существенно влияют. Про то, какой кодер и с какими настройками обеспечивает оптимальный результат, я расскажу ниже.
Влияет ли декодер на качество звучания при прослушивании материала в MP3? Чем лучше воспроизводить MP3 на ПК?
MP3-декодер может влиять на качество звучания. Некоторые (особенно старые) декодеры заметно искажают звук при проигрывании MP3, что может создать ложное впечатление об ущербности этого формата как такового. Для проигрывания музыки на ПК следует пользоваться проверенными программами-плеерами, желательно последних версий. Я использую foobar2000, который всем и рекомендую — у него проблем с качеством воспроизведения как MP3, так и других поддерживаемых форматов нет.
Влияют ли настройки кодера на качество звучания при сжатии материала во FLAC? Какую степень сжатия лучше выбрать?
Настройки FLAC-кодера на качество звучания не влияют совсем. От них могут зависеть только размер получаемых файлов и время, затраченное на сжатие, да и то незначительно. Поэтому чаще всего я не заморачиваюсь и кодирую во FLAC с настройками по умолчанию, что советую делать и вам. В редких случаях, когда требуется получить файлы минимального размера и приходится экономить каждый байт, имеет смысл увеличить степень сжатия до максимального значения.
Влияет ли декодер на качество звучания при прослушивании материала во FLAC? Чем лучше воспроизводить FLAC на ПК?
В случае с FLAC и другими lossless-форматами декодер на качество звучания не влияет, исходные аудиоданные при воспроизведении восстанавливаются с точностью до бита. Поэтому для прослушивания FLAC можно использовать любой плеер, который поддерживает данный формат и нравится лично вам. Однако, я ещё раз порекомендую foobar2000 как проверенное временем универсальное решение для проигрывания музыки под Windows.
Стандартных битрейтов аудио
Чтобы лучше ориентироваться в качестве музыки или голосовых записей, предлагаем вам ознакомиться с таблицей усреднённых значений. Сюда входят варианты кодирования со сжатием (MP3) и без (FLAC, WAVE).
- 6 Кбит/с — самое низкое качество, используется только для передачи информации, без эстетической ценности, например записей с диктофона.
- 32 Кбит/с — также представляет собой низкокачественную запись, но немного более высокого уровня, используется в более дорогих диктофонах.
- 128 или 160 Кбит/с — низший порог качества для музыки, обычно при таком битрейте слышны заметные искажения аудиодорожки.
- 192 Кбит/с — вариант, при котором ухудшения можно заметить только изредка, в этом качестве распространялись файлы в раннюю эпоху интернета.
- 256 Кбит/с — при таком сжатии изъяны в звучании можно будет услышать только на профессиональной аппаратуре или в хороших наушниках.
- 320 Кбит/с — максимально доступный битрейт для форматов «сжатия с потерями», например MP3. Разница в звуке заметна только при сравнении с Lossless-форматами.
- 400–1411 Кбит/с — используется для музыки и записей повышенного качества формата «сжатие без потерь» (именуется также FLAC).
- 1411 Кбит/с — аудио без сжатия, обычно в формате LPCM при переносе на CD-диски.
- 5644 Кбит/с — за этой отметкой находится уже профессиональный студийный звук.
- 6 Мбит/с — таким битрейтом могут себя побаловать любители Blu-ray фильмов.
- 18 mbps — стандарт для HDTV, максимально доступное качество.
Кодирование
Алгоритмы VBR, CBR и ABR, используемые для кодирования в МР3-формате, не обеспечивают полную сохранность качества — оно теряется. Впрочем, это можно ощутить только при просмотре (проигрывании) лишь на качественной аппаратуре.
Для непрофессионального взгляда материал, записанный с использованием механизмов VBR, CBR и ABR, будет выглядеть вполне качественно.
Проведём анализ различий в алгоритмах VBR, CBR и ABR, для того чтобы знать, каким из них правильно воспользоваться для записи и последующего хранения или передачи файлов. Какой из них лучше для качества или для решения других задач.
Online Conventering
Переходим к сервисам, где можно изменить битрейт MP3 онлайн. Первый в нашем обзоре – Online Conventering, русскоязычный сайт с простым инструментом кодировки. На главной странице выбираем синюю иконку «Аудио конвертер».
На следующей странице выбираем интересующий нас MP3-конвертер.
Выбираем файл для конвертации. Выставляем качество звука (битрейт), настройки частоты оставляем неизменными (Change sampling rate), а режим изменяем на «стерео» (Change channels). Кликаем внизу на «Конвертировать».
Размер нашего исходного файла составлял 7,04 Мб. Перекодированный файл уменьшился до объема 2,82 Мб. В процентном соотношении разница составила почти 60%. Результат аналогичен программе MP3 Quality Modifier, где мы тоже конвертировали файл с битрейтом 320 в 128.
Недостаток сервиса один: нельзя загрузить одновременно несколько файлов, приходится изменять каждый по отдельности.
Цифровые плееры с поддержкой lossless
Хорошо отзываются пользователи о цифровых плеерах jetAudio, Foobar2000, Spider Player. Кардинальных отличий между ними нет. Выбор любого устройства основывается на субъективном мнении меломана об удобстве интерфейса для воспроизведения lossless. Что такое lossless формат, можно узнать протестировав эти плееры.
Формат Apple Lossless проигрывается с использованием iTunes. Кроме того, данный кодек поддерживается популярным видеоплеером VLC.
Хозяева компьютеров, совместимых с Apple, могут использовать две интересные программы: Vox и Cog.
Они поддерживают такие lossless форматы:
Дополнительно к этому имеется много полезных возможностей, например поддерживаются сервисы Last.fm.
Владельцы компьютеров с системой Windows могут использовать любое приложение, которое совместимо с кодеками музыки без потери качества: Foobar2000 или WinAmp. Для Winamp требуются специальные плагины. Lossless музыка хорошо воспроизводится на iTunes и KMPlayer. Достоинство iTunes, которого нет в других плеерах – возможность поддержки тегов.
Стандартные битрейты видео
- 400 Кбит/c — низкокачественные ролики, снятые на камеры низкого разрешения.
- 750 Кбит/с — применяется алгоритмами YouTube для роликов в 360p.
- 1 Мбит/с — то же самое для роликов в 480p.
- 2,5 Мбит/с — ролики в 720p.
- 3,8 Мбит/с — тот же YouTube, только видео в 720p и частотой 60 кадр/с.
- 4,5 Мбит/с — подобный битрейт ютуб выставляет видеозаписям в 1080p.
- 6,8 Мбит/с — то же самое, только для частоты 60 кадр/с.
- 9,8 Мбит/с — применяется при изготовлении DVD-дисков с фильмами.
- 19 Мбит/с — используется форматом HDV с разрешением 720p и 1080p.
- 24 Мбит/с — зачастую применяется при записи Blu-ray носителей.
- 29 Мбит/с— можно встретить на дисках стандарта HD DVD.
- 40 Мбит/с — наивысшее качество для записи Blu-Ray в 1080p.
- 45 Мбит/с — битрейт для 4K видео
Так что же выбрать: CBR или VBR?
CBR можно рекомендовать прежде всего при необходимости уложиться в твёрдо заданную и при том невысокую пропускную способность линии связи (когда перегружать канал нельзя ни в коем случае). Нередко применяется при работе в общей сети заказчика. Кроме того, CBR подходит для наблюдения мало изменяющихся объектов (например, помещение, одинаково освещённое днём-ночью-летом-зимой с одной и той же обстановкой в поле зрения камеры), особенно, если какое-нибудь конкретное ПО больше «любит» CBR и работает наиболее стабильно при использовании именно этого режима. И такое ПО действительно существует!
VBR с ограничением «сверху» (особенно «продвинутые» его варианты типа Zipstream) — естественный выбор для задач наблюдения, не привязанных жёстко к пропускным способностям IP-каналов. Позволяет получить качественное изображение с заданным темпом, вне зависимости от условий эксплуатации.
Это общие рекомендации, а частности мы свели в таблицу сравнения:
CBR | VBR | |
---|---|---|
Когда лучше использовать | Ограничения пропускной способности линии связи. | Универсальный выбор; требуется качество жёстко заданного уровня. |
Расчёт сети | Исходя от заданного размера потока. | Исходя от заданного ограничения «сверху» (должно поддерживаться камерой!). |
Расчёт архива | Исходя от заданного размера потока. | Исходя от среднего значения, получаемого опытным путем, либо на калькуляторах производителей для заданной сцены |
Условия падения качества | Задан приоритет скорости; недостаточен установленный размер потока | Малый размер ограничения «сверху» |
Условия падения скорости | Задан приоритет качества; недостаточен установленный размер потока | Малый размер ограничения «сверху» |
Риск сокращения глубины архива | Отсутствует. | Высок, если среднее значение определено неверно. |
Риск перегрузки сети | Отсутствует. | Высок, если ограничение «сверху» не задано. |
Важно!
Функции ограничения VBR-потока и установки приоритета есть не у всех камер. Об этом – следующий раздел.Дополнение: богатая практика инженеров «Видеомакс» показывает, что в большом количестве задач и наблюдаемых сцен переход от использования CBR к VBR увеличивает глубину архива. Казалось бы, как так? Дело в том, что бо́льшие расходы дискового пространства при всплесках потока в VBR более чем компенсируются расходами малыми, когда наблюдаемая обстановка «успокаивается», и VBR-поток зачастую становится чуть ли не меньше самого маленького значения CBR, которое можно выставить в камере.
Выполняем расчеты
Чтобы рассчитать битрейт видео, используется специальная формула. Следует выяснить размер видеозаписи в килобитах и разделить эту величину на продолжительность воспроизведения, измеренную в секундах.
Например, имеется необходимость записать 2,5 часа видео (9000 секунд) на диск формата DVD. Его стандартный объем известен – 4480 МБ
Битрейт же измеряется в мегабитах в секунду, что важно учитывать
Итак, расчет выглядит так: 4480 МБ делится на 9000 секунд и умножается на 8000 (для перевода в кбит/с). В результате получается 3982 кбит/с или 3,98 Мбит/с.
Вместе с тем, в видеофайле одновременно используется и аудиодорожка, которую следует учитывать. Поэтому произвести более точный расчет вручную проблематично. Чтобы вычисления были наиболее точными, желательно использовать специальные приложения (например, MediaInfo).
Уровни сжатия и значение битрейта
Уровни сжатия бывают различными. Если трек характеризуется битрейтом 128 Кбит/с, то места он отнимет немного, но и звучание станет посредственным. Битрейт в 320 Кбит/с окажется больше и качественнее, но все равно уступит 1,411 Кбит/с – битрейту, который характеризует аудио компакт-диски. Когда важен высокий битрейт? Как он вообще влияет на музыкальные записи? Здесь есть несколько особенностей:
Если наушники или аппаратура низкого качества, нет смысла уделять внимание битрейту – полноты звучания все равно не получится. Если же аппаратура хорошая, стоит подобрать треки Lossless – экономия скажется на ощущениях от прослушивания.
Не каждый человек хорошо различает частоты, и многие действительно не могут услышать разницу между MP3 и FLAC
Если вы не слишком музыкальны и к меломанам не относитесь, любите слушать музыку фоном, то здесь тоже не стоит усердствовать с выбором в пользу объемных и очень качественных форматов. Отличить разницу будет крайне сложно.
Музыкальное направление тоже вносит свою лепту
Для классической музыки, джаза и некоторых других стилей качество крайне важно, а для обычной поп-музыки порой разница слишком несущественна.
Lossless – формат, который больше подходит для хранения, кроме того, он позволяет в любой момент сжать трек до более удобного в плане объема Lossy. Наоборот же сделать, увы, не получится. Вместе с тем, если использовать дешевые наушники, расслышать в них все особенности музыкального произведения вряд ли получится, даже если формат не позволил потерять в качестве, поэтому нет смысла и гнаться за высоким битрейтом.
Формат WavPack
WavPack – еще один свободно распространяемый аудиокодек, сжимающий звуковую информацию без потерь качества. В WavPack интегрирован эксклюзивный комбинированный режим, позволяющий создавать два файла. Один из файлов в таком режиме создается сравнительно небольшого размера с потерями качества .wv, который можно проигрывать самостоятельно. Второй файл «.wvc» корректирует предыдущий «.wv» и в комбинации с ним дает возможность в восстановить оригинал в полной мере. Некоторым пользователям такой подход может показаться перспективным, ведь не нужно выбирать между двумя видами сжатия – всегда будут реализованы оба.
Заслуживает также внимания видеокодек с высококачественным звуком – lagarith lossless codec. Он работает быстро и качественно.
Действительно ли битрейт имеет значение?
Я не люблю отвечать на вопросы таким образом, но, к сожалению, ответ: это зависит.
Часть уравнения — это оборудование, которое вы используете. Если вы используете качественную пару наушников или динамиков, вы привыкли к большому частотному и динамическому диапазонам. Таким образом, вы, скорее всего, заметите недостатки, которые возникают при сжатии музыки в файлы с более низким битрейтом. Вы можете заметить, что в низкокачественных MP3-файлах отсутствует определенный уровень детализации; Тонкие фоновые треки могут быть более трудными для восприятия, верхние и низкие частоты не будут такими динамичными, или вы можете услышать искажения в вокале солиста. В этих случаях вам может потребоваться дорожка с более высоким битрейтом.
Однако, если вы слушаете свою музыку с помощью пары дешёвых наушников на вашем iPod, вы, вероятно, не заметите разницы между файлом со скоростью 128 Кбит/с и файлом 320 Кбит/с, не говоря уже музыке без потерь 1,411 Кбит/с. Помните, когда я показывал вам изображение несколькими абзацами выше и отметил, что вам, вероятно, пришлось вглядываться в него, чтобы увидеть недостатки? Ваши наушники подобны усеченной версии изображения: они сделают эти недостатки трудными для восприятия, так как они физически не способны сыграть вам музыку так, как нужно.
Другая часть уравнения, конечно, ваши собственные уши. Некоторым людям может быть очень тяжело отличить два разных битрейта по простой причине — они мало слушают музыку. Навык слуха, как и любой другой, развивается с практикой. Если вы часто и много слушаете любимую музыку, ваш слух становится более точным и начинает улавливать мелкие детали и полутона. Но до тех пор не имеет особого значения, какой битрейт вы используете?
Так какой формат и битрейт вы должны выбрать для себя? Хватит ли вам 320 Кбит/с, или вам обязательно нужен Lossless формат?
Дело в том, что трудно услышать разницу между файлом без потерь и MP3-файлом 320 Кбит/с. Чтобы услышать разницу, вам понадобится серьезное высококачественное оборудование, хороший слух и определенный тип музыки (например, классическа или джаз).
Для подавляющего большинства людей, 320 Кбит/с более чем достаточно для прослушивания.
Variable bitrate
Легко догадаться, что такая разновидность метода (VBR) является переменной (variable — переменный, англ.).
Для такой кодировки характерно то, что битрейт в этом случае изменяется в процессе самого кодирования программой-кодеком. И зависит битрейт в указанном случае от насыщенности звукового или видеоматериала.
То есть при выборе VBR-кодирования программой для записи пустой картинки будет выбран меньший битрейт, а для записи насыщенных картинок или быстро сменяющихся изображений — больший.
Алгоритм Variable bitrate
Отрицательным моментом этого алгоритма является трудность предвидения предстоящих изменений. Увеличение битрейта при записи будет реально происходить с опозданием.
Кроме того, фрагменты, звучащие тихо, воспринимаются при VBR-кодировании как фрагменты, не несущие важности, и под них на этом основании выделяется минимальный битрейт. Поэтому CBR с максимальным значением в 320 кбит/с обеспечит большее качество
Поэтому CBR с максимальным значением в 320 кбит/с обеспечит большее качество.
Правда, в настоящее время появилась кодировка VBR 2 Pass.
Суть её в том, что программа сначала анализирует мультимедийный поток (в первый раз), а затем производит запись, сжимая её на основе данных, полученных при первичном сканировании. Это даёт лучший результат по качеству, и в этом смысле такая кодировка лучше.
За счёт чего достигается экономия памяти при кодировании в VBR?
Алгоритмы сжатия анализируют не только сам звук, но и его сложность, раскладывая на элементарные составляющие. Таким образом, сложные участки музыки, где одновременно звучат множество инструментов, либо звук инструмента часто меняет свою тональность и громкость, кодируются с максимальным качеством. Но если в музыке появляются простые секунды, или вообще наступает тишина, эти кусочки кодируются с гораздо меньшим битрейтом.
За счёт этого подхода и достигается экономия памяти.
Но нужно всегда помнить о том, что основным недостатком VBR является невозможность воспроизведения музыки на старом оборудовании или на старом программном обеспечении.
Вернуться к содержанию
Таблица сравнения [ править | править код ]
Возможности | FLAC | WavPack | TAK | Monkey’s Audio | OptimFROG | ALAC | WMA | Shorten | LA | TTA | MPEG-4 ALS | MPEG-4 SLS | Real Lossless |
Кодирование | быстро | очень быстро | очень быстро | быстро | медленно | быстро | средне | очень быстро | очень медленно | быстро | средне | медленно | медленно |
Декодирование | очень быстро | быстро | очень быстро | средне | медленно | быстро | быстро | очень быстро | медленно | быстро | быстро | медленно | очень быстро |
Сжатие* | 55,7 % | 55,7 % | 53,9 % | 53,7 % | 53,2 % | 56,7 % | 57,1 % | 60,9 % | 52,1 % | 55,3 % | 55,1 % | ? | 55,4 % |
Гибкость** | очень хорошо | очень хорошо | очень хорошо | очень хорошо | очень хорошо | плохо | плохо | плохо | средне | плохо | очень хорошо | плохо | плохо |
Обработка ошибок | да | да | да | нет | да | да | нет | нет | да | да | да | ||
Поиск | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
Теги | Vorbis tags | ID3/APE | APEv2 (exp.) | ID3/APE | ID3/APE | iTunes | ASF | нет | ID3v1 | ID3 | да | да | собственные |
Аппаратная поддержка | очень хорошо | ограниченно | нет | ограниченно | нет | хорошо | ограниченно | ограниченно | нет | ограниченно | нет | нет | нет |
Программная поддержка | очень хорошо | хорошо | средне | хорошо | средне | средне | хорошо | очень хорошо | плохо | средне | плохо | плохо | плохо |
Гибрид/lossy (без потерь) | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | да | нет |
ReplayGain | да | да | да | нет | да | отчасти | нет | нет | нет | да | да | да | нет |
RIFF-чанки | да | да | да | да | нет | да | да | нет | |||||
Потоковое воспроизведение | да | да | да | нет | да | да | да | нет | нет | да | да | да | |
Поддержка Pipe | да | да | да | да | да | да | да | да | да | нет | нет | ||
Открытый исходный код | да | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | да | да | нет |
Многоканальность | да | да | да | нет | нет | да | да | нет | нет | да | да | да | нет |
Высокое разрешение | да | да | да | да | да | да | да | нет | нет | да | да | да | нет |
Поддержка ОС | Кроссплатформенный | Кроссплатформенный | Win/Linux Wine | Кроссплатформенный | Win/Mac/Linux | Кроссплатформенный | Win/Mac | Кроссплатформенный | Win/Linux | Кроссплатформенный | Кроссплатформенный | Кроссплатформенный | Win/Mac/Linux |
Коэффициент сжатия вычисляется как отношение размера после сжатия к размеру до сжатия, умноженное на 100 %. Таким образом, чем меньше значение, тем лучше.
Указанные в таблице скорости кодирования и декодирования, а также коэффициент сжатия, получаются при использовании стандартных настроек кодировщика.
Под гибкостью понимается число доступных пользователю вариантов кодирования (быстро/слабое сжатие, медленно/сильное сжатие и все промежуточные варианты).
Заключение
Завершая данную статью, не могу обойти стороной один из самых популярных вопросов обывателей — что же лучше, FLAC или MP3? Спрашивающий обычно хочет получить простой, однозначный и справедливый для всех случаев ответ. Однако, такового нет и быть не может. Далее я изложу своё мнение по части того, когда и почему следует применять каждый из обсуждаемых форматов.
Что касается качества звучания, то опыт показывает, что при грамотном подходе к процессу сжатия MP3 разница между ним и lossless-форматами на слух исчезающе мала в подавляющем большинстве ситуаций. Надежно фиксировать отличия могут только хорошо тренированные люди при прослушивании подходящей музыки на высококлассном оборудовании. Да, существуют специально подобранные тестовые сэмплы, на которых артефакты lossy-сжатия отчётливо заметны каждому, но задайте себе вопрос — вы планируете слушать эти сэмплы или всё-таки обычную музыку? В общем, вывод очевиден — MP3 более чем подходит как формат хранения музыки для высококачественного воспроизведения. Но повторю ещё раз: данный тезис справедлив только в том случае, если аудиофайлы приготовлены правильно. К сожалению, сеть наводнена MP3-шками, звучание которых откровенно погано вовсе не из-за ущербности самого формата, а по причине использования старых или изначально убогих кодеров.
Чтобы составить собственное непредвзятое мнение по обсуждаемому вопросу, настоятельно рекомендую читателю лично потестировать разные форматы в слепых тестах. Это не только познавательное, но и достаточно увлекательное занятие.
Теперь рассмотрим преимущества, которые даёт использование FLAC или других lossless-форматов.
В отличие от ситуации с MP3, где качество результата сильно зависит от квалификации кодирующего, испортить звучание сжатием во FLAC невозможно в принципе. Поэтому вопрос, чем и как кодировался материал теряет свою актуальность (за исключением ранее описанных клинических случаев изготовления FLAC из lossy, но это легко проверяется). При прослушивании музыки в lossless вы можете быть уверены, что огрехи в звучании, если таковые имеются — не результат приложения чьих-либо кривых рук на этапе сжатия, а свойство исходной фонограммы, с которым просто надо смириться.
Сама уверенность в том, что запись хранится «как есть», без необратимых потерь в ней, некоторым людям доставляет психологический комфорт. В такой тонкой области, как аудио, данный фактор может быть весьма значимым.
Материал в lossless идеально подходит для разнообразной обработки — его можно пережимать в любые другие форматы, редактировать, резать на сэмплы без боязни получить на выходе «мясо, вылепленное из консервов»
Для тех, кто серьёзно работает со звуком, это немаловажно.
Всё перечисленное не про вас? Тогда заморачиваться с lossless вам нет никакого смысла, смело используйте MP3 либо другие lossy-форматы.
Лично я дома храню и слушаю музыку преимущественно во FLAC, собственноручно изготавливая из него MP3 при необходимости — например, для использования в портативных устройствах.
Метки: работа с аудиозаписями
Итоги обзора
Мы рассмотрели четыре возможности изменить битрейт MP3 файла – две программы и два онлайн-сервиса. Вкратце о каждом из них:
- MP3 Quality Modifier – портативная программа с простым интерфейсом, бесплатная. Быстро и качественно перекодирует файлы и показывает итоговую статистику – процент уменьшения размера;
- AudioConverter Studio – утилита тоже демонстрирует хорошие результаты кодировки. Единственный минус: в пробной версии есть ограничение – вставка звукового сообщения в начале композиции о том, что файл конвертировался в этой программе;
- Online Conventering – удобный онлайн-сервис, где можно быстро из браузера, без установки ПО изменить битрейт. Недостаток – невозможность загрузить сразу несколько композиций;
- Online Convert – еще один сервис на русском языке, конвертирующий аудио MP3 формата. Преимущество по сравнению с предыдущим – возможность загружать несколько файлов, а также есть сохранение с предварительной архивацией.
По результатам все программы аналогичны – файлы уменьшаются в объеме одинаково. Выбор за вами: компьютерная утилита или онлайн-конвертер.